«А для чего жить – то?» (по рассказу Л. Толстого «Где любовь, там Бог»)
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Мухина Светлана Юрьевна

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.tolstoy_gde_lyubov_tam_bog.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 10        

Тема: «А для чего жить – то?» (по рассказу Л. Толстого «Где любовь, там Бог»).

Цель:  Углубление понимание художественного мировоззрения Толстого; выявление главной темы его творчества – изучение человеческой души. Проследить интерпретацию образа Христа в произведениях литературы  и живописи.

Ход урока

I. Слово учителя.

- Художественное мировоззрение Толстого, сложное и противоречивое, изменялось на протяжении всей его долгой жизни. Изучение человеческой души стало задачей первостепенной важности. Причину всех общественных и личных бед писатель видел в том, что человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Для этого необходимо постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей – добра,  любви, справедливости. Носителем этой идеи является Сын Божий -  Иисус Христос.

Рассказ Толстого «Где любовь, там Бог»- произведение глубоко философичное, в основе его лежит главнейшая евангельская заповедь о любви и ближнему.


 II. Беседа по выяснению усвоения содержания рассказа.

Оборудование урока: репродукции картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне», И.И.Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина? Христос и Пилат», Евангелие от Матфея, от Луки.

-Обратили ли вы внимание на то обстоятельство, что ответ на вопрос «А для чего же жить-то?» Авдеич искал в Новом Завете? Как вы думаете, почему?

-Как вы понимаете такую фразу: «Авдеич всегда был человек хороший, но под старость стал он больше о  душе своей думать и больше к Богу приближаться»?

-Какое значение имеет здесь противительный союз?

-Какие ключевые слова и фразы характеризуют состояние Авдеича после смерти сына?

«отчаялся», «стал на Бога роптать», «скука», «просил у Бога смерти», «укорял Бога», «перестал ходить в церковь», «жаловался», «жить неохота», «безнадежный».

-Какое слово в этом ряду главное? (отчаялся)

-Как объясняет старичок-странник причину Авдеичевых страданий? («А что отчаиваешься, так это оттого, что ты для своей радости жить хочешь», а жить надо «для Бога»)

-Что значит «жить для Бога?»

Какие ключевые слова характеризуют состояние Авдеича после разговора со странником?

«купил Новый Завет», «на душе хорошо стало», «оторваться от книги не может», «яснее понимает, чего от него Бог хочет и как надо для Бога жить», «Слава Тебе, Господи! Твоя воля!», «жизнь переменилась»  главное слово.

- Дома вы читали главу Евангелия от Луки,

Почему Авдеич считает себя фарисеем? Кто такой «фарисей»?

 - Где еще в Евангелии говорится о фарисействе? («Притча о мытаре и фарисее»)

 - А еще где встречается понятие фарисейство? (у Пастернака «Гамлет»)

- Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (притворство, лицемерие, ханжество)

- Можно ли сказать, что фарисейство - «живучее явление». Докажите.

-Расскажите, как вы поняли сон Авдеича.

(Сообщения учащихся)

- Как готовился Авдеич к «приходу» Христа?

- Сколько посетителей (гостей) было у Авдеича?

- Сколько раз оказывает милость Авдеич? (трижды)

- Это случайно?

- Расскажите о посетителях, найдите в описании их ключевые слова и фразы:

Степаныч: «старый», «сил нет», «мягкослезный»,

- Как вы понимаете выражение Степаныча «…угостил ты меня, душу и тело насытил» (ключевая фраза)

Женщина с ребенком: «одета плохо», «ребенок кричит», «с утра не ела», «солдатка», «третий месяц без места», «изморилась». Какую ключевую фразу из беседы Авдеича с женщиной вы бы выделили?

-Спаси тебя Христос, дедушка. Послал, видно, он меня под твое окно.

Старуха- торговка и мальчик:

«кричит мальчишка», «ругается старуха», «в полицию шельмеца», «Дай я снесу, бабушка, мне по дороге» (ключевая фраза)

Почему примирились торговка и мальчик?

-Осуществился ли сон Авдеича? (зачитайте последний отрывок рассказа - эпизод Евангелия) Почему?


III. Слово учителя. Работа с репродукциями картин.

- К образу Христа обращались многие писатели и художники. Среди них И.Н.Крамской и И.Н.Ге. Их картины - это тоже эпизоды Евангелия. Каждый по-своему они подчеркивают одну главную мысль: непостижимость и неисчерпаемость образа Христа. Да и как изобразить совершенство!

У Толстого Христос присутствует невидимо, но ощутимо.

Исполняя Евангельские заповеди любви и добра по отношению к ближнему, герой Толстого и сам становится по-настоящему счастливым. И иного пути для достижения счастья не может быть.

Своим рассказом Толстой утверждает, что жить нужно именно «для Бога», а это значит так, как Он заповедал в своем учении, одной из главных заповедей которого является любовь к ближнему: «Возлюби ближнего своего как себя»

IV. Домашнее задание: мини-сочинение «В чем заключается смысл жизни?» (по рассказу Толстого «Где любовь, там Бог»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Урок по рассказу Л.Толстого "Зерно с куриное яйцо"

Изучение в 6 классе рассказа Л. Н. Толстого «Зерно с куриное яйцо»[1] (урок вдумчивого чтения).Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе всегда связано с решением важных нравственных задач...

Духовное и нравственное в рассказе Т. Толстой "Смотри на обороте".

Часть 1 - презентация "Путешествие в Равенну" позволит прогуляться по улицам этого старинного города. А "экскурсоводом" будет сам А. А. Блок. Часть 2 - слайды к презентации для работы над текстом рас...

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»

План-конспект урока литературы в 11 классе...

"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера...

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...