«Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Паульс Марина Валентиновна

Конспект урока литературы в 5 классе в рамках технологии продуктивного чтения (Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_paustovskiy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»

Пронского района Рязанской области

                                                             Конспект урока по литературе в 5 классе

в рамках технологии продуктивного чтения

                                         по теме   «Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.

                                             ( По рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»).

                                                      составлен и проведен учителем русского языка и литературы

                                      высшей квалификационной категории Паульс М. В.

           2013 г.

Тема урока «Спешите делать добрые дела…» А. Яшин.

( По рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»).

                                                  Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

                                                      что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

                                                                                                         Артур Шопенгауэр.

Цели урока:

- познакомить с рассказом К. Паустовского «Заячьи лапы»;

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативное).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений

                                                                                                                                                       

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Орг. момент

Приветствие учеников.

Цель урока

- познакомить с рассказом К. Паустовского «Заячьи лапы»;

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативное).

- По рассказу К. Паустовского освоить знания, какого человека можно назвать добрым, милосердным;

Определение темы урока и постановка целей урока

1 этап.

а) Антипация (предвосхищение)

Ребята, прочитайте внимательно эпиграф урока. Как вы его поняли?

- Попробуйте дать определение словам «сострадание», «доброта», «милосердие»

- Ребята, а как вы понимаете выражение «нравственный человек»

- Какими душевными и духовными качествами должен обладать такой человек. Свой ответ разместите в лепестках ромашки, где сердцевиной будет понятие нравственный человек, а лепестками его качество.

- Ребята, перед вами слайды, на которых изображены животные (конь, воробей, кот, заяц)

-Вспомните рассказы К. Паустовского, где встречаются эти рассказы?

- Что объединяет эти рассказы?

- О каком животном вы не сказали?

- Итак, вы определили, что сегодня главным персонажем рассказа писателя К Паустовского будет заяц.

Слово учителя о писателе.

Добрый юмор, способность увидеть необычное в обыденном, простом свойственны К. Паустовскому. Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим.

Любить то, что нас окружает, понимать «душу» даже неживых предметов, совершать открытия помогает нам К. Паустовский.

Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского.

- Посмотрите еще раз на эпиграф урока, на нашу словарную работу и попробуйте определить тему урока.

- Молодцы! Совершенно верно. А я назвала наш урок строчкой из стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела».

-  Какова будет цель урока?

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

-Добрый человек – это тот, кто умеет любить животных.

- Нельзя быть жестокими по отношению к тем, кто беззащитен, кто слабее тебя. А животные слабее человека, когда у того в руках оружие.

- Нужно помогать «братьям нашим меньшим»

- Сострадание –сочувствие, жалость к кому-либо.

- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- Милосердие – готовность помогать кому-либо, человеколюбие.

- Нравственный – человек, который имеет духовные и душевные качества, необходимые для жизни в обществе.

- Человек, который соблюдает правила, определяющие его поведение в обществе.

- Ученики выполняют задание. Рисуют лепестки-ответы6 добрый, неравнодушный, отзывчивый, сострадательный, милосердный, сочувствующий и т. д.

- «Теплый хлеб» - главный герой конь, «Хромой конь» - конь, «Встрепанный воробей» - конь, «Кот-ворюга» - кот.

- Их главные герои – животные.

- О зайце.

-  Тема проявления сострадания, милосердия к животным в рассказе К. Паустовского.

- По рассказу К. Паустовского освоить знания, какого человека можно назвать добрым, милосердным;

- когда он проявляет эти качества

 - Прочитать рассказ;

- Познакомиться с биографией писателя;

-Провести диалог с автором текста;

- Выявить различные виды информации по расказу;

- Выполнить творческую работу;

- Посмотреть, как художники затрагивали эту тему в своем творчестве;

- Самим выполнить иллюстрации.

Работа с текстом.

- Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач.

А) Первичное чтение. Прослушивание актерского чтения.

Постарайтесь внимательно послушать рассказ и записать вопросы, которые у вас возникнут.

- Какие же вопросы у вас появились после прочтения рассказа?

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Заячьи лапы»

- Вам интересно найти ответы на ваши вопросы?

- тогда вперед, за знаниями.

2 этап работы с текстом

Выяснение фактуальной информации.

-  Оправдались ли ваши предположения о названии рассказа?

- Назовите действующих лиц этого рассказа?

- Перескажите коротко фабулу этого рассказа.

Концептуальная информация

- По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и Анисья дать характеристику этим героям.

Работа с иллюстрациями.

Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Как они лучше помогают понять героев?

- Кто из вас хотел бы подтвердить текстом то, что изображено.

- Работа с иллюстрацией «Карл Петрович играет на рояле»

- Какой вопрос появляется у читателя после прочтения диалога доктора и деда?

- И какой же ответ?

- Найдите в тексте размышления автора, которые несет большую смысловую нагрузку, которые можно отнести вообще к людям.

Вывод, к которому приходят ученики в результате работы по выявлению концептуальной информации.

Ребята, перед вами схема (добрый и злой смайлик). Внесите имена героев в эту схему.

Какой можно сделать вывод? Каких людей больше?

Подтекстовая информация.

-Действительно,  ребята, добрых людей больше. Как вы думаете, те герои, которые вписаны под улыбающимися смайликами, помогли еще кому-нибудь?

- Каким образом?

-А вашей жизни больше хороших или плохих людей?

- Чему они вас научили? Добавьте в ромашку лепесточки.

_ Действительно, хороших люди, так же, как дед Ларион, учат милосердию, сочувствию, добру. Скажите мы на все вопросы ответили, которые у вас возникли?

-Почему? Ответ на этот вопрос найдите у автора?

- Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

- Вернемся к нашим предположениям. Как вы теперь ответите: почему рассказ называется «Заячьи лапы»?

-  Практически все герои рассказа совершают добрые дела. Какой же вопрос ставит Паустовский перед читателями?

-Так для чего же?

- Буду рассказывать о лапах зайца.

- Будет рассказ, как человек спас зайца, потому что мы говорили о милосердии к животным.

- Да.

- И да, и нет. В рассказе речь идет не только о лапах зайца, которые обгорели у него во время пожара, а и самом зайце.

- В рассказе говорится не только о том, как человек спас зайца, но и как заяц спас человека.

- Дед Ларион, Ваня, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь.

- Краткий пересказ.

Исследовательская работа с тестом в парах.

- Ветеринар очень грубо разговаривает, кричит. Уже в его речи слышится, что он равнодушен к животным (Чтение текста).

- Бабка Анисья – добрая и душевная старушка, говорит «жалостливо». С участием, поддерживает Ваню, дает совет отвести зайца в город к Карлу Петровичу. (Чтение текста))

- Аптекарь – у него в речи постоянные восклицания. Он нервничает. Кричит, но он добрый человек, поэтому помогает найти Карла Петровича. (Чтение текста)

- Дети выбирают и зачитывают текст.

- Почему доктор сердится, а дед волнуется?

- Карл Петрович – детский врач и не лечит животных. Дед Ларион, волнуясь и сбиваясь, рассказал ему историю о том, как его спас заяц. После этого Карл Петрович согласился вылечить зайца. Карл Петрович оказался небезразличным, внимательным к чуткой беде, сострадательным к животным.

-  Работа с текстом.

Люди бывают разные: равнодушные, безучастные, жестокие (злой смайлик) -  как ветеринар. И милосердные, добрые (добрый смайлик) – как Карл Петрович, Ларион, Ваня , бабка Анисья, аптекарь.

  - Добрых людей больше.

- Внуку Ване.

- Дед Ларион своим примером помог не разочароваться во взрослых, верить в них.

- Карл Петрович помог вылечить зайца, научил состраданию.

- Аптекарь направил к Карлу Петровичу – это сочувствие.

- Ответы учеников.

- Ученики выполняют задание.

- У меня остался нерешенным вопрос: что мучает деда Лариона?

- Он испытывает вину перед зайцем.

- Ребята находят отрывок и зачитывают.

- Этим рассказом автор призывает нас внимательно относиться к животным.

-Беречь их.

- Быть внимательным и по отношению друг к другу.

- Оставаться добрым, внимательным, отзывчивым.

- Заячьи лапы, обгорелые и парализованные, спасли деду жизнь, потому что они побежали туда, где не было огня.

- Они помогли объединиться людям в трудную минуту.

- Сделали их добрее.

- Для чего же нужно совершать добрые дела?

- Чтобы в любой ситуации оставаться человеком.

- Не быть равнодушным.

- Учить других людей добру и состраданию, чтобы и другие люди пришли тебе на помощь.

- Нужно беречь природу, и она отплатит добром.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Что мы делали сегодня на уроке?

Возьмите в руки ромашки и ответьте на вопрос: «Чему я научился сегодня»

- Подарите эти цветы родным, друзьям, чтобы и они старались быть добрыми, милосердными, сострадательными, спешили «делать добрые дела»

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Читали текст,

-отвечали на вопросы по тексту,

-выказывали своё отношение к героям.

- Быть внимательным к животным.

- Внимательнее относиться к людям, которые тебя окружают и просят помощи.

- Ответы учеников.

Дом. Задание.

На выбор.

- Составить подробный план рассказа.

- Написать сочинение о случае, когда дети помогли кому-то.

- Подготовить иллюстрации к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

А. Яшин "Спешите делать добрые дела"

Урок литературы в 6 классе...

Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).

Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произвед...

Урок на тему: стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» в 6 класс.

Воспитание доброго отношения к людям, животному миру, к природе....