Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения
методическая разработка по русскому языку по теме
Актуальность опыта направлена на создание условий совершенствования орфографической зоркости школьников 5-9 классов средней школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Ф.И.О.: Полковникова Елена Валентиновна
Образование: высшее
Название учебного заведения: Владимирский государственный педагогический институт, 1983 год, филологический факультет
Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новкинская ООШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 29лет
Стаж работы в занимаемой должности:2 9 лет
Квалификация: -
Орфография как закон природы
Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы
Д.Быков
2. Условия формирования опыта по теме « Система работы над орфографическими правилами на уроках русского языка через алгоритмизацию обучения»
В процессе работы над орфографической зоркостью учащихся в 5-9 классах наблюдается ряд противоречий, а именно:
- между наличием у учащихся теоретических знаний по русскому языку и уровнем орфографических умений и навыков;
- между условиями формирования устойчивых знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках русского языка;
- между высоким уровнем требования к содержанию курса русского языка и дефицитом учебного времени.
На создание опыта работы по данной теме оказали также влияние и другие факторы: изучение методической литературы, знакомство с опытом коллег-словесников, труды психологов ; главным образом, требование времени обусловлено теми обстоятельствами, что «обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях…»
3. Теоретическая база опыта.
Традиционно в методике преподавания русского языка выделяют два пути формирования орфографических умений и навыков. Первый основан на заучивании орфографических правил, второй базируется на создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой. Собственные наблюдения, изучение трудов ученых, методистов дают основание утверждать, что обучение орфографии нельзя основывать только на заучивании правил, так как это приводит к развитию механического навыка, оторванного от языка. Разрабатывая проблемы педагогической психологии, в частности ПСИХОЛОГИИ ОРФОГРАФИИ, Дмитрий Николаевич Богоявленский писал , что существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. На неэффективность обучения орфографии только на основе заучивания правила указывают и работы психологов. Например, П. Я. Гальперин отмечает, что механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, к сожалению, многое забывается.
Исследуя это явление, психологи пришли к выводу, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы: зрительное и слуховое запоминание, логические операции, зрительная память, пассивное внимание.
Исходя из этого, я полагаю, что работу по развитию орфографической зоркости нужно строить согласно наблюдениям психологов , учитывая зрительное, слуховое, ассоциативное восприятия учащихся и на основе системного комплексного подхода к работе над орфограммой, беря во внимание также фонетические и исторические написания.
4. Актуальность и перспективность опыта.
В концепцию модернизации российского образования заложена потребность общества в образованных, нравственных, думающих людях, которые могут ответственно и самостоятельно принять решения в ситуации выбора
По-прежнему востребован человек, умеющий грамотно и последовательно излагать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как грамотное письмо является важным элементом общей языковой культуры и определяет функцию языка как средства общения людей в различных сферах деятельности.
Актуальность опыта направлена на создание условий совершенствования орфографической зоркости школьников 5-9 классов средней школы .К сожалению, ежегодный анализ письменных работ учащихся свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии, особенно это заметно при переходе их из начальной школы в среднее звено. В связи с этим назрела необходимость усовершенствованного подхода к системе обучения, которая должна помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, подготавливать их к тому, чтобы они писали сложные слова автоматически. Таким образом, актуализация опыта представлена результатами поиска эффективных способов совершенствования орфографических умений и навыков школьников на уроках русского языка. И цель данной работы – убедить в эффективности алгоритмизации процесса обучения с опорой на схемы, конспекты, т.е.показать систему работы на уроках русского языка в 5-9 классах при формировании орфографических навыков.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках русского языка условий для совершенствования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, раскрытие творческого потенциала личности
5. Новизна опыта.
Любой педагогический опыт, как правило, является самостоятельным и несет в себе элементы новизны
Новизна данного опыта состоит в адаптации применительно к конкретным условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе, с использованием правильно подобранного дидактического материала. Система работы предусматривает:
-проведение нетрадиционных форм урока (урок-презентация, проектный урок и т.д)
- подачу материала уроков через комплекс упражнений и заданий по русскому языку, стимулирующие у школьников умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать;
-привлечение компьютерных технологий
-ориентацию на стандарт через индивидуализацию;
-повышение мотивации учения через раскрытие творческого потенциала уч-ся
-активные методы и приемы обучения
Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную политику в области образования, позволяет предусматривать изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Нацеливает на использование орфографических алгоритмов, приводит в систему орфографические упражнения, применяет компьютерные технологии для изучения орфографии. Все это дает определенный эффект обучения, так как комплекс опорных умений и навыков целенаправленно обеспечивает ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.
Полагаю, такой подход позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка и обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию прочных знаний учеников.
6. Адресность опыта
Опыт работы, рассмотренный на заседании ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла, может быть рекомендован как начинающим педагогам, так и опытным учителям, работающим в среднем звене. Он может быть применён как на отдельно взятом уроке, так и в системе уроков и внеклассной работы по формированию орфографической зоркости учащихся.
7. Трудоёмкость опыта
заключается в том, что в учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, то есть с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Однако последовательно и целенаправленно, в рамках конкретных программных требований, орфография изучается в I-IV и V-VII классах, а в старших классах (VIII-IX, X-XI) программа по русскому языку лишь указывает на необходимость совершенствовать навыки правописания учащихся. Таким образом, создается ситуация, согласно которой грамотное в орфографическом отношении письмо должно сложиться у учащихся уже к VIII классу! Однако в реальной жизни школы пока еще такого уровня обучения достичь не удается.
Возникает необходимость разрабатывать такую систему обучения, которая обеспечила бы удовлетворительную орфографическую грамотность учащихся, оканчивающих VII класс, и создала бы надежные предпосылки для упрочения приобретенных навыков на этапах VIII-IX и X-XI классов.
Необходимо иметь постоянно обновляющийся подбор упражнений для самостоятельного выполнения с целью дальнейшего планирования и организации работы над совершенствованием орфографических навыков
8. Технология опыта.
В обучении правописанию современная методическая мысль достигла определенных успехов, однако проблема практического повышения орфографической грамотности наших учащихся ещё продолжает существовать в силу отдельных противоречий, указанных выше.
Таким образом, в поисках рациональной идеи-методики школьной орфографии на современном этапе приходишь к убеждению, что необходимо объединить и учесть в своей работе следующее: 1) основные научные положения теории русского правописания, 2) важнейшие достижения педагогической психологии и дидактики, а также 3) лучший опыт преподавания.
Технологический аспект опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка предполагает постановку следующей цели: выработать такую систему приемов и упражнений, которая позволяет создавать условия для совершенствования активной самостоятельной позиции учащихся в обучении русскому языку и развивать орфографическую зоркость. Добиваясь вышеуказанной цели, я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению, а именно:
- освоение учащимися основ знаний по русскому языку через развитие творческих способностей ;
- осмысление своей индивидуальности , контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
- развитие интереса к русскому языку и литературе, через реализацию своих возможностей и передачи опыта другим
Отмечу, что реализации поставленных целей и задач способствует педагогика сотрудничества, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях “учитель-ученик” принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества).
Но огромный объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся ,и дефицит учебного времени вызывают необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально распределить учебное время в процессе обучения русскому языку.
А решить поставленные задачи помогают следующие педагогические принципы:
- принцип преемственности и последовательности в обучении.
В его основе - построение определенной системы и последовательности процесса обучения. К примеру, сложные упражнения не могут быть выполнены до выполнения более простых задач. Этому принципу соответствует УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой , концепция которого направлена на содействие развития логических умений через реализацию комплекса упражнений по русскому языку. Он обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
- принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их сочетание. Правило базируется на утверждении, что индивид становится личностью благодаря его общению с другими учениками. Этот принцип создает условия для диалога, повышает чувство ответственности.
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.
- Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Этот подход требует развития у школьников умения аргументировать, доказывать суждения, делать выводы, оценивать себя и других.
Активно использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, такие как:
1. Метод стимулирования познавательной активности.
2. Частично-поисковый и эвристический метод.
По мнению В.М.Бехтерева, «у детей школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой». Именно поэтому выполнение упражнений и заданий поискового характера, редактирование текста способствуют концентрации внимания школьников.
При подборе дидактического материала - текстов из художественной литературы- учитываются следующие критерии:
- соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся;
- наличие в тексте изученных орфограмм;
- доступность с точки зрения языковых средств.
3. Объяснительно-иллюстративный метод:
Систематически использую на уроке опорные схемы. Опорная схема –совокупность ассоциативных графических знаков и символов, ключевых слов. Она способна активно восстанавливать и применять информацию.
Данный метод помогает мне представить материал образно, выделить главное. По словам детей, с помощью опорных схем лучше запоминаются орфографические правила. Этот метод активизирует логическое мышление учащихся.
А использование орфографических алгоритмов ( по методу М. Р. Львова) помогает пошагово воспроизвести ход рассуждения по применению правила, способствует выработке умения правильно определять орфограммы, дает возможность соединить в одно целое изученный материал, обобщить и конкретизировать орфографическое правило на разных этапах урока.
4. Метод комбинированного контроля.
Преимущество этого метода в блиц- проверке одновременно нескольких групп учащихся за небольшой промежуток времени при помощи системы карточек. Они включают вопросы по теме, письменные задания, тесты. Ученик самостоятельно должен подготовить ответы на выбранном им уровне. Работа с карточками требует системности.
Таким образом, использование этих принципов и методов обучения позволяет соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Всем известно, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие реализуется в ходе объяснительного диктанта, выборочного комментированного списывания, графического выделения орфограмм, исправления письма.
Слуховое восприятие раскрывается при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для артикуляционного восприятия и запоминания необходимо комментирование, четкое орфографическое проговаривание.
Общеизвестно, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе как комментированного письма, так и звукобуквенного , орфографического разборов.
Постоянно в своей работе применяю алгоритмы обучения орфографическому правилу. Этот прием удобен, прост, состоит из нескольких этапов. Для достижения желаемых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, начиная с 5 класса. Учащиеся привыкают к такому способу работы, затем это входит в определенную систему. Привожу пример фрагмента урока , где я использую прием алгоритма обучения орфографическому правилу
Алгоритм обучения орфографическому правилу
1. Знакомство с орфограммой – самостоятельный вывод орфографического правила с опорой на учебник. (Тем более, что каждый параграф УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой построен с соблюдением перехода от этапа к этапу).
Важно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании и самостоятельно делали вывод
Например, при изучении темы «Буквы Е и И в корнях с чередованием» в материале параграфа №113 (материал для наблюдений) учащиеся наблюдают, где пишется в корнях с чередованием И – Е:
избИрать избЕру
запИрать запЕр
отдИрать отдЕру
вытИрать вытЕр
замИрать замЕр
расстИлать расстЕлю
Данный материал для наблюдений позволяет уч-ся самостоятельно сделать вывод о правописании корней с чередующимися Е – И. Свои наблюдения школьники сверяют с правилом, представленным в учебнике, а именно: в корнях с чередованием буква И пишется, если за корнем стоит суффикс –А (бирА, тирА. пирА…), в противном случае – Е .
2. Объяснение орфограммы на примерах упражнений учебник (либо подобранных учителем.)
На данном этапе необходимо следить за чётким проговариванием слов, объясняя, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Обязательно обращаю внимание на проговаривание правила по образцу рассуждения: в слове блИстал я напишу в корне И, т.к. после корня стоит суффикс А.
3. Алгоритмизация правила – составление опорной схемы:
Этот этап работы позволяет проявлять фантазию, находчивость. Пятиклассники любят играть – составление схемы - правила может легко превратиться в увлекательную игру. Предлагается всем придумать краткую запись (схему) правила, в которой можно использовать условные знаки, сокращения, затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
бир __________ А
бер __________ нет А или бИРА, пИРА, дИРА,тИРА, мИРА…
4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т. д. На этом этапе ученик должен понять, что нужно учитывать значение морфемы. Предлагается из слов:
берег, выбирать, оберегать, заберёт, выберет, перебирать -
выбрать только слова на изученную орфограмму, а затем ученики объясняют, почему не подходят другие примеры.
(выБИРАть, заБЕРёт,выБЕРет, переБИРАть)
5. Работа с сигнальными карточками:
У каждого ученика есть карточки: буквы И - Е.Во время диктовки слов на заданную тему ребята показывают необходимые карточки. Недостаток данной работы – невозможность оценить работу каждого ученика, но такой вид деятельности очень нравится ребятам 5-6 классов
6. Буквенный диктант.
Такой вид работы (записывается только орфограмма-буква) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, что придает детям определенную уверенность в своих силах. Диктант состоит обычно из 12-15 слов; если ученик допускает одну ошибку, - «4», две-три ошибки – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты диктанта дети должны узнать сразу (ключ правильных ответов – на доске, либо это на слайде презентации). В сильном классе можно использовать взаимопроверку.
7. Словарный диктант позволяет индивидуализировать процесс контроля над уровнем усвоения орфограммы
8. Выборочный диктант состоит из словосочетаний и помогает попутно повторить другие орфограммы, изученные ранее
9. Предупредительный и объяснительный диктанты представляют собой связный текст. А работа с текстом на уроках русского языка как важнейшее средство формирования коммуникативной компетенции школьника, его функциональной грамотности.
10. Наконец, кульминация - контрольный диктант(либо тест)
Его результаты будут более значительными, если последовательно и систематически применять данный алгоритм.
У каждого этапа работы над орфографическими правилами есть свои плюсы и минусы, поэтому иногда можно исключить тот или иной этап: от первого перейти к третьему, а второй и четвёртый объединить, но все это зависит от степени трудности изучаемого материала.
В процессе работы я убедилась в эффективности данной технологии. Наблюдения позволяют сделать вывод, что для совершенствования навыков грамотного письма школьников, осознанного восприятия ими всех этапов применения орфографических правил, возникает необходимость тщательного отбора дидактического материала с учетом задач каждого из этапов. Особенно это актуально на этапе 8-9 классов, когда идет углубленное изучение синтаксиса простого и сложного предложений, именно здесь ни в коем случае нельзя «забыть» об орфографии. Например, тема «Безличные предложения» : на этапах актуализации знаний и первичное закрепление нового материала проводится работа по упрочению орфографических знаний по уже заданному алгоритму.
Особо хочется сказать об уроках обобщения и систематизации, подготовки к контрольной работе. Здесь весьма эффективна модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. В работе с алгоритмами предлагается несколько этапов:
Первый этап – знакомство с алгоритмами, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное в данной работе над алгоритмом – нацелить учащихся к последовательности действий.
Второй этап – овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом имеет успех только в том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика, если эти шаги фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения правила).
Третий этап – закрепление-диагностика успешности усвоения алгоритма.
Этот прием орфографического алгоритма используется при изучении таких правил, как-то: правописание – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; корней с чередованием гласных; приставок на З (С); суффиксов -ОВА- , -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, «Проверяемые гласные в корне», «Правописание О- Е после шипящих и Ц», «Мягкий знак после шипящих на конце слов», «Правописание НЕ и НИ», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Правописание Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях», «Правописание безударных личных окончаний глаголов»и другие.
Основной алгоритм, с которого мы начинаем работу над орфограммой, состоит из следующих этапов:
1)Увидеть орфограмму в слове
2)Определить, какая это часть речи
3)Определить морфему, содержащую орфограмму
4)Вспомнить правило
5)Применить его к данному слову
6)Найти слово, содержащее орфограмму, в контексте
После изучения каждой темы в 5-7 классах на систематизацию и обобщение материала отводится 2-3 урока. В материал 1 урока включаю примеры на все изученные в теме орфограммы. Дома ученикам предложено распределить слова по степени трудности – каждый делает это индивидуально: определяют степень трудности, самостоятельно подбирают дидактический материал.
Второй урок обобщения изученного строится уже с учётом анализа опроса: делаю упор на орфограммы, которые оказались трудными на первом уроке, привлекаю дидактический материал, подготовленный учащимися. На таких уроках полезны элементы игровой деятельности. Школьники быстрее запоминают правописание, если провести игры, например: « Чей улов богаче ?» (групповая работа), «Третий (четвертый) лишний», «Орфографический футбол», «Помоги литературному герою». Такая занимательность привлекает учащихся 5-6 классов, для школьников 7-9 классов интересен другой вид деятельности: они охотно работают с интернет-ресурсами, составляют сообщения, небольшие творческие работы – лингвистические сказки.
Важную роль в формировании орфографических навыков также играет работа над ошибками. Систематическая работа в этом направлении воспитывает у детей орфографическую бдительность, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. При составлении тематического планирования мы всегда закладываем 1 час на этот важный этап работы, но в силу ограниченного количества часов русского языка в 8-9 классах это сделать практически невозможно. Приходится выкраивать время на работу с ошибками на последующих уроках новой темы, что не совсем удобно. Поэтому считаю целесообразным в тех или иных случаях вкладывать в рабочую тетрадь карточку с дополнительным заданием, при этом руководствуюсь дифференциацией. Данная система работы над ошибками предусматривает активные действия ученика: когда учащийся получает проверенную мною тетрадь, он сам исправляет ошибки, записав после классной работы такой вид работы ,как работа над ошибками. Выполняя эту работу, ученик пользуется алгоритмом действий - «Памяткой для работы по исправлению ошибок». Такие системные действия позволяют учащимся овладеть способами самостоятельного решения разных орфографических задач и становятся для них нормой. Затем при проверке тетрадей обращаю внимание на проделанную работу, исправляя кое-какие неточности, если они есть, показывая правильную запись. Таким образом, работа над ошибками включает в себе несколько этапов:
1)обучение регламенту письменного объяснения допущенных ошибок;
2) систематический учёт допущенных школьниками ошибок, а именно: изготовление карточек с текстами для тренировки в правописании различных орфограмм, выполнение упражнений с целью закрепления написаний орфограмм;
3) контроль учителя качества работы над ошибками.
Итоги данной работы: улучшается внешний вид тетрадей, в них меньше исправлений, и у самих учащихся появляется чувство уверенности, удовлетворения, формируются устойчивые навыки грамотного письма.
Большую роль в формировании орфографических навыков играют опорные конспекты, алгоритмы, таблицы по орфографии (таблицы Т. Я. Фроловой), интернет-ресурсы
Опорные конспекты – важное средство организации работы с текстами научного стиля , а также обратной связи при проверке знаний учащихся. Учащиеся быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще. Опорные конспекты заносятся в обычные рабочие тетради. Вначале такой вид деятельности контролируется учителем, затем это становится привычной работой: составляются конспекты и в классе в качестве мини-проектной деятельности, и дома – по типу домашнего задания. Таким образом, опорные конспекты активизируют познавательную деятельность ребят, развивают их лингвистическое мышление, служат подспорьем в практической деятельности.
Когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему, подготовить учащихся к мониторингу, эффективна агоритмизация обучения орфографии по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил. Это практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. В работе с алгоритмами предлагаю ребятам несколько этапов.
Первый этап – знакомство с алгоритмами, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное в работе над алгоритмом – убедить ученика ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.
Второй этап – овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом успешна при условии, если при этом установлен контроль со стороны учителя за действиями ученика и эти действия фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения правила).
Третий этап – закрепление. Он связан с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма.
Для раскрытия творческого потенциала ребенка, для повышения его мотивации в области развития орфографической зоркости служит такой прием, как составление детьми сказок об орфограммах. Они помогают ребёнку мысленно самому побывать в сказке.
Одним из эффективных средств диагностики грамотного письма по русскому языку является тест. Тест – контрольно-тренировочное задание (либо система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения орфографических правил. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карточке, которая прилагается к тексту. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости и позволяет видеть правильное написание слова. После проверки учащиеся, допустившие ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом. Такая работа может быть организована парами по принципу «сильный» - «слабый».
Четвертый этап – контроль. Этот этап проводится также на основе тестов.
Но в контрольном тесте появляются новые действия : сопоставления, дифференциации и выбора нужного ответа.
Конечная цель такой работы – подвести учеников к использованию сокращённых алгоритмов без комментариев вслух. Используемый в «свёрнутом» виде алгоритм помогает удержать в памяти логическую цепочку рассуждения, помогает сознательно применять систематизированные знания. Ведь орфографические навыки – это умение, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий. Алгоритмы предлагаю готовые или составляем вместе с учащимися.
Стихотворные правила – тоже своего рода алгоритмы, они помогают школьнику лучше запомнить способы действия и применения правил, но они не панацея от орфографической близорукости, поэтому их целесообразно использовать в сочетании с другими формами и приемами работы.
Орфографические навыки приобретаются не вдруг – по мановению волшебной палочки - годами, из урока в урок, поэтому очень важно, какие используются приёмы и методы в системе.
Изложенная мною система работы по совершенствованию орфографических навыков через алгоритмизацию обучения обеспечивает овладение всеми учащимися орфографической грамотностью на базовом уровне. Она весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность результатов мониторингов, а в дальнейшем и сдачи ОГЭ
9. Результативность опыта
Каждого педагога волнуют результаты его труда. И ради этого мы входим в мир инновационных технологий, ищем, отбираем , внедряем в свою практику все то новое, что преподносит нам методическая мысль и на уроках, и во внеурочной деятельности.
По результатам 1 четверти нового учебного года я провожу мониторинговые исследования уровня развития орфографических навыков у учащихся. Результаты работы занесены в таблицу
Анализ мониторинга по русскому языку в 5 классе за 1 четверть 2010 года
Анализ контрольных диктантов по русскому языку в 5-8 классах
в I четверти 2010/2013 года
класс | Кол-во уч-ся | 5 | 4 | 3 | 2 | выполнили работу | Допущенные ошибки | |||||||||
| Безуд. гласная в корне | Непроизносимые согласн. | И,у,а после шипящих | Непровер. гласные корня | провер. согл. в корне | -тся - ться | Ешь-ишь | НЕ с глаголом | Ь после шипящих у имен сущ. | |||||||
5 | 19 | 2 | 5 | 9 | 3 | 16 | 10 | 5 | 3 | 1 | 5 | 3 | ----- | ---- | ||
7 | 19 | 1 | 6 | 9 | 3 | 16 | 7 | 1 | - | 10 | 1 | - | - | - | - | |
8 | 19 | 2 | 5 | 8 | 4 | 15 | 6 | 2 | 0 | 11 | 1 |
Ежегодные Декады словесности, участие в игре «Русский медвежонок» - все эти усилия направлены на повышение значимости русского языка как учебного предмета, который определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять на практике приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из важных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. Поэтому и возникает необходимость усиливать поиск новых, более эффективных средств для решения задач в области орфографии как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Библиографический список:
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии -М.: Просвещение, 1966.
- Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии
«Русский язык в школе». -1976. -№ 4.
- Гранин, Г.Г., Концевая, Л. А. Психологические механизмы формирования грамотного письма
« Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» - 1988 - № 12
- Журавлева, Л. И. Как повысить грамотность учащихся? «Русский язык в школе» -2002.- №2
- Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии « Русский язык в школе»- 2005.- №4.
- Меженко Ю. С. Как составить опорный конспект « Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР». -1990.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. «Просвещение» 2012
.
Предварительный просмотр:
1.Ф.И.О.: Полковникова Елена Валентиновна
Образование: высшее
Название учебного заведения: Владимирский государственный педагогический институт, 1983 год, филологический факультет
Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новкинская ООШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 29лет
Стаж работы в занимаемой должности:2 9 лет
Квалификация: -
Орфография как закон природы
Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы
Д.Быков
2. Условия формирования опыта по теме « Система работы над орфографическими правилами на уроках русского языка через алгоритмизацию обучения»
В процессе работы над орфографической зоркостью учащихся в 5-9 классах наблюдается ряд противоречий, а именно:
- между наличием у учащихся теоретических знаний по русскому языку и уровнем орфографических умений и навыков;
- между условиями формирования устойчивых знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках русского языка;
- между высоким уровнем требования к содержанию курса русского языка и дефицитом учебного времени.
На создание опыта работы по данной теме оказали также влияние и другие факторы: изучение методической литературы, знакомство с опытом коллег-словесников, труды психологов ; главным образом, требование времени обусловлено теми обстоятельствами, что «обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях…»
3. Теоретическая база опыта.
Традиционно в методике преподавания русского языка выделяют два пути формирования орфографических умений и навыков. Первый основан на заучивании орфографических правил, второй базируется на создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой. Собственные наблюдения, изучение трудов ученых, методистов дают основание утверждать, что обучение орфографии нельзя основывать только на заучивании правил, так как это приводит к развитию механического навыка, оторванного от языка. Разрабатывая проблемы педагогической психологии, в частности ПСИХОЛОГИИ ОРФОГРАФИИ, Дмитрий Николаевич Богоявленский писал , что существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. На неэффективность обучения орфографии только на основе заучивания правила указывают и работы психологов. Например, П. Я. Гальперин отмечает, что механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, к сожалению, многое забывается.
Исследуя это явление, психологи пришли к выводу, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы: зрительное и слуховое запоминание, логические операции, зрительная память, пассивное внимание.
Исходя из этого, я полагаю, что работу по развитию орфографической зоркости нужно строить согласно наблюдениям психологов , учитывая зрительное, слуховое, ассоциативное восприятия учащихся и на основе системного комплексного подхода к работе над орфограммой, беря во внимание также фонетические и исторические написания.
4. Актуальность и перспективность опыта.
В концепцию модернизации российского образования заложена потребность общества в образованных, нравственных, думающих людях, которые могут ответственно и самостоятельно принять решения в ситуации выбора
По-прежнему востребован человек, умеющий грамотно и последовательно излагать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как грамотное письмо является важным элементом общей языковой культуры и определяет функцию языка как средства общения людей в различных сферах деятельности.
Актуальность опыта направлена на создание условий совершенствования орфографической зоркости школьников 5-9 классов средней школы .К сожалению, ежегодный анализ письменных работ учащихся свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии, особенно это заметно при переходе их из начальной школы в среднее звено. В связи с этим назрела необходимость усовершенствованного подхода к системе обучения, которая должна помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические правила русского языка, подготавливать их к тому, чтобы они писали сложные слова автоматически. Таким образом, актуализация опыта представлена результатами поиска эффективных способов совершенствования орфографических умений и навыков школьников на уроках русского языка. И цель данной работы – убедить в эффективности алгоритмизации процесса обучения с опорой на схемы, конспекты, т.е.показать систему работы на уроках русского языка в 5-9 классах при формировании орфографических навыков.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках русского языка условий для совершенствования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, раскрытие творческого потенциала личности
5. Новизна опыта.
Любой педагогический опыт, как правило, является самостоятельным и несет в себе элементы новизны
Новизна данного опыта состоит в адаптации применительно к конкретным условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе, с использованием правильно подобранного дидактического материала. Система работы предусматривает:
-проведение нетрадиционных форм урока (урок-презентация, проектный урок и т.д)
- подачу материала уроков через комплекс упражнений и заданий по русскому языку, стимулирующие у школьников умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать;
-привлечение компьютерных технологий
-ориентацию на стандарт через индивидуализацию;
-повышение мотивации учения через раскрытие творческого потенциала уч-ся
-активные методы и приемы обучения
Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную политику в области образования, позволяет предусматривать изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Нацеливает на использование орфографических алгоритмов, приводит в систему орфографические упражнения, применяет компьютерные технологии для изучения орфографии. Все это дает определенный эффект обучения, так как комплекс опорных умений и навыков целенаправленно обеспечивает ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.
Полагаю, такой подход позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка и обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию прочных знаний учеников.
6. Адресность опыта
Опыт работы, рассмотренный на заседании ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла, может быть рекомендован как начинающим педагогам, так и опытным учителям, работающим в среднем звене. Он может быть применён как на отдельно взятом уроке, так и в системе уроков и внеклассной работы по формированию орфографической зоркости учащихся.
7. Трудоёмкость опыта
заключается в том, что в учебной деятельности школьников письмо занимает значительное место, то есть с вопросами орфографии учащиеся сталкиваются постоянно. Однако последовательно и целенаправленно, в рамках конкретных программных требований, орфография изучается в I-IV и V-VII классах, а в старших классах (VIII-IX, X-XI) программа по русскому языку лишь указывает на необходимость совершенствовать навыки правописания учащихся. Таким образом, создается ситуация, согласно которой грамотное в орфографическом отношении письмо должно сложиться у учащихся уже к VIII классу! Однако в реальной жизни школы пока еще такого уровня обучения достичь не удается.
Возникает необходимость разрабатывать такую систему обучения, которая обеспечила бы удовлетворительную орфографическую грамотность учащихся, оканчивающих VII класс, и создала бы надежные предпосылки для упрочения приобретенных навыков на этапах VIII-IX и X-XI классов.
Необходимо иметь постоянно обновляющийся подбор упражнений для самостоятельного выполнения с целью дальнейшего планирования и организации работы над совершенствованием орфографических навыков
8. Технология опыта.
В обучении правописанию современная методическая мысль достигла определенных успехов, однако проблема практического повышения орфографической грамотности наших учащихся ещё продолжает существовать в силу отдельных противоречий, указанных выше.
Таким образом, в поисках рациональной идеи-методики школьной орфографии на современном этапе приходишь к убеждению, что необходимо объединить и учесть в своей работе следующее: 1) основные научные положения теории русского правописания, 2) важнейшие достижения педагогической психологии и дидактики, а также 3) лучший опыт преподавания.
Технологический аспект опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка предполагает постановку следующей цели: выработать такую систему приемов и упражнений, которая позволяет создавать условия для совершенствования активной самостоятельной позиции учащихся в обучении русскому языку и развивать орфографическую зоркость. Добиваясь вышеуказанной цели, я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению, а именно:
- освоение учащимися основ знаний по русскому языку через развитие творческих способностей ;
- осмысление своей индивидуальности , контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
- развитие интереса к русскому языку и литературе, через реализацию своих возможностей и передачи опыта другим
Отмечу, что реализации поставленных целей и задач способствует педагогика сотрудничества, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях “учитель-ученик” принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества).
Но огромный объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся ,и дефицит учебного времени вызывают необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально распределить учебное время в процессе обучения русскому языку.
А решить поставленные задачи помогают следующие педагогические принципы:
- принцип преемственности и последовательности в обучении.
В его основе - построение определенной системы и последовательности процесса обучения. К примеру, сложные упражнения не могут быть выполнены до выполнения более простых задач. Этому принципу соответствует УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой , концепция которого направлена на содействие развития логических умений через реализацию комплекса упражнений по русскому языку. Он обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
- принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их сочетание. Правило базируется на утверждении, что индивид становится личностью благодаря его общению с другими учениками. Этот принцип создает условия для диалога, повышает чувство ответственности.
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам.
- Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Этот подход требует развития у школьников умения аргументировать, доказывать суждения, делать выводы, оценивать себя и других.
Активно использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, такие как:
1. Метод стимулирования познавательной активности.
2. Частично-поисковый и эвристический метод.
По мнению В.М.Бехтерева, «у детей школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой». Именно поэтому выполнение упражнений и заданий поискового характера, редактирование текста способствуют концентрации внимания школьников.
При подборе дидактического материала - текстов из художественной литературы- учитываются следующие критерии:
- соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся;
- наличие в тексте изученных орфограмм;
- доступность с точки зрения языковых средств.
3. Объяснительно-иллюстративный метод:
Систематически использую на уроке опорные схемы. Опорная схема –совокупность ассоциативных графических знаков и символов, ключевых слов. Она способна активно восстанавливать и применять информацию.
Данный метод помогает мне представить материал образно, выделить главное. По словам детей, с помощью опорных схем лучше запоминаются орфографические правила. Этот метод активизирует логическое мышление учащихся.
А использование орфографических алгоритмов ( по методу М. Р. Львова) помогает пошагово воспроизвести ход рассуждения по применению правила, способствует выработке умения правильно определять орфограммы, дает возможность соединить в одно целое изученный материал, обобщить и конкретизировать орфографическое правило на разных этапах урока.
4. Метод комбинированного контроля.
Преимущество этого метода в блиц- проверке одновременно нескольких групп учащихся за небольшой промежуток времени при помощи системы карточек. Они включают вопросы по теме, письменные задания, тесты. Ученик самостоятельно должен подготовить ответы на выбранном им уровне. Работа с карточками требует системности.
Таким образом, использование этих принципов и методов обучения позволяет соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
Всем известно, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие реализуется в ходе объяснительного диктанта, выборочного комментированного списывания, графического выделения орфограмм, исправления письма.
Слуховое восприятие раскрывается при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для артикуляционного восприятия и запоминания необходимо комментирование, четкое орфографическое проговаривание.
Общеизвестно, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе как комментированного письма, так и звукобуквенного , орфографического разборов.
Постоянно в своей работе применяю алгоритмы обучения орфографическому правилу. Этот прием удобен, прост, состоит из нескольких этапов. Для достижения желаемых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, начиная с 5 класса. Учащиеся привыкают к такому способу работы, затем это входит в определенную систему. Привожу пример фрагмента урока , где я использую прием алгоритма обучения орфографическому правилу
Алгоритм обучения орфографическому правилу
1. Знакомство с орфограммой – самостоятельный вывод орфографического правила с опорой на учебник. (Тем более, что каждый параграф УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой построен с соблюдением перехода от этапа к этапу).
Важно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании и самостоятельно делали вывод
Например, при изучении темы «Буквы Е и И в корнях с чередованием» в материале параграфа №113 (материал для наблюдений) учащиеся наблюдают, где пишется в корнях с чередованием И – Е:
избИрать избЕру
запИрать запЕр
отдИрать отдЕру
вытИрать вытЕр
замИрать замЕр
расстИлать расстЕлю
Данный материал для наблюдений позволяет уч-ся самостоятельно сделать вывод о правописании корней с чередующимися Е – И. Свои наблюдения школьники сверяют с правилом, представленным в учебнике, а именно: в корнях с чередованием буква И пишется, если за корнем стоит суффикс –А (бирА, тирА. пирА…), в противном случае – Е .
2. Объяснение орфограммы на примерах упражнений учебник (либо подобранных учителем.)
На данном этапе необходимо следить за чётким проговариванием слов, объясняя, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Обязательно обращаю внимание на проговаривание правила по образцу рассуждения: в слове блИстал я напишу в корне И, т.к. после корня стоит суффикс А.
3. Алгоритмизация правила – составление опорной схемы:
Этот этап работы позволяет проявлять фантазию, находчивость. Пятиклассники любят играть – составление схемы - правила может легко превратиться в увлекательную игру. Предлагается всем придумать краткую запись (схему) правила, в которой можно использовать условные знаки, сокращения, затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
бир __________ А
бер __________ нет А или бИРА, пИРА, дИРА,тИРА, мИРА…
4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т. д. На этом этапе ученик должен понять, что нужно учитывать значение морфемы. Предлагается из слов:
берег, выбирать, оберегать, заберёт, выберет, перебирать -
выбрать только слова на изученную орфограмму, а затем ученики объясняют, почему не подходят другие примеры.
(выБИРАть, заБЕРёт,выБЕРет, переБИРАть)
5. Работа с сигнальными карточками:
У каждого ученика есть карточки: буквы И - Е.Во время диктовки слов на заданную тему ребята показывают необходимые карточки. Недостаток данной работы – невозможность оценить работу каждого ученика, но такой вид деятельности очень нравится ребятам 5-6 классов
6. Буквенный диктант.
Такой вид работы (записывается только орфограмма-буква) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, что придает детям определенную уверенность в своих силах. Диктант состоит обычно из 12-15 слов; если ученик допускает одну ошибку, - «4», две-три ошибки – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты диктанта дети должны узнать сразу (ключ правильных ответов – на доске, либо это на слайде презентации). В сильном классе можно использовать взаимопроверку.
7. Словарный диктант позволяет индивидуализировать процесс контроля над уровнем усвоения орфограммы
8. Выборочный диктант состоит из словосочетаний и помогает попутно повторить другие орфограммы, изученные ранее
9. Предупредительный и объяснительный диктанты представляют собой связный текст. А работа с текстом на уроках русского языка как важнейшее средство формирования коммуникативной компетенции школьника, его функциональной грамотности.
10. Наконец, кульминация - контрольный диктант(либо тест)
Его результаты будут более значительными, если последовательно и систематически применять данный алгоритм.
У каждого этапа работы над орфографическими правилами есть свои плюсы и минусы, поэтому иногда можно исключить тот или иной этап: от первого перейти к третьему, а второй и четвёртый объединить, но все это зависит от степени трудности изучаемого материала.
В процессе работы я убедилась в эффективности данной технологии. Наблюдения позволяют сделать вывод, что для совершенствования навыков грамотного письма школьников, осознанного восприятия ими всех этапов применения орфографических правил, возникает необходимость тщательного отбора дидактического материала с учетом задач каждого из этапов. Особенно это актуально на этапе 8-9 классов, когда идет углубленное изучение синтаксиса простого и сложного предложений, именно здесь ни в коем случае нельзя «забыть» об орфографии. Например, тема «Безличные предложения» : на этапах актуализации знаний и первичное закрепление нового материала проводится работа по упрочению орфографических знаний по уже заданному алгоритму.
Особо хочется сказать об уроках обобщения и систематизации, подготовки к контрольной работе. Здесь весьма эффективна модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. В работе с алгоритмами предлагается несколько этапов:
Первый этап – знакомство с алгоритмами, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное в данной работе над алгоритмом – нацелить учащихся к последовательности действий.
Второй этап – овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом имеет успех только в том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика, если эти шаги фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения правила).
Третий этап – закрепление-диагностика успешности усвоения алгоритма.
Этот прием орфографического алгоритма используется при изучении таких правил, как-то: правописание – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; корней с чередованием гласных; приставок на З (С); суффиксов -ОВА- , -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, «Проверяемые гласные в корне», «Правописание О- Е после шипящих и Ц», «Мягкий знак после шипящих на конце слов», «Правописание НЕ и НИ», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Правописание Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях», «Правописание безударных личных окончаний глаголов»и другие.
Основной алгоритм, с которого мы начинаем работу над орфограммой, состоит из следующих этапов:
1)Увидеть орфограмму в слове
2)Определить, какая это часть речи
3)Определить морфему, содержащую орфограмму
4)Вспомнить правило
5)Применить его к данному слову
6)Найти слово, содержащее орфограмму, в контексте
После изучения каждой темы в 5-7 классах на систематизацию и обобщение материала отводится 2-3 урока. В материал 1 урока включаю примеры на все изученные в теме орфограммы. Дома ученикам предложено распределить слова по степени трудности – каждый делает это индивидуально: определяют степень трудности, самостоятельно подбирают дидактический материал.
Второй урок обобщения изученного строится уже с учётом анализа опроса: делаю упор на орфограммы, которые оказались трудными на первом уроке, привлекаю дидактический материал, подготовленный учащимися. На таких уроках полезны элементы игровой деятельности. Школьники быстрее запоминают правописание, если провести игры, например: « Чей улов богаче ?» (групповая работа), «Третий (четвертый) лишний», «Орфографический футбол», «Помоги литературному герою». Такая занимательность привлекает учащихся 5-6 классов, для школьников 7-9 классов интересен другой вид деятельности: они охотно работают с интернет-ресурсами, составляют сообщения, небольшие творческие работы – лингвистические сказки.
Важную роль в формировании орфографических навыков также играет работа над ошибками. Систематическая работа в этом направлении воспитывает у детей орфографическую бдительность, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. При составлении тематического планирования мы всегда закладываем 1 час на этот важный этап работы, но в силу ограниченного количества часов русского языка в 8-9 классах это сделать практически невозможно. Приходится выкраивать время на работу с ошибками на последующих уроках новой темы, что не совсем удобно. Поэтому считаю целесообразным в тех или иных случаях вкладывать в рабочую тетрадь карточку с дополнительным заданием, при этом руководствуюсь дифференциацией. Данная система работы над ошибками предусматривает активные действия ученика: когда учащийся получает проверенную мною тетрадь, он сам исправляет ошибки, записав после классной работы такой вид работы ,как работа над ошибками. Выполняя эту работу, ученик пользуется алгоритмом действий - «Памяткой для работы по исправлению ошибок». Такие системные действия позволяют учащимся овладеть способами самостоятельного решения разных орфографических задач и становятся для них нормой. Затем при проверке тетрадей обращаю внимание на проделанную работу, исправляя кое-какие неточности, если они есть, показывая правильную запись. Таким образом, работа над ошибками включает в себе несколько этапов:
1)обучение регламенту письменного объяснения допущенных ошибок;
2) систематический учёт допущенных школьниками ошибок, а именно: изготовление карточек с текстами для тренировки в правописании различных орфограмм, выполнение упражнений с целью закрепления написаний орфограмм;
3) контроль учителя качества работы над ошибками.
Итоги данной работы: улучшается внешний вид тетрадей, в них меньше исправлений, и у самих учащихся появляется чувство уверенности, удовлетворения, формируются устойчивые навыки грамотного письма.
Большую роль в формировании орфографических навыков играют опорные конспекты, алгоритмы, таблицы по орфографии (таблицы Т. Я. Фроловой), интернет-ресурсы
Опорные конспекты – важное средство организации работы с текстами научного стиля , а также обратной связи при проверке знаний учащихся. Учащиеся быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще. Опорные конспекты заносятся в обычные рабочие тетради. Вначале такой вид деятельности контролируется учителем, затем это становится привычной работой: составляются конспекты и в классе в качестве мини-проектной деятельности, и дома – по типу домашнего задания. Таким образом, опорные конспекты активизируют познавательную деятельность ребят, развивают их лингвистическое мышление, служат подспорьем в практической деятельности.
Когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему, подготовить учащихся к мониторингу, эффективна агоритмизация обучения орфографии по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил. Это практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. В работе с алгоритмами предлагаю ребятам несколько этапов.
Первый этап – знакомство с алгоритмами, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное в работе над алгоритмом – убедить ученика ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.
Второй этап – овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом успешна при условии, если при этом установлен контроль со стороны учителя за действиями ученика и эти действия фиксируются, отмечаются (проговариваются с использованием образца применения правила).
Третий этап – закрепление. Он связан с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма.
Для раскрытия творческого потенциала ребенка, для повышения его мотивации в области развития орфографической зоркости служит такой прием, как составление детьми сказок об орфограммах. Они помогают ребёнку мысленно самому побывать в сказке.
Одним из эффективных средств диагностики грамотного письма по русскому языку является тест. Тест – контрольно-тренировочное задание (либо система заданий) в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения орфографических правил. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карточке, которая прилагается к тексту. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости и позволяет видеть правильное написание слова. После проверки учащиеся, допустившие ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом. Такая работа может быть организована парами по принципу «сильный» - «слабый».
Четвертый этап – контроль. Этот этап проводится также на основе тестов.
Но в контрольном тесте появляются новые действия : сопоставления, дифференциации и выбора нужного ответа.
Конечная цель такой работы – подвести учеников к использованию сокращённых алгоритмов без комментариев вслух. Используемый в «свёрнутом» виде алгоритм помогает удержать в памяти логическую цепочку рассуждения, помогает сознательно применять систематизированные знания. Ведь орфографические навыки – это умение, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий. Алгоритмы предлагаю готовые или составляем вместе с учащимися.
Стихотворные правила – тоже своего рода алгоритмы, они помогают школьнику лучше запомнить способы действия и применения правил, но они не панацея от орфографической близорукости, поэтому их целесообразно использовать в сочетании с другими формами и приемами работы.
Орфографические навыки приобретаются не вдруг – по мановению волшебной палочки - годами, из урока в урок, поэтому очень важно, какие используются приёмы и методы в системе.
Изложенная мною система работы по совершенствованию орфографических навыков через алгоритмизацию обучения обеспечивает овладение всеми учащимися орфографической грамотностью на базовом уровне. Она весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность результатов мониторингов, а в дальнейшем и сдачи ОГЭ
9. Результативность опыта
Каждого педагога волнуют результаты его труда. И ради этого мы входим в мир инновационных технологий, ищем, отбираем , внедряем в свою практику все то новое, что преподносит нам методическая мысль и на уроках, и во внеурочной деятельности.
По результатам 1 четверти нового учебного года я провожу мониторинговые исследования уровня развития орфографических навыков у учащихся. Результаты работы занесены в таблицу
Анализ мониторинга по русскому языку в 5 классе за 1 четверть 2010 года
Анализ контрольных диктантов по русскому языку в 5-8 классах
в I четверти 2010/2013 года
класс | Кол-во уч-ся | 5 | 4 | 3 | 2 | выполнили работу | Допущенные ошибки | |||||||||
| Безуд. гласная в корне | Непроизносимые согласн. | И,у,а после шипящих | Непровер. гласные корня | провер. согл. в корне | -тся - ться | Ешь-ишь | НЕ с глаголом | Ь после шипящих у имен сущ. | |||||||
5 | 19 | 2 | 5 | 9 | 3 | 16 | 10 | 5 | 3 | 1 | 5 | 3 | ----- | ---- | ||
7 | 19 | 1 | 6 | 9 | 3 | 16 | 7 | 1 | - | 10 | 1 | - | - | - | - | |
8 | 19 | 2 | 5 | 8 | 4 | 15 | 6 | 2 | 0 | 11 | 1 |
Ежегодные Декады словесности, участие в игре «Русский медвежонок» - все эти усилия направлены на повышение значимости русского языка как учебного предмета, который определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять на практике приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из важных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. Поэтому и возникает необходимость усиливать поиск новых, более эффективных средств для решения задач в области орфографии как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Библиографический список:
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии -М.: Просвещение, 1966.
- Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии
«Русский язык в школе». -1976. -№ 4.
- Гранин, Г.Г., Концевая, Л. А. Психологические механизмы формирования грамотного письма
« Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» - 1988 - № 12
- Журавлева, Л. И. Как повысить грамотность учащихся? «Русский язык в школе» -2002.- №2
- Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии « Русский язык в школе»- 2005.- №4.
- Меженко Ю. С. Как составить опорный конспект « Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР». -1990.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. «Просвещение» 2012
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)
Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше время экзамен по русскому обязателен....
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...
Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".
Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...
Формирование орфографических навыков на уроках русского языка через интерактивные формы обучения.
В статье описана система работы по развитию орфографических навыков через применение интерактивных форм обучения....
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка" (из опыта работы)
«Систематичность упражнений – есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...