Пример комплексного анализа романа "Отцы и дети"
учебно-методический материал по литературе
Анализ романа Тургенева, который можно использовать на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ottsy_i_deti._kompleksnyy_analiz.docx | 180.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный анализ прозаического произведения (романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
1.Анализируемое произведение – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа «Отцы и дети» появился у Тургенева в 1860 г. во время пребывания в Вентноре на острове Уайт (Англия): «...Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,- дело было в августе месяце 1860 года,- когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» (И. С. Тургенев, «По поводу 'Отцов и детей») На начальном этапе Тургенев называет свое новое сочинение «большой повестью»: «...Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть - что-то выдет?..» (письмо И. С. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.) По словам самого Тургенева, прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач: «...Точно то же произошло и с «Отцами и детьми»; в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма...» (И. С. Тургенев, «По поводу «Отцов и детей»)
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-roman-otcy-i-deti.html
Начало работы (Париж, осень 1860 г.) Осенью 1860 г., приехав в Париж, Тургенев составляет план «повести» и принимается за написание текста: «...Я нанял квартиру... и поселился там с моей дочкой и прекраснейшей англичанкой-старушкой... Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию...» (письмо И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 30 сентября (12 октября) 1860 г., Париж) В течение зимы в Париже Тургенев пишет первые главы произведения. К весне 1861 г. он дописывает первую половину романа: «...в течение зимы я написал первые главы..» (И. С. Тургенев, «По поводу «Отцов и детей») «...В Париже не работается, и вся штука застряла на половине...» (письмо И. С. Тургенева к Л. Н. Толстому, 14 (26) марта 1861 г, Париж) Завершение работы (июль 1861 г., село Спасское) Приехав в Россию, Тургенев заканчивает свой роман в июле 1861 г.: «...окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце...» (И. С. Тургенев, «По поводу «Отцов и детей») «...Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно: вышла длинная вещь... Цель я, кажется, поставил себе верно, а попал ли в нее - бог знает...» (письмо И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 6(18) августа 1861 г., село Спасское)
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-roman-otcy-i-deti.html
После Тургеневым были внесены правки на основе мнения друзей (В.П. Боткин, П.В. Анненков). Роман впервые печатают в журнале «Русский вестник». Отдельное издание выходит в 1862 году. Тургенев посвящает его критику В. Белинскому. Есть мнение, что в основу романа так же легли разногласия Тургенева с Добролюбовым.
2. Роман «Отцы и дети» - одно из самых известных произведений И. С. Тургенева наряду с рассказом «Муму», повестью «Ася», романом «Дворянское гнездо» и т.д. По сравнению с другими романами, знаменитый роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым достаточно быстро. Вся работа от замысла до первой публикации заняла менее 2 лет.
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-roman-otcy-i-deti.html
Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016
3. Основная идея романа – показать конфликт поколений (родители и дети, аристократ и нигилист, смена поколений).
4. Структура содержания: Состоит из 28 глав. Действие романа происходит в 1859 году. В дом Кирсановых приезжают два друга. Аркадий Познакомился с Базаровым в институте, оба они себя позиционируют как нигилисты. Евгений не ладит со старшим Кирсановым и решает уехать. Аркадий уезжает с ним, они неплохо проводят время, знакомятся с Одинцовой. Впоследствии Базаров влюбляется в нее, но не получает взаимности. Ищет утешения в родном доме, но и там ему неспокойно. Доходит до того, что в Марьино он целуется с Фенечкой, это видит тайно влюбленный в нее Павел Кирсанов, вызывает его на дуэль, из-за скандала Аркадий и Евгений ссорятся, друзья расстаются.
Аркадий признается в любви Катеньке, младшей сестре Анны Сергеевны, Базаров же возвращается в родительский дом. Позже, помогая отцу, он заражается тифом и умирает. Перед смертью к нему приезжает Одинцова.
Аркадий женится на Катеньке, Николай Кирсанов женится на Фенечке, а Павел уезжает из страны навсегда.
5. Своеобразие композиции: Произведение имеет кольцевую композицию. Весь роман — это своеобразное «путешествие» Базарова и Аркадия Кирсанова по маршруту, который они проделали дважды: имение Кирсановых (Марьино) — имение Одинцовой (Никольское) — небольшое «именьице» Базаровых. Первый приезд в каждое из названных имений для главного героя становится поводом для новых встреч и знакомств, второй — это расставания, мучительные разрывы и прощания. Поэтому роман делится на две части, очень разные по эмоциональной окраске: во второй части во всём чувствуется обречённость, предсказуемость трагического финала. Это всецело зависит от внутреннего состояния главного героя. К примеру, Базаров, который не мыслит себя без постоянной работы, в свой второй приезд в Марьино «работал упорно и угрюмо».
6. Портреты и характеры основных героев:
Главными героями являются Евгений Базаров, Николай и Павел Кирсановы, Аркадий Кирсанов.
Евгений Базаров – будущий медик, нигилист. Он отрицает все, что дорого старшему поколению, влияет на Аркадия. Но встреча с Одинцовой показывает ему, что он все же романтик, и все его убеждения рушатся.
Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия. Он романтичен, любит поэзию. В конце романа женится на безродной Феничке, несмотря на мнение общества.
Его брат, Павел Петрович Кирсанов, является отставным офицером. Гордый аристократ, ценитель науки и искусства. Он антипод Базарова, его главный противник в романе. К Фенечке он испытывает нежную привязанность, так как она напоминает ему старую любовь.
Аркадий Кирсанов – сын Николая Кирсанова, тоже учится на медика. Какое-то время тоже считает себя нигилистом, но позже освобождается от влияния Базарова. В романе несколько раз фигурирует измененная форма его имени «Аркаша», что указывает на его ребячливость, наивность, некоторую незрелость.
Следует упомянут второстепенных героев. Одинцова, родители Базарова, Катенька, Фенечка. Их присутствие в романе помогает раскрыть характеры главных героев, понять их внутренний мир.
7. Жанровые и стилевые особенности произведения:
«Отцы и дети» - это социально-психологический роман, относится к направлению критического реализма.
8.Авторская позиция:
Позиция Тургенева хорошо просматривается благодаря подробным описаниям и прямым характеристикам. Он не согласен с Базаровым, но уважением относится к нему, так как тот силен в своих убеждениях. Это можно увидеть в сцене смерти Евгения.
Или можно обратить внимание на описание Павла Кирсанова. Тургенев создает образ гордый, возвышенные, с легкой ноткой страдания по невозможной любви. И точку ставит в этом образе отказ от Фенечки, когда он покидает страну.
Но он не внушает читателю свою точку зрения, дает нам порассуждать, только направляет.
9. Произведение в оценке критиков:
Интересна критика романа, которую дал Максим Алексеевич Антонович. В своей статье «Асмодей нашего времени» он рассуждает на тему образа молодого поколения, представленного в произведении. Статья вышла сразу после романа и вызвала большой ажиотаж.
По словам критика, Тургенев чересчур идеализирует образ старшего поколения и принижает новое. Базаров предстает эдаким искусителем, пытающимся навязать всем свою точку зрения.
«Вы, г. Тургенев, осмеиваете стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека, - мы не имеем здесь в виду стремления к шампанскому. И без того много терний и препятствий встречают на пути молодые женщины, желающие учиться посерьезнее; и без того злоязычные сестры их колют им глаза "синими чулками"7; и без вас у нас есть много тупых и грязных господ, которые тоже, подобно вам, укоряют их за растрепанность и отсутствие кринолинов8, издеваются над их нечистыми воротничками и над их ногтями, не имеющими той хрустальной прозрачности, до которой довел свои ногти ваш милый Павел Петрович. Довольно бы и этого; а вы еще напрягаете свое остроумие на придумывание для них новых оскорбительных прозвищ и хотите пустить в ход Eudoxie Кукшину. Или вы в самом деле думаете, что эмансипированные женщины хлопочут только о шампанском, папиросках и студентах или об нескольких единовременных мужьях, как воображает ваш собрат по искусству г. Безрылов9? Это еще хуже, потому что набрасывает невыгодную тень на вашу философскую сообразительность; но и другое - насмешки - тоже хорошо, потому что заставляет сомневаться в вашей симпатии всему разумному и справедливому. Мы лично расположены в пользу первого предположения».
«Извините, г. Тургенев, вы не умели определить своей задачи; вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета. Распространителей здравых понятий между молодым поколением вы хотели представить развратителями юношества, сеятелями раздора и зла, ненавидящими добро, - одним словом, асмодеями».
10. Личное отношение к произведению: (высказать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной программы по хореографии "Ассорти"
1. Система отслеживания и оценивания образовательных результатов.2.Формы и методы оценки результатов.3. Критерии знаний и умений.4. Этапы педагогического контроля....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи. Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...