Фольклорный праздник "Посиделки"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Подробный конспект заключительного урока литературы в 5 классе по теме "Фольклор" Урок построен в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_5_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме «Фольклор». Фольклорный праздник «Посиделки».

(Автор – Е.Н. Костина, учитель МОУ Заброденская СОШ Калачеевского р-на Воронежской обл.)

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Фольклор».
  2. Закрепить знание фольклорных жанров.
  3. Развивать умение находить образные средства (постоянные эпитеты, гиперболы, метафоры).
  4. Развивать индивидуальные творческие возможности учащихся..

Оборудование:  карточки с записанными на них пословицами и загадками; иллюстрации к сказкам, сделанные учащимися, словарь В. Даля.

Ход урока.

Фольклор – кладовая, из которой нужно брать для сегодняшнего дня.

М. Светлов.

  1. Диалог учителя и учащихся.

- Сегодняшний наш урок посвящён произведениям устного народного творчества, ил фольклору. Наш урок необычный. Он называется «Посиделки» В далёкие времена наши предки собирались в каком-нибудь доме на посиделки.

- Каково происхождение сова «фольклор»? Что оно обозначает?

(Слово «фольклор» английского происхождения, обозначает народную мудрость, народное знание).
- Как вы понимаете смысл эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку?

-В нашем сегодняшнем весёлом состязании мы покажем и знание фольклора, и исполнительский талант, и лучшие человеческие качества.

   Наш урок необычный. Он называется «Посиделки» В далёкие времена наши предки собирались в каком-нибудь доме на посиделки, девушки пряли, вышивали, а ещё пели песни, рассказывали что-нибудь.

   А вот что они рассказывали, сейчас команды нам ответят.

II. Работа по теме урока в форме соревнования двух команд.

  1. Представление команд. Конкурс "Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  1. Краткое изречение с назидательным содержанием. (пословица).
  2. Кратко устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания.
  3. Поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное для испытания сообразительности человека (загадка).
  4. Занимательный рассказ о необыкновенных фантастических событиях и приключениях (сказка).

- Итак, в данном конкурсе вы перечислили основные жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, сказки.

- А какие ещё жанры фольклора вам известны?

(Пестушки, потешки песни, заклички, скороговорки, небылицы, былины, частушки).

  1. Конкурс «Аукцион пословиц»

-  Как вы думаете, почему пословицы называют «золотыми зёрнами народной речи»?

(Каждая команда должна придумать свой обоснованный вариант ответа).

Каждой команде предлагается  предмет, который станет темой пословиц.

1-я команда. «Книга».

2-я команда «Знания».

  1. Конкурс «Лото загадок».

- Народная пословица гласит: «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается». Именно поэтому жанр загадки в русском фольклоре особенно разнообразен. При помощи загадок учили мудрости, с их помощью испытывали человеческую мудрость. Загадывание и разгадывание загадок было своего рода единоборством, состязанием.

   В построении загадок русский народ проявил большую изобретательность..

В загадках  широко используются художественные средства, такие, как олицетворение, эпитет, гипербола, метафора, сравнение.

Перед вами таблица

Художественные средства

Примеры

Гипербола

Конь бежит, земля дрожит.

Эпитет

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

Метафора

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок

Олицетворение

Через речку лёг, пробежать помог

 

Прочитайте загадки. Ваша задача не только их отгадать, но и определить, какое образное средство спряталось в каждой из загадок.

1-я команда

2-я команда

Красная девица по небу ходит

Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернётся, дом отопрётся

Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Два брюшка, четыре ушка

Жёлтая курица под забором дуется

Золотое решето черных домиков полно.

Стоит толстячок,

Подбоченевши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Сто одёжек и все без застёжек                             Скатерть бела, всю землю одела  

 

Ответы: Солнце (метафора)                             Ключ (метафора)

               Мороз (олицетворение)                     картошка ( эпитет)

               Подушки (метафора)                          тыква (метафора)

               Подсолнух (метафора)                       самовар (олицетворение).

                Лук (гипербола)                                 снег ( метафора)

4. Сказочный конкурс.

- «Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается то, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными. Но это не так. В компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете русские народные сказки.

Блиц-турнир.

1. Какие птицы помогли Бабе-яге украсть Иванушку? (гуси-лебеди)

2. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь?

3. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (печь).

4. Какую мудрую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее).

5. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет).

6.Какое испытание нужно было пройти сказочным героям, чтобы вернуть свою возлюбленную или возлюбленную? (три пары железных сапог износить, три железных хлеба изгразть)

- Сказок  народ создал великое множество. А кто рассказывал сказки? Как сказочникам удавалось запомнить такое количество сказок?

   (сказочные формулы)

 Конкурс сказочных зачинов и концовок.

- Как называются сказки, в которых происходят всяческие чудеса ? (Волшебные)

- Кто обязательно присутствует в этих сказках и либо вредит героям, либо помогает им?

5. Индивидуальное сообщение «Сказочная нечистая сила».

- Но есть в русском фольклоре и другие сказки. Одну из них мы сейчас услышим.

(Инсценировка сказки «Сварливая жена»)

- Ребята, определите тип этой сказки. Объясните, почему вы так решили?

Инсценировка докучных сказок.

1-й участник.

- А я тоже сказку хочу рассказать! Жил –был царь. У царя был двор…На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?

- Нет, я лучше расскажу! Слушайте. Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?

Учитель:

- А такие сказки назывались докучными. Это слов в нашем современном языке почти не употребляется. Давайте обратимся к словарю В.И. Даля и прочитаем в нём значение этого лова.

(Чтение словарной статьи).

6. Итак, мы с вами сегодня и загадки загадывали, и сказки рассказывали, и пословицы вспоминали. Только песен на наших посиделках ещё не было. А теперь песни послушаем да погадаем.

7. Индивидуальное сообщение о календарно-обрядовой поэзии. Подблюдные песни.

Подблюдные песни

К свадьбе

Секи, мати, капусту, пеки пироги,

Свят вечер. Свят вечер.

К тебе, мати, гости. Ко мне женихи.

К тебе, мати, в лаптях. Ко мне в сапогах.

Кому мы поём, тому с добром,

Тому сбудется и не минуется.

Куют кузнецы

Золотые венцы.

Диво ули ляду!

Кому спели, тому добро.

К богатству

Рылся кочеток

На завалинке.

Нарыл кочеток

Жемчужинку.

Кому спели, тому добро!

Стоит полоса нежатая.

А рожь густа, не ужиниста.

Кому поём, тому с добром.

Тому сбудется, не минуется!

К разлуке.

Сидит воробей на новом гроде, слава!

Глядит воробей на чужу сторону, слава!

Кому песню поём. Тому добро, слава!

Тому сбудется. Не минуется, слава!

Саночки,

Самокаточки,

Куда поглядят,

Туда и покатят.

IV. Подведение итогов конкурсов. Подведение итога урока Выставление оценок.

1-я команда

2-я команда

Красная девица по небу ходит

Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернётся, дом отопрётся

Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Два брюшка, четыре ушка

Жёлтая курица под забором дуется

Золотое решето черных домиков полно.

Стоит толстячок,

Подбоченевши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Сто одёжек и все без застёжек                             Скатерть бела, всю землю одела  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".

Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...

Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"

Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...