"Нужны ли в жизни чудеса?" А. С. Грин
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка урока по литературе по феерии А. С. Грина "Алые паруса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezkinaak_konspekt_uroka_nuzhny_li_v_zhizni_chudesa.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6-ом класс
Учителя русского языка и литературы Березкиной Анны Константиновны
ГБОУ школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга
Дата урока: 25.01.2013
Тема: «Нужны ли в жизни чудеса? (по феерии А. С. Грина «Алые паруса)».
Место урока в системе уроков: текущий.
Цель: знакомство с биографией и творчеством А. С. Грина; обучение умению рассуждать и доказывать свою точку зрения; овладение навыками работы с текстом художественного произведения.
Задачи:
- создание условий для развития речи учащихся,
- создание условий для развития умения анализировать сравнивать, сопоставлять, противопоставлять,
- расширять лексический запас обучающихся,
- развитие умения и повышение опыта участия в дискуссиях.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.
Возрастная категория: 6 класс.
УМК:
- В. П. Полухина и др. Под ред. В. Я. Коровиной. Литература. 6 класс. В 2-х частях,
- технические средства обучения.
Средства наглядности: аудиозапись «Шум моря», фрагмент фильма «Алые паруса» реж. А. Птушко, С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Оборудование: компьютер, экран, доска.
Технология:
- вопросы репродуктивного характера
- эвристическая беседа
- анализ текста
Конспект урока
Действия учителя | Действия учеников (предполагаемые ответы) | Время |
1. Предварительный этап. Домашнее задание: прочитать феерию «Алые паруса», познакомиться с материалами, данными в учебнике, по биографии А. Грина, выполнить конспект. | Самостоятельное чтение феерии А. Грина «Алые паруса». Выполнение конспекта. | ______ |
2. Организационный этап. Учитель приветствует учеников, начинает урок. | Приветствуют учителя. | 1 мин. |
3. Установка на восприятие. Слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Нужны ли в жизни чудеса?» Мы будем говорить о творчестве необычного писателя – Александра Степанович Грина, который всегда любил море, смелых и отважных людей. Давайте закроем глаза и минутку подумаем, с чем у каждого из нас ассоциируется слово «море»? (звучит аудиозапись шума моря, после чего, учитель может первым рассказать о своих ассоциациях, чтобы помочь детям). 4. Основной этап. Слово учителя: Дома вы ознакомились с биографией писателя, озвучьте, пожалуйста, основные моменты (учитель помогает ученикам, если возникают паузы, дополняя их ответы, за правильные ответы и активное участие в обсуждении выдаются жетончики, в конце урока жетончики обмениваются на оценки). Слово учителя: - Какое же самое известное произведение написал Александр Грин? Замысел повести «Алые паруса» зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из шёлка. «Благодаря солнечному эффекту я увидел морской парус красным, почти алым. Приближение, возвещение радости - вот первое, что я представил себе». «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, - вспоминал Александр Грин. — Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». - Как же писатель определил жанр своего произведения? Словарная работа. - А знаете ли вы, что такое феерия? Пока ученики высказывают свои предположения, одному из них выдается словарь и дается задание, найти в нем определение слова «феерия». - Какое из двух определений соответствует жанру и сюжету произведения? Аргументируйте. | Запись в тетрадь. Ученики делятся своими ассоциациями: - Радость - Спокойствие - Единство с природой - Место, где хочется проводить время (отдых) - Мечтаем о море холодной зимой и др. ответы Ученики озвучивают основные моменты биографии: - Александр Степанович Грин родился 11 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. - Настоящая фамилия А. Грина – Гриневский. - Отец был дворянином. Мать умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой он не поладил. - Писатель вспоминал об учебе в училище: «Меня сверстники не любили. Друзей у меня не было». От одиночества и обид он с детства уходил в мир фантазии и вымысла, грезил о далеких странах, необыкновенных путешествиях, подвигах. - В 1896 году уехал к морю, в Одессу. Мечтал стать моряком, но из-за плохого здоровья мечта не осуществилась. - С 16 лет скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарования, работал рыбаком, золотоискателем на Урале, солдатом. Сидел в тюрьмах, три раза был в ссылке. - В 1924 году переехал в Феодосию, ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. - Осенью 1930 года переехал в Старый Крым - город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни - рака желудка и легких. - Феерию «Алые паруса» - Феерия Ученики делают свои предположения о значении слова. Ученик читает найденное определение: - В словаре С. И. Ожегова дается такое толкование: Феерия (от fee — фея) — 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2. перен. Волшебное сказочное действие. После этого все записывают (под диктовку учителя) в тетрадь определения. - Второе. Это сказка о мечте, воплощенной в жизнь, о том, как может человек превратить мечту о счастье в реальность, о том, что чудеса существуют, если в них верить. | 4 мин. 5 мин. 2 мин. 3 мин. |
5. Анализ текста. Слово учителя. - Давайте теперь посмотрим на название, которое дал автор своему произведению. Ведь именно с ним мы впервые встречаемся, когда берем в руки книгу. Какие ассоциации у вас рождаются? Работа с текстом. Беседа по вопросам. Свои ответы ученики подкрепляют цитатами из произведения. - Где происходит действие в феерии? - Какой образ жизни ведут капернцы? Теперь давайте поговорим о главных героях произведения. Кто они? - Чем не похожи герои на обитателей деревни? - Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль? - Как относились жители Каперны и их дети к Ассоль? Почему? - Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса», в котором Эгль предсказывает Ассоль будущее. - Найдите данный эпизод в книге и ответьте на вопрос, совпадает ли образ Эгля и Ассоль в фильме с образом, созданным А. Грином? Ответ Аргументируйте. - Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? - Почему Ассоль поверила в эту сказку? - Как к Артуру Грею относятся в доме родителей? Чем был заполнен мир его детства?
- О чем мечтал Грей и как осуществил мечту? - Чем похожи Грей и Ассоль? - Какое впечатление произвела Ассоль на Грея? Что привлекло Грея в девушке? Была ли встреча Ассоль и Грея случайной? Стала ли она для героев счастливой? А теперь начертите у себя в тетрадях таблицу с тремя столбиками: 1-ый – жители Каперны, 2-й – Ассоль, 3-ий – Артур Грей (учитель рисует таблицу на доске). Первый ряд заполняет 1-вый столбик, второй ряд – 2-ой, третий ряд – 3-ий. Учитель проверяет задание, контролирует запись в тетрадь наиболее удачных высказываний для заполнения всех столбцов таблицы. | Ответы учеников: - Алый – страсть, сильный цвет. - Парус – символ надежды, мечты, пути. - Алый парус – символ желанной мечты. - В небольшом прибрежном городке Каперна. - Слова Эгля о Каперне и её жителях: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалении ем жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...». Жители Каперны не знают сильных чувств: они забывают оскорбления, не умеют горевать, их чувства мелки и суетны. Их мир – мир без поэзии, они лишены воображения. Все иное, непохожее на них, вызывает ненависть, издевку. Они не способны сделать для других что-то, приносящее радость. - старик Лонгрен, дочь Лонгрена Ассоль, принц Артур Грей. - Способны любить, характерна душевная тонкость, чуткость, вера в мечту. Отец помог девочке не озлобиться против людей. Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами. - Среди чудесных игрушек, сделанных отцом, слушала его рассказы - «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях, в которых диковинным, пронзительным и необыкновенным событиям отводилось главное место», где переплетались мечты и действительность. - Они считали её дочерью человека, который погубил их отца, потому что тот создал кораблик, навлекший беду на судно. - Он предсказал ей появление принца, который приплывет под алыми парусами и заберет её из города. - В тексте находят фрагмент. Делают предположения. - «Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки -«Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так...» - Грей жил в своем мире, т.е. вынужден играть один. - Желание идти собственной дорогой, хотел стать капитаном Вынужденные играть одни, они жили в своем мире, не боялись необычного и радовались ему. - Грей уверен, что он и Ассоль рождены друг для друга. Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь» Чертят и заполняют таблицу. | 7 мин. Видео-фрагмент 5 мин. + Дальнейшая работа 10 мин. |
6. Подведение итогов урока. Выразительное чтение учителем финальной сцены повести (со слов «Некоторое время «Секрет» шел пустым морем...» до слов «Счастье сидело в ней пушистым комочком»). - Какое впечатление на жителей Каперны произвело появление корабля с алыми парусами? - Чему научил Грей жителей Каперны?
- Чему учит нас история, созданная А. Грином? Прекрасное, чудесное, то, что обывателям кажется сказкой, мечтой, так же реально, как и их повседневная жизнь. Надо только захотеть сотворить чудо для любимого человека, и чудо войдет в нашу жизнь. | Ученики отвечают на вопросы. - «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, такая поголовная смута, какие не уступят аффекту знаменитых землетрясений». - Верить в мечту, возможно, уважать выбор других людей, их чувства и переживания. - Не осуждать и уважать чувства, мысли, поступки других людей. Верить и надеяться на самое лучшее в жизни, что бы плохое и грустное с нами не происходило. | 6 мин. |
7. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Нужны ли в жизни чудеса?» *Нарисовать иллюстрации к любимому эпизоду феерии на отдельном листке формата А4. 8. Подсчет жетонов и выставление оценок. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"
Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"
Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....
Подготовка к сочинению-рассуждению "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?"
Урок развития речи в 7 классе...
Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание
Материал для урока литературы в 7 классе...
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (Урок-размышление по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»)
Учить постигать нравственный смысл сказки-были...