"Нужны ли в жизни чудеса?" А. С. Грин
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Березкина Анна Константиновна

Разработка урока по литературе по феерии А. С. Грина "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezkinaak_konspekt_uroka_nuzhny_li_v_zhizni_chudesa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6-ом класс

Учителя русского языка и литературы Березкиной Анны Константиновны

ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга

Дата урока: 25.01.2013

Тема: «Нужны ли в жизни чудеса? (по феерии А. С. Грина «Алые паруса)».

Место урока в системе уроков: текущий.

Цель: знакомство с биографией и творчеством А. С. Грина; обучение умению рассуждать и доказывать свою точку зрения; овладение навыками работы с текстом художественного произведения.

Задачи:

- создание условий для развития речи учащихся,

- создание условий для развития умения анализировать сравнивать, сопоставлять, противопоставлять,

- расширять лексический запас обучающихся,

- развитие умения и повышение опыта участия в дискуссиях.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, коллективная, групповая.

Возрастная категория:  6 класс.

УМК:

- В. П. Полухина и др. Под ред. В. Я. Коровиной. Литература. 6 класс. В 2-х частях,

- технические средства обучения.

Средства наглядности: аудиозапись «Шум моря», фрагмент фильма «Алые паруса» реж. А. Птушко, С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Оборудование: компьютер, экран, доска.

Технология:

- вопросы репродуктивного характера

- эвристическая беседа

- анализ текста

Конспект урока

Действия учителя

Действия учеников

(предполагаемые ответы)

Время

1. Предварительный этап.

Домашнее задание: прочитать феерию «Алые паруса», познакомиться с материалами, данными в учебнике, по биографии А. Грина, выполнить конспект.

Самостоятельное чтение феерии А. Грина «Алые паруса».

Выполнение конспекта.

______

2. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников, начинает урок.

Приветствуют учителя.

1 мин.

3. Установка на восприятие.

Слово учителя:

Тема сегодняшнего урока «Нужны ли в жизни чудеса?»

Мы будем  говорить  о  творчестве  необычного  писателя – Александра Степанович Грина, который всегда  любил  море, смелых  и  отважных  людей.

Давайте закроем глаза и минутку подумаем, с чем у каждого из нас ассоциируется слово «море»? (звучит аудиозапись шума моря, после чего, учитель может первым рассказать о своих ассоциациях, чтобы помочь детям).

4. Основной этап.

Слово учителя:

Дома вы ознакомились с биографией писателя, озвучьте, пожалуйста, основные моменты (учитель помогает ученикам, если возникают паузы, дополняя их ответы, за правильные ответы и активное участие в обсуждении выдаются жетончики, в конце урока жетончики обмениваются на оценки).

Слово учителя:

- Какое же самое известное произведение написал Александр Грин?

Замысел повести «Алые паруса» зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из шёлка.  «Благодаря  солнечному  эффекту  я  увидел морской  парус  красным, почти  алым. Приближение, возвещение  радости - вот  первое, что  я  представил  себе». «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, - вспоминал Александр Грин. — Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

- Как же писатель определил жанр своего произведения?

Словарная работа.

- А знаете ли вы, что такое феерия?

Пока ученики высказывают свои предположения, одному из них выдается словарь и дается задание, найти в нем определение слова «феерия».

                                                                                               -   Какое из двух определений соответствует жанру и сюжету произведения?   Аргументируйте.                                                                                                                                                                                                                        

Запись в тетрадь.

Ученики делятся своими ассоциациями:

- Радость

- Спокойствие

- Единство с природой

- Место, где хочется проводить время (отдых)

- Мечтаем о море холодной зимой и др. ответы

Ученики озвучивают основные моменты биографии:

- Александр Степанович Грин родился 11  августа  1880  года  в  городе  Слободском  Вятской  губернии.

- Настоящая фамилия А. Грина – Гриневский. 

- Отец был дворянином. Мать  умерла,  когда  Грину  было  13  лет.  С  мачехой  он  не  поладил. 

- Писатель вспоминал об учебе в училище: «Меня  сверстники  не  любили. Друзей  у  меня  не  было».  От  одиночества  и  обид  он  с  детства  уходил  в  мир  фантазии  и  вымысла,  грезил  о  далеких  странах,  необыкновенных  путешествиях, подвигах.                                                                   - В 1896 году уехал  к  морю, в Одессу.    Мечтал стать моряком, но из-за плохого здоровья мечта не осуществилась.                                                                                  - С  16  лет  скитался по Руси,  испытал  голод,  болезни, разочарования, работал   рыбаком, золотоискателем на Урале, солдатом. Сидел в тюрьмах, три раза был в ссылке.                                                                                                                - В 1924 году переехал в Феодосию, ему  хотелось  жить  в  тишине, ближе  к  любимому  морю. 

- Осенью  1930 года переехал   в Старый Крым - город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни - рака желудка и легких.

- Феерию «Алые паруса»

- Феерия

Ученики делают свои предположения о значении слова.

Ученик читает найденное определение:

- В  словаре  С. И.  Ожегова  дается  такое  толкование:        

Феерия (от fee — фея) — 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.                                                                                                                                             2. перен. Волшебное сказочное действие.  

После этого все записывают (под диктовку учителя) в тетрадь определения.

- Второе. Это  сказка  о  мечте,  воплощенной  в  жизнь, о  том,  как  может  человек  превратить  мечту  о  счастье  в  реальность, о  том, что  чудеса  существуют,  если  в  них  верить.

4 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

5. Анализ текста.

Слово учителя.

- Давайте теперь посмотрим на название, которое дал автор своему произведению. Ведь именно с ним мы впервые встречаемся, когда берем в руки книгу. Какие ассоциации у вас рождаются?

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Свои ответы ученики подкрепляют цитатами из произведения.

- Где происходит действие в феерии?

- Какой  образ  жизни  ведут  капернцы?                                                                                      

Теперь давайте поговорим о главных героях произведения. Кто они?

- Чем не похожи герои на обитателей деревни?

- Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль?

- Как относились жители Каперны и их дети к Ассоль?  Почему?

- Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль?

Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса», в котором Эгль предсказывает Ассоль будущее.

- Найдите данный эпизод в книге и ответьте на вопрос, совпадает ли образ Эгля  и Ассоль в фильме с образом, созданным А. Грином? Ответ Аргументируйте.

- Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку?

- Почему Ассоль поверила в эту сказку?

-  Как  к  Артуру  Грею  относятся  в  доме  родителей? Чем  был  заполнен  мир  его  детства?  

        

-  О  чем  мечтал  Грей  и  как  осуществил  мечту?

 - Чем  похожи  Грей   и  Ассоль?                                                                              

- Какое  впечатление  произвела  Ассоль   на  Грея? Что  привлекло  Грея  в  девушке? Была ли встреча Ассоль и Грея случайной? Стала ли она для героев счастливой?                                    

А теперь начертите у себя в тетрадях таблицу с тремя столбиками: 1-ый – жители Каперны, 2-й – Ассоль, 3-ий – Артур Грей (учитель рисует таблицу на доске).

Первый ряд заполняет 1-вый столбик, второй ряд – 2-ой, третий ряд – 3-ий.      

Учитель проверяет задание, контролирует запись в тетрадь наиболее удачных высказываний для заполнения всех столбцов таблицы.                                                        

Ответы учеников:

- Алый – страсть, сильный цвет.

- Парус – символ надежды, мечты, пути.

- Алый парус – символ желанной мечты.

- В небольшом прибрежном городке Каперна.

- Слова Эгля о  Каперне и её жителях: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалении ем жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...». Жители  Каперны  не  знают  сильных  чувств:  они  забывают  оскорбления,  не  умеют  горевать,  их  чувства  мелки  и  суетны. Их  мир – мир  без  поэзии, они  лишены  воображения. Все  иное,  непохожее  на  них, вызывает  ненависть, издевку. Они  не  способны  сделать для  других  что-то, приносящее  радость.

- старик Лонгрен, дочь Лонгрена Ассоль, принц Артур Грей.

- Способны  любить,  характерна   душевная тонкость, чуткость, вера  в  мечту. Отец  помог  девочке  не  озлобиться  против  людей.

Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с  которой  относился  Лонгрена  к  Ассоль,  к  ее  вере  в  будущее  появление  корабля  с  алыми   парусами.

- Среди  чудесных  игрушек,  сделанных  отцом, слушала  его  рассказы - «своеобразные  фантастические  лекции  о  жизни  и  людях, в  которых  диковинным, пронзительным  и  необыкновенным  событиям  отводилось  главное  место», где  переплетались  мечты  и  действительность.

- Они считали её дочерью человека, который погубил их отца, потому что тот создал кораблик, навлекший беду на судно.

- Он предсказал ей появление принца, который приплывет под алыми парусами и заберет её из города.

- В тексте находят фрагмент. Делают предположения.

- «Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки

-«Опасный волшебник,

разумеется, не стал бы говорить так...»

- Грей  жил  в  своем  мире, т.е.  вынужден  играть  один.

- Желание  идти  собственной  дорогой, хотел  стать  капитаном

Вынужденные  играть  одни, они   жили  в  своем  мире, не  боялись  необычного  и  радовались   ему.

- Грей  уверен, что  он  и  Ассоль   рождены  друг  для  друга.

 Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять  из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь»

Чертят и заполняют таблицу.

7 мин.

Видео-фрагмент 5 мин.

+

Дальнейшая работа

10 мин.

6. Подведение итогов урока.
Слово учителя.

Выразительное чтение учителем финальной сцены повести (со слов «Некоторое время «Секрет» шел пустым морем...» до слов «Счастье  сидело  в  ней  пушистым  комочком»).

-  Какое  впечатление на  жителей Каперны  произвело  появление  корабля  с  алыми  парусами?

-   Чему  научил  Грей  жителей  Каперны?

 

- Чему  учит нас история, созданная А. Грином?    

Прекрасное,  чудесное, то, что  обывателям  кажется  сказкой, мечтой,  так  же  реально,  как и  их  повседневная  жизнь. Надо  только  захотеть  сотворить  чудо  для  любимого  человека,  и  чудо  войдет  в  нашу  жизнь.                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ученики отвечают на вопросы.

- «Тем временем в  Каперне произошло такое замешательство, такое волнение,

такая поголовная смута, какие  не уступят аффекту  знаменитых землетрясений».

- Верить  в мечту, возможно, уважать выбор других людей, их чувства и переживания.

- Не осуждать и уважать чувства, мысли, поступки других людей. Верить и надеяться на самое лучшее в жизни, что бы плохое и грустное с нами не происходило.

6 мин.

7. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Нужны  ли  в  жизни  чудеса?»

*Нарисовать иллюстрации к любимому эпизоду феерии на отдельном листке формата А4.

8. Подсчет жетонов и выставление оценок.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....

Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Материал для урока литературы в 7 классе...