Анализ романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
Материал для анализа романа на уроках или самостоятельного изучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_romana_n.g.chernyshevskogo_chto_delat.zip | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
«Построение романа идёт по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны»
А. В. Луначарский
Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский в романе «Что делать?»? Как вы можете это объяснить?
Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»
- Кого можно отнести к «пошлым людям»?
- Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»?
Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»
- Однороден ли старый мир?
- Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
- Как называет их автор?
- Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
- Кого подразумевает автор под новыми людьми?
Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»
- Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
- Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
- Почему Рахметова называют «особенным человеком»? И чем его особенность?
- Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
- Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
- Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?
Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»
1. Первый сон — о сыром подвале.
- Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
- Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
- Как любовь к людям связана с главной темой – революцией?
- Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
- Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают?
- Как этот сон связан с судьбой Верочки?
2.Второй сон – о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.
- Как расшифровать этот сон?
- Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой – больные?
- Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
- Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
- Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые ещё слабы?
3.Третий сон – чтение дневника Веры Павловны.
- Какую роль играет этот сон в сюжете?
- Как он связан с судьбой героини?
4.Четвёртый сон – о будущем.
- Зачем перед четвёртым сном, рассказывающем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
- Почему в сне о будущем говорится о далёком прошлом?
- Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чём рассуждает автор по отношению к женщине?
- Как объясняет своё появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
- Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
- Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале – сон о грязи – рассказ о Рахметове – обращение в прошлое. Повествующее об изменении отношения к женщине, - несколько строчек отточий – счастливое будущее?
- Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
- Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?
Итоговые вопросы и задание.
- Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Несколько лет назад, когда Россия в целом и отдельные её регионы упивались своим суверенитетом, звучали такие слова о Чернышевском: «Бросьте вы эту философию! Ну, сыграл в своё время человек известную роль! Ну, воздадим ему должное! Но зачем же нынешней молодёжи забивать голову тем, что устарело и видимого отношения к сегодняшней жизни не имеет? Униженных и нищих уже нет, а революция совершена»
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
- Как бы вы ответили на риторический вопрос «Что делать?» применительно к России сегодняшнего дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование пообразного пути анализа романа И. А. Гончарова «Обломов» (используя материалы статьи Н. Л. Ермолаевой «Роман И. А. Гончарова "Обломов" на уроках литературы в Х классе»).
Тематическое планирование...
Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Комплексный анализ романа Пушкина "Евгений Онегин"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"....
Пример лингвостилистического анализа романа А.И. Солженицына "В круге первом"
В статье раскрывается роль иронико-сатирических элементов, авторских ассоциаций и портретов-символов как лингвостилистических особенностей романа А.И. Солженицына "В круге первом"...
Проект по литературе: "Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)"
Не секрет, что сегодня наиболее успешны те, кто не просто владеет информацией, а использует и применяет ее со знанием дела, то есть компетентно. У школьников МОУ СШ № 75 есть возможность выйти за рамк...
Пример комплексного анализа романа "Отцы и дети"
Анализ романа Тургенева, который можно использовать на уроках...