«Золотой» век русской литературы.
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Ерохина Елена Юрьевна

Презентация к уроку по литературе в 8 классе (общий обзор истоков русского классицизма, сентиментализма, романтизма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_vek_russkoy_literatury_2.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотой» век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму .

Слайд 2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX в. направление годы имена Сентиментализм 10-ые г.г . Молодые В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский. Романтизм 10-ые г.г . В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев; К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер; А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Реализм 20—30 -ые г.г . А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь «Натуральная школа» 40-50-ые г.г . А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский Революционно-демократический реализм 60-70-ые г.г . Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков –Щедрин Пролетарская литература и символизм 90-ые г.г . М. Горький; В. Брюсов

Слайд 3

«Буря и натиск» ( нем. Sturm und Drang ) — период в истории немецкой литературы ( 1767 — 1785 ), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму , в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма . Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман , разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо . Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира , Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга . В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом .

Слайд 4

Известные представители «Бури и натиска» Гаман , Иоганн Георг (1730—1788) Вагнер, Генрих Леопольд (1747—1779) Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832) Шубарт , Кристиан Фридрих Даниель (1739—1791) Шиллер, Фридрих (1759—1805)

Слайд 5

Романтизм (от франц. Romantisme ) идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению .

Слайд 6

Характеризуется - утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, - изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, - изображением одухотворённой и целительной природы.

Слайд 7

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА . Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Слайд 8

Философия Романтизма Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"). Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору , мифу , сказке , к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Слайд 9

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА Конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Слайд 10

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ М ир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

Слайд 11

Выводы В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – натура страстная. Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.

Слайд 12

Романтический герой обладает сильным характером, он на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник. Исключительному характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.

Слайд 13

Исторический роман В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но картины даны вне истории. История – своеобразная декорация рассказываемых событий.

Слайд 14

Экзотика События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция, Албания)

Слайд 15

Интерес к фольклору Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и создание собственных произведений.

Слайд 16

Изображение природы У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре , с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу. Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.

Слайд 17

Домашнее задание Подготовиться к тесту по лекции. Подготовить рассказ о Жуковском стр.114-123 учебника. Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.

Слайд 18

Литературный Колумб Руси ( В.Г.Белинский ) Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль. А.С.Пушкин

Слайд 19

Поэты - романтики Д. Веневитинов Е. Боратынский Д. Давыдов А. Дельвиг В. Кюхельбекер

Слайд 20

Домашнее задание По группам создать газету об одном из поэтов-романтиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Золотой век" русской литературы. Хронология".

"Золотой век" русской литературы. Хронология....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о т...

Презентация к уроку литературы "Золотой век русской литературы", 9 кл

Презентация к уроку литераи=туры "Золотой век русской литературы!, 9 кл...

Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". (6–10 кл.)

Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". (6–10 кл.)    ·       Цель: Повысить уровень ...