«Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока литературы в 5 классе в рамках технологии продуктивного чтения (Школа 2100)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_paustovskiy.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»
Пронского района Рязанской области
Конспект урока по литературе в 5 классе
в рамках технологии продуктивного чтения
по теме «Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.
( По рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»).
составлен и проведен учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Паульс М. В.
2013 г.
Тема урока «Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.
( По рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»).
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,
что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр.
Цели урока:
- познакомить с рассказом К. Паустовского «Заячьи лапы»;
- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;
- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;
- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;
- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативное).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6.Пользоваться словарями, справочниками.
7.Осуществлять анализ и синтез.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
9.Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Орг. момент | Приветствие учеников. | |
Цель урока | - познакомить с рассказом К. Паустовского «Заячьи лапы»; - учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи; - учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте; - воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге; - развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативное). | - По рассказу К. Паустовского освоить знания, какого человека можно назвать добрым, милосердным; |
Определение темы урока и постановка целей урока | 1 этап. а) Антипация (предвосхищение) Ребята, прочитайте внимательно эпиграф урока. Как вы его поняли? - Попробуйте дать определение словам «сострадание», «доброта», «милосердие» - Ребята, а как вы понимаете выражение «нравственный человек» - Какими душевными и духовными качествами должен обладать такой человек. Свой ответ разместите в лепестках ромашки, где сердцевиной будет понятие нравственный человек, а лепестками его качество. - Ребята, перед вами слайды, на которых изображены животные (конь, воробей, кот, заяц) -Вспомните рассказы К. Паустовского, где встречаются эти рассказы? - Что объединяет эти рассказы? - О каком животном вы не сказали? - Итак, вы определили, что сегодня главным персонажем рассказа писателя К Паустовского будет заяц. Слово учителя о писателе. Добрый юмор, способность увидеть необычное в обыденном, простом свойственны К. Паустовскому. Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим. Любить то, что нас окружает, понимать «душу» даже неживых предметов, совершать открытия помогает нам К. Паустовский. – Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского. - Посмотрите еще раз на эпиграф урока, на нашу словарную работу и попробуйте определить тему урока. - Молодцы! Совершенно верно. А я назвала наш урок строчкой из стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела». - Какова будет цель урока? - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока? | -Добрый человек – это тот, кто умеет любить животных. - Нельзя быть жестокими по отношению к тем, кто беззащитен, кто слабее тебя. А животные слабее человека, когда у того в руках оружие. - Нужно помогать «братьям нашим меньшим» - Сострадание –сочувствие, жалость к кому-либо. - Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. - Милосердие – готовность помогать кому-либо, человеколюбие. - Нравственный – человек, который имеет духовные и душевные качества, необходимые для жизни в обществе. - Человек, который соблюдает правила, определяющие его поведение в обществе. - Ученики выполняют задание. Рисуют лепестки-ответы6 добрый, неравнодушный, отзывчивый, сострадательный, милосердный, сочувствующий и т. д. - «Теплый хлеб» - главный герой конь, «Хромой конь» - конь, «Встрепанный воробей» - конь, «Кот-ворюга» - кот. - Их главные герои – животные. - О зайце. - Тема проявления сострадания, милосердия к животным в рассказе К. Паустовского. - По рассказу К. Паустовского освоить знания, какого человека можно назвать добрым, милосердным; - когда он проявляет эти качества - Прочитать рассказ; - Познакомиться с биографией писателя; -Провести диалог с автором текста; - Выявить различные виды информации по расказу; - Выполнить творческую работу; - Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве; - Самим выполнить иллюстрации. |
Работа с текстом. | - Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. А) Первичное чтение. Прослушивание актерского чтения. Постарайтесь внимательно послушать рассказ и записать вопросы, которые у вас возникнут. - Какие же вопросы у вас появились после прочтения рассказа? - Как вы думаете, почему рассказ называется «Заячьи лапы» - Вам интересно найти ответы на ваши вопросы? - тогда вперед, за знаниями. 2 этап работы с текстом Выяснение фактуальной информации. - Оправдались ли ваши предположения о названии рассказа? - Назовите действующих лиц этого рассказа? - Перескажите коротко фабулу этого рассказа. Концептуальная информация - По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и Анисья дать характеристику этим героям. Работа с иллюстрациями. Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Как они лучше помогают понять героев? - Кто из вас хотел бы подтвердить текстом то, что изображено. - Работа с иллюстрацией «Карл Петрович играет на рояле» - Какой вопрос появляется у читателя после прочтения диалога доктора и деда? - И какой же ответ? - Найдите в тексте размышления автора, которые несет большую смысловую нагрузку, которые можно отнести вообще к людям. Вывод, к которому приходят ученики в результате работы по выявлению концептуальной информации. Ребята, перед вами схема (добрый и злой смайлик). Внесите имена героев в эту схему. Какой можно сделать вывод? Каких людей больше? Подтекстовая информация. -Действительно, ребята, добрых людей больше. Как вы думаете, те герои, которые вписаны под улыбающимися смайликами, помогли еще кому-нибудь? - Каким образом? -А вашей жизни больше хороших или плохих людей? - Чему они вас научили? Добавьте в ромашку лепесточки. _ Действительно, хороших люди, так же, как дед Ларион, учат милосердию, сочувствию, добру. Скажите мы на все вопросы ответили, которые у вас возникли? -Почему? Ответ на этот вопрос найдите у автора? - Зачем Паустовский рассказал нам эту историю? - Вернемся к нашим предположениям. Как вы теперь ответите: почему рассказ называется «Заячьи лапы»? - Практически все герои рассказа совершают добрые дела. Какой же вопрос ставит Паустовский перед читателями? -Так для чего же? | - Буду рассказывать о лапах зайца. - Будет рассказ, как человек спас зайца, потому что мы говорили о милосердии к животным. - Да. - И да, и нет. В рассказе речь идет не только о лапах зайца, которые обгорели у него во время пожара, а и самом зайце. - В рассказе говорится не только о том, как человек спас зайца, но и как заяц спас человека. - Дед Ларион, Ваня, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь. - Краткий пересказ. Исследовательская работа с тестом в парах. - Ветеринар очень грубо разговаривает, кричит. Уже в его речи слышится, что он равнодушен к животным (Чтение текста). - Бабка Анисья – добрая и душевная старушка, говорит «жалостливо». С участием, поддерживает Ваню, дает совет отвести зайца в город к Карлу Петровичу. (Чтение текста)) - Аптекарь – у него в речи постоянные восклицания. Он нервничает. Кричит, но он добрый человек, поэтому помогает найти Карла Петровича. (Чтение текста) - Дети выбирают и зачитывают текст. - Почему доктор сердится, а дед волнуется? - Карл Петрович – детский врач и не лечит животных. Дед Ларион, волнуясь и сбиваясь, рассказал ему историю о том, как его спас заяц. После этого Карл Петрович согласился вылечить зайца. Карл Петрович оказался небезразличным, внимательным к чуткой беде, сострадательным к животным. - Работа с текстом. Люди бывают разные: равнодушные, безучастные, жестокие (злой смайлик) - как ветеринар. И милосердные, добрые (добрый смайлик) – как Карл Петрович, Ларион, Ваня , бабка Анисья, аптекарь. - Добрых людей больше. - Внуку Ване. - Дед Ларион своим примером помог не разочароваться во взрослых, верить в них. - Карл Петрович помог вылечить зайца, научил состраданию. - Аптекарь направил к Карлу Петровичу – это сочувствие. - Ответы учеников. - Ученики выполняют задание. - У меня остался нерешенным вопрос: что мучает деда Лариона? - Он испытывает вину перед зайцем. - Ребята находят отрывок и зачитывают. - Этим рассказом автор призывает нас внимательно относиться к животным. -Беречь их. - Быть внимательным и по отношению друг к другу. - Оставаться добрым, внимательным, отзывчивым. - Заячьи лапы, обгорелые и парализованные, спасли деду жизнь, потому что они побежали туда, где не было огня. - Они помогли объединиться людям в трудную минуту. - Сделали их добрее. - Для чего же нужно совершать добрые дела? - Чтобы в любой ситуации оставаться человеком. - Не быть равнодушным. - Учить других людей добру и состраданию, чтобы и другие люди пришли тебе на помощь. - Нужно беречь природу, и она отплатит добром. |
Рефлексия. | Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке? Возьмите в руки ромашки и ответьте на вопрос: «Чему я научился сегодня» - Подарите эти цветы родным, друзьям, чтобы и они старались быть добрыми, милосердными, сострадательными, спешили «делать добрые дела» - Как бы вы оценили свою работу на уроке? | - Читали текст, -отвечали на вопросы по тексту, -выказывали своё отношение к героям. - Быть внимательным к животным. - Внимательнее относиться к людям, которые тебя окружают и просят помощи. - Ответы учеников. |
Дом. Задание. | На выбор. | - Составить подробный план рассказа. - Написать сочинение о случае, когда дети помогли кому-то. - Подготовить иллюстрации к рассказу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
А. Яшин "Спешите делать добрые дела"
Урок литературы в 6 классе...
Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).
Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произвед...
Урок на тему: стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» в 6 класс.
Воспитание доброго отношения к людям, животному миру, к природе....