"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Микушева Татьяна Альбертовна

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_nam_predstoit_zhit.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир, в котором нам предстоит жить».

Урок внеклассного чтения по рассказу Р.Брэдбери «Время, вот твой полет»

Цель:

Обучающая:

  1. провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Время, вот твой полет»

Развивающие:

  1. развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
  2. формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные: 

  1. воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
  2. реализовать связь темы с жизнью;
  3. воспитывать бережное и ответственное отношение к миру, истории и культуре.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: прием предположений, «Инсерт», составление кластера, «Письмо».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Вызов.

Будущее человечества хотели представить многие мыслители, философы, писатели. Все мечтают об идеальном обществе будущего. Наверное, думали о будущем и вы. А как вы его себе представляете? Попробуйте предположить, какое будущее нас ожидает?

Теперь объединитесь в пары и обсудите свои предположения.

У нас получилась такой список.

Обо всем этом нам рассказывают произведения особого литературного жанра.  Это утопия. Мечта об идеальном обществе. Русский философ Николай Бердяев написал: «Самое …. в утопиях то, что они сбываются»? Одно слово в этом высказывании потерялось. Найти потерявшееся слово нам поможет рассказ замечательного американского фантаста Р.Брэдбери «Время, вот твой полет».

Работают индивидуально, составляя список

Объединение в пары и обсуждение своих списков

Список заполняется учителем на доске

Учащиеся знакомятся со словом утопия.

Утопия – произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту. «Утопией» назвал свое произведение английский писатель Томас Мор (1478-1535). Это фантастическая повесть, где люди живут в условиях идеального общественного строя.

У ребят получается список в первой колонке таблицы «Мое представление о будущем».

Примерный список.

Будущее

Нет бедных

Все равны

Нет тяжелого физического труда

Все потребности удовлетворены

Человек не зависит от природных условий

Нет болезней

Нет страданий и т.д.

Осмысление

У каждого на парте текст рассказа Р. Брэдбери.

Текст мы будем читать  особым образом. Будем делать остановки и попробуем отвечать на вопросы.

- Сделайте предположение, о чем пойдет речь?

Учащиеся слушают рассказ, не забегая вперед.  

Фантастический рассказ о будущем.

О технических изобретениях.

О полетах на другие планеты.

Чтение первого отрывка

Долгие годы пронеслись ветром мимо их разгоряченных лиц. Машина Времени остановилась.

   - Год тысяча девятьсот двадцать восьмой, - сказала Джанет.

   Оба мальчика смотрели на то, что было за ней. Мистер Филдс вышел из состояния неподвижности.

   - Помните,  вы прибыли сюда наблюдать жизнь этих древних людей.  Всем интересуйтесь, обо всем размышляйте, все наблюдайте.

   - Хорошо,  -  ответили девочка и два мальчика,  все трое в новенькой, защитного цвета форме.  У детей все было одинаковое - стрижка,  наручные часы,  сандалии и,  хотя они не были родственниками,  цвет волос,  глаз,

зубов и кожи.

   - Ш-шш! - сказал мистер Филдс.

   Это был городок в штате Иллинойс.  Было раннее весеннее  утро,  и  по улицам стелился холодный туман.

   В дальнем конце улицы появился мальчик,  он бежал  по  направлению  к ним,  и на него светила последним светом мраморно-кремовая луна.  Где-то вдалеке пробили пять раз часы. Почти неслышно, оставляя на тихих газонах следы теннисных туфель,  мальчик пробежал мимо невидимой для него Машины Времени,  остановился и,  глядя на  самое  высокое  окно  темного  дома, кого-то позвал.

   Окно открылось.  По крыше сполз и спрыгнул на землю  другой  мальчик. Оба, с набитыми бананом ртами, убежали в темное холодное утро.

   - Бегите за ними,  - прошептал мистер Филдс. - Изучайте их поведение. Ну, быстрей!

   Джанет, Уильям и  Роберт  помчались,  доступные  теперь  постороннему взгляду,  по  холодным весенним мостовым,  через еще спящий крепким сном городок,  а потом через парк.  Повсюду загорался и  гас  свет,  негромко хлопали  двери,  и другие дети бросались поодиночке или задыхающимися от спешки  парами  вниз  по  склону  холма,   к   каким-то   поблескивающим

голубоватым рельсам.

   - Вот он, идет!

   Рассвет еще  не  наступил,  а  здесь  уже водоворотом кружились дети. Несколько мгновений - и небольшой огонек вдали,  на  блестящих  рельсах, стал громом, извергающим пар.

   - Что это? - завизжала Джанет.

   - Поезд,  глупышка,  ты  же  такие  видела на картинках!  - прокричал Роберт.

   И дети,  прибывшие из будущего, увидели, как с поезда сходят, заливая могучими дымящимися водами мостовую,  поднимая в холодное утреннее  небо вопросительные знаки хоботов,  огромные серые слоны. С длинных платформ, красные и золотые, скатывались неуклюжие фургоны. В заколоченной в ящики тьме ревели, меряя ее шагами, львы.

   - Ой! Да ведь это цирк! - задрожала Джанет.

Остановка первая.

- Вы уже поняли, что дети прилетели из будущего в начало 20 века. Подумайте, что поразило их в прошлом, в которое они попали?

- Какие явления им будут непонятны?

- Подумайте, как отнесутся ребята к живым зрелищам?

- А вам не кажется цирк дикостью?

- Предположите, что будет дальше?

Им будет интересно посмотреть, как живут люди в прошлом.

Может быть, они удивятся машинам и механизмам, которые исчезли.

Человеку, не привыкшему к цирку, может показаться, что в цирке животных обижают.

Если ты не видел живых зверей, тебя может поразить их размер, их запах и вид.

Им должен понравиться цирк, это очень весело.

Чтение второго отрывка.

- Цирк, по-твоему? А куда он делся?

   - Туда же, куда и Рождество, наверно. Просто исчез давным-давно. Джанет окинула взглядом все вокруг.

   - Какой он ужасный, правда?

   Мальчик стоял ошеломленный.

   - Уж это точно.

   В первых  слабых  лучах  зари  раздавались  громкие  мужские  голоса. Подтянули спальные вагоны,  из окон на детей смотрели, моргая, заспанные лица. Как дождь камней, простучали по улице лошадиные копыта.

   За спиной у детей вырос мистер Филдс.

   - Мерзость, варварство держать зверей в клетках. Знай я, что вы такое здесь увидите,  ни за что бы с вами  сюда  не  отправился.  Это  действо буквально леденит кровь.

   - Да,  конечно.  - Однако взгляд у Джанет был отсутствующий. - И в то же время, мистер Филдс, это напоминает чем-то гнездо червей. Мне хочется изучить его.

   - Не знаю,  - сказал Роберт;  глаза его бегали, а руки дрожали. – Все  это похоже на сумасшествие.  Может быть,  если мистер Филдс разрешит, мы бы попробовали написать сочинение...

   Мистер Филдс кивнул.

   - Рад, что вижу серьезное отношение, что вы смотрите в корень, хотите по-настоящему понять этот  ужас.  Хорошо  -  сегодня  после  полудня  мы посмотрим цирковое представление.

   - Меня, кажется, стошнит, - сказала Джанет.

   Машина Времени зажужжала.

   - Так вот что такое цирк, - продолжала она сумрачно.

   Тромбоны оркестра умерли в их ушах.  Последним,   что они видели, были леденцово-розовые гимнасты, вихрем крутящиеся на трапеции, между тем как на арене кричали и подпрыгивали обсыпанные мукой клоуны.

   - Нет, конечно, психовидение лучше, - медленно проговорил Роберт.

   - Эти ужасные запахи,  это волнение...  - Джанет заморгала.  -  Очень вредно для детей,  правда? И рядом с детьми сидят взрослые. Матери, отцы - вот как называли их дети. Все так странно!

3-я остановка.

- Дети из будущего не знают родителей. Что должно их поразить, какие явления, связанные с семьей,  им могут быть непонятны?

- И снова предположите, что произойдет дальше?

Дети воспитываются не в семье, они не знают родительской ласки. Они не должны понимать, кто такие мама и папа. Значит, у них нет семейных праздников и т.д.

Может они будут искать приемных родителей?

Чтение четвертого отрывка.

Мистер Филдс стал записывать что-то в классный журнал.

   Словно сбрасывая оцепенение, Джанет тряхнула головой.

   - Мне нужно все это увидеть снова. Я не разобралась в их побуждениях. Мне нужно снова пробежать через городок в то раннее утро. Холодный ветер в лицо...  тротуар под ногами...  прибывающий поезд с цирком. Может, это воздух и ранний час побудили детей подняться и  побежать  смотреть,  как прибывает поезд?  Или же причиной было что-то другое?  Мне нужно еще раз увидеть  события  в  их  последовательности.  Почему   дети   были   так взволнованы? Я что-то упустила.

   - Они все так улыбались, - сказал Уильям.

   - Что такое летние каникулы?  Я слышала,  как дети о них говорили.  - Джанет посмотрела на мистера Филдса.

   - Все лето дети носились как безумные,  избивали друг друга - вот что такое летние каникулы, - ответил ей мистер Филдс.

   - Лучше  Государственного  Трудового  Детского  Лета  ничего  быть не может, - проговорил ослабевшим голосом, глядя в пустоту, Роберт.

   Машина Времени остановилась опять.

   - Четвертое Июля (1),  - объявил мистер Филдс. - Год тысяча девятьсот двадцать восьмой.  Древний праздник, когда люди устраивали взрывы, чтобы отрывать друг другу пальцы.

   Они стояли  перед  тем  же  самым домом,  на той же улице,  но только ласковым летним вечером.  В воздухе шипели и крутились огненные  колеса, на каждом крыльце смеющиеся дети что-то бросали вверх, и слышалось: бах, бах!

   - Не убегайте! - закричал мистер Филдс. - Не пугайтесь, это не война!

   Но лица у Джанет, Роберта и Уильяма становились от фонтанов холодного огня то белыми, то розовыми, то голубыми.

   - Мы и не испугались, - стоя неподвижно, сказала Джанет.

   - К  счастью,  -  заявил  мистер  Филдс,  -  сто лет назад фейерверки запретили, положили конец всем этим взрывам.

   Дети танцевали,  придумывая  свои  танцы  на ходу,  белым бенгальским огнем писали на ночном летнем воздухе свои имена и заветные мечты.

   - Мне  бы  тоже  хотелось  так делать,  - сказала Джанет негромко.  - Писать в воздухе  свое  имя.  Посмотрите  на  них!  Мне  бы  тоже  этого хотелось.

   - Что, что? - Мистер Филдс не расслышал.

   - Ничего, - сказала Джанет.

   - Бах!  -  шептали  Уильям  и  Роберт,  стоя  под  ласковыми  летними деревьями,  в  темноте  не  отрывая взгляда от красных,  белых,  зеленых огоньков на чудесных летних газонах. - Бах!

4-я остановка.

Ребята, мы уже можем по некоторым деталям восстановить, какое будущее нарисовал Брэдбери. Давайте запишем свои наблюдения во вторую часть таблицы.

- Какие Особенности общества будущего вы увидели? Запишите их в таблицу.

- Предположите, какой будет финал рассказа?

Учащиеся записывают свои наблюдения в таблицу. Потом обсуждают по парам.

Будущее в рассказе Р.Брэдбери

  1. Стерильный мир
  2. Порядок
  3. Все люди одинаковые.
  4. Нет семьи
  5. Нет праздников
  6. Нет каникул
  7. Психовидение
  8. Нет живых зрелищ.

 и т.д.

Может быть, кто-то из них потеряется?

Все останутся в прошлом.

Мистер Джанет заставит их улететь, но они все равно вернутся.

Чтение последнего отрывка.

Октябрь.

   В последний раз Машина Времени остановилась в месяце горящих листьев. Люди с тыквами и кукурузными стеблями в руках спешили  в  сливающиеся  с темнотой дома. Танцевали скелеты, носились летучие мыши, пылали свечи, а в пустых передних за открытыми дверями домов  раскачивались  подвешенные яблоки.

   - Халлоуин,  - сказал мистер Филдс.  -  Апогей  ужаса.  Это  был  век суеверий, как вы знаете. Потом сказки братьев Гримм, призраки, скелеты и вся прочая  чушь  были  запрещены.  Вы,  дети,  слава  богу,  выросли  в очищенном от заразы мире,  где нет ни теней, ни призраков. У вас другие,

достойные праздники - День Рождения Уильяма К.  Чаттертона,  День Труда, День Машин.

   Стояла октябрьская ночь,  на  улице  уже  не  было  ни  души,  а  они прохаживались возле того же дома, всматривались в темноте в пустые тыквы с вырезанными в них треугольными  глазами,  в  маски,  выглядывающие  из темных  чердаков  и  сырых  подвалов.  А  внутри дома,  подумать только, собрались дети и,  сидя на корточках,  смеялись, рассказывали друг другу разные истории!

   - Я хочу быть с ними, - сказала наконец Джанет.

   - Конечно, как социолог, - сказали мальчики.

   - Нет, - сказала она.

   - Что? - спросил мистер Филдс.

   - Нет, просто хочу быть в этом доме, хочу здесь остаться, хочу видеть все это и быть здесь и больше нигде, хочу, чтобы были хлопушки, и тыквы, и цирк,  хочу,  чтобы было Рождество,  был день святого Валентина,  было Четвертое Июля - такие, какими мы их здесь видели.

   - Это переходит все границы... - начал мистер Филдс.

   Но внезапно Джанет сорвалась с места.

   - Роберт, Уильям, бежим!

   Мальчики бросились за ней.

   - Стойте! - закричал мистер Филдс. - Роберт! Ага, Уильям, ты попался!

-  Он успел схватить Уильяма,  но другой ускользнул.  - Джанет,  Роберт, сейчас же вернитесь!  Вас не переведут в седьмой класс!  Вы провалитесь, Джанет, Роберт - Р_о_б_е_р_т!    Бешеный порыв октябрьского ветра пронесся по улице и исчез  вместе  с двумя детьми среди стонущих деревьев.

   Уильям вырывался и пинал мистера Филдса ногами.

   - И ты за ними,  Уильям?  Нет,  ты вернешься со мной домой! А те двое  еще очень пожалеют.  Захотели остаться в прошлом?  - Мистер Филдс кричал уже  во  весь  голос.  - Ну что ж,  Джанет и Роберт,  оставайтесь в этом ужасе,  хаосе!  Пройдет  всего  лишь  несколько  недель,  и  вы,  плача, прибежите  сюда,  ко мне.  Но меня здесь не будет!  Я покидаю вас в этом мире - и сходите здесь с ума, если вам так хочется.

   Он потащил Уильяма к Машине Времени. Мальчик рыдал.

   - Пожалуйста, мистер Филдс, ну пожалуйста, не берите меня больше сюда на экскурсии...

   - Замолчи!

   Мгновение - и Машина Времени унеслась назад,  в будущее,  к подземным городам-ульям,   к   металлическим   зданиям,    металлической    траве, металлическим цветам.

   - Прощайте, Джанет, Боб!

   Словно вода,  заливал  улицы  городка  холодный октябрьский ветер.  И когда он стих,  за всеми  детьми,  приглашенными  и  неприглашенными,  в масках или без масок, уже затворились двери домов, к которым принесло их его могучее течение.  Ни одного бегущего ребенка не видно было  в  ночи.

Ветер причитал в верхушках голых деревьев.

   А внутри просторного дома,  при свечах,  кто-то наливал всем холодный  яблочный сидр, наливал каждому, не спрашивая, кто он и откуда.

- Ребята, что еще нового вы узнали из этого последнего отрывка? Дополните свой список в таблице. 

- Маленький рассказ, но Р.Бредбери дает нам один из вариантов будущего. Перечислите, что вы узнали о будущем мире. Вот, что у нас получилось.

- А теперь сопоставьте свои записи с первой колонкой. Что у вас получилось?

Учащиеся дополняют свой список, получается заполненная таблица с двумя столбиками.

  1. Подземные города
  2. Трава и цветы из металла
  3. Новые праздники

Мое представление будущего идеального мира.

Будущее в рассказе Р.Брэдбери

  1. Нет бедных
  2. Все равны
  3. Нет тяжелого физического труда
  4. Все потребности удовлетворены
  5. Человек не зависит от природных условий
  6. Нет болезней
  7. Нет страданий

  1. Стерильный мир
  2. Порядок
  3. Все люди одинаковые.
  4. Нет семьи
  5. Нет праздников
  6. Нет каникул
  7. Подземные города
  8. Психовидение
  9. Трава и цветы из металла
  10. Нет живых зрелищ.

Найдите в мире будущего, представленном  Брэдбери, черты утопического общества? Что-то есть общее?

- Соедините стрелками пункты обеих таблиц

- Но хотят ли возвращаться в этот идеальный стерильный мир дети? Почему это происходит?

- Попробуем разобраться, как рисует писатель Р. Брэдбери этот живой мир ХХ века? Вам  были даны жетоны разных цветов. Каждая группа будет проводить свое исследование в тексте.  

- Найдите запахи, звуки и зрительные образы, нахлынувшие на детей в реальном мире 20 века.

Запишем все свои наблюдения в кластер, чтобы зримо представить мир ХХ века, который Мистер Филдс считает миром хаоса и ужаса.

Чтобы ответить на вопрос, почему так считает мистер Филдс, нужно найти объяснение, почему мир так изменился?

Итак, посмотрите на наш кластер, ответьте на вопрос: «Чего лишились люди в будущем мире?»

Мы видим две позиции: мистера Филдса и Джанет, которая осталась в прошлом. Вернитесь к нашему высказыванию. Нам необходимо найти потерянное слово. Каждый герой поставил бы свое слово. Какое?

А какое слово выберете вы? Для этого вам нужно встать на позицию одного из героев, который кажется вам ближе.

Учащиеся стрелками соединяют те пункты, которые кажутся им близкими.

Каждому учащемуся в производном порядке в начале урока даны жетоны определенного цвета.

Работа по группам (по тексту).

Зеленая группа ищет в тексте звуки реального мира и выписывает в кластер.

Красная группа – ощущения.

Фиолетовая группа – цвета.

Учащиеся пытаются дать свои объяснения.

Учащиеся восстанавливают высказывание Бердяева: «Самое …. в утопиях то, что они сбываются»

Это похоже на утопию, воплощенную в жизнь.

Например, все равны – все люди одинаковые;

нет болезней – мир стерильный

Ребятам не хватает реальной жизни, ощущений, праздников и т.д.

Звуки:

хлопали двери, ревели львы, громкие голоса, тромбоны, кричали клоуны, шипели огненные колеса, бах, ветер

Ощущения:

Холодный туман, холодное утро,ветер,воздух,ласковый летний вечер,пылали свечи, сырые подвалы, октябрьский ветер  

Цвета:

мраморно-кремовая луна, серые слоны, красные и золотые фургоны,леденцово-розовые гимнасты, фонтаны огня, розовые, голубые, белые, бенгальский огонь,месяц

Мои предположения. Почему это произошло?

  1. Страх перед внешней опасностью.
  2. Последствия глобальной катастрофы.
  3. Желание построить новый идеальный мир.
  4. И т.д.

Ограждая людей от опасности, создавая новое идеальное общество, людей лишили радости, эмоциональной, чувственной стороны жизни.

Джанет. Ее слово – страшное; «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются»

Мистер Филдс. Его слово – прекрасно; «Самое прекрасное в утопиях то, что они сбываются».

Стадия рефлексия.

Задание. Напишите письмо от лица мистера Филдса, например, директору школы или от имени Джанет своим одноклассникам. Защищая свою точку зрения, встаньте на позицию героя.

.

        

Приложение.

Мое представление будущего идеального мира.

Будущее в рассказе Р.Брэдбери

Ощущения:

Холодный туман, холодное утро,ветер,воздух,ласковый летний вечер,пылали свечи, сырые подвалы, октябрьский ветер  

Цвета:

мраморно-кремовая луна, серые слоны, красные и золотые фургоны,леденцово-розовые гимнасты, фонтаны огня, розовые, голубые, белые, бенгальский огонь,месяц горящих листьев

Звуки:

хлопали двери, ревели львы, громкие голоса, тромбоны, кричали клоуны, шипели огненные колеса, бах, ветер причитал,холодный яблочный сидр…

Мир 20 века по мистеру Филдсу: мерзость, варварство, ужас, хаос, сумасшествие

 

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу Р. Бредбери "Зеленое утро"

"Глаза страшатся, а руки делают" - так можно определить идею рассказа "Зеленое утро". Презентация поможет создать образный ряд произведения....

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

Урок литературы пот рассказу Р.Бредбери " И грянул гром"

Урок - размышление. На уроке анализируется рассказ,определяется его идея,выявляются основные проблемы, поднятые   автором. Урок признан выработать у обучающихся чувство ответс...

Презнтация к уроку по рассказу "Кусака" 7 класс

Презнтация к уроку  по рассказу "Кусака"  7 класс...

Урок литературы в 8 классе по рассказу Рея Бредбери "Улыбка"

Урок внеклассного чтения в 8 классе порассказу Рея Бредбери "Улыбка". На уроке используются приемы технологииразвития критического мышления: кластер, снквейн....

: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...