Конструктор урока "И.А. Крылов. Басни"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Костуктор содержит сценарий урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstr.ur_._-_literatura_5_klass_kashapova_t.r.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
учитель русского языка и литературы
Кашапова Тансылу Рамиловна
План-конспект урока по учебнику «Литература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В.Я.Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни. | |
Цель темы | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: повторение изученного и применение знаний для решения поставленных задач РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие коммуникативных и регулятивных качеств, умений работать в группе и действовать согласованно ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитание чувства ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости, активности, способности самооценке и оценке деятельности группы, культуры общения и положительного отношения к обучению - познакомить учащихся с историей создания басни «Волк на псарне»; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивать умение понимать иносказательный смысл басни и мораль. | |
Оборудование: | Оборудование: столы, расставленные по группам, карты – задания для работы групп, интерактивная доска, готовые презентации к теме урока (домашняя работа); костюмы для инсценировки; галстуки разных цветов; учебники; тест для рефлексии, фонохрестоматия | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
- навыки анализа текста; - выразительное чтение, чтение по ролям; - умение определять жанровую принадлежность текста; - умение понимать и формулировать тему, идею; - умение характеризовать героев произведения; - понимание связей литературного произведения с эпохой их написания; - выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей; - владение терминологией. | Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам; - формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим; Регулятивные: - целеполагание и планирование путей достижения целей; - самостоятельный контроль своего времени; - принятие решений в проблемной ситуации; - развитие навыков самооценки; Познавательные: - поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в группе; - осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств. | |
Основные понятия | Басня, эзопов язык, мораль, аллегория, иносказание, олицетворение; патриотизм, позиция автора. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История Музыка Живопись Русский язык | - групповая - фронтальная | - художественный текст - мультимедийная презентация - Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания) |
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 - й этап: Постановка цели и задачи урока | ||||||
1. Мотивирует, создаёт игровую ситуацию: Инсценирование фрагментов (фотография 2. Создаёт проблемную ситуацию: знакомит обучающихся с лексическим значением слов «патриот, авторская позиция». 3. Ставит проблемный вопрос: Что патриотического мы видим в басне? | Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. | Выделять значимую для урока информацию из бытовой ситуации. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Актуализировать личный жизненный опыт. | Взаимодействие коллектива и учителя, фронтальный опрос. | Слушать и высказывать свою точку зрения. | Целеполагание. Слушание и контроль ответов обучающихся. | Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания. |
2-й этап: Реализация домашнего задания | ||||||
1. Организует деятельность слушающих и выступающих, ставит учебную задачу: 1) прослушать сообщения, (фотография) 2) задать вопросы выступающим, 3)оценить их по ранее разработанному алгоритму. 2. Выставляет отметки выступившим. | Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о: 1) войне 1812 года, о Кутузове и Наполеоне; об истории создании басни «Волк на псарне» (фотография) 2) об истории создании басни «Волк на псарне» (фотография) Остальные учащиеся задают вопросы по теме докладов. | Выделяют значимую информацию. Учатся строить монологическое высказывание. Анализируют соответствие ответов обучающихся поставленному вопросу. Учатся ставить вопросы по прослушанному материалу. | Слушают монологическое высказывание. | Понимать на слух текст высказывания. Формулировать свои вопросы к докладчику. | Взаимооценка по разработанному алгоритму (правильность ответа, последовательность, правильность речи, ответы на заданные вопросы). | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять взаимоконтроль. |
3 этап: Работа в группах | ||||||
1. Мотивирует учащихся на групповую работу (поиск информации в тексте) с помощью вопроса: 1) по каким признакам можно определить, что пред вами басня? (I группа); 2) как на основе текста составить представление о героях (Кутузове, Наполеоне)? (II группа); 3) какой дополнительный смысл появляется у слов в басне (слова предлагаются)? (III группа); 4) объясните, опираясь на текст, какова позиция автора (IV группа) (План-карта №1,2,3,4) | Актуализация знания текста | Искать ответ на вопрос учителя. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания текста | Понимать на слух ответы обучающихся, вопрос учителя. Строить устный ответ. | Самоконтроль понимания текста. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
2. Организует и регулирует работу обучающихся в группе: выразительное чтение басни; инсценирование фрагмента текста; прослушивание актерского чтения (фонохрестоматия) (фотография) | Смысловое чтение текста, поиск заданной информации, составление ответа в форме 1) устного и письменного высказывания; 2) схемы или списка на листе бумаги. | Выделение значимой информации, отбор того, что необходимо внести в схему или список, анализ текста. | Кооперация усилий для решения поставленной учебной задачи, | Согласовывать свои действия с действиями других членов группы, договариваться и приходить к общему мнению, контролировать ход решения учебной задачи. | Само- и взаимоконтроль, планирование деятельности группы. | Планировать работу, контролировать время, соотносить результаты своей деятельности с поставленной задачей. |
3. Организует выступление «докладчиков», творческих групп, взаимооценку групп.
| Анализ и восполнение «пробелов» в знаниях | Выделение незнакомой ранее информации, актуализация своих знаний. | Участие в обсуждении ответов «докладчиков», выступлений творческих групп | Понимать на слух ответы обучающихся. Строить устный ответ. | Само- и взаимоконтроль. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
4 этап: Рефлексия | ||||||
1. Возвращает учащихся к проблемной ситуации. | Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний. Поднимаются на новый уровень понимания текста. | Анализ и структурирование информации, построение логических выводов. | Участвуют в обсуждении. | Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме. | Самооценка и взаимооценка. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
2. Проводит мини-тест по басне «Волк на псарне» (приложение №1,2) | Отвечают на вопрос мини-теста. | Анализ и выбор ответа из предложенных. | Самоконтроль понимания текста. | Осуществлять самоконтроль. | ||
5 этап: Фронтальная словарная работа | ||||||
Задаёт вопросы: что такое патриотизм, авторская позиция? Как понимаете слово патриотизм в контексте сегодняшнего дня? Даёт точное значение слова «патриотизм» | Формулируют приблизительное значение слова «патриотизм», «авторская позиция» сопоставляют его со словарной статьёй. | Построение определения слова. | Участвуют в обсуждении. | Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | Осуществлять само- и взаимоконтроль. |
6 этап: Знакомство с басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом» | ||||||
Рассказывает о басне | Слушают рассказ учителя. | Восприятие информации на слух. | Общение с учителем. | Слушание. | ||
7 этап: Домашнее задание | ||||||
Объясняет домашнее задание: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»; письменно ответить на вопросы стр. 62. Первый и второй вопросы – для тех, кому достаточно отметки «4», третий вопрос – для тех, кто хотел бы получить отметку «5». | Выбирают домашнее задание | Целеполагание и планирование своей самостоятельной деятельности. |
Приложение №1
Тест по творчеству И.А.Крылова (5 класс)
I вариант
- В каком городе родился И.А.Крылов:
а) Москва б) Петербург г) Тула
- Благодаря каким личным качествам Крылову удается стать самым образованным человеком:
а) смелости б) самовоспитанию и самообразованию в) у него были хорошие учителя
- Басня «Волк на псарне». Каким событиям истории посвящена басня:
а) войне 1812 года б) восстанию декабристов 1825 года в) никаких исторический событий нет
- … -это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера… Какому жанру дается это определение:
а) мораль б) баллада в) сказка г) басня
- В басне «Волк на псарне» кто представлен в образе серого волка:
а) Наполеон б) Кутузов в) никто
- Из какой басни эти строчки « Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!»
а) «Квартет» б) «Волк и Ягненок» в) «Лебедь, Щука и Рак» г) «Ворона и Лисица»
- Как называется эта часть басни:
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
а) аллегория б) мораль в) иносказание
Приложение №2
Тест по творчеству И.А.Крылова (5 класс)
II вариант
- Басню какого баснописца переводит И.А.Крылов в начале творческого пути:
а) Лафонтена б) Эзопа г) свои на другие языки
- Что является причиной конфликта с начальством для молодого писателя:
а) страсть к чтению б) лень в) не желание печатать басни
- Басня «Волк на псарне». Каким событиям истории посвящена басня:
а) войне 1812 года б) восстанию декабристов 1825 года в) никаких исторический событий нет
- Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Что это:
а) баллада б)мораль в) сказка г) басня
- В басне «Волк на псарне» кто представлен в образе Ловчего:
а) Наполеон б) Кутузов в) никто
- Из какой басни эти строчки «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет… »
а) «Квартет» б) «Волк и Ягненок» в) «Лебедь, Щука и Рак» г) «Ворона и Лисица»
- Как называется эта часть басни:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»
а) аллегория б) мораль в) иносказание
Карта – задание.
По каким признакам можно определить, что представленное произведение басня?
Группа № ___1__
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Участники группы:
Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.
Всего баллов – 30
оценка «5» - 27 -30 баллов
«4» - 26 -20 баллов
«3» - 19 -15 балла
«2» - меньше 14 баллов
Карта – задание.
Как на основе текста составить представление о героях произведения?
Группа № ___2__
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Участники группы:
Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.
Дайте определение терминам: Басня____________________________________________________________________Герой басни____________________________________________________________________ Мораль | 3б |
Ответьте на вопросы:
| 4б |
Свяжите сюжет басни с историческими событиями 1812 | 3б |
Выполните тест. | 20б |
Всего баллов – 30
оценка «5» - 27 -30 баллов
«4» - 26 -20 баллов
«3» - 19 -15 балла
«2» - меньше 14 баллов
Карта – задание.
Какой дополнительный смысл появляется у слов в басне
Группа № ___3__
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Участники группы:
Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.
Дайте определение терминам: Басня_______________________________________________________________________________ Мораль__________________________________________________________________________________ Эзопов язык | 3б |
Ответьте на вопросы:
| 4б |
Перечислите, где и когда можно встретить высказывания из басен. | 3б |
Выполните тест. | 20б |
Всего баллов – 30
оценка «5» - 27 -30 баллов
«4» - 26 -20 баллов
«3» - 19 -15 балла
«2» - меньше 14 баллов
Карта – задание.
Объясните, опираясь на текст, какова позиция автора
Группа № ___4_
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
Участники группы:
Выполните задания, карту – задание сдайте учителю.
Дайте определение терминам: Басня_______________________________________________________________________________ Мораль__________________________________________________________________________________ Олицетворение | 3б |
Ответьте на вопросы:
| 4б |
Выпишите фразы, которые характеризуют патриотизм героев басни. | 3б |
Выполните тест. | 20б |
Всего баллов – 30
оценка «5» - 27 -30 баллов
«4» - 26 -20 баллов
«3» - 19 -15 балла
«2» - меньше 14 баллов
Анализ урока по результатам ФГОС
Учитель: Кашапова Т.Р. Класс: 5в Предмет: литература
Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»
Фрагменты урока: виды деятельности учащихся (работа в группах, поиск информации из учебников, работа с интерактивной доской, выступление с презентацией, инсценировка фрагментов, выразительное чтение, выполнение тестов, работа по карте – заданий). Использование технологий деятельностного подхода: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения) Продуктивное чтение (работа с текстом при анализе проблемной ситуации, выразительное чтение, анализ фрагмента текста) Оценивание учебных успехов (самооценка, взаимооценка; мини-тест) | Какие результаты продемонстрированы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: повторили изученный материал и применили знания для решения поставленных задач РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивали коммуникативные и регулятивные качества, умения работать в группе и действовать согласованно ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: отрабатывали навыки ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости, активности, способности самооценке и оценке деятельности группы, культуры общения и положительного отношения к обучению - познакомились с историей создания басни «Волк на псарне»; выявили жанровые признаки басни; развивали навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивали умение понимать иносказательный смысл басни и мораль. Регулятивные: определение цели и составление плана ; действие по плану; принятие решений в проблемной ситуации; развитие навыков самооценки Познавательные: поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в группе; - осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств. Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам; - формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим | Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий; - предметных умений Отработать навыки работы с картой-заданием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа.
Задачи урока :- изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.- повышение качества ...
И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс
И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...
Урок литературы в 6-м классе "И.А. Крылов. Басни"
Крылов "БАСни"...
Урок по теме: И.А.Крылов. Басня "Осел и Соловей"
Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок....
Урок литературы в 5 классе. И.А.Крылов. Басня "Квартет"
Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Басня «Квартет». Цели: 1.Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы; 2. Формировать навыки и умения выразит...
И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела».
Конспект урока чтения для обучающихся спекиальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида....
Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....