Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 6 класса по программе Бунеева Р. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buneev_6._liter._2013.docx | 82.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла» Руководитель МО ________/Марочкина Н. А./
Протокол № ___ от «__»__________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» ____________/Бакиева Г. А./ «__»____________2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» _____________/Васильева Г. Г./ Приказ № ___ от «__»__________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Юдаевой Натальи Геннадьевны,
учителя высшей квалификационной категории
по литературе для 6 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Государственного стандарта второго поколения основного общего образования, на основе «Программы по литературе 5-11 классы» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), на основе учебного плана школы на 2013-2014 учебный год и является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100», рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Цель программы: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи программы:
1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программа состоит из шести разделов. В первом разделе «Пролетая над снами» рассматривается место мистики в мире художественной литературы, жанровое многообразие мистической литературы, а также способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Во втором разделе «Сказки для взрослых» анализируются: «вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения, роль сказки в жизни читателя, место сказки в мире художественной литературы, нравственные ценности в сказках для взрослых.
Третий раздел «Следы во времени» рассказывает о героическом эпосе разных народов, о воплощении в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа, о взаимосвязи мифа, фольклора и литературы.
Четвёртый раздел «Открывая мир вокруг» показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора в рассказе.
Пятый раздел «Смеясь сквозь слёзы» изучает поучительную литературу: басни, юмористические и сатирические рассказы. Анализируется авторское отношение к изображаемому, приемы создания комического.
Шестой раздел «Стихи из заветной тетради» содержит поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.
Формы и методы преподавания:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
- Комментированное и выразительное чтение
- Литературоведческий анализ лирического текста.
- Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
- Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
- Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
- Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста;
- Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников
- Творческие работы, анализ работ, редактирование.
Метапредметными результатами изучения курса «литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы, контрольные работы.
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 6
Учитель Юдаева Н. Г.
Количество часов
Всего 105 час (47 ч и 58 ч); в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков – 4 ч (2 ч и 2 ч),
уроков развития речи – 14 ч (6 ч и 8 ч),
уроков внеклассного чтения - 7 ч (3 ч и 4 ч).
Планирование составлено на основе авторской «Программы по литературе 5 – 11-й классы» (авторы-составители Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) - Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010.
Учебник : Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. Год после детства. Учебник-хрестоматия для 6-го класса. В 3-х книгах. – М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
№ п/п урока | Содержание (тема раздела, урока) | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Вид контроля | Использова-ние ИКТ | Школа – ресурсный центр по духовно-нравственн. воспитанию участников образователь-ного процесса (направления: 1)духовно-нравственное, 2)патриотичес-кое, 3)семейное, 4)здоровый образ жизни) | Характерис-тика деятельности учащихся |
I четверть Введение (3 часа) | ||||||||
Литература как художественное отражение жизни. | 1 ч | 3.09 | Урок рефлексии | Анализ таблицы, ответы на вопросы | Презентация | Духовное: три вида искусства | Осознают роль литературы в жизни человека | |
Р/р Аннотация на прочитанную книгу. | 1 ч | 4.09 | Урок открытия нового знания | Написание аннотации | Пишут аннотацию | |||
3. | К/р. Входная контрольная работа. | 1 ч | 7.09 | Урок развивающего контроля | Выполнение контрольной работы | Выполняют контрольную работу | ||
Пролетая над снами… (16 ч) | ||||||||
4,5. | В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Эпическое начало в балладе. | 2 ч | 10.09 11.09 | Урок открытия нового знания | Выразитель-ное чтение, исследовательская работа | Презентация | Патриотическое: народные обряды | Выявляют признаки эпического в произведении |
6. | Гёте. Баллада «Лесной царь». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Роль диалога в балладе. | 1 ч | 14.09 | Урок открытия нового знания | Выразитель-ное чтение | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
7. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. Рассказчик и автор. | 1 ч | 17.09 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация Диск № | Патриотическое: народные обряды | Дают определение «мистики», краткую характеристику своеобразия произведений Н.В. Гоголя. |
8. | И. К. Традиции, обычаи, суеверия жителей Малороссии. Обряд сватовства. | 1 ч | 18.09 | Урок рефлексии | Составление словарика | Презентация | Патриотическое: народные обряды. Семейное: обряд сватовства. | Раскрывают художествен-ные особенности повести |
9. | Вакула и Оксана. В гостях у Пацюка. В Петербурге. | 1 ч | 21.09 | Урок рефлексии | Выборочный пересказ, характеристи-ка героя | Презентация | Патриотическое: исторически факты на страницах повести | Характери-зуют героев произведения |
10. | Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С. Пушкина «Утопленник» и «Бесы». | 1 ч | 24.09 | Урок открытия нового знания | Чтение наизусть, анализ текста | Презентация Диск № | Выразительно читают лирич. произведение | |
11. | Шуточки писателя А.П. Чехова (А.П. Чехов «Страшная ночь»). | 1 ч | 25.09 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Презентация | Дают устные и письменные ответы на вопросы | |
12. | Вн. ч. А. К. Толстой «Упырь». | 1 ч | 28.09 | Урок открытия нового знания | Пересказ, беседа | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | ||
13. | «Песни западных славян» А.С. Пушкина. | 1 ч | 1.10 | Урок открытия нового знания | Выразитель-ное чтение | Выразительно читают лирич. произведение | ||
14. | Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» Философский смысл новеллы и повести. | 1 ч | 2.10 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, выборочный пересказ | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
15. | М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). | 1 ч | 5.10 | Урок открытия нового знания | Анализ особенностей драматичес-кого произведения | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
16. | Истинное и ложное в жизни человека. | 1 ч | 8.10 | Урок рефлексии | Анализ текста | Духовно-нравствен-ное: истинное и ложное в жизни | Формулируют вопросы по тексту | |
17. | Поиски счастья героями. Образы детей в произведении. | 1 ч | 9.10 | Урок рефлексии | Анализ текста, характеристика героев | Духовно-нравствен-ное: счастье | Подбирают цитаты | |
18. | Вн. ч. Ги де Молпассан «Орля». | 1 ч | 12.10 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, пересказ | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
19. | Р/р Подготовка к дом. сочинению по разделу «Пролетая над снами…» | 1 ч | 15.10 | Урок развивающего контроля | Сочинение | Пишут сочинение на литературном материале | ||
Сказки для взрослых (13 ч) | ||||||||
20, 21 | В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). | 2 ч | 16.10 19.10 | Урок открытия нового знания | Анализ композиции | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
22. | Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. | 1 ч | 22.10 | Урок открытия нового знания | Выборочный пересказ | Презентация | Духовно-нравствен-ное: ответствен-ность человека перед будущим. | Анализируют проблематику произведения |
23. | Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Двоемирие в сказке «Щелкунчик и Мышиный король» | 1 ч | 23.10 | Урок открытия нового знания | Сообщение о писателе | Презентация | Подбирают цитаты из текста | |
24. | Нравственные уроки сказки Гофмана. | 1 ч | 26.10 | Урок рефлексии | Анализ уроков сказки | Духовно-нравствен-ное: добро и доброта | Делают выводы об особенностях художественного мира произведения | |
25. | Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена). | 1 ч | 29.10 | Урок открытия нового знания | Сообщение о писателе | Презентация | Подбирают дополнительный материал о биографии | |
26. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. | 1 ч | 30.10 | Урок рефлексии | Сопоставительный анализ пейзажей | Презентация | Духовно-нравствен-ное: умение любить | Анализируют проблематику произведения |
27. | А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. | 1 ч | 12.11 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Презентация | Сопоставляют сюжеты, персонажей произведений | |
28. | Р/р Сочинение литературной сказки. | 1 ч | 13.11 | Урок развивающего контроля | Сочинение литературной сказки | Пишут сказку | ||
29. | М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении. | 1 ч | 16.11 | Урок открытия нового знания | Анализ лирич. произведения | Презентация | Сопоставляют сюжеты, персонажей произведений | |
30. | В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. | 1 ч | 19.11 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Презентация | Духовно-нравствен-ное: красота человечес-кой души | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
31-32. | Р/р Нравственные уроки сказки. Классное сочинение-размышление. | 2 ч | 22.11 22.11 | Урок развивающего контроля | Сочинение-размышление | Пишут сочинение на литературном материале | ||
Следы во времени (18 ч) | ||||||||
33. | И.К. «То старина, то и деяние» (о русской былине). Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1 ч | 23.11 | Урок открытия нового знания | Выразит. чтение, работа с терминами | Диск № 6 КиМ 7 кл., урок 01 | Духовно-нравствен-ное: красота трудящегося человека | Выразительно читают |
34. | Приёмы создания героического характера в эпосе. | 1 ч | 26.11 | Урок открытия нового знания | Анализ приёмов изображения былинных героев | Диск № 6 КиМ 7 кл., урок 01 | Характери-зуют героя былины как воплощение националь-ного характера | |
35. | И.К. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 ч | 27.11 | Урок открытия нового знания | Аналитичес-кое чтение | Диск № 6 КиМ 7 кл., урок 01 | Патриотическое: Любовь к Родине – неотъемле-мая черта русского националь-ного характера. | Характери-зуют героя былины как воплощение националь-ного характера |
36. | Герои и язык русского былинного эпоса. | 1 ч | 30.11 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Анализ языка произведения | Диск № 6 КиМ 7 кл., урок 01 | Патриотическое: защите Родины | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
37. | Р/р Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). | 1 ч | 3.12 | Урок развивающего контроля | Сочинение – подражание | Пишут сочинение | ||
38, 39. | Легенды и мифы Древней Греции. | 2 ч | 4.12 7.12 | Урок открытия нового знания | Пересказ, беседа | диск № 5 CD«КиМ» -6 кл.-ур.01 | Выявляют характерные для мифов темы, образы, приёмы изображения | |
40. | Вн. ч. Мифы о Геракле. | 1 ч | 10.12 | Урок открытия нового знания | Пересказ, беседа | Презентация | Выявляют характерные для мифов темы, образы, приёмы изображения | |
41, 42. | Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. | 2 ч | 11.12 14.12 | Урок открытия нового знания | Выразит. Чтение, работа над кроссвордом | Диск № диск № 6 CD«КиМ» -6 кл.-ур.03 | Характери-зуют героя | |
43. | К/р. Контрольная работа по итогам I полугодия. | 1 ч | 17.12 | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | Выполняют контрольную работу | ||
44. | «Вот для чего я рождён батыром» (башкирский народный эпос «Урал-батыр») | 1 ч | 18.12 | Урок открытия нового знания | Составление таблицы | Презентация | Выразительно читают и анализируют произведение | |
45. | Из абхазских сказаний о нартах. | 1 ч | 21.12 | Урок открытия нового знания | Составление таблицы | Презентация | Семейное: семья и дети | Выразительно читают и анализируют |
46. | Из киргизского эпоса «Манас» и якутского эпоса «Олонхо». | 1 ч | 24.12 | Урок открытия нового знания | Составление таблицы | Презентация | Семейное: семья и дети Патриотическое: защите Родины | Составляют сопоставительную таблицу |
47. | «Калевала» – карело-финский народный эпос. | 1 ч | 25.12 | Урок открытия нового знания | Составление таблицы | Презентация | Семейное: поведение невестки | Составляют сопоставительную таблицу |
48. | Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). | 1 ч | 11.01 | Урок открытия нового знания | Составление таблицы | Презентация | Патриотическое: любовь к Родине | Составляют сопоставительную таблицу |
49, 50. | Р/р Сочинение о литературном герое по разделу III «Следы во времени» (Классное сочинение). | 2 ч | 14.01 14.01 | Урок развивающего контроля | Сочинение о литературном герое | Пишут сочинение на литературном материале | ||
Открывая мир вокруг (24 ч) | ||||||||
51. | Литература как способ познания мира. | 1 ч | 15.01 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Сообщение | Презентация | Объясняют метафоричес-кую природу художествен-ного образа | |
52. | К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. | 1 ч | 22.01 | Урок открытия нового знания | Характеристика героев | Презентация | Духовно-нравствен-ное: красота и скупость человечес-кой души | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
53. | И.С. Тургенев «Муму». История немого дворника. Герасим и барыня. Невостребованная любовь. | 1 ч | 24.01 | Урок открытия нового знания | Сравни-тельная характеристика героев | Диск № 4 КиМ 5 кл, урок 15 | Духовно-нравствен-ное: красота и скупость человечес-кой души | Сопоставляют персонажи |
54. | И. К. Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и дворовые. Сравнительная характеристика. Литературный портрет. Интерьер. | 1 ч | 25.01 | Урок рефлексии | Сравни-тельная характеристика героев | Презентация | Нравствен-ное: достоинство, сострада- ние к окружаю-щим, великоду-шие, трудолюбие Герасима. | Составляют сравнитель-ную характерис-тику |
55. | В деревню! Обретения и потери Герасима (смысл бунта Герасима) | 1 ч | 28.01 | Урок рефлексии | Работа по тексту, ответы на вопросы | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
56. | И. К. Глубокий интерес к человеку. (И.С. Тургенев «Бирюк»). | 1 ч | 29.01 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Диск № 6 КиМ 7 кл, урок 15 | Духовно-нравствен-ное: красота человечес-кой души. Семейное: ответствен-ность родителей перед детьми. | Анализируют рассказ |
57. | Р/р Внутренний монолог. Творческий пересказ от лица героя. | 1 ч | 1.02 | Урок развивающего контроля | Творческий пересказ от лица героя. | Пересказывают от лица героя | ||
58, 59. | И.К. Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. | 2 ч | 4.02 5.02 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация | Патриотическое: русский человек на войне. | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
60, 61. | Размышления о ценности человеческой жизни. М. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...». К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Обзор | 2 ч | 8.02 11.02 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация | Патриотическое: защита Родины | Выразит. читают наизусть |
62. | Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»). | 1 ч | 12.02 | Урок открытия нового знания | Характе-ристика героев | Презентация | Духовно-нравствен-ное: красота человечес-кой души | Анализируют рассказ |
63. | Что такое истинный шедевр (по рассказу О. Генри «Последний лист»). | 1 ч | 15.02 18.02 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация | Духовно-нравствен-ное: красота человечес-кой души | Анализируют идею произведения |
64. | Слово о Пушкине. А.С. Пушкин «Выстрел». Конфликт и его разрешение. | 1 ч | 19.02 | Урок открытия нового знания | Работа над деталью | Фонохрестоматия для 6 кл., 33,34 | Духовно-нравствен-ное: пороки | Дают устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения |
65. | И. К. Тема чести, благородства и достоинства в повести. | 1 ч | 22.02 | Урок рефлексии | Анализ текста | Семейное: ценность семьи | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
66. | А.С. Пушкин «Дубровский». Сюжет и композиция эпического произведения. | 1 ч | 25.02 | Урок открытия нового знания | Лексическая работа, анализ сюжета и композиции произведения | Диск № 4 КиМ 5 кл, урок 15 | Выявляют особенности романа как литератур-ного жанра | |
67. | И. К. Дубровский и Троекуров. | 1 ч | 26.02 | Урок рефлексии | Сравни-тельная характеристика героев | Презентация | Духовно-нравствен-ное: дружба. Семейное: Отношения отцов и детей. Таинство и святость венчания. | Сопоставляют персонажей произведения |
68. | Отец и сын. | 1 ч | 1.03 | Урок рефлексии | Пересказ | Семейное: отец и сын | Дают характеристику литер. герою | |
69. | И. К. Благородный разбойник в изображении Пушкина. Образ Владимира Дубровского. | 1 ч | 5.03 | Урок рефлексии | Характеристика героя | Нравствен-ное: защита чести, независимости личности | Дают характеристику литер. герою | |
70. | И. К. Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | 1ч | 4.03 | Урок рефлексии | Беседа по тексту | Презентация | Семейное: ценность венчания | Дают характеристику литер. герою, подбирают цитаты |
71. | Р/р Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»). | 1 ч | 6.03 | Урок развивающего контроля | Сочинение-сравнитель-ная характеристика | Пишут сочинение на литературном материале | ||
72. | Вн. ч. А. С. Пушкин. «Метель». | 1 ч | 11.03 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Фонохрестоматия для 6 кл., 35,36 диск № 5 CD«КиМ» -6 кл.-ур. 08 | Семейное: ценность венчания, чистота чувства | Формулируют вопросы по тексту произведения |
73. | Вн. ч. И. К. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». | 1 ч | 12.03 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Фонохрестоматия для 6 кл., 35,36 диск № 5 CD«КиМ» -6 кл.-ур. 08 | Семейное: Семья Берестовых и семья Муромских – разность семейных укладов. | Формулируют вопросы по тексту произведения |
74. | К/р. Контрольная работа по произведениям А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого». | 1 ч | 15.03 | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | Пишут контрольную работу | ||
Смеясь сквозь слёзы… (16 ч) | ||||||||
75. | Эзоп. Басни. Обзор | 1 ч | 18.03 | Урок открытия нового знания | Составление истории по пословице | Презентация | Подбирают материал из истории басни | |
76. | Истоки русской басни. | 1 ч | 19.03 | Урок открытия нового знания | Сообщение по теме урока | Презентация | Подбирают материал из истории басни | |
77. | И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», | 1 ч | 22.03 | Урок рефлексии | Выразитель-ное чтение | Презентация | Духовно-нравствен-ное: человечес-кие пороки | Выразит. читают, анализируют проблематику басен |
78. | И.А. Крылов «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен. | 1 ч | 1.04 | Урок рефлексии | Чтение наизусть | Презентация | Духовно-нравствен-ное: человечес-кие пороки | Выразит. читают, анализируют проблематику басен |
79. | Р/р Сочинение-подражание (басня в прозе или стихах) | 1 ч | 2.04 | Урок развивающего контроля | Сочинение-подражание | Пишут басню | ||
80. | И. К. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 ч | 5.04 | Урок открытия нового знания | Характе-ристика героев | Диск № 6 КиМ 7 кл, урок 18 | Духовно-нравствен-ное: человечес-кие пороки, человечес-кие достоинства | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
81. | Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя. | 1 ч | 8.04 | Урок рефлексии | Анализ текста | Подбирают цитаты из произведения | ||
82. | И. К. А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» | 1 ч | 9.04 | Урок открытия нового знания | Характе-ристика героя | диск № 5 CD«КиМ» -6 кл.-ур.15 | Духовно-нравствен-ное: человечес-кое. достоинство Семейное: воспитание семьёй | Формулируют вопросы по тексту |
83. | А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» | 1 ч | 12.04 | Урок открытия нового знания | Анализ особенностей чеховских рассказов | диск № 5 CD«КиМ» -6 кл.-ур.15 | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
84. | «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Юмор и сатира. Средства выражения авторского отношения к изображаемому. Приемы создания комического. | 1 ч | 15.04 | Урок открытия нового знания | Анализ приёмов создания комического | Презентация | Духовно-нравствен-ное: человечес-кие пороки | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения |
85. | Вн. ч. А. П. Чехов. «Злоумышленник» | 1 ч | 16.04 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Диск № 6 КиМ 7 кл, урок 19 | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
86. | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. П. Чехова». | 1 ч | 19.04 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Сочинение | Пишут сочинение | ||
87. | Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей». | 1 ч | 22.04 | Урок открытия нового знания | Пересказ | Презентация | Формулируют вопросы по тексту | |
88. | И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола». | 1 ч | 23.04 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
89. | Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии. | 1 ч | 26.04 | Урок открытия нового знания | Анализ стихотв. произведений | Презентация | Выразительно читают, анализируют особенности жанра | |
90. | Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). | 1 ч | 29.04 | Урок открытия нового знания | Анализ текста | Презентация | Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения | |
Стихи из заветной тетради (15 ч) | ||||||||
91. | Что такое стихи? | 1 ч | 30.04 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Анализ лирических произведени, выраз. чтение | Презентация | Различают стихи и прозу | |
92. | С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...» | 1 ч | 6.05 | Урок рефлексии | Анализ лирического произведения, выраз. чтение | Презентация | Патриотическое: родная природа | Выразит. читают, анализируют проблематику |
93. | М. Цветаева «Домики старой Москвы». | 1 ч | 7.05 | Урок рефлексии | Анализ лирического произведения, выраз. чтение | Презентация | Патриотическое: Москва-столица России | Выразит. читают, анализируют проблематику |
94. | А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...». | 1 ч | 10.05 | Урок рефлексии | Анализ лирического произведения, выраз. чтение | Презентация | Патриотическое: родная природа | Выразит. читают, анализируют проблематику |
95. | И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» | 1 ч | 13.05 | Урок рефлексии | Анализ лирического произведения, выраз. чтение | Презентация | Патриотическое: родная природа | Выразит. читают, анализируют проблематику |
96. | Б. Окуджава «Пожелание друзьям», Б. Заходер «Что такое стихи». | 1 ч | 14.05 | Урок рефлексии | Анализ лирического произведения, выраз. чтение | Презентация | Выразит. читают, анализируют проблематику | |
97. | К/р. Итоговая контрольная работа. | 1 ч | 17.05 | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | Пишут контрольную работу | ||
98. | Р/р Анализ лирического текста. | 1 ч | 20.05 | Урок развивающего контроля | Анализ лирического текста | Анализируют лирич. произведение | ||
99. | Вн. ч. Мои любимые стихотворения. | 1 ч | 21.05 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Анализ лирического текста | Презентация | Патриотическое: родная природа | Анализируют лирич. произведение |
100. | Р/р Я сочиняю стихи. | 1 ч | 24.05 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Написание стихотворе-ния | Сочиняют стихи | ||
Обобщение (4 ч) | ||||||||
101. | Мир твоей литературы. | 1 ч | 27.05 | Урок общеметодологи-ческой направленности | Викторина, тестирование | Презентация | Обобщают изученное | |
102. | Итоговый урок «Читаем летом!» | 1 ч | 28.05 | Урок рефлексии | ||||
103-105 | Резервные уроки | 3 ч | 31.05 | Урок рефлексии |
Содержание тем курса
Введение
Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами…
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.
А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).
Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).
Философский смысл новеллы и повести.
Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Развитие речи. Сочинение-миниатюра мистического характера. Сюжет для «страшной» истории. Составление диалога и монолога на заданную тему.
Раздел 2. Сказки для взрослых
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).
Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Развитие речи. Монолог от лица рассказчика. Описание внешности героя (портрет).
Раздел 3. Следы во времени
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».
Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Развитие речи.
Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). Сочинение-рассуждение. Сочинение-характеристика
Раздел 4. Открывая мир вокруг
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».
И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О’Генри «Последний лист». Герои О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Развитие речи.
Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.
Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение–размышление о книге.
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.
Развитие речи.
Сочинение на литературоведческую тему (Роль детали в рассказе). Сочинение в жанре юмористического рассказа. Сочинение-подражание: сочиняем басню. Сочинение на основе крылатого выражения. Творческий пересказ. Презентация (заочная экскурсия по городу).
Раздел 6. Стихи из заветной тетради
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...»,
Для обзорного изучения изучения.
И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Развитие речи.
Литературоведческий анализ лирического текста. Сочинение-размышление (близкое к эссе).
Обобщение
Мир твоей литературы.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате освоения программы учащиеся должны знать / понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты биографии писателей, творчество которых изучалось в курсе литературы;
- предложенные для заучивания наизусть лирические стихи;
- литературоведческие понятия, изученные в курсе литературы.
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания;
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Библиотека школьника. CD-ROM.
- Литература 5 – 6 классы. CD-ROM «Кирилл и Мефодий»
- Отечества достойный сын. Н. А. Некрасов. DVD.
- Писатели России (Батюшков К., Пушкин А., Баратынский Е., Тютчев И., Андреев Л., Брюсов В.) Видеофильм.
- Писатели Серебряного века (З. Гиппиус, А. Белый, М. Волошин, А. Блок). Видеофильм.
- Русская литература от Нестора до Маяковского. CD-ROM.
- Русская поэзия XVII – XX веков. CD-ROM.
- Сергей Есенин. Фильм о жизни и творчестве. DVD.
- Хрестоматия по русской литературе. CD-ROM.
- Хрестоматия школьника. CD-ROM.
- Зинина Е. А. Теория литературы в таблицах. Комплект из 20 таблиц с методическим пособием. – М.: Дрофа, 2007.
Список литературы
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после детства».Учебник по литературе для 6-го класса в 3-х книгах. - М.: Баласс, 2013
- Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. Тетрадь по литературе к учебной хрестоматии «Год после детства», 6кл – М. Баласс.2006
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Зарубежные писатели, Библиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : В 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007.
- Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы: энциклопедический словарь – справочник. – М.: Дрофа, 2007.
- Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / сост. В. Ф. Чертов. – М.: Дрофа, 2007.
- Петрова Т. ГС. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 6 класс. – М: Московский лицей, 2004.
- Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский, Э. Л. Безносов, В. А. Воропаев и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, И. Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Русские писатели. XX век. Биографии: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы /авт. В. В. Агеносов, П. В. Басинский, Л. В. Ершова и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Турьянская Б. И., Холодкова Л. А., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2000.
№п/п | Тема проекта | Вид проекта | Срок работы | Форма проекта | Уровень представления |
1. | «Литературная сказка» | групповой | ноябрь | Сборник сказок | Внутришколь-ный |
2. | «Былины нашего времени» | групповой | декабрь | Сборник былин | Внутришколь-ный |
3. | «Наши басни» | групповой | апрель | Сборник басен | Внутришколь-ный |
4. | «В мире поэзии» | групповой | май | Сборник стихов | Внутришколь-ный |
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...