С.А.Есенин.Обзор творчества.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Материал взят из интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сергей Александрович Есенин35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Как прекрасна Земля и на ней человек!

Т

ворчество С. А. Есенина оставило глубокий след в истории русской и мировой литературы. Тонкий лирик, Есенин создал немало прекрасных по своим художественным достоинствам произведений, главная ценность которых в глубоком чувстве родной природы, Родины, сострадания и любви ко всему живому.

Сергей Есенин родился 21 сентября (2 октября) 1895 г. в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рязанская область).

После окончания земской школы (в 1909 г.) родители определили его в церков-но-учительскую школу в селе Спас-Клепики. По воспоминаниям одного из соучеников поэта, В. В. Знышева, Есенин именно здесь, в спас-клепиковской школе «развивал свой талант, читал стихи Пушкина, Лермонтова, свои небольшие стихи».

8        1912 г. Есенин из родного Константинова отправляется в Москву, где жил и рабо
тал отец. Молодой поэт устраивается в типографию Ю. Д. Сытина, слушает лекции в
народном университете А. Л. Шанявского, посещает собрания Суриковского литера
турно-музыкального кружка, завязывает знакомства с поэтами, сотрудниками редак
ций газет и журналов.

Первая публикация Есенина (под псевдонимом «Аристон») состоялась в 1914 г., в январском номере детского журнала «Мирок»; это было стихотворение «Береза». В последующие месяцы - уже под своей фамилией - Есенин печатает стихи в большевистской газете «Путь правды»; в журнале «Друг народа», «Марс», «Парус».

8«Автобиографии» (1924) Есенин отмечал: «... у меня была написана книга стихов „Радуница". Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам».

9        марта 1915 г. в Петербурге Есенин встретился с Александром Блоком. Блок тепло
отнесся к молодому поэту, оценил его «свежие, чистые» стихи и дал рекомендатель
ные письма к литератору М. П. Мурашову, известному поэту Сергею Городецкому.
Вскоре

Есенин завоевал шумную славу в петроградских литературных кругах. Позже он высказал свою признательность Блоку: «Блок и Клюев научили меня лиричности... Был он (Блок) для меня словно икона».

Вся жизнь Есенина после приезда в Петроград резко меняется. Его приглашают в литературный салон 3. Гиппиус и Д. Мережковского, в «башню» Вяч. Иванова. «Обо мне заговорили, и меня начинают печатать чуть ли не нарасхват», - вспоминал Есенин в «Автобиографии». М. Горький в письме к Ромену Роллану нарисовал портрет Есенина тех лет: «Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом: маленького роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый, как Ваня из „Жизни за царя", голубоглазый и чистенький, - вот какой он был. Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В Петрограде молодой поэт познакомился с приехавшим в город Николаем Клюевым, которого назовет учителем и наставником. Клюев привел своего нового друга в издательскую контору М. В Аверьянова, где в 1916 г. и был выпущен первый сборник стихов молодого поэта «Радуница» (по названию церковного дня поминовения умерших). В сборник вошли 33 стихотворения, составившие два раздела - «Русь» и «Маковые побаски». На некоторые стихи из «Радуницы» - «Матушка в купальницу по лесу ходила», «Выткался на озере алый свет зари», «Заиграй, сыграй, тальяночка, ма-линовы меха», «Сторона ль моя, сторонка» и др. написана музыка. Сборник привлек внимание, хотя на слуху любителей поэзии были тогда имена А. Блока, В. Брюсова, И. Северянина. «Народный златоцвет» - так озаглавил свою статью о Есенине профессор П. Сакулин, отзывом которого особенно гордился поэт. «Есенин превращает в золото поэзии все, - писал рецензент, - и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи... Для Есенина нет


ничего дороже Родины».

В стихотворениях дооктябрьского периода, таких как «Край ты мой заброшенный», «Русь», «Заглушила засуха засевки», «Черная, потом пропахшая выть», «Топи да болота», «В хате», «Побирушка», «Край любимый!» - речь идет о России бедной, смиренной:

В том краю, где желтая крапива И сухой плетенъ, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень...

(«В том краю, где желтая крапива», 1915)

С нежностью и лаской обращается поэт к Родине: «Край любимый!», «Край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь, моя родная»,

«Русь моя, милая родина», «Родина кроткая», «Россия! Сердцу милый край»:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. <...> Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Таким образом, Родина начинается для Есенина с родной природы, с колоритных бытовых сценок. В ранней лирике Есенин не избежал идеализации русского быта, в которой сам позже обвинял народников.

В строчках поэта о родной земле обращает на себя внимание прежде всего одухотворенность изображаемого мира: природа - живое существо, которому присущи все человеческие качества, поэтому в стихах активно используется олицетворение: «На бору со звонами плачут глухари»; «Береза... принакрылась снегом, точно серебром»; «Дремлет ряд плакучих ив»; «Заневестилася кругом / Роща елей и берез»; «Месяц рогом облако бодает»; «Дремлет лес под сказку сна»; «Улыбнулась солнцу / Сонная земля»; «Проплясал, проплакал дождь весенний, / Замерла гроза».

На пейзажную лирику Есенина большое влияние оказало устное народное творчество. Поэт часто использует песенные и частушечные сюжеты и мотивы, видоизменяя, преобразовывая их («Хороша была Танюша, краше не было в селе»; «Заиграй, сыграй, тальяночка, мали-новы меха»; «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» и др.)

Например, на фольклорные сказания о боге, переодетом странником, опирается поэт в стихотворении «Шел господь пытать людей в любви», акцентируя внимание на милосердии старого деда, «жамкавшего деснами зачерствелую пышку», поделившегося с нищим последним куском:

Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь».

В ранних произведениях Есенина сказались религиозные влияния детства. Бабушка поэта приучала внука искать покой в обращении к Богу. «Бабка, - говорил Есенин, - меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи». В стихотворении «Наша вера не погасла» сказываются противоречия во внутреннем состоянии поэта: лирический герой отходит от религии во имя борьбы за свободу («Не ищи меня ты в боге, / Не зови любить и жить...»). Постепенная утрата поэтом религиозных опор, как отмечают исследователи, сыграла роковую роль в его судьбе, привела к трагическому мироощущению, душевному смятению, что отразилось, в частности, в поэме «Черный человек» (1925).

В лирике Есенина послеоктябрьского периода отразились иллюзии идеализированного «мужицкого рая», грусть об «уходящей Руси» и в то же время стремление вы-


разить то новое, что рождалось в повседневной жизни. Это противоречие отразилось в стихотворении 1924 года «Русь уходящая»:

Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.

Представления поэта о цели революции, о будущем выражены с явно «крестьянским уклоном» в «Иорданской голубице» (1918, 1920-1923), в «Инонии» (1918). Здесь поэт рисует будущее как некое идиллическое царство благополучия, блаженного мужицкого рая:

Вижу вас, злачные нивы, Со стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей.

(«Иорданская голубица»)

В статье «Ключи Марии» (1918) Есенин поясняет свои идеалы, представляет будущее как «социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где „избы новые, кипарисовым тесом крытые", где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

В 1924 г. Есенин пишет стихотворение «Возвращение на Родину», в котором стремится выразить новизну преобразований в советской деревне, и в то же время щемящую боль за «бедный, неприглядный быт»:

«Здорово, мать! Здорово!» И я опять тяну к глазам платок, Здесь разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок.

Диалогическая структура стихотворения придает ему особую смысловую емкость. «Печальная беседа», как обозначит лирический герой разговор с девяностолетним дедом, выражает народное отношение к насилию. Дед с опасением спрашивает не узнавшего его внука: «Ты не коммунист?»; рассказывает о происходящих в деревне переменах:

А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам... Может, пригодится...

Есенин пишет о перегибах новой власти, больно отозвавшихся на людях, о разрушении основ национальной жизни.

Противостояние старого и нового отразилось в антиурбанистических есенинских стихотворениях «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний». Будущее представляется поэту как бездуховное царство все подавляющей машинной техники. В «Сорокоусте» (1920) Есенин выражает свои сожаления, что город наступает на мирную соломенную деревню, вытесняет все живое. Лирический герой с болью констатирует: «И за тысячи пудов конской кожи и мяса / Покупают теперь паровоз».

Противостояние живого, естественного и механического, бездушного переданы с огромной эмоциональной силой, при помощи ярких выразительных тропов: эпитетов, метафор, метонимии (чугунные лапы», «железные ноздри», «озерные туманы», «кроясь... в туманах», и - «милый, милый, смешной дуралей», «тонкие ноги», «крас-но-гривый жеребенок», «большая трава», «отчаянные гонки»).

В «Кобыльих кораблях» (1919) отразилась боль поэта за несостоятельность мира и человека, страх перед голодом, разрухой, бесчеловечной злобой. Близость к имажинистам выразилась у Есенина в создании вычурных образов и сравнений, тяготением к усложненной форме языка («бешеное зарево трупов», «когти лазури», «рваные животы кобыл», «черные паруса воронов», «голодный рот собак сосет край зари»). Через этот усложненный язык реализуется творческий принцип поэта: «Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца»; и «Все познать, ничего не взять / Пришел в этот мир поэт».


Борьба старого с новым, страстный протест против привносимых цивилизацией изменений в жизнь деревни звучит и в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» (1922). Мир представляется лирическому герою как бездушное царство машин, подавляющих все живое, как «жестокая схватка» между городом и деревней. «Шею деревни», в представлении поэта, «сдавили каменные руки шоссе». Выразительные, емкие метафоры, эпитеты, необычные сравнения выражают отчаяние, сомнение и страхи поэта:

Город, город! Ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь.

М. Горький в своих очерках «По Союзу Советов» очень точно передал драму поэта, происходящую в нем борьбу старого с новым: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым».

В «Автобиографии» 1924 года Есенин сформулирует свое понимание задач искусства: «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны - мной, с другой - Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало еще никому права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может нести свободное слово».

1924-1925 гг. отмечаются в литературоведении как пора расцвета есенинской поэзии: она обретает простор, ясные реалистические формы, усиливается ее лирическое начало. Наиболее зрелое есенинское произведение и в художественном отношении, и по глубине философского мышления - поэма «Анна Снегина» (1925). В поэме изображены события, относящиеся к 1917 г., переданы настроения крестьян, их отношение к революции, коммунистам, Ленину. Есенин был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне, и отчетливая связь произведения с реальной действительностью прослеживается по целому ряду деталей. В частности, названия деревень «Криуша» и «Радово» заимствованы из жизни. Радово - богатая деревня, где «дворы... крыты железом, у каждого сад и гумно», Криуша «вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Не случайно и само название поэмы. Сестра поэта Александра Есенина отмечает, что в образе Анны Снегиной отразились черты дочери помещика из села Константинова, Л. И. Кашиной. «Л. Кашина была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая более чем десятью иностранными языками. Она явилась прототипом Анны Снегиной, ей же было посвящено Сергеем стихотворение „Зеленая прическа".

Повествование начинается беседой лирического героя с возницей; устами которого передаются настроения деревни накануне 1917 года, взаимоотношения крестьян. В диалоге лирического героя с возницей выявляется народное отношение к войне, распрям («война мне всю душу изъела»). Автор-рассказчик решил «лишь в стихах воевать», поэтому называет себя «дезертиром».

Если образ возницы воплощает жадность и своекорыстие («Такой отвратительный малый...»), то образ мельника построен на антитезе, воплощает такие характерные черты русского человека, как доброжелательность, гостеприимство, гордость за свой край, «малую родину». В беседе с ним рассказчик распахивает душу, восторгается связью людей, речь героев становится афористичной и откровенной:

Да ставь ты скорее, старуха, На стол самовар и пирог! Был вечер задумчиво чудный, Как дружъяулыбка в лице. Объятья мельника круты, От них заревет и медведь, Но все же в плохие минуты Приятно друзей иметь.


Прославление человека сочетается в поэме с неприятием уродств и несовершенства жизни. В повествовании глубоко раскрывается образ автора, как человека неравнодушного и сострадающего, осуждение братоубийственной бойни передается в эмоционально-значимых эпитетах:

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек.

Герой-рассказчик обаятелен своей влюбленностью в жизнь, поэтическим восприятием природы, прославлением возлюбленной. Образ Анны ассоциируется у него с метельной черемухой, с девушкой в белом, память о которой он бережет с юношеских лет. Она была холодна к нему, не ответила взаимностью и стала женой белого офицера. И поэт в выборе своем между Онегиными и крестьянами предпочитает криушан с их бедностью и нуждой.

Выразительны образы бедных братьев Оглоблиных - Прона и Лабути. Прон - деревенский вожак, воплотил в себе протест народа против векового гнета притеснителей. Поэт выражает резко отрицательное отношение к войне крестьян, которым она не принесла ничего, кроме горя и несчастья. В поэме выражено и негативное отношение к Временному правительству, к его политике войны «до победного конца», которой оно пыталось отвлечь крестьян от борьбы за землю. Прон в восприятии радов-ской мельничихи «драчун, грубиян», убил топором старшину, когда в 1914 г. была объявлена война. Октябрьская революция повлияла на него: он хочет работать, горит желанием создать в Криуше коммуну, требует от помещицы Снегиной передать свои земли крестьянам; позже Прон становится жертвой налета белогвардейских деникин-ских войск.

Правдиво передает поэт смутные дни в деревне, распри, злобу, ведущие к истреблению людей. В поэме органически сочетается изображение социальных перемен, изображение деревни и личных судеб, эпическое и лирическое начала:

Суровые грозные годы! Но разве всего описать? Слыхали дворцовые своды Солдатскую крепкую «мать».

Однако социальные бури, прошедшие над страной, по Есенину, не изменили чувств людей, они продолжают жить и ценить то подлинное, чему никогда не изменят - это любовь, родина, весна:

Далекие милые были! Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

В цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925 г.), воспевающих любовь, женское очарование, слабость и силу женщины, также вплетаются раздумья о милой сердцу северной Родине. Уже в первых стихотворениях цикла («Я спросил сегодня у менялы», «Ша-ганэ ты моя, Шаганэ», «Улеглась моя былая рана») поэт мечтает о своей любимой стране:

Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк.


Лирический герой тоскует по покинутой «девушке с севера», и ее образ ассоциируется у него с «волнистой рожью при луне»:

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Есенин никогда не был в Персии, только мечтал побывать там, увидеть Родину столь любимых им персидских поэтов X-XV веков - Саади, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза, имена которых он упоминает в стихотворениях цикла. В одном из них он прямо признается: «Никогда я не был на Босфоре -/Я тебе придумаю о нем». Стихотворения цикла написаны по впечатлениям от пребывания в Грузии и Азербайджане, но в них явственно присутствует аромат восточной лирики. Ее тона, мотивы, колорит Есенин воссоздает средствами родного языка, без насыщения экзотической лексикой, лишь изредка обращаясь к ней для обозначения названий и имен (Саади, Еф-рат, Шираз, Хороссан). Особую музыкальность циклу придает использование звуковых повторов:

Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лолы Слово ласковое «поцелуй»? <...> И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

В стихотворениях, написанных в эпистолярной форме («Письмо к Женщине», «Письмо от матери», «Письмо деду», «Письмо матери»),

Есенин проникает в глубины человеческой психологии, ему доступны самые сокровенные мысли и чувства:

Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий.

(«Письмо к Женщине», 1924)

Особое достоинство и своеобразие Есенина как художника в том, что он включает в свою лирику все многообразие животного мира, поэтизирует «меньших наших братьев». Ни один из русских поэтов не пишет так много и так увлекательно о птицах и зверях, как Есенин: это и красногривый жеребенок, скачущий по степи, пытаясь догнать поезд, «тонкие ноги закидывая к голове» («Сорокоуст»); и собака, оплакивающая щенят, потопленных хмурым хозяином в «Песне о собаке», это и котенок, мурлыкающий и бросающийся, «как юный тигренок, на оброненный... клубок» («Ах, как много на свете кошек»), и милый Джим, с бархатной шерстью, лезущий, «как пьяный друг», целоваться в стихотворении «Собаке Качалова».

Большую роль в идейно-художественном развитии Есенина сыграла поездка за границу в 1922-1923 гг. вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Есенин женился на ней 10 мая 1922 г. и уехал за границу. В Айседоре Есенина привлекали артистизм, размах, смелость, щедрость души. Но в самом быте, в воззрениях на жизнь у Дункан, как пишет администратор танцевальной школы Дункан И. И. Шнейдер в своих воспоминаниях, было много от богемы и мелкобуржуазного анархизма. Есенин и Дункан путешествовали по Франции, Италии, Бельгии, США. Европа разочаровала поэта. «...Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется, - писал он из Парижа писателю и другу Анатолию Мариенгофу. - „Сердце бьет-


ся, бьется самой отчаяннейшей ненавистью...". За границей поэт чувствовал себя одиноким, рвался домой.

После возвращения из-за границы Есенин пишет ряд превосходных произведений на темы современности («Анна Онегина», «Пушкину», «Поэма о 36», «Баллада о двадцати шести»); но в это же время в его лирике развиваются декадентские мотивы, он готовит книгу «Москва кабацкая». Если в стихотворении «Пушкину» Есенин мечтает о том, чтоб и его степное пенье сумело бронзой прозвенеть, то здесь поэтизирует разгул богемной жизни:

Мне осталась одна забава: Пальцы в рот - и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист.

(«Мне осталась одна забава», 1923)

Летом 1925 г. Есенин пытается упорядочить свой быт, создать семью, женится на внучке Льва Толстого Софье Андреевне Толстой. Но этот брак оказался недолгим. Есенин пишет предсмертное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Конец поэта трагичен. 28 декабря 1925 г. около пяти часов утра оборвалась его жизнь: по одной из версий, он покончил с собой в номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде; другая версия - был убит...

«Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел»

прозорливо писал поэт в роковом для него и всей мировой культуры 1925 году, как бы предугадав свое бессмертие в стихотворении «Снежная замять дробится и колется». Прав он был и в том, что «большое видится на расстоянии». Чем дальше уходит то время, тем крупнее и ярче вырисовывается фигура Сергея Есенина, поэта-гуманиста с его любовью к человеку, ко всему живому: «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть». Светлая оптимистическая нота составляет основу поэзии Есенина, учит человека видеть боль и страдание, быть милосердным, любить жизнь:

На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю.

Когда Марина Цветаева узнала о том, что Сергея Есенина не стало, она написала четверостишие «Памяти Сергея Есенина»:

И не жалость - мало жил, И не горечь - мало дал, Много жил - кто в наши жил Дни, все дал - кто песню дал.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Какие стихотворения из первого сборника поэта «Радуница» вам запомнились? В чем их своеобразие? Раскройте образ природы в стихотворениях цикла.
  2. Кто из поэтов-современников оказал наибольшее влияние на формирование творческого почерка С. Есенина? В чем это проявилось? Ответ проиллюстрируйте поэтическими примерами.
  3. Каковы особенности «пейзажной» лирики Есенина?
  4. Каковы основные принципы имажинизма и как они сказались в творчестве Есенина?
  5. В чем заключается трагизм мироощущения Есенина после революции? Проанализируйте основные антиурбанистические стихотворения Есенина.
  6. Почему поэму «Анна Онегина» можно рассматривать как произведение о судьбе человека и Родины? Дайте характеристику системы образов в поэме. Каково в ней соотношение лирического и эпического?

ЛИТЕРАТУРА

1. Есенин С. А. Полное собр. соч.: В 7 т. - М., 1995-2000.


  1. Есенин С. А. в воспоминаниях современников. В 2 т. - М., 1986.
  2. Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л., 1982.
  3. Вельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство Есенина, - М., 1990.
  4. ЗанковскаяЛ. В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. - М. 1997.
  5. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.
  6. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М. 1986.
  7. Семенова С. Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. - М., 2004.
  8. Столетие Есенина. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....