Уроки контроля и обобщения знаний по литературе в конце учебного года(5-9кл.).
методическая разработка по литературе на тему

Бахтин Сергей Федорович

Материал взят из интернета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки обобщения и контроля знаний по литературе в конце года.

5-9 класс.

Уроки проводятся в форме игры по группам. Каждая группа должна стараться выиграть как можно большее количество баллов, по очереди выбирая  вопрос  на своё усмотрение: раздел программы, уровень сложности вопроса, который соответствует цифре, указанной на таблице. Если ответ неверный или неполный, то может отвечать другая группа, зарабатывая при этом дополнительные баллы. В случае неверного ответа – переход хода. При подсказке балл начисляется команде, чья очередь для ответа.

Наглядный материал к уроку: на доске на формате А4 таблицы (количество таблиц  и названия соответствуют разделам программы того класса, в котором проводится урок, а количество ячеек – уровню сложности вопросов (5) + чёрный ящик - 6).

УНТ. Мифы.

1

2

3

 4

Чёрный ящик

5

Русская литература 19 века

1

2

3

4

Чёрный ящик

5

   

Русская литература 20 века

1

2

3

 4

Чёрный ящик

5

Теория литературы

1

2

3

4

Чёрный ящик

5

Вопросы для игры.

5 класс.

Устное народное творчество. Мифология. Русская литература 18 века.

  1. Другое название  устного народного творчества (фольклор).
  2. Бог морей в греческой мифологии (Посейдон).
  3. Дождик-дождик, пуще, я насею гущи, цельную кадушку, сверху лягушку. Жанр?(закличка)
  4. Иван-крестьянский сын, чтобы разбудить своих братьев, которые должны были прийти ему на помощь, три раза бросал какие –то вещи. Какие? (правую рукавицу, левую рукавицу, шапку).
  5. Целью его жизни было «утверждение наук в отечестве», которое он считает залогом процветания родины (М.В.Ломоносов)

Чёрный ящик: в этом ящике находится волшебный предмет, который помогал Ивану-царевичу найти дорогу к Кощею (клубок).

Русская литература 19 века.

  1. Вспомните название и автора сказки, которая начинается словами: «Жил-был добрый царь Матвей,//Жил с царицею своей//Он в согласье много лет…» (В.А.Жуковский «Спящая царевна»)
  2. Мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»)
  3. Какому событию посвящено «Бородино» М.Ю.Лермонтова? (25 –летию Бородинского сражения)
  4. Послушайте описание внешности героя (учебник с.176) Чей это портрет? Название произведения? Автор? (Татьяна. И.С.Тургенев «Муму»)

Чёрный ящик: в этом ящике находится предмет, который Герасим подарил Татьяне на прощанье (красный бумажный платок).

Русская литература 20 века.

  1. Автобиографическое произведение, в котором рассказывается о событии, которое действительно произошло с автором в детстве. Назовите автора и название произведения.  (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»)
  2. Настоящая фамилия этого писателя – Климентов,  автор рассказа «Никита».назовите полное имя писателя. (Андрей Платонович Платонов)
  3. Какому герою принадлежат эти слова?(учебник 2 часть с.32) Кто автор произведения, название? (Тыбурцию. В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
  4. Учебник 2 часть с.176 задание2.  (Н.В.Гоголь «Заколдованное место»)
  5. Назовите 3 произведения , герои которых любили фантазировать. (А.Платонов «Никита». С.Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон»)

Чёрный ящик: здесь находится предмет, который был преподнесен одним из героев в знак примирения.(буханка чёрного хлеба. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Теория литературы.

  1. Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  2. Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом (баллада)
  3. Жанр произведения «В дурном обществе» В.Г.Короленко. (повесть)
  4. Золотые волны ржи. Как называется троп, использованный в данном предложении? (метафора)
  5. Назвать элементы устного народного творчества, примеры которых здесь приведены:
  • Добрый молодец (постоянный эпитет)
  • Начинается, начинается  добрая повесть от Сивка Бурка…(присказка)
  • Жил да был царь …(зачин)
  • И я там был, мёд-пиво пил…(концовка)
  • Ехали-ехали (повтор)

                       Чёрный ящик:

6 класс.

Мифология и фольклор

  1. Назовите лишнее: сказка, былина, закличка, стихотворение, анекдот, пословица. (Стихотворение).
  2. Этот лёгкий западный ветер дал название одному из любимых лакомств. (Зефир)
  3. Когда исполнялись подблюдные песни? (Во время гадания)
  4. Последствия одной генеральной уборки мы можем наблюдать через каждые 4 года по телевизору. О чём речь? (После расчистки скотного двора Авгия и победы над ним Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры)
  5. В народных песнях добрый молодец и красна девица часто сравниваются с  какими-то деревьями. С какими? (тополь, берёза)

Чёрный ящик: это давало вечную молодость по мифологии, герой произведения 20 века это увидел впервые в своей жизни. Раньше видел только на картинках. Что это? (яблоко).

Русская литература 19 века.

  1. Море, утёс, парус, листок – символические образы поэзии какого писателя? (М.Ю.Лермонтов)
  2. Назовите автора, название произведения, из которого здесь приведён пейзаж. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. Подобной погоды желают земледельцу для уборки хлеба.» (И.С.Тургенев «Бежин луг»)
  3. О ком идёт речь? «Всегдашние занятия его состояли в разъездах около пространных его владений. В продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом  изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой –нибудь новый знакомец…» (К.П.Троекуров. А.С.Пушкин «Дубровский»
  4. Что объединяет повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня – крестьянка»? ( Это «Повести Белкина»)
  5. Что связано в русской литературе с этой датой – 1837 год? (Смерть А.С.Пушкина, стихотворение М.Ю.Лермонтова)

Черный ящик: этот предмет играет важную роль в истории двух влюбленных молодых людей, героев произведения 19 века; его подарил герой возлюбленной, и он стал условным знаком просьбы о помощи, два мальчика из-за него подрались. (Кольцо).

Русская литература 20 века.

  1. Как звали и как называли в деревне героев  сказки –были – брата и сестру, которые жили одни? (Настя- золотая курочка, Митраша – мужичок в мешочке)
  2. «По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на … копытцах  скакал  … конь с … гривой. Восстановите пропущенные прилагательные. (Розовых, белый, розовой).
  3. Главная идея этого рассказа в том, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Назовите автора и название произведения. (Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  4.  Это произведение помогло его автору разыскать  свою учительницу, которая  купила  эту книгу и узнала  в главной героине себя. Автор. Название произведения? (В.Г.Распутин «Уроки французского»)
  5. Какое произведение начинается со слов «…матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к  которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.» Автор, жанр, название? (А. Грин. Феерия «Алые паруса»)

Чёрный ящик: этот предмет – мечта всех деревенских малышей, его можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как он лягается. С ним почёту сколько, внимания…(пряник)

Теория  литературы.

  1. Назовите лишнее: воды будят, снег белеет, весна идёт, мороз злится. (снег белеет)
  2. Какое слово пропущено? Экспозиция, …, развитие действия, кульминация, развязка.(Завязка).
  3. Трёхсложные размеры стиха? (амфибрахий, анапест, дактиль)
  4. Лиро-эпический жанр. Стихотворный рассказ на легендарные ил исторические темы, где реальное сочетается с фантастическим. (Баллада)
  5. Определить  размер стихотворения А.С.Пушкина «Пора! Пора! Рога трубят…» (ямб)

Чёрный ящик: предмет – символ счастья, осуществимой мечты, веры, любви. (Корабль с алыми парусами).

7 класс.

Фольклор и древнерусская литература.

  1. Назовите лишнее: житие, поучение, былина, слово, летопись (былина)
  2. Закончите пословицу: «Глупа та птица, которой …». (…своё гнездо не мило».)
  3. Какие циклы былин вы знаете? (Киевские, новгородские)
  4. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой  … нашей! Что за золото!» О каком жанре УНТ это высказывание? (поговорка)
  5. Назовите постоянные былинные эпитеты: … море, …девица, палаты …,  … голова,  солнце … . (Сине, красна, белокаменны, буйна, красное)

Чёрный ящик: без этого считалось неприличным появляться на улице для замужней женщины. (Платок)

Русская литература 19 века.

  1. Жанр последних произведений И.С.Тургенева. (Стихотворения в прозе).
  2. Что общего между произведениями «Станционный смотритель», «Метель»? (А.С.Пушкин «Повести покойного И.П.Белкина»)
  3. Из какого произведения пейзаж? Автор? «Степь, чем далее. Тем становилась прекраснее… вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  4. Какое произведение заканчивается: «Гей вы, ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные!// красно начинали – красно и кончайте. // Каждому правдою т честью воздайте!» (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
  5. Что связано в истории русской литературы с 1841 годом? (Смерть М.Ю.Лермонтова)

                                    Чёрный ящик: этот предмет был неотлучной спутницей главного               героя на морях и на суше, в походах и дома, он стал причиной  его погибели. (Люлька, трубка).

Русская литература 20 века.

  1. Поэт – участник Великой Отечественной войны, автор строк  «Я знаю, никакой моей вины…» (А.Т.Твардовский)
  2. Какое произведение начинается со слов: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек…»(«Юшка» А.Платонов.)
  3.  Настоящая фамилия А.М.Горького. (Пешков)
  4. В каком произведении в степи появлялись голубые искры перед дождём? Каково их происхождение? («Легенда о Данко» М Горький)
  5. Лозунг солнца и Маяковского? (Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей!)

Чёрный ящик: это очень нужная вещь на рыбалке, также без неё не обойтись на железной дороге. За кражу её героя осудили.(Гайка)

Теория литературы.

  1. Назовите лишнее: дактиль, хорей, амфибрахий, анапест. (Хорей)
  2. Определите жанр: стихотворение, романс, послание, элегия?

«Лирическое стихотворение грустного содержания. Основные черты: интимность, сентиментальность; мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия». (Элегия)

  1. Создателем этого жанра в русской литературе является В.А.Жуковский. (Баллада)
  2. Произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. (Легенда)
  3. Что такое высокий стиль? Какие произведения писали в 18 веке этим стилем? (Поэма, ода, трагедия)

Чёрный ящик: символ великой любви к людям,  может употребляться с эпитетами  гордый, смелый, горящий.

8 класс.

Фольклор, древнерусская литература.

  1. Небольшая лирическая песня, обычно имеющая форму четырёхстрочного рифмованного куплета. (Частушка).
  2. Хотел я уточку убить-

Серая закрякала,

Хотел я девушку забыть –

Бедная заплакала.  

Литературный приём, на основе которого построена частушка. (Параллелизм)

  1. Как обычно должно было заканчиваться житие? (Похвала святому)
  2. Что означает слово «челобитная»? (Жалоба)
  3. Откуда возникло слово «коляда»? Что оно означает? (Название первых дней каждого месяца в римском календаре – «календ»).

Чёрный ящик:

Русская литература 19 века.

  1. Кто и кому давал такое наставление? «Прощай, …. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову,  честь с молоду…» (Отец  своему сыну Петру Гринёву. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
  2. Назвать героя,  произведение, автора: «...Угрюм и одинок,//Грозой оторванный листок,//Я вырос в сумрачных стенах//Душой дитя, судьбой монах…» (Мцыри, «Мцыри» М.Ю.Лермонтов)
  3. Назвать не менее 10 героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  4. Какому литературному герою принадлежат эти слова?

«Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову  не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя…» (господин Н.Н., И.С.Тургенев «Ася»)

  1. Какое произведение начинается словами: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо,  что дурно, что всё дело в сердце, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя скажу…» (Л.Н.Толстой «После бала»)

Чёрный ящик: этот предмет героиня бросила из окна,  и герой, осужденный жить в одиночестве бобылём, хранит его как святыню, как память о любви.(Цветок гераниума)

Русская литература 20 века.

  1. Какой подзаголовок имеем поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского? (Книга про бойца)
  2. Главная идея этого произведения – утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. (А.Куприн «Куст сирени»)
  3. Произведение, начинающееся и заканчивающееся описанием моря. (М.Горький «Челкаш»)
  4. Автобиографическое произведение, повесть, состоящая из рассказов, которые изучались нами в разные годы. («Последний поклон» В.П.Астафьев)
  5. Рассказ-очерк, который первоначально имел название «Семья Иванова». (А.Платонов «Возвращение)

Чёрный ящик: этот предмет имел свойство теряться, а потом находиться неожиданно, так называется произведение. («Пенсне» Осоргин)

Теория литературы.

  1. Жанр пьесы «Ревизор»Н.В.Гоголя. (Комедия)
  2. Литературное понятие, обозначающее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передать облик той или иной исторической эпохи. (Историзм)
  3. Основной композиционный приём в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».(антитеза)
  4. Композиционная особенность рассказа А.П.Чехова «О любви». (Рассказ в рассказе)
  5. Ряд событий, описываемых в художественном произведении и положенных в его основу. (сюжет)

Чёрный ящик: последняя надежда согреться в холодном мире, потеря этого предмета стоила герою жизни. (Шинель)

9 класс.

Древнерусская литература и 18 век.

  1.    
  2.  
  3.  
  4. Какому событию посвящено «Слово о полку Игореве…»? ( поход князя Игоря против половце в 1185 году)
  5.  

Чёрный ящик: здесь находится великий труд, сделанный «последним летописцем» и «первым историком», по словам А.С.Пушкина. («История государства Российского»)

1 половина 19 века.

  1. Перечислить хотя бы 10 героев пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  2. Создатель национальной баллады, новатор в области балладного жанра. (В.А.Жуковский)
  3.  
  4.  
  5. Назвать героев поэмы «Мёртвые души» в той последовательности, в которой у них побывал Чичиков: Коробочка, Ноздрев, Манилов, Плюшкин, Собакевич. (М-К-Н-С -П)

Чёрный ящик: предмет, который  помог герою обратить на себя внимание  героини.

2-я половина 19 века.

  1. Укажите лишнее: «Крыжовник», «О любви», «Тоска», Злоумышленник», «Шинель». («Шинель»)
  2. «Колумб Замоскворечья» (А.Н.Островский).
  3. Родовая  усадьба Л.Н.Толстого. (Ясная Поляна)
  4. Жанр «Белых ночей» Ф.М.Достоевского. (Сентиментальный роман)
  5.  

Чёрный ящик: Островский, Чехов, Достоевский, Толстой. Предмет, который находится в этом ящике имеет отношение только к одному из этих писателей. (пенсне)

Русская литература 20 века.

  1.  
  2. Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер. Кому? (И.А.Бунин)
  3.  
  4. «О, я хочу безумно … ,

Всё сущее - …..,

Безличное - ….,

Несбывшееся - ….!         Восстановите пропущенные слова. (жить, увековечить, вочеловечить,  воплотить)

  1.  

Чёрный ящик: Она не скопила имущества к смерти. У неё были грязно-белая коза, колченогая  кошка и ….  .(фикус)

Теория литературы.

  1. Укажите лишнее: героические поэмы, оды. Трагедии, похвальные надписи, басни. (басни)
  2. Основные темы классицизма. (Прославление Российского государства, природных богатств, мира, просвещения.)
  3.  
  4. Расположить повести  романа «Герой нашего времени» согласно фабуле. (Тамань, Княжна Мери, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч, Предисловие к журналу)
  5. Нарисовать или описать схему онегинской строфы.(14 строк, 3 четырехстишья, 1 двустишье, перекр., парная, кольц., парная рифмы)

Чёрный ящик:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Африка:контроль и обобщение знаний

Уроки обобщающего повторения позволя­ют учащимся приобретать новые знания на ба­зе систематизации и обобщения пройденного материала. Учитель, используя творческий под­ход, может провести эти уроки в н...

открытый урок "Контроль и обобщение знаний по теме "Фартук""

прдставленныйуроксостоит из двух частей:-в первой части содержаться проверочные тесты и задания по теме "Фартук", посредством которых осуществляется проверка и обобщение знаний по теме. Итогом первойч...

Открытый урок во 2 классе для родителей (в конце учебного года)

Проведение предложенного открытого урока для родителей поможет в осуществлении следующих целей: продемонстрировать родителям чему научились их дети на уроках английского языка во 2 классе; помочь ...

Открытый урок для родителей во 2 классе (в конце учебного года)

Проведение данного мероприятия позволит осуществить следующие цели: продемонстрировать родителям чему научились их дети на уроках английского языка во 2 классе; помочь родителям оценить уровень зн...

итоговый урок во 2 классе в конце учебного года

Активизации изученных лексических единиц и грамматических структур, развитие коммуникативных навыков, обобщение полученных знаний за 2 класс....

Комплексное повторение в конце учебного года (урок русского языка в 5 классе)

Открытый урок - повторение был проведён в мае 2017 года в 5 классе.Видео к уроку не загрузилось. Были подобраны кадры с морем в разном состоянии (от штиля до бури) и показаны картины Айвазовского....

Игра обобщения и систематизации знаний по литературе в конце учебного года. 7 класс

Игра предназначена для проверки знаний учащихся, полученных за учебный год. Содержит задания различных тем, которые были изучены в 7 классе....