Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"
презентация к уроку по литературе на тему
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.46 МБ |
Подписи к слайдам:
Место произведения в творчестве писателя
1847 г.- роман «Обыкновенная история»1859г. – роман «Обломов»1869г. – роман «Обрыв»И.А.Гончаров: «Я вижу не три романа, а один». Основа «сцеплений» - сопоставление и противопоставление двух типов героя – личности, склонной к индивидуально -творческому, но абстрактно-идеализированному восприятию мира с порывами к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский), и героя-прагматика (Пётр Адуев, Штольц, Тушин) как воплощения «трезвого, делового, нужного».
История создания
1847-1848гг. рождение плана1849г. печать главы «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа»1852г. появление первоначального названия «Обломовщина»1857г. фиксация окончательного названия «Обломов»1859 г. публикация романа в «Отечественных записках»
СОДЕРЖАНИЕ
Тематика
Судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Дружба. Любовь. Гуманизм. Право женщины. Счастье. Дворянский романтизм.
Проблематика
Как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают апатию, безволие, равнодушие? Что такое подлинная дружба? Какова роль любви в жизни человека? Что есть доброе отношение? Возможно ли равноправие между мужчиной и женщиной? Что такое настоящее счастье? Дворянский романтизм – это хорошо или плохо?
Идея
И.А.Гончаров: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
сюжет
Жанр.
Большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития на протяжении жизни – РОМАН.
Особенности романа.Социально-психологическое обобщение на уровне символа.Отсутствие прямого авторского вмешательства.
Композиция.
Экспозиция. Показ условий, в которых формировался Обломов как личность. (І ч., 1-2 гл. ІІ ч.) Завязка. Знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь. (3 и 5 гл. ІІ ч.) Развитие действия. Укрепление чувств Обломова к Ольге, сомнение в возможности отречься от лени. (6-9гл. ІІ ч.) Кульминация. Объяснение в любви. (12гл. ІІІ ч.) Развязка. Разрыв Ильи Ильича и Ольги. (11-12гл. ІІІ ч.) Постпозиция. Угасание героя в доме Пшеницыной. Взаимоотношения Ольги и Штольца. (ІV ч.) Эпилог. Смерть Обломова. Судьба Захара, Штольца, Ольги. (11гл. ІV ч.)
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.
Ю.М.Лощиц: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни?»
«ОБЛОМОВ»
Лексические ассоциации:облом – грубый, неуклюжий, мужиковатый человек;облый – 1) полный, плотный, толстый, тучный, тяжеловатый; 2) округлый, округловатый. (В.И.Даль. Толковый словарь русского языка.)
Литературные параллели:Родов дрехлеющих обломок (И по несчастью не один), Бояр старинных я потомок… (А.С.Пушкин.)Предрассудок! Он обломок Давней правды. Храм упал; А руин его потомок Языка не разгадал. Гонит в нём наш век надменный. Не узнав его лица, Нашей правды современной Дряхлолетнего отца. (Е.А.Баратынский)
Система образов.
Обломов
Андрей Штольц
Захар
Посетители Обломова
Предметы быта и интерьера
Агафья Пшеницына
Ольга Ильинская
Обломовка
Андрей Обломов
Илья Ильич Обломов
мягкий, простой, великодушный, добрый, НО апатичный, ленивый, без цели в жизни и интереса к ней, равнодушный к себе, не подготовленный и не приспособленный к жизни.Обломов.Добрый, апатичный.Лежит, мечтает, бездействует.Автор воздерживается от оценки.Лень.Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли.
Андрей Штольц
Необычайно работоспособен и предприимчив. Обладатель кипучей энергии (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение.НОНет поэзии, мечты, не имеет программы общественногослужения.Штольц.Деятельный, практичный.Планирует, работает, развивается.Автор любуется его энергией.Успех.
«… не дорос ещё до идеала общественного русского деятеля». (Н.А.Добролюбов.)
Герои-антиподы
Образы противопоставлены по всем пунктам, но не строго, вводятся в роман по принципу антитезы.
Обломов
Штольц
Образ жизни
Отношение к семье и родителям
Отношение к образованию
Поведение в обществе и на службе
Восприятие любви
Тип героя
«лишний человек»
ещё не «новый герой»
Двойник Обломова.
Захар – верный спутник Обломова, хранитель уклада, традиций и духа Обломовки. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором ей. Захар – абсолютно зависящий от Обломова человек. Финал его жизни – трагичен и символизирует непродуктивность жизненной позиции Обломова и, во многом, русского мировосприятия: больной, нищий старик, без дома, без семьи и друзей, плачущий о своём барине и продолжающий боготворить его.
Петербургская «обломовщина»
Волков. Пустые светские развлечения.Судьбинский. Успешная канцелярская деятельность. Слепота и глухота к остальному миру.Пенкин. Плодовитое сочинительство. В произведениях нет жизни.Алексеев. Тарантьев. Приспособленчество пролетариев. Эти герои приходят в дом Обломова пить, есть, курить хорошие сигареты.
«Ежедневная пустая перетасовка дней!.. Разве это живые, неспящие люди?» (Из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
Предметы быта и интерьера
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». (Приём олицетво- рения: халат – и символ, и друг.)«Неграциозные стулья», «шаткие этажерки». (Эффект необитаемого жилья.)
Обломовка
«благословенный уголок земли», «чудный край»;«… вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень»;«рёв и раскаты валов не нежат слабого уха» (приём отрицательного сравнения);«небо там … ближе жмётся к земле…, чтоб обнять её покрепче, с любовью», «солнце там ярко и жарко светит около полугода…», «весь уголок … представляет ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей»;«… всё началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Ольга Ильинская.
Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремлён- ная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремление при- носить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.
Привлекательные черты
Неудовлетворённость собой и жизнью
Стремление к активной деятельности
Отсутствие жеманства, простота, естественность
Продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками
Агафья Пшеницына
молодая,красивая, пышнотелая,здоровая, хозяйственная,нетребовательная,спокойная.Достойная жена своего мужа
Две истории любви
Ольга Ильинская+ Илья Ильич Обломов
≠
Агафья Пшеницына+ Илья Ильич Обломов
Нет в Ольге «ни жеманства, ни умысла, никакой мишуры». Потрясло пение.
<
Агафья - мечта о тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.
Ольга любит «будущего» Обломова.
<
Агафья любит Обломова таким, какой он есть сейчас.
Расставание.
<
Семья.
Андрей Обломов
Рождён в семье Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны.Назван Андреем в честь Штольца.Воспитан Андреем Штольцем. Кто он в будущем: энертный дворянин, буржуазный делец или «новый человек»?
Речевые особенности романа
Традиции «натуральной школы»:события заменены подробнейшими описаниями;предметно-бытовая детализация для характеристики героя.Гоголевская схема характеристики героя:портрет,костюм, интерьер,ирония.
Литературный контекст
Тип «лишнего человека»:Чацкий – драма А.С.Грибоедова «Горе от ума»;Онегин – роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;Печорин – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;Обломов – роман И.А.Гончарова «Обломов».Персонажи-немцы:Вральман – комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»;Германн – рассказ «Пиковая дама» А.С.Пушкина;Андрей Карлович – повесть Капитанская дочка» А.С.Пушкина;Андрей Штольц - роман И.А.Гончарова «Обломов».Тема Петербурга:Н.В.Гоголь «Шинель», «Невский проспект», «Мёртвые души»;Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;И.А.Гончаров «Обломов»;Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Мотив сна.В.А.Жуковский «Светлана»,Н.В.Гоголь «Мёртвые души»;И.А.Гончаров «Обломов»;Н.Г.Чернышевский «Что делать?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ романа Пушкина "Евгений Онегин"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...
Пример комплексного анализа романа "Отцы и дети"
Анализ романа Тургенева, который можно использовать на уроках...
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ "ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ" Ф.ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ВСЕГО РОМАНА
Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание". Изучении произведения. Первая глава. Анализ....