Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoevskiy_f.m._prestuplenie_i_nakazanie.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 10
Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2
Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.
Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».
II. Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)
- Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).
психология – характер – гордый
факты страдание – идея
теория – убил жизнь – воздух – задыхался
- С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)
- С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)
- Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)
- Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)
- В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух. Почему?
Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное. Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить». «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного, ну а ваш ли там воздух?».
Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь. Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.
III. Подведение итогов.
Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.
В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных д...