Конспект урока литературы в 10 классе. Эволюция взглядов Толстого.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока по литературе для 10 класса общеобразовательной средней школы по любой известной действующей программе. Рекомендуется проводить в начале изучения темы "Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир".
Специальной подготовки учащихся не требуется, кроме нескольких индивидуальных заданий, связанных с выразительным чтением фрагмента В.С.Соловьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_evolyutsiya_vzglyadov_tolstogo.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Автор: Петрова Лариса Васильевна
Образовательное учреждение: государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 394 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Предмет: литература.
Класс: 10.
Тема: «Эволюция отношения Л.Н.Толстого к войне».
Цель – подготовить учащихся к восприятию основных идей и этических проблем романа «Война и мир».
Задачи урока:
Образовательные –
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- формировать компетентностные умения содержательного и лингвистического анализа;
- обучить быстрому конспектированию с помощью современной формы конспекта-сопровождения урока;
- закрепить навыки сопоставления текстов разных стилей речи.
Развивающие –
- способствовать развитию умения анализировать текст и делать выводы;
- совершенствовать речь и воображение подростков с помощью сопоставления экранизации и текста.
Воспитательные –
- формировать нравственные понятия при обсуждении философских проблем;
- вырабатывать умение слушать собеседника и вести диалог;
- способствовать формированию собственной позиции и умению её отстаивать.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал – конспект-сопровождение урока, тексты (роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и статья В.С.Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: проблемный урок.
Формы обучения: фронтальная и самостоятельная работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные и проблемно-поисковые.
План урока
1. Вступление.
Слово учителя:
- Известно, что в последний период жизни Л.Т. стал сторонником абсолютного, крайнего пацифизма, т.е. полного отрицания всякой войны как абсолютного ЗЛА и НАСИЛИЯ. В этот период он стал считать участие человека в любой войне величайшим грехом с точки зрения христианства и провозгласил принцип НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НАСИЛИЕМ.
- Давайте же теперь посмотрим, в КАКОЙ СТЕПЕНИ соответствует эта точка зрения позднего Л.Т. содержанию христианской морали, выраженному в библии.
2. Выполнение учащимися задания №1.
Задание № 1.
Сформулируйте, прочитав цитаты из Библии, двойственность христианской морали в отношении к войне и насилию.
- «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб.» (Книга Левит. 24:19-20.)
- «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…» (Евангелие от Матфея.5: 38-39. Из «Нагорной» проповеди Христа).
- «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч…» (Евангелие от Матфея.10:34).
- «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Евангелие от Матфея. 10: 51-52).
3. Запись в тетрадь вывода:
- Христианская мораль, изложенная в библии, противоречива.
(С одной стороны – «око за око», «зуб за зуб», с другой стороны, – НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛУ).
Образ меча тоже двойствен: это кара насильнику и оружие защиты от противников христовой веры.
4. Погружение в проблему.
Слово учителя:
1) - Л.Т. в последние 20 лет жизни в своих трактатах абсолютизирует только одну сторону – слова Христа «Не противься Злу». Этим он крайне упрощает проблему ЗЛА и НАСИЛИЯ!
2) – Как вы лично относитесь к проблеме применения насилия? Например, ПРОБЛЕМА СМЕРТНОЙ КАЗНИ террористов.
«Не брать пленных», выражаясь словами князя Андрея, или всю жизнь содержать на наши налоги террористов-смертников?
5. ( Дискуссия).
6. Слово учителя:
– ЭТО БОЛЬШАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА!
Если государство не считает себя вправе защищать граждан от индивидуальных преступников с помощью смертной казни, то не логично ли предположить, что оно так же не имеет права защищать своих граждан и с помощью убийства коллективных врагов на войне?
Ученик Философа В.С.Соловьёва Сергей Булгаков доказал, что Толстой и его последователи (а их было очень много среди интеллигентов) сыграли роковую роль в истории Первой мировой войны и в Октябрьской революции как следствию кризиса. Идеалисты-толстовцы увидели войну и ужаснулись. Ссылаясь на авторитет Толстого, они требовали прекращения войны. Но война неизбежна, значит, надо или победить, или проиграть. Третьего не дано.
Попытка толстовцев прекратить войну привела к деморализации войска и краху империи.
Первым вред толстовства увидел философ В.С.Соловьёв.
Задание № 2.
Слушая слово о В.С.Соловьёве, ответьте на три вопроса:
- Какова заветная мысль философа? (Противостояние Вселенскому злу).
- Каким двум идеям он себя посвятил? (Русской идее и идее добра).
3)Как называется его главный труд по этике? («Оправдание добра).
Сообщение делают подготовленные учащиеся.
7. Чтение и обсуждение статьи Соловьева (до слов генерала в сокращённом пересказе).
Задание № 3.
Слушая диалог из книги В.С.Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», сформулируйте точку зрения:
Первый вариант – толстовца (Князя),
Второй вариант – его оппонентов: Г-на Z, генерала и политика.
8. Слово учителя после слов: « Вот что говорит моя совесть»
– Как вы знаете, в 90-е годы ХХ века российской армии пришлось вести войну на Северном Кавказе ( в Чечне).
В известной мере, теракты – продолжение этой войны. Но, обратите внимание: нашей армии не впервые пришлось вести там войну.
Об одном из аналогичных эпизодов русско-турецкой войны 1877-1878 годов и рассказывает ГЕНЕРАЛ В произведении Соловьёва.
(Перессказ в исполнении подготовленных учащихся).
9. Слово учителя:
– Сформулируйте точку зрения толстовца:
Предполагаемый вариант ответа:
Насилие ни в коем случае не допустимо, т.к. любой, применяющий насилие, сам становится носителем ЗЛА, причём зла АБСОЛЮТНОГО. Толстой же требует осуществления в нашем РЕАЛЬНОМ мире ИДЕАЛЬНОГО, АБСОЛЮТНОГО добра!
Он при этом не учитывает, что в несовершенном мире оно не осуществимо, невозможно!
В нём могут быть только относительное добро и зло. То есть в большей или меньшей степени. И меньшее зло, употреблённое для предотвращения большего зла, ЕСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ДОБРО, более того, проповедуемый Толстым отказ от употребления этого меньшего зла для предотвращения большего УВЕЛИЧИВАЕТ в мире количество зла., а не добра: злодей, не получивший вовремя должного отпора и наказания, станет злодействовать и далее, и ещё больше и ужаснее.
10. Эволюция взглядов.
Слово учителя:
- – Но так Толстой думал не всегда!
- В период работы над романом «Война и мир» (1862-1869 г.г.) Л.Т., испытывая отвращение к войне и насилию, тем не менее, допускал сопротивление ЗЛУ НАСИЛИЕМ. Более того, он считал, что насилие может быть предотвращено ещё большим насилием.
- Задание 4.(Смотрите приложение).
Чтение учащимися цитат из текста.
Вывод.
Андрей Болконский считает, что, с одной стороны, война – громадное зло, насилие (« побьют, перекалечат десятки тысяч людей… Как Бог смотрит на них?»)
С другой стороны, это необходимое сопротивление злу силою! («Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Надо понимать это и не играть в войну!»).
Итоги урока.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: « Какую из точек зрения Л.Н.Толстого на войну, из высказанных им в разные периоды жизни, вы поддерживаете и ПОЧЕМУ?»
Приложение.
Помощь в составлении конспекта урока.
Тема: Эволюция отношения Л.Н.Толстого к войне
Цели:
1. Подготовиться к восприятию основных идей и этических проблем романа «Война и мир».
2. Подготовиться к выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: « Какую из точек зрения Л.Н.Толстого на войну, из высказанных им в разные периоды жизни, вы поддерживаете и ПОЧЕМУ?»
Словарь:
Этика – наука о нравственности (морали).
Пацифизм – полное отрицание всякой войны как абсолютного зла и насилия.
Задание № 1.
Сформулируйте, прочитав цитаты из Библии, двойственность христианской морали в отношении к войне и насилию.
- «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб.» (Книга Левит. 24:19-20.)
- «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…» (Евангелие от Матфея.5: 38-39. Из «Нагорной» проповеди Христа).
- «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч…» (Евангелие от Матфея.10:34.)
- «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.» (Евангелие от Матфея. 10: 51-52.)
Задание № 2.
Слушая слово о В.С.Соловьёве, ответьте на три вопроса:
- Какова заветная мысль философа?
- Каким двум идеям он себя посвятил?
- Как называется его главный труд по этике?
Задание № 3.
Слушая диалог из книги В.С.Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», сформулируйте точку зрения:
Первый вариант – толстовца (Князя),
Второй вариант – его оппонентов: Г-на Z, генерала и политика.
Задание № 4.
Найдите в словах Андрея Болконского (героя романа «Война и мир») двойственность в отношении к войне и после просмотра фрагмента х.ф. С.Бондарчука «Война и мир» зачитайте эти слова.
Сокращённый вариант главы 25 части 3 тома№3 романа»Война и мир» Л.Н.Толстого.
— Однако, — сказал он (Пьер), — ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
— Да, — сказал князь Андрей, — только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, — сказал он, — что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
— А от чего же?
— От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате.
— Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли — ну так бежать!» — мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, — продолжал он, — все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, — все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
— В такую минуту? — укоризненно сказал Пьер.
— И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
— Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? — сказал Пьер.
— Да, да, — рассеянно сказал князь Андрей. — Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, — начал он опять, — я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
— Да, да, — проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, — я совершенно, совершенно согласен с вами!
Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
— Не брать пленных, — продолжал князь Андрей. — Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну — вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего — убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
— Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь.. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! — тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. — Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! — прибавил он. — Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, — вдруг сказал князь Андрей.
— О нет! — отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
конспект урока литературы по творчеству Л.Н. Толстого в 5 классе
Урок по теме "Нравственные ценности в рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".Обучению анализу эпического текста....
Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"
Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"....