Рабочая программа по литературе для 8 класса. Учебник Курдюмовой Т.Ф.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ ст.Советской, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.
Программе соответствует учебник «Литература, 8 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 8 классе, составляет 68.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_l_8_15.01.14.doc | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено и рекомендовано Утверждено
к утверждению к утверждению Приказом № 204 от 30.08.2013г.
на заседании МО учителей на педагогическом совете школы Директор школы ______ Т.Н.Емельяненко
русского языка и литературы протокол №1 от 27.08.2013г.
протокол № 1 от 26.08.2013г.
руководитель МО______
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по литературе
для 8 «Б» класса на 2012-2013 учебный год
Составлена учителем русского языка и литературы
Лозовой Мариной Владимировной
ст. Советская
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Содержание учебного курса………………………………………………..
3. Календарно – тематическое планирование …………..................................
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса …………...
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цели и задачи
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, с учётом регионального компонента (РК).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ ст.Советской, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.
Программе соответствует учебник «Литература, 8 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 8 классе, составляет 68.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
В 8 классе внимание учащихся обращено на проблему литературы и времени. Главной целью литературного курса является изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством, выявление позиции автора..
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Кроме того, на уроках литературы в 8 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета №19, 20 (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинета №20.
Критерии оценивания различных видов работ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются:
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
объем различных видов контрольных работ;
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Сочинения– основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для данного класса.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
Список литературы для учителя
- Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М. : Дрофа, 2009.
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2011.
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
- Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006
- Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
- Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
Список литературы для учащихся
1.Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2011
2. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Система оценки планируемого результата |
Фольклор
| Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества (УНТ). Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Особенности содержания народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. | Знать: : основные теоретические понятия, связанные с изучением произведений; исторические жанры, особенности художественной формы. Уметь: выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников, перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью; : пользоваться различными справочными изданиями | 4 | ||
Древнерусская литература | Идейно-художественные особенности летописи. Особенности исторической (воинской) повести. Представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской. Жития святых как исторические повествования. | Знать: особенности повествования художественного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времен - как отображенного в произведении, так и соответствующего моменту прочтения. | 6 | ||
Литература 18 века | История на страницах произведений XVIII века. Общий обзор. Оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. | Знать: основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою. | 3 | ||
Русская классическая литература 19 века | Особенности отражения исторического прошлого в литературе XIX века. Былины и их герои в произведениях XIX века. Былины А. Толстого «Илья Муромец», «Правда». У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина) - из легенд и преданий Америки. Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. «Айвенго». Понятие о басне. Знакомство с языковым своеобразием басен Крылова. Особенности отражения истории в баснях. Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Жанровое разнообразие в творчестве Пушкина (лирическое стихотворение, поэма, драма, повесть). Основные факты биографии М.Ю. Лермонтова и особенности его поэтической манеры; Поэма «Песнь про купца Калашникова». Сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; содержание и нравственная проблематика исторической повести. Авантюрно-исторические романы писателя А. Дюма. А. К. Толстой «Князь Серебряный». Подлинные исторические лица произведения - царь Иван Грозный и князь Курбский. Пафос и лирическое чувство в стихах В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова и др. поэтов 19 столетия. Представление о личности и творчестве Л. Н. Толстого. Рассказ «После бала». Художественное мастерство писателя. Антитеза как основной приём изображения героев. | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера; художественные особенности романа; связь сюжета и образов с событиями истории, специфику жанра басни; основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание всех изучаемых произведений; особенности сюжета поэмы, его историческую основу. содержание понятия деталь произведения; основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; прием контраста. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; определять связь литературного произведения со временем; определять мораль басни; применять различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; воспринимать и анализировать поэтический текст; пользоваться различными справочными изданиями, связанными с исторической тематикой; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и выражать свое отношение к прочитанному; анализировать язык поэмы, определять её связь с устным народным творчеством; воспринимать и анализировать прозаический текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; пользоваться различными видами пересказа; участвовать в диалог; читать наизусть отрывки и тексты художественных произведений. | 37 | ||
Литература 20 века | Былины и их герои в произведениях XX века. Художественное своеобразие произведений И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Тема истории на страницах произведений Ю. Н. Тынянова. Исторические романы М. Алданова. Б. Васильев. «Утоли моя печали...» как роман о судьбах властителей и простых людей. Представление об основных фактах биографии поэтов эпохи ВОВ и особенностях их поэтической манеры. Знакомство с лирикой, символическими образами. Л. М. Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии. Мировосприятие лирического героя в поэзии XX века. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Образ лирического героя в стихах. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества. | Знать: страницы биографии авторов, содержание содержание изучаемых произведений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; определять род и жанр литературного произведения; сопоставлять изображение одних и тех же событий в произведениях разных писателей; определять нравственную проблематику произведения; самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов; пользоваться различными видами пересказа; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному. пользоваться различными справочными изданиями. | 19 | ||
Итого | 68 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Теория литературы |
Фольклор | 4 | |||||
Литература и время. | Комбинированный урок | 03.09 | Эпиграф | |||
Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня. Донской фольклор.(РК) | Урок ознакомления с новым материалом | 06.09 | Фольклор Жанры фольклора | |||
События и герои исторических песен «Правеж» и «Петра I узнают в шведском городе». | Комбинированный урок | 10.09 | Народная историческая песня | |||
Народный театр. Драма «Как француз Москву брал». | Комбинированный урок | 13.09 | Народная драма Пьеса, диалог, реплика, ремарка | |||
Древнерусская литература | 6 | |||||
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Образ князя Олега в «Повести временных лет». | Урок ознакомления с новым материалом | 17.09 | Древнерусская литература. Летопись | |||
Русская воинская повесть. Образы русских воинов в «Повести о разорении Рязани Батыем». | Комбинированный урок | 20.09 | Воинская повесть | |||
Житийная литература как особый жанр. «Сказание о житии князя Александра Невского». | Комбинированный урок | 24.09 | Житие | |||
Традиции жанра жития в «Житии святого Дмитрия Ростовского» (РК) | Комбинированный урок | 27.09 | ||||
Литературная жизнь житийного жанра в XX веке. Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». | Комбинированный урок | 01.10 | ||||
Проверочная работа по теме «Фольклор и древнерусская литература». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 04.10 | ||||
Литература XVIII века | 3 | |||||
События истории в произведениях XVIII века. Тема Великого Новгорода в творчестве Н.М.Карамзина. | Комбинированный урок | 08.10 | ||||
Особенности исторической повести Н.М.Карамзина «Марфа-посадница, или покорение Новагорода». | Комбинированный урок | 11.10 | Историческая драма | |||
Образы-антиподы Ивана III и Марфы Борецкой в повести. | Комбинированный урок | 15.10 | Художественный вымысел | |||
Литература XIX века | 37 | |||||
Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои в произведениях А. Толстого «Илья Муромец», «Правда». | Урок ознакомления с новым материалом | 18.10 | Исторический роман | |||
Традиции национального эпоса в «Песни о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. | Комбинированный урок | 22.10 | Былины Баллады | |||
Образ народного героя в «Песни о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. | Комбинированный урок | 25.10 | Песнь как жанр | |||
Роман В. Скотта «Айвенго» как исторический роман. | Комбинированный урок | 29.10 | ||||
Исторические басни И. А. Крылова. Образ Кутузова в басне «Волк на псарне». | Комбинированный урок | 2 четверть 12.11 | Басня. Аллегория. Мораль | |||
События русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Пушкин на Дону (Р/К). | Комбинированный урок | 15.11 | ||||
События истории в балладе «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | Комбинированный урок | 19.11 | Баллада | |||
Образ Петра Первого в поэме «Полтава». | Комбинированный урок | 22.11 | Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Стихотворный размер ямб | |||
Столкновение преступной власти и нравственных позиций народа в трагедии «Борис Годунов». | Комбинированный урок | 26.11 | ||||
РР Особенности исполнения лирических и драматических произведений. | Урок совершенствования ЗУН. | 29.11 | ||||
Судьба русского крестьянства и дворянства в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок ознакомления с новым материалом | 03.12 | Историческая проза Эпиграф | |||
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин | Комбинированный урок | 06.12 | ||||
Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | Комбинированный урок | 10.12 | ||||
Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Комбинированный урок | 13.12 | ||||
Герои исторической повести. | Комбинированный урок | 17.12 | Тропы | |||
Историческая повесть и исторический труд. | Комбинированный урок | 20.12 | ||||
Р/р Творческая работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 24.12 | ||||
Историческая тема в творчестве Лермонтова. Казачьи истоки лермонтовской «Песни про царя Ивана Васильевича… | Урок ознакомления с новым материалом | 27.12 | ||||
Тема чести и достоинства человека в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Комбинированный урок | 3 четверть 10.01 | Сюжет | |||
Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы. | Комбинированный урок | 14.01 | ||||
История в произведениях Н. В. Гоголя. Историческая повесть «Тарас Бульба». | Комбинированный урок | 17.01 | Историческая повесть | |||
Обобщённый образ народных героев освободительного движения в повести. | Комбинированный урок | 21.01 | Сравнительная характеристика | |||
Героическая личность. Образ Тараса Бульбы. | Комбинированный урок | 24.01 | ||||
РР Творческая работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 28.01 | ||||
Мотив былого в лирике поэтов 19 века. Тема воспоминаний в поэзии В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова | Урок ознакомления с новым материалом | 31.01 | Миниатюра Метафора Звукопись | |||
Музыкальность и лиричность стихотворений И.И. Козлова, Ф.Н. Глинка, А.Н. Апухтина. | Комбинированный урок | 04.02 | Риторические восклицания Риторические вопросы | |||
Авантюрно-исторические романы писателя А. Дюма. «Три мушкетёра»: сюжет, герои, позиция автора. | Комбинированный урок | 07.02 | Авантюрно-исторический роман | |||
Родная история в лирике и прозе А.К. Толстого. Баллада «Василий Шибанов»: сюжет, герои. | Комбинированный урок | 11.02 | Баллада Композиция баллады | |||
Сюжет и герои романа «Князь Серебряный». Исторические лица в романе. | Комбинированный урок | 14.02 | Композиция и сюжет | |||
Вымышленные герои: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька и другие - в романе А.К. Толстого. | Комбинированный урок | 18.02 | ||||
Нравственные идеалы автора. Вымысел и реальность в художественном произведении. | Комбинированный урок | 21.02 | ||||
РР Народная речь в литературном тексте. Творческая миниатюра « Целесообразность использования пословиц и поговорок в романе». | Урок применения ЗУН | 25.02 | ||||
«Вечные» нравственные проблемы в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». | Урок ознакомления с новым материалом | 28.02 | Нравственность Проблема Рассказ | |||
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. | Комбинированный урок | 04.03 | Контраст как прием композиции | |||
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | 07.03 | ||||
РР Сочинение-миниатюра по рассказу «После бала». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 11.03 | ||||
Контрольная работа по разделу «Литература 19 века». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 14.03 | ||||
Литература XX века | 18 | |||||
Былины и их герои в поэзии XX века. Живая стихия русского фольклора в поэзии И. А. Бунина. | Урок ознакомления с новым материалом | 18.03 | ||||
Народная стихия в стихотворениях К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокура. | Комбинированный урок | 21.03 | Обращение Сравнение | |||
Литературная деятельность Ю. Тынянова. Особенность исторических произведений писателя. | Комбинированный урок | 01.04 | Исторический анекдот Ирония Гротеск | |||
Повесть «Восковая персона». Образ Петра и его окружения. Эпоха на страницах повести. | Комбинированный урок | 04.04 | ||||
Марк Алданов автор исторических романов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель». | Комбинированный урок | 08.04 | Исторический роман Тетралогия | |||
С. Цвейг. События и герои исторических миниатюр. | Комбинированный урок | 11.04 | Историческая миниатюра | |||
Б. Васильев. «Утоли моя печали...» как роман о судьбах властителей и простых людей. | Комбинированный урок | 15.04 | ||||
Сюжет и герои повести. Проблема трагического на страницах романа. | Комбинированный урок | 18.04 | ||||
Beликая Отечественная война в лирике XX века. | Комбинированный урок | 22.04 | ||||
Beликая Отечественная война в лирике XX века. | Комбинированный урок | 25.04 | ||||
«Строки, опалённые войной». | Урок применения ЗУН | 29.04 | ||||
Л. М. Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии. Сюжет пьесы «Золотая карета». | Комбинированный урок | 02.05 | Символика названия произведения | |||
Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении, их характер и решения. | Комбинированный урок | 06.05 | ||||
Мотивы былого в лирике поэтов XX века: В. Брюсова, 3. Гиппиус, Н. Гумилёва. | Комбинированный урок | 13.05 | Серебряный век русской поэзии | |||
Мотивы былого в лирике поэтов XX века: М. Кузмина, М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др. | Комбинированный урок | 16.05 | ||||
Контрольная работа по разделу «Литература 20 века». | Урок проверки и коррекции ЗУН | 19.05 | ||||
РР Творческая работа «Произведение, которое поразило меня» | Урок проверки и коррекции ЗУН | 23.05 | ||||
По страницам изученных произведений | Урок применения ЗУН | 27.05 |
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Вид ресурса | Примечания |
Газета «Литература» Электронная версия газеты «Литература». Сайт газеты (http://lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу. | ||
Урок в формате А4 Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям. Здесь собраны биографические сведения о писателях, литературоведческие и критические статьи, тексты произведений, фотоальбомы и иллюстрации. Алфавитный указатель имён значительно облегчает поиск нужной информации. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. | ||
Русские словари | ||
Программно-педагогические средства |
| |
Презентации по изучаемым темам | Электронный банк презентаций по русскому языку Скориковой Н.И. | |
Демонстрационно-наглядные пособия | Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19, 20 | |
Диски с программным обеспечением по русскому языку | Библиотечный фонд | |
Компьютерное место учителя | Кабинет № 10 | |
Экран | Кабинет № 10 | |
Медиаоборудование | Кабинет № 10 | |
Интерактивная доска | Кабинет № 10 |
Контрольно- измерительные материалы
Приложение 3
Тест “Песня про купца Калашникова…”
1. В каком веке происходят события в поэме “Песня про купца Калашникова…”
А) XV в.
Б) XVI в.
В) XVII в.
Г) XVIII в.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
А) Стольники
Б) Сплетники
В) Сводники
Г) Сокольники
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
(А) Сосватать его.
(Б) Дать должность при дворе.
(В) Отпустить в монастырь.
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.,
4. Как звали старую работницу в семье?
(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеевна.
5. Где в Москве происходили кулачные бои?
(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.
6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
(А) Владимирская.
(Б) Киевская.
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.
7.Что такое аргамак?
(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда.
(Г) Напиток.
8. Какого цвета традиционно была одежда палача?
(А) Белого.
(Б) Черного.
(В) Красного.
(Г) Голубого.
9. Где происходят события в первой части поэмы
(А) В Зимнем дворце/"
(Б) В Кремле.
(В) В Коломенском.
(Г) В Белом доме.
10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
(Б) С ЯХОНТОМ.
(В) С бирюзой.
(Г) С жемчугом.
11. Какой особый знак принадлежал опричникам?
(А) Метла и собачья голова.
(Б) Черная лента через плечо.
(В) Ястреб на левом плече.
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.
12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
(А) Царского суда.
(Б) Немилости мужа.
(В) Людской молвы.
(Г) Лютой смерти.
13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?
(А) 100 метров.
(Б) 20 метров.
(В)300 метров.
(Г) 50 метров.
Приложение 1
Контрольная работа (тест)
по русскому фольклору и древнерусской литературе
- Какое словосочетание не является названием группы бытовых песен?
1. календарные песни; 2. шуточные песни; 3. хороводные и плясовые песни; 4. игровые песни
- Какую группу календарных песен в разных областях называют по-разному?
1.коляды; 2. веснянки
- Как называется группа медленных, протяжных песен –раздумий, песен-сетований?
1. лирические; 2. трудовые; 3. обрядовые; 4. исторические
- Какие из перечисленных песен не входят в группу лирических?
1. любовные; 2. семейные; 3. шуточные; 4. причитания-плачи
- Какая группа песен предназначена для свадеб, проводов в армию, похорон и т.п.?
1. лирические; 2. бытовые; 3. частушки; 4. обрядовые
- Какие песни обычно рассказывают о горькой участи вдов и сирот?
1. бытовые; 2. семейные; 3. плачи-причитания
- Небольшие лирические песни в форме 4-х строчных рифмованных куплетов – это
1. частушки; 2. заклички; 3. веснянки; 4. речёвки
- Группа песен о действительно живших известных людях и исторических событиях - это
1. бытовые песни; 2. трудовые песни; 3. исторические песни; 4. любовные песни
- Соотнесите цитаты из народных песен с их жанрами
1. «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…» А) лирическая
2. «Вдоль по улице метелица метет;
За метелицей мой миленький идет.» Б) хороводная
3. «Ух, дубинушка, ухнем!
Эх, зелёная, сама пойдет…» В) историческая
4. «Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв.» Г) бытовая(трудовая)
- Какое чувство не передают исторические песни о Пугачёве?
1. уважение; 2. жалость; 3. сострадание; 4. осуждение
- О временах какого русского царя рассказывает предание «О покорении Сибири Ермаком»?
1. Иван Грозный; 2. Пётр 1; 3. Иван III; 4. Пётр III
- Кто нашёл нужного царю Ермака?
1. бояре; 2. дворяне; 3. купцы; 4. мужик-слуга
- Где нашли атамана Ермака Тимофеевича по поручению царя?
1. на Дону; 2. на Урале; 3. в Тоболе; 4. на Иртыше
- С каким ханом бился Ермак в Сибири?
1. Батыем; 2. Узбеком; 3. Кучумом; 4. Селимом
- Каких действий не совершали Ермак и его дружина?
1. победили ханское войско; 2. убили злого и жадного хана;
3. привели сибирские племена под власть русского царя; 4. вернулись в Москву
16. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:
а) в этот день родился;
б) принял постриг в монастыре;
в) скончался.
17. Какое имя носил Сергий до пострига?
а) Варфоломей;
б) Еремей;
в) Птолемей.
18. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:
а) Александро-Невская лавра;
б) Киево-Печерская лавра;
в) Троице-Сергиева лавра.
19. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:
а) икону;
б) крест;
в) просфору (пресный белый хлебец).
20. В “похвалу” Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:
а) «Благовещение»;
б) «Вознесение»;
в) «Троица».
21. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890)?
а) Михаил Врубель;
б) Михаил Нестеров;
в) Николай Рерих.
Приложение 2
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1 вариант
1. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.
А) Восстание Пугачёва а) «Полтава»
Б) Походы князей Киевской Руси б) «Борис Годунов»
В) Война со шведами в) «Капитанская дочка»
Г) Смутное время, Лжедмитрий г) «Песнь о вещем Олеге»
2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?
А) «Стансы»
Б) «Капитанская дочка»
В) «Медный всадник»
Г) «Полтава»
3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?
А) Дельвига
Б) Данзаса
В) Кюхельбекера
Г) Пущина
4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?
А) повесть
Б) песнь
В) ода
Г) рассказ
5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?
А) поэма
Б) роман в стихах
В) повесть
Г) рассказ
6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?
А) к теме любви
Б) к теме поэта и поэзии
В) к теме свободы
Г) к теме дружбы
7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________
9. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________
11. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________
12. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________
13. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________
14. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________
15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
А) Monsieur I, Abbe
Б) Дефорж
В) Бопре
Г) Вральман
17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?
А) Пугачёв
Б) Швабрин
В) Зурин
Г) Миронов
18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?
А) Савельичу
Б) Зурину
В) Пугачёву
Г) Миронову
19. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:
А) экспозицией
Б) кульминацией
В) завязкой
Г) эпилогом
20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва
А) завязкой
Б) кульминацией
В) экспозицией
Г) развязкой
21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
А) антитезы
Б) сопоставления
В) взаимодополнения
22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:
А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)
Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике
В) сцена на военном совете
23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1 вариант
1. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?
А) нелепые причёски В) кружевные рубашки
Б) длинные свитки Г) сумки с книжками
2. Чем Андрий и Остап «стали заметными между другими молодыми» в Запорожской Сечи?»
А) умением выпивать, не пьянея В) удалью и удачливостью
Б) умением играть в карты Г) юмором
3. «Теперь все уже хотели в поход, и старые и молодые…отомстить за всё зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов…» Против кого отправились воевать казаки?
А) поляков Б) турков В) русских Г) кого встретят
4. О чём попросила панночка Андрия?
А) оружия В) хлеба
Б) признания в любви Д) мира
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?
А) «…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».
Б) «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение видел он в битве».
В) « …Она была жалка, как всякая женщина того удалого века… Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…»
6. Дополните фразу.
А) «Неразумная голова,- говорил ему Тарас.- Терпи, козак,-……. будешь!»
Б) «Нет уз святее ………..!»
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь
Б) ушёл за Днестр Г) попал в плен
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог….Нет, так любить никто не может!»
Б) «Кто сказал, что моя отчизна Украина?... Отчизна есть то, чего ищет душа наша…»
9. Объясните значение данных слов и выражений.
А) бурса В) «берите в зубы люльки»
Б) басурман
Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
2 вариант
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева В) из Москвы
Б) из Харькова Г) из Варшавы
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство В) обман в картах Д) убийство
Б) пьянство Г) неотданный долг Е) неподчинение старшему
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи В) учёба в бурсе
Б) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие В) пленных
Б) хлеб Г) секретные карты
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?
А) « Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».
Б) « О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А) «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
Б) «Бывали и в других землях …, но таких, как в Русской земле, не было таких ……»
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь
Б) ушёл за Днестр Г) попал в плен
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведётся так умирать!..»
9. Объясните значение данных слов и выражений.
А) бандура В) курень
Б) «чубатая голова»
Приложение 6
Тест по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта".
1. Где происходит действие пьесы?
А) Мантуя;
Б) Верона;
В) Рим;
Г) Неаполь.
2. О каком чувстве говорит Ромео:
«… Игра огнем, ведущая к пожару.
Воспламенившееся море слез,
Раздумье необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья»
А) Ненависть;
Б) Дружба;
В) Ревность;
Г) Любовь;
3. Какое художественное средство (троп) используется?
«Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собрание стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна»
А) Метафора;
Б) Сравнение;
В) Гипербола;
Г) Оксюморон.
4. Найдите, где есть сравнения?
А) «Вы попадете на богатый съезд,
Как звезды ночи, блещущих невест»
Б) «Ей в праведности жить,
А мне конец:
Я не жилец на свете,
Я мертвец»
В) «Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет, Ромео не найдут»
Г) «Огонь огнем встречают,
Беду - бедой,
и хворью лечат хворь»
5. Кто она? О ком говорит Меркуцио?
«Она пересекает по ночам
Мозг любящих, которым снится нежность,
Горбы вельмож, которым снится двор,
Усы судей, которым снятся взятки,
И губы дев, которым снится страсть»
А) Совесть;
Б) Любовь;
В) Королева Маб, богиня снов;
Г) Богоматерь.
6. Чей портрет?
«Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобна яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия зла…»
А) Розалия;
Б) Леди Капулетти;
В) Джульетта;
Г) Кормилица;
7. «Лишь это имя мне желает зла…»
О чьем имени говорит Джульетта?
А) Меркуцио;
Б) Тибальд;
В) Парис;
Г) Ромео.
8. Почему Джульетта уговаривает Ромео не клясться луной?
А) Она меняется раз в месяц;
Б) Она (луна) красивей солнца;
В) Она светит ночью, когда правят силы зла;
Г) Потому что ею уже поклялась Джульетта;
9. К кому отправился Ромео, уверившись, что Джульетта его любит?
А) К родителям Джульетты;
Б) К друзьям, отмечать свою радость;
В) Домой, спать;
Г) к монаху Лоренцо;
10. «Вчера я ранен был, придя на бал,
И на удар ударом отвечал.
Перевяжи нас поскорей обоих,
Вот я зачем в твоих святых покоях»
Кто обращается и к кому?
А) Ромео к Меркуцио;
Б) Ромео к Лоренцо;
В) Ромео к Джульетте;
Г) Ромео к врачу;
11. «Тибальд, природа чувств моих к тебе
Велит простить твою слепую злобу.
Я вовсе не мерзавец…»
Почему Ромео отказывается от поединка с Тибальдом?
А) Они близкие друзья;
Б) Он сильнее Тибальда;
В) Он женат на его сестре;
Г) Тибальд не раз выручал Ромео;
12. Кто это говорит?
«Он - мой друг и родич князя,
и ранен тяжело из-за меня»
А) Тибальд;
Б) Ромео;
В) Меркуцио;
Г) Бенволио;
13. Какое наказание за дуэль получил Ромео?
А) Пожизненное заключение;
Б) Денежный штраф;
В) Его казнили;
Г) Он выслан из города;
14. «Вот это слово.
Этот звук страшнее смерти тысячи Тибальдов»
О каком слове говорит Джульетта?
А) Изгнан;
Б) Убийца;
В) Свадьба;
Г) Смерть;
15. С какой целью Лоренцо женит Ромео и Джульетту?
А) Чтобы позлить их родных;
Б) Чтобы померить их семьи;
В) За деньги;
Г) Чтобы Джульетта не стала женой Париса, врага Лоренцо;
16. Почему Джульетта должна быть рада браку с Парисом?
А) Он знатнее, чем ее родня;
Б) Он любит ее;
В) Он красивее Ромео;
Г) Парис – друг Тибальда;
17. В какой строчке перечислены все, кто умер в пьесе?
А) Ромео, Меркуцио, мать Ромео;
Б) Тибальд, Парис, Лоренцо;
В) Кормилица, отец Ромео, Джульетта;
Г) Ромео, аптекарь, Тибальд;
18. Определите размер стиха:
«О, господи! Чьей это крови след?
На плитах пред решеткою? А это?»
А) Ямб;
Б) Хорей;
В) Дактиль;
Г) Амфибрахий;
Приложение 7
Годовая контрольная работа
по литературе 8 класс
1. Действующее лицо в художественном произведении называется:
- образом,
- персонажем;
- типом.
2. Композиция – это:
- последовательность событий и действий;
- движение произведения от завязки к развязке;
- последовательность частей и элементов произведения.
3. Завязка – это:
- момент возникновения или обнаружения конфликта;
- начало произведения;
- первое появление главного героя.
4. Сюжет – это:
- основное содержание произведения;
- последовательность событий и действий;
- последовательность всех элементов произведения.
5. В основе сюжетного действия лежит :
- композиция;
- конфликт;
- кульминация.
II. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений:
название произведения | автор |
Капитанская дочка | Николай Гоголь |
Песня про купца Калашникова | Александр Пушкин |
После бала | Алексей Толстой |
Тарас Бульба | Лев Толстой |
Василий Шибанов | Михаил Лермонтов |
III. Дайте определение жанра летопись
Подчеркните из приведённого списка изученной художественной литературы произведение относящееся к данному жанру.
«Правеж»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«После бала»
«Подпоручик Киже»
«Смерть Олега от коня своего»
«Василий Шибанов»
IV.Найдите и подчеркните в стихотворении Сергея Есенина олицетворение. Дайте определение этого изобразительно – выразительного средства.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Определите какие изобразительно – выразительные средства подчёркнуты в строфах стихотворения Алексея Суркова Дайте определение одного из этих изобразительно– выразительных средств?
«Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
VI. Соотнесите строчки из произведений и термины, означающие средства выразительности, использованные в этих строчках автором
пример из текста | художественное средство |
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло... | |
Деревня, будто большим пуховым одеялом была укрыта туманом. | Гипербола, |
Маки ослепили своей озорной, обжигающей яростью | Метафора. |
В сто сорок солнц закат пылал.. | Олицетворение |
...Несомый верными слугами, | Сравнение |
Выходит Пётр. Его глаза | Эпитет |
Горит восток зарёю новой | Антитеза |
Приложение 5
Тест Л. Н. Толстой «После бала»
1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя;
б) на балу надел «маску» добропорядочности;
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
7. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...
Рабочая программа по литературе 8 класс уч.Курдюмовой
Содержание:1.Пояснительная записка2.Содержание программы3.Календарно-тематическое планирование4.Учебно-методический материал...