Конструктор урока "И.А. Крылов. Басни"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Костуктор содержит сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstr.ur_._-_literatura_5_klass_kashapova_t.r.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС

МБОУ «Федоровская СОШ №2  с углубленным

изучением отдельных предметов»

учитель русского языка и литературы

Кашапова Тансылу Рамиловна


План-конспект урока по учебнику «Литература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В.Я.

Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»

 (Технологическая карта изучения темы)

Тема

Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.

Цель темы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    повторение изученного и применение знаний для решения  поставленных задач

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:           развитие коммуникативных и регулятивных качеств, умений работать в группе и действовать согласованно

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    воспитание чувства ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости,  активности, способности самооценке и оценке деятельности группы,   культуры  общения и положительного отношения к обучению

- познакомить учащихся с историей создания басни «Волк на псарне»; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивать умение понимать иносказательный смысл басни и мораль.

Оборудование:

Оборудование: столы, расставленные по группам,  карты – задания для работы групп,  интерактивная доска, готовые презентации к теме урока (домашняя работа); костюмы для инсценировки; галстуки разных цветов; учебники; тест для рефлексии, фонохрестоматия

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- навыки анализа текста;

- выразительное чтение, чтение по ролям;

- умение определять жанровую принадлежность текста;

- умение понимать и формулировать тему, идею;

- умение характеризовать героев произведения;

- понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;

- выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей;

- владение терминологией.

Личностные: 

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

- формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

- целеполагание и планирование путей достижения целей;

- самостоятельный контроль своего времени;

- принятие решений в проблемной ситуации;

- развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

- поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- устанавливать причинно-следственные связи

 Коммуникативные: 

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- работать в группе;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Основные понятия

Басня, эзопов язык, мораль, аллегория, иносказание, олицетворение; патриотизм, позиция автора.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Музыка

Живопись

Русский язык

- групповая

- фронтальная

- художественный текст

- мультимедийная презентация

- Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания)


Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 - й этап: Постановка цели и задачи урока

1. Мотивирует, создаёт игровую ситуацию:

Инсценирование фрагментов (фотография

2. Создаёт проблемную ситуацию: знакомит обучающихся с лексическим значением слов «патриот, авторская позиция».

3. Ставит проблемный вопрос: Что патриотического мы видим в басне?

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя.

Выделять значимую для урока информацию из бытовой ситуации.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Актуализировать личный жизненный опыт.

Взаимодействие коллектива и учителя, фронтальный опрос.

Слушать и высказывать свою точку зрения.

Целеполагание.

Слушание и контроль ответов обучающихся.

Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

2-й этап: Реализация домашнего задания

1. Организует деятельность слушающих и выступающих, ставит учебную задачу:

1) прослушать сообщения, (фотография)

2) задать вопросы выступающим,

3)оценить их по ранее разработанному алгоритму.

2. Выставляет отметки выступившим.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о:

1) войне 1812 года, о Кутузове и Наполеоне; об истории создании басни «Волк на псарне»

(фотография)

2) об истории создании басни «Волк на псарне»

 (фотография)

Остальные учащиеся задают вопросы по теме докладов.

Выделяют значимую информацию. Учатся строить монологическое высказывание. Анализируют соответствие ответов обучающихся поставленному вопросу.

Учатся ставить вопросы по прослушанному материалу.

Слушают монологическое высказывание.

Понимать на слух текст высказывания. Формулировать свои вопросы к докладчику.

Взаимооценка по разработанному алгоритму (правильность ответа, последовательность, правильность речи, ответы на заданные вопросы).

Понимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

3 этап: Работа в группах

1. Мотивирует учащихся на групповую работу (поиск информации в тексте) с помощью вопроса: 1) по каким признакам можно определить, что пред вами басня? (I группа); 2) как на основе текста составить представление о героях (Кутузове, Наполеоне)? (II группа); 3) какой дополнительный смысл появляется у слов в басне (слова предлагаются)? (III группа); 4) объясните, опираясь на текст, какова позиция автора (IV группа)

(План-карта №1,2,3,4)

Актуализация знания текста

Искать ответ на вопрос учителя.

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания текста

Понимать на слух ответы обучающихся, вопрос учителя.

Строить устный ответ.

Самоконтроль понимания текста.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

2. Организует и регулирует работу обучающихся  в группе: выразительное чтение басни; инсценирование фрагмента текста; прослушивание актерского чтения (фонохрестоматия)  (фотография)

Смысловое чтение текста, поиск заданной информации, составление ответа в форме 1) устного и письменного высказывания; 2) схемы или списка на листе бумаги.

Выделение значимой информации, отбор того, что необходимо внести в схему или список, анализ текста.

Кооперация усилий для решения поставленной учебной задачи,  

Согласовывать свои действия с действиями других членов группы, договариваться и приходить к общему мнению, контролировать ход решения учебной задачи.

Само- и взаимоконтроль, планирование деятельности группы.

Планировать работу, контролировать время, соотносить результаты своей деятельности с поставленной задачей.

3. Организует выступление «докладчиков», творческих групп, взаимооценку групп.

 

Анализ и восполнение «пробелов» в знаниях

Выделение незнакомой ранее информации, актуализация своих знаний.

Участие в обсуждении ответов «докладчиков», выступлений творческих групп

Понимать на слух ответы обучающихся.

Строить устный ответ.

Само- и взаимоконтроль.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

4 этап: Рефлексия

1. Возвращает учащихся к проблемной ситуации.

Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний. Поднимаются на новый уровень понимания текста.

Анализ и структурирование информации, построение логических выводов.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самооценка и взаимооценка.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

2. Проводит мини-тест по басне «Волк на псарне» (приложение №1,2)

Отвечают на вопрос мини-теста.

Анализ и выбор ответа из предложенных.

Самоконтроль понимания текста.

Осуществлять самоконтроль.

5 этап: Фронтальная словарная работа

Задаёт вопросы: что такое патриотизм, авторская позиция? Как понимаете слово патриотизм в контексте сегодняшнего дня?  Даёт точное значение слова «патриотизм»

Формулируют приблизительное значение слова «патриотизм», «авторская позиция» сопоставляют его со словарной статьёй.

Построение определения слова.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

6 этап: Знакомство с басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом»

Рассказывает о басне

Слушают рассказ учителя.

Восприятие информации на слух.

Общение с учителем.

Слушание.

7 этап: Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»; письменно ответить на вопросы стр. 62. Первый и второй вопросы – для тех, кому достаточно отметки «4», третий вопрос – для тех, кто хотел бы получить отметку «5».

Выбирают домашнее задание

Целеполагание и планирование своей самостоятельной деятельности.

Приложение №1

Тест по творчеству  И.А.Крылова (5 класс)

I вариант

  1. В каком городе родился И.А.Крылов:

а) Москва     б) Петербург     г) Тула

  1. Благодаря каким личным качествам Крылову удается стать самым образованным человеком:

а) смелости     б) самовоспитанию и самообразованию       в) у него были хорошие учителя

  1. Басня «Волк на псарне». Каким событиям истории посвящена басня:

а) войне 1812 года       б) восстанию декабристов 1825 года       в) никаких исторический событий нет

  1. … -это краткий стихотворный  или прозаический рассказ нравоучительного характера…  Какому жанру дается это определение:

а) мораль      б) баллада    в) сказка   г) басня

  1. В басне «Волк на псарне»  кто представлен в образе серого волка:

а) Наполеон     б) Кутузов    в) никто

  1. Из какой басни эти строчки « Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!»

а) «Квартет»     б) «Волк и Ягненок»    в) «Лебедь,  Щука и Рак»   г) «Ворона и Лисица»  

  1. Как называется эта часть басни:

       «Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

а) аллегория     б) мораль    в) иносказание

Приложение №2

Тест по творчеству  И.А.Крылова (5 класс)

II вариант

  1. Басню какого баснописца переводит И.А.Крылов в начале творческого пути:

а) Лафонтена     б) Эзопа     г) свои на другие языки

  1. Что является причиной конфликта  с начальством  для молодого писателя:

а) страсть к чтению     б) лень      в) не желание печатать басни

  1. Басня «Волк на псарне». Каким событиям истории посвящена басня:

а) войне 1812 года       б) восстанию декабристов 1825 года       в) никаких исторический событий нет

  1. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Что это:

а) баллада      б)мораль  в) сказка   г) басня

  1. В басне «Волк на псарне»  кто представлен в образе Ловчего:

а) Наполеон     б) Кутузов    в) никто

  1. Из какой басни эти строчки «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет… »

а) «Квартет»     б) «Волк и Ягненок»    в) «Лебедь,  Щука и Рак»   г) «Ворона и Лисица»  

  1. Как называется эта часть басни:

       «Уж сколько раз твердили миру,

         Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

          И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

а) аллегория     б) мораль    в) иносказание

Карта  – задание.

По каким признакам можно определить, что представленное произведение басня?

Группа № ___1__

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 Участники группы:  

Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.

Дайте определение терминам:

Басня_______________________________________________________________________________

Мораль__________________________________________________________________________________

Аллегория

Ответьте на вопросы:

  1. Каковы особенности басни?

  1. Какими показаны главные герои басен?

Перечислите, где и когда можно встретить высказывания из басен.

Выполните тест.

20б

Всего баллов – 30

оценка  «5» -  27 -30 баллов

               «4» -  26 -20 баллов

               «3»  -  19 -15 балла

               «2»  - меньше 14 баллов  

Карта  – задание.

Как на основе текста составить представление о героях произведения?

Группа № ___2__

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 Участники группы:  

Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.

Дайте определение терминам:

Басня____________________________________________________________________Герой басни____________________________________________________________________

Мораль

Ответьте на вопросы:

  1. Кто главные герои басни?

  1.   Какими качествами они наделены в басне? (записать ключевые слова)

Свяжите сюжет басни с историческими событиями 1812

Выполните тест.

20б

Всего баллов – 30

оценка  «5» -  27 -30 баллов

               «4» -  26 -20 баллов

               «3»  -  19 -15 балла

               «2»  - меньше 14 баллов  

Карта  – задание.

Какой дополнительный смысл появляется у слов в басне

Группа № ___3__

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 Участники группы:  

Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.

Дайте определение терминам:

Басня_______________________________________________________________________________

Мораль__________________________________________________________________________________

Эзопов язык

Ответьте на вопросы:

  1. Какие слова из текста  басни могли бы применяться и в других жизненных обстоятельствах?

  1. Объясните слова и выражения. Попал на псарню; почуя серого; ощетиня шерсть; уставим общий лад; не делать мировой; с другими грызться рад; расчесться за овец.

Перечислите, где и когда можно встретить высказывания из басен.

Выполните тест.

20б

Всего баллов – 30

оценка  «5» -  27 -30 баллов

               «4» -  26 -20 баллов

               «3»  -  19 -15 балла

               «2»  - меньше 14 баллов  

Карта  – задание.

Объясните, опираясь на текст, какова позиция автора

Группа № ___4_

1)

2)

3)

4)

5)

6)

 Участники группы:  

Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.

Дайте определение терминам:

Басня_______________________________________________________________________________

Мораль__________________________________________________________________________________

Олицетворение

Ответьте на вопросы:

  1. Как понимаете значение слова «патриотизм», выражения «авторская позиция»

  1. Опираясь на текст басни, определите авторскую позиции. (докажите фрагментами из текста)

Выпишите фразы, которые характеризуют патриотизм героев басни.

Выполните тест.

20б

Всего баллов – 30

оценка  «5» -  27 -30 баллов

               «4» -  26 -20 баллов

               «3»  -  19 -15 балла

               «2»  - меньше 14 баллов  

Анализ урока по результатам ФГОС

Учитель: Кашапова Т.Р.                              Класс: 5в                                                    Предмет: литература

Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»

Фрагменты урока: виды деятельности учащихся (работа в группах, поиск информации из учебников, работа с интерактивной доской, выступление с презентацией, инсценировка фрагментов, выразительное чтение, выполнение тестов, работа по  карте – заданий).

Использование технологий деятельностного подхода:

Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения)

Продуктивное чтение (работа с текстом при анализе проблемной ситуации, выразительное чтение, анализ фрагмента текста)

Оценивание учебных успехов (самооценка, взаимооценка; мини-тест)

Какие результаты продемонстрированы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    повторили  изученный материал  и применили знания для решения  поставленных задач

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:           развивали коммуникативные и регулятивные качества, умения работать в группе и действовать согласованно

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    отрабатывали навыки  ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости,  активности, способности самооценке и оценке деятельности группы,   культуры  общения и положительного отношения к обучению

- познакомились  с историей создания басни «Волк на псарне»; выявили жанровые признаки басни; развивали навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивали умение понимать иносказательный смысл басни и мораль.

Регулятивные:  определение  цели и составление  плана ; действие  по плану;

 принятие   решений в проблемной ситуации;  развитие  навыков самооценки

Познавательные: поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- работать в группе;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Личностные:  совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

- формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим

Что в следующий раз можно сделать лучше?

Проблемы в развитии:

- универсальных учебных действий;

- предметных умений

Отработать навыки работы с картой-заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа.

Задачи урока :- изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.- повышение  качества ...

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...

Урок по теме: И.А.Крылов. Басня "Осел и Соловей"

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок....

Урок литературы в 5 классе. И.А.Крылов. Басня "Квартет"

Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет». Цели: 1.Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы; 2.  Формировать навыки и умения выразит...

И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела».

Конспект урока чтения для обучающихся спекиальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида....

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....