Урок: Африка:контроль и обобщение знаний
план-конспект урока географии (7 класс) по теме
Уроки обобщающего повторения позволяют учащимся приобретать новые знания на базе систематизации и обобщения пройденного материала. Учитель, используя творческий подход, может провести эти уроки в нестандартной схеме. Поэтому такие уроки ребята ждут с нетерпением. Для подготовки урока обобщения после темы «Африка» учащиеся 7-х классов готовили викторины, составляли рубрики «Это интересно», «Самое-самое в Африке», «Почемучки», писали свои стихи. Так что данный урок - коллективное творчество учителя и учащихся - еще раз подтверждает, что современный урок географии может быть проведен только с опорой на педагогику сотрудничества. Урок-путешествие подсказал даже форму постановки парт, которые по контуру напоминали корму корабля, над которыми реяли 55 флагов государств Африканского континента.
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал, провести контроль знаний.
Задачи урока:
1) развивать творческие способности детей,
2) воспитывать географическую культуру,
3) способствовать приобретению новых
знаний на базе систематизации и обобщения.
Оборудование: карта «Природные зоны Африки» картина корабля под парусами, пальма с апельсинами, морская звезда из коллекции, эпиграф: «Все прекрасное на Земле -от Солнца. Все хорошее - от Человека» (М.Пришвин).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над целеполаганием урока.
Звучит музыка:Если долго-долго-долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать.
То. пожалуй, то конечно,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
- Ребята, а можно ли из Саратовской области по суше попасть в Африку? (Нет)
- Докажите это, используя карту, {учащийся показывает Суэцкий канал и Гибралтарский пролив?)
- Поэтому я вас приглашаю на необычный урок, урок-путешествие. Путешествуя вокруг Африки, мы должны повторить изученный материал.
- А какую задачу поставите вы на этом уроке перед собой?
- Результатом нашего путешествия будет сбор морских звезд, критерии их перевода в оценку на доске: 3 звезды - «5", 2 звезды - «4», 1 звезда - «3».
III. Викторина «Самое-самое в Африке.
- Проводам набор старших юнг.
- Назвать рекордсменов природы материка, показать эти объекты на бортовой карте.
А теперь вопросы викторины: Самое - самое в Африке
1. Самый жаркий материк мира - Африка.
2. Самая длинная река мира - Нил.
3. Самая большая пустыня мира - Сахара.
4.Самое длинное озеро мира - Танганьика.
5.Самый большой разлом мира - в Африке.
6. Самое.жаркое' место мира - г. Триполи
(+58 °С).
7.Самый равнинный материк мира - Африка.
8.Самая большая площадь саванн мира -
в Африке (40%).
9. Самый низкорослый народ мира - пигмеи.
10.Самые темнокожие и самые высокие -
нилоты. "
11. Самое теплое море мира - Красное.
12. Самое соленое море - Красное (42%).
13.Самый длинный пролив мира - Мозамбикский.
14.Самая длинная параллель - экватор.
15. Самая полноводная река Африки -
Конго.
16. Самое большое озеро Африки - Виктория.
17. Самое мелкое пресное озеро - Чад.
18.Самая высокая точка Африки - Кили-
манджаро.
19.Самое многочисленное по населению
государство - Нигерия (135 млн. чел.).
20.Самое большое по площади государство - Судан (2506 тыс. км2)
21.Самое большое болото мира - Саад в Судане.
22.Самый большой водопад - Ауграбис (р. Оранжевая - 146 м).
2 3. Самое развитое государство Африки - ЮАР
24. На материке живут:
самое крупное животное - слон;
самое высокое животное - жираф;
самая крупная птица - страус.
IV. Конкурс «Почемучек».
- Семь футов под килем. Плывем по Среди земному морю. Старшие юнги и просто юнги, вперед!
А пока мы ходим под парусом, проведем конкурс «Почемучек»:
- Почему Африка - самый жаркий материк Земли? ( Из-за географического положения материка: его пересекает экватор почти по середине, большая часть территории расположена между тропиками.)
- Почему Восточно-Африканское плоскогорье и котловина Конго, находясь в пределах Африканской плиты, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и различный характер поверхности? {Разлом плиты, поднятие и опускание блоков)
- Почему государство ЮАР называют «геологическим чудом» Африки?
(40%минерального сырт материка находится здесь, что обусловлено историей формирования рельефа страны)
- Где и почему на экваторе, где t= + 24°, можно увидеть снег? (На вершине горы Килиманджаро, высота)
Почему река Конго - самая полноводная река материка? (Дважды пересекает экватор, находится в экваториальном и субэкваториальном поясах, где выпадает много осадков)
- Почему озеро Чад, являясь бессточным озером, при этом имеет пресную воду?
- Почему на побережье Атлантического океана есть пустыня Намиб? (Из-за близости холодного Бенгальского течения)
- Почему экваториальный лес Африки вечнозеленый, когда же деревья в нем сбрасывают листву? (Постепенно)
Итак, старшие юнги, по итогам конкурса наградите юнг морскими звездами (шаблон).
V.«Остановка - Египет».
У учителя бинокль. На стене - маяк в виде штурвала корабля, на нем сигнальный маячок.
- Я вижу маяк. Город, который встречает своим маяком, имеет координаты:
32° с. ш., 30° в.д. (магнит, доска). (Дети отгадывают Александрию. Название этого города помещают на магнитную доску)
- Отгадайте государство, столицу.
- Историческая справка о Египте (краткое сообщение ученика).
За иллюминатором - Египет, показываю флаг страны.
Просмотр отрывка видеофильма «Египет - дар Нила».
Выступление гида о египетских пирамидах (слово гид - на магнитную доску), (мальчик в чалме, длинной рубахе). Девочка читает стихотворение:
Икажется, в мире, как прежде,
Есть страны, куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны,
Исветят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнезда.
И нежен у девушки профиль лица.
Как будто не все пересчитаны звезды.
Как будто наш мир не открыт до конца.
Так писал об Африке замечательный русский поэт Николай Гумилев, который путешествовал много по этому континенту.
А какие стихи написали вы?
VI.Учащиеся читают свои стихи:
* * *
Ее омывают два океана.
На ней много рек и разные страны.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там - горы Атлас, а рядом - Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой Животных напоит своею водой.
Платонов Павел
* **
Антилопы, леопарды,
Жирафы и гориллы
Слоны и быстрые гепарды,
Свирепы крокодилы
И то в реках там живут.
Пустыня есть,Сахара,
Вулкан Килиманджаро,
И государство Мозамбик.
Узнали, что за материк?
Коновалов Илья
Есть на свете материк
Под названьем Африка.
У него красивый вид.
Очень, очень жарко там.
Если вдруг туда вы
Случайно попадете,
Много интересного
Для себя найдете.
Множество животных
Ходит по Сахаре.
Вы таких животных
Сроду не видали.
Финики на пальмах
Листья прикрывают.
общем, эту Африку
Все наши дети знают.
Иванченко Юля
Африка
Африка, Африка - южный материк!
Знает ее каждый на свете ученик
Там и реки, и вулканы,
Там и горы-великаны!
Игуаны, крокодилы -
Все в руках большого Нила!
Африка, Африка - южный материк
Любит тебя, Африка, каждый ученик1
Здесь пигмеи-коротышки
Носят финики подмышкой!
Здесь живут и негритята,
Темные, как смоль, ребята!
Африка, Африка - черный материк1
Верит в тебя, Африка, каждый ученик1
Курбанмагомедова Настя
Самый жаркий материк
Африка - самый жаркий материк
И это знает каждый ученик
В Африке живут большие гориллы.
В реках водятся злые крокодилы.
В саваннах пасутся огромные слоны.
В джунглях охотятся могучие львы.
Сушит песок в пустыне жара,
Ночью прохлада стоит до утра.
На экваторе ливни сутками льют,
Грозы и молнии в небе ревут. Гоша Карпенко
VII. Работа с картой.
(2 ученика у контрольной карты) Как узнать, что это за материк? Путешественник без карты не привык. Выйдем просто мыиз положения, карту создадим в одно мгновенье. Открываем конверт-посланье и находим там себе заданье (в конверте задания: отметить цифрами объекты).
1вариант 2вариант
1.г. Атлас 1. г. Драконовы
2.Эфиопское нагорье 2. Восточно-Африканское пл.
3.р. Конго 3. Капские горы
4.вдп. Виктория 4. р. Замбези
5.о. Танганьика 5. о. Ньяса
6.ЮАР 6. Алжир
7.Мыс Рас-Хафун 7. Мыс Игольный
8.Красное море 8. Канарское тече-
ние
Взаимопроверка. Показ образца на большой карте.
VIII.«Черный ящик*.
- Следующая остановка - в Эритрее. Но из соседней Эфиопии прислали черный ящик, узнав, что здесь остановилось на рейде русское судно.
Отгадайте, что в нем?
- Это растет в поле, ее родину установил в Эфиопии российский ученый, наш земляк.
(Пшеница из биологического кабинета, НИ. Вавилов.)
Учитель. Образцы пшеницы хранились в блокадном Ленинграде, служащие института сами голодали, но не брали образцов.
- А какую дату отмечаем мы в 2005 г.?
(60-летие Победы над Германией)
IX.Конкурс «Знаешь ли ты?»
- Проплываем мимо Гвинейского побережья. Раньше оно называлось Невольничий берег.
Входит мальчик- пират (тельняшка, повязка на один глаз). Говоритпо-английски. (Children, don't go to walk to Africa!)
- Отгадайте, что он хочет нам сказать? (Не ходите, дети, в Африку гулять?)
- Он принес черную метку, на ней написано, что нас отпустят при условии, если мы разгадаем, что они прячут в трюмах, и даже разрешат взять с собой.
Но что или кого прячут они?
- А теперь работа в тетради. Ради проверки и истины ради. (Ребята отгадывают животных и называют в каких они обитают природных зонах?)
1. Самое быстрое животное в мире. (Гепард.)
2. В Индии её называют ходящей на брюхе.
(Змея.)
3. Японцы называют это парнокопытное животное - лошадь с распухшей, спиной. (Верблюд.)
4. Это животное есть в Африке, а в Индии -имеет трудовую книжку. (Слон.)
5. Родственник жирафа, ноги, как у зебры.
(Окапи.)
6. Вряд ли в природе есть что-либо более нескладное. Они сделаны как будто из запасных частей: голова и туловище взяты у лошади, ноги - у антилопы, шея - у верблюда, и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил. (Жираф)
7. Матросскую тельняшку явно у нашей команды позаимствовала. (Зебра.)
Запись в тетради.
Учитель рисунки переносит на карту природных зон:
Гепард - саванна
Змея - пустыня
Верблюд - пустыня
Слон - саванна
Окапи - экв. лес
Жираф - саванна
Зебра - саванна
X. Экология Африки. (Флаг Марокко)
- Последняя наша остановка - Марокко. Король этой страны обеспокоен вот чем:
(показ по видеофильму районов опустынивания, наступления Сахары на саванну).
- Браконьеры убивают животных, сокращаются леса.
- Что вы предложите в виде мер борьбы за экологию материка?
Стихотворение Н. Старшинова «Давайте сохраним».(читает учитель):
Нам жить в одной семье
И петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла, Давайте сохраним на стрежнях осетра, А во всех таежных дебрях — тигра. Коль суждено дышать нам воздухом
единым,
Давайте-ка мы все навек объединимся.
- Вот почему эпиграф нашего урока «Все прекрасное на Земле - от Солнца. Все хорошее - от Человека».
XI.«Это интересно».
Отгадайте, что это.
Бывает ли Атлас каменным? (Да, горы.)
Какую цепь нельзя поднять? (Горную?)
Какие страшные сказочные горы есть в Африке? (Драконовы)
Какой африканский город помещается на конверте? (г. Марка в Сомали)
Какая самая задымленная страна мира расположена в Африке? (Чад.)
Какое дерево растет на гербе Сенегала? (Баобаб.)
Где был изобретен квас? (В Египте 8000лет назад из печеного хлеба.)
Что в Африке называют негритянским хлебом? (Бананы?)
В описании герба Мозамбика присутствует русская фамилия. Какая? (Чичерин, Пушкин, Ленин, Калашников)
Что в Древнем Египте делали из фиников, в Древней Руси - из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе использовали засахаренные фрукты? (Конфеты)
В одном ли экземпляре Африка на карте? (Нет, Африка - материк и Африка - мыс на востоке полуострова Камчатка)
XII.Домашнее задание.
А после нашего путешествия дома попытайтесь объяснить смысл поговорок стран Африки, ведь в них отражены мудрость народа и отношение к природе.
Африканские:
«Язык твой – лев, дашь ему свободу, он тебя съест». «Мудрость, как баобаб, не обнимешь руками»
Арабские:
«Заря занимается без пения петуха». (Надо считаться с реальными возможностями влияния человека на природу.)
«Ветры дуют так, как хотят корабли». (Вмешательство человека в природу ограничено.)
XIII. Итоги урока
Выставление оценок. Награждение апельсинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"
Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....
Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс
Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...
Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"
Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района....
Урок химии в 8классе Обобщение знаний по теме Первоначальные химические понятия
Сценарий урока химии в 8 классе. Тема - Обобщение знаний по теме первоначальные химические понятия. Урок систематизации, коррекции знанийи подготовке к контрольной работе...
Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)
Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...
Бинарный урок-десант "Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие".
Давнный урок помогает систематизировать и проверить знания учащихся по теме "Причастие", а также помогает задуматься об отношении к окружающей среде. (экологизация учебного процесса)...
Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...