Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
Урок по программе под ред. А.Кутузова проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-регионального компонента литературного образования школьников. Программа рекомендует для изучения отрывки из эпоса К.Жакова. Поскольку в 6 классе после обзора карело-финского эпоса «Калевала» учащиеся знакомились с сюжетом, смыслом названия «Биармии», то данная информация на уроке не приводится и работа ведётся с текстом одной главы. Урок создан в технологии «Диалог культур». Для диалога текстов использованы тексты разных культур: русской (Пушкин) и коми (отрывок из "Биармии"Жакова, народная легенда коми-зырян о Ягморте). Кроме схожести героев и сюжетов, текст Жакова интересен ещё и тем, что это одно из немногих оригинальных произведений коми литературы, написанных на русском языке (остальные являются переводами), что немаловажно в обучении русскоговорящих детей. Через многоаспектный анализ слова коварство и сравнительный анализ текстов проводится выход на нравственные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kovarstvo_-_kopiya.doc | 136 КБ |
didakt._obosnovanie_uroka.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе
по реализации национально-регионального компонента
литературного образования
К. Жаков. Коми литературный эпос «Биармия»
(Глава VIII «Голова Ягморта»)
Имя урока – «Коварство и …?»
Цель урока: формирование диалогового мышления и поликультурной компетентности на основе сопоставительного анализа произведений коми и русской культуры.
Задачи урока:
- Познавательный аспект:
- способствовать осознанию содержания текстов коми и русской культур
- способствовать формированию представлений об образах произведений
- создать условия для выявления причинно-следственных связей в поведении и поступках героев
- способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем
- способствовать формированию коммуникативных навыков (работать в группе)
- обучать умению проводить многоаспектный анализ ключевого слова (значение, этимология, синонимия, цветовая характеристика звуков)
2) Развивающий аспект:
- развивать умения отвечать на вопросы, выражать свои мысли ясно и точно
- развивать умения выделять главную мысль текста, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять сравнительную таблицу
- способствовать развитию эмоциональной сферы и творческих способностей учащихся
3) Воспитательный аспект:
- воспитывать толерантность по отношению к другой культуре и другому народу
- воспитывать умение сотрудничать и работать в группе, слушать и слышать
- воспитывать терпимость, открытость, тактичность, готовность
прийти на помощь
Форма урока – урок-диалог.
Средства обучения: тексты Пушкина и Жакова с толкованием непонятных
слов, текст народной легенды коми-зырян о Ягморте,
отрывок из критической статьи о поэме «Руслан и
Людмила», тексты для работы с эпитетами, заготовки -
таблицы для сравнительного анализа текстов,
кроссворды «Знаешь ли ты текст произведения?»,
толковый словарь, словарь синонимов, элементы
костюма для чтения по ролям (шлем, меч),
цветные карандаши, фломастеры, бумага.
ТСО: мультимедийная презентация урока, музыкальная запись отрывка
из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
- Мотивационное начало. Введение темы: Ребус или
Интеллектуальная разминка «Первая буква»
1. В каком слове по современным нормам перед буквой е произносится
твёрдый согласный звук: шинель, музей, компьютер, фанера? (К)
2. Из плодов он твёрже всех. Называется … (орех) (О)
3. Разность чисел 48 и 40 (восемь) (В)
4. Один из противительных союзов (А)
5. В каком слове Г произносится не так, как в остальных: Бог, рог,
лёгкий? (рог) (Р)
6. Кто родится с усами? (сом) (С)
7. В каком слове есть окончание –а: бра, ура, триста, дыша?(триста)(Т)
8. Какое слово отличается по составу от остальных: волосок, висок,
колосок? (висок) (В)
9. Никто не пугает, а вся дрожит (осина) (О)
Имя урока – «Коварство и …?»
- Второе слово в теме (оно обозначено ?) вы назовёте в конце урока.
- Загадка слова (многоаспектный анализ слова).
КОВАРСТВО
А) Цветовая характеристика звуков
- Учёные давно обратили внимание на разницу в цветовом восприятии звуков различными людьми.
По мнению лингвиста А.Журавлёва, звук О светло-жёлтый, А густо-красный.
Французский поэт Артюр Рембо (сонет «Гласные») так раскрасил звуки: О синий, А чёрный.
Для немецкого языковеда А.Шлегеля О пурпурный, А красный.
Русский поэт Андрей Белый считает О ярко-оранжевым, А белым.
С позиции древнего учёного Платона, Р чёрный, страшный звук.
- Заметьте, что звук А, «окрашенный» преимущественно в красные и чёрные тона, занимает в слове самую важную, ударную позицию.
- Какое впечатление создаётся от цветовой характеристики звуков? Слово страшное или нет? Почему?
Б) Стихотворение-загадка (автор М.Люфти)
Чтобы железо в огне накалилось,
Горн раздувает он.
Чтобы железо в огне размягчилось
Сразу со всех сторон,
Он на огне его держит и вертит,
Знает, когда достать…
А как достанет, может, поверьте,
Всё, что хочешь, сковать:
Плуг и мотыгу, клинок и лопату,
Цепи, подкову, струну…
Может любую игрушку ребятам
Сделать в минуту одну.
Может отлить вам ворота литые,
Ну и засов заодно…
Иль откуёт вам решётки резные,
Чтобы украсить окно.
- Кто это? (Кузнец)
- Какое отношение это слово имеет к нашей теме? Подсказка: попробуйте отыскать в стихотворении однокоренные слова.
(сковать, подкова, откуёт, кузнец)
- Добавим ещё слово оковы. Какие версии будут теперь?
В) Этимология слова «коварство».
- Заимствовано из старославянского языка. Там образовано от коварь- «кузнец» с помощью суффикса -ьн- (современный –н-). Первоначальное значение – «кто куёт цепи». Коварь, сохранившееся в чешском языке, является производным от ковати с суффиксом – рь. Ковать- общеславянское «бить, рубить, ударять».
Краткий этимологический словарь русского языка.
- Если копнуть ещё более глубоко, то можно обнаружить, что в реликтовом языке археоморфа -КО- отражала понятие «бить, колотить, стучать, долбить» (сравните: колоКОл, КОвать, подКОва). Археоморфа -ВА- означала «захват, охват, вместилище».
- Так какое же впечатление создаётся, когда вы слышите слово «коварство»?
(что-то неприятное, тяжёлое, сродни оковам)
Г) Значение слова «коварство» (работа со словарями)
- Найдите определение этого слова в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля:
Коварство – свойство коварного.
Коварный – кто куёт ковы, пута, лукавый, злорадный, хитрый,
замышляющий, двуличный; строит каверзы(интриги, злые проделки),
козни (злые умыслы).
- А как определяет значение этого слова С.И.Ожегов в «Словаре русского языка»?
Коварство – злонамеренность, прикрытая показным
доброжелательством.
- Найдите в «Словаре синонимов русского языка» З.И.Александровой синонимы к этому слову:
Коварный – вероломный; каверзный (разг.); злокозненный (устар.)
Коварство – вероломство, вероломность; предательство; иудин
поцелуй (книжн.)
3. Диалог с текстом.
А) Работа в группах (5 минут).
Группа № 1.
Эпизод «Бой Руслана с головой»
- Ответы на вопросы:
- Какое «чудо» увидел «храбрый князь» вместо холма?
- Как выглядела голова? Подтвердите текстом.
- Почему красота головы «ужасна»? Подтвердите текстом.
- Какое слово в характеристике карлы Черномора повторяется чаще всего?
Почему? («злобный», «зол ужасно», «чего не выдумает злоба», «злодей»,
«злобный карла»)
- С кем сравнивается богатырь в конце битвы? Почему?
- Почему витязь, став обладателем богатырского меча, не убивает
противника? Как это его характеризует?
- Как автор называет голову? Почему? («пустыни сторож безымянный»)
- Работа с художественными средствами
(для характеристики головы):
- Восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты (пустая, жалкий, ужасной, чудесный, грозной, безымянный, страшное)
Вдали чернеет холм огромный,
И что-то …… храпит.
Он ближе к холму, ближе – слышит:
…... холм как будто дышит.
В своей …… красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож ……,
Руслану предстоит она
Громадой …… и туманной.
«Молчи, …… голова!»
Вдруг, изумлённый, внемлет он
Главы молящей …… стон.
Группа №2.
Эпизод «Голова Ягморта»
- Ответы на вопросы:
- Куда и зачем отправляются герои?
- Как выглядят путники? Подтвердите текстом.
- Где располагалась голова? Как она выглядит?
- Почему голова не пропускает путников?
- Кто из героев разгневался больше других? Почему?
- Как в разговоре с головой повёл себя Яур-князь?
- Какими словами описывает Яур-князь свою невесту Райду?
- Почему князь предположил, что голова – это бог подземный?
- Работа с художественными средствами
(для характеристики головы):
- Восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты ( бурное, светлой, седых, всесильной, немых, речное, вещее)
В том ущелье узко – светлом
Чудище …… в волнах.
Голова уста открыла,
Слово …… сказала.
Принесём мы жертву в парме
Голове твоей ……
Великан Ягморт из Джеджим,
Сын лесов и …… тундры.
Голова моя лежит здесь
Посреди …… , отлогих
Островов ……, недвижных.
Словом сердце ты угладил,
Сердце …… Ягморта.
Группа №3.
Артисты - исполнители
(готовятся к чтению диалогов по ролям
с элементами театрализации)
Б) Слово учителя.
У А.С.Пушкина о голове сказано: «чудо», похожее на холм; «пустыни сторож безымянный». У К.Ф.Жакова – «чудище речное», «страшилище».
Что же это за чудо такое? Интересна этимология слова голова. В этом общеславянском слове корень тот же, что и в слове желвак от древнерусского желва-«черепаха» (родственное литовскому golva – «голова»). Первоначальное значение слова – «череп(ок)». Во французском языке – «череп, черепок, горшок». Сравните переносные метафорические просторечные названия головы – котелок, горшок, черепок. Первоначальное праславянское значение – «лысая голова, похожая на череп».
- Проще говоря, голова – это черепок, кость? (Помните «Песнь о вещем Олеге»? Там Олег, глядя на череп коня, восклицает:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала…)
- В чём парадокс использования этого образа у А.Пушкина и у К.Жакова?
(Голова живая, у неё есть характер, есть своя история)
В) История головы.
- Расскажите историю головы из пушкинской поэмы и историю головы Ягморта.
- Сформулируйте вопросы по истории каждой головы (один-два) и задайте
их друг другу (работа в паре)
(В случае затруднения учитель задаёт вопросы сам, например,
по тексту Пушкина:
- Почему у головы так много злобы и ярости?
- «Достоин плача жребий мой…»- заявляет голова. Согласны ли вы с этим?
- Каков конец головы? Подтвердите текстом.
по тексту Жакова:
- В чём причина гибели великана Ягморта?
- Каков характер головы?
- Почему голова в конечном итоге пропускает путников?)
- Диалог героев произведений
А) Диалог Руслана с головой – чтение по ролям с элементами театрализации (группа № 3) от слов: «И вслед раздался голос шумный…» до слов: «И кровь из бешеного зева // Рекою побежала вмиг» (чтение на фоне музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»)
Б) Диалог путников с головой Ягморта – чтение по ролям с элементами театрализации (группа № 3):
- Диалог Верморта с головой (от слов: «Посмотрел Верморт, пленитель…» до слов: «Голова та великана…»)
- Диалог Яура с головой (от слов: «Слово доброе промолвил…» до «Исполать тебе, мой Яур…»)
- Насколько наши «актёры» сумели передать характеры героев
произведений?
- Диалог с произведением живописи.
- Рассмотрите рисунок вашей ровесницы, ученицы 7 класса Любы Ч. к
тексту К.Жакова. Такой ли вы себе представляли голову Ягморта?
Какими словами из текста можно рисунок озаглавить?
- Ещё один рисунок Любы – к отрывку из поэмы А.Пушкина.
Насколько точно передан замысел поэта?
- Рассмотрите картину художницы Т.Мавриной.
В чём особенность её видения пушкинского героя? Какие строчки из
текста поэмы «Руслан и Людмила» вы подписали бы под картиной?
- Проблемно – поисковая ситуация.
А) Отчёты групп.
- Вернёмся к тексту. Какие эпитеты использовал А.Пушкин в характеристике головы?
- С одной стороны, некое жуткое неопределённое существо (что-то страшное, чудесный холм, в ужасной красоте, громада грозная, сторож безымянный), с другой - вполне человеческая эмоция (жалкий стон), в которой явно видно сочувствие автора. Почему?
- Какими эпитетами воспользовался К.Жаков в характеристике головы Ягморта?
( чудище речное, слово головы вещее, голова всесильная,
голова стала утёсом молчаливым и лежит посреди седых и
немых островов, Ягморт – сын светлой тундры, у Ягморта
бурное сердце)
- Почему у К.Жакова совместилось в одном герое чудище, страшилище, живая голова, утёс, в который она превратилась, и великан Ягморт? В чём проявляется (или не проявляется?) авторское отношение к герою?
- Попробуем в этом разобраться, используя дополнительные источники.
Б) Работа в группах:
- Группа № 1. Задание - проанализировать отрывок из критической статьи Сергея Трухтина о поэме «Руслан и Людмила»:
Живая, хоть и отрубленная голова великана – это что-то уже явно фантастическое, та абстрактная сущность, которая потеряла свою индивидуальность вместе с потерей тела… Когда-то карла Черномор с помощью хитрости отрубил волшебным мечом голову своему брату-великану. Тот – сильный, но глупый, живущий по указаниям своего брата (следовательно, и не сильный вовсе), - сам хотел было обмануть его, но тем самым вошёл не в своё пространство силы обмана, и поэтому проиграл. Теперь он – говорящая голова, которой велено стеречь меч-кладенец.
- Группа № 2. Задание – прочитать и пересказать народную легенду коми-зырян о Ягморте:
Ягморт – не просто «лесной человек» (в переводе с языка коми-зырян), а лесное чудовище. Это великан ростом с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло чёрной, как смоль, бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей; одежда из невыделанной медвежьей шкуры. Ягморт, страшный и ужасный, жил одиноко в неприступных местах за непроходимыми лесами и болотами. Никто из людей не знал, где находится его жилище. Появлялся он возле селений только для грабежей и убийств. Ягморт похищал скот, женщин и детей. Однажды у старейшины одного из селений пропала единственная дочь красавица Райда. Народ сразу понял, что это проделки Ягморта. Жених Райды и его верные друзья-охотники, вооружившись стрелами и копьями, нашли жилище лесного великана. Их было сто против его одного. Увидев, что Ягморт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, стрелами, камнями. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападавших. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мёртвыми от палицы Ягморта, но и сам он стал изнемогать. Многочисленные раны обессилили его, и он упал. Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере нашли много добычи и обезображенный труп несчастной Райды. Убитого Ягморта закопали в глубокую яму и вбили осиновый шест, чтобы тот не встал из могилы.
В) Отчёты групп:
- Ответы на вопросы по отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»
- Так сильный или слабый был великан?
- Действительно ли глуп брат Черномора?
- Сила – это добро или зло для исполина?
- Анализ народной легенды коми-зырян о Ягморте:
- Перескажите легенду.
- Каким был Ягморт в народном представлении?
- Как в легенде реализуется сюжет о Ягморте и Райде?
- Каков характер героя? Обратите внимание на рисунки, изображающие Ягморта из легенды и представляющие этот образ в балете «Ягморт».
- Почему в эпизоде из «Биармии» К.Жаков показал нам голову совершенно другого героя – достойного человека, защитника людей и Родины?
- Нет ответа на этот вопрос? Я тоже не знаю. Может быть, нам обратиться к литературному тексту?
Г) Выявление «золотого сечения» произведения.
- «Золотое сечение» - это гениальное изобретение великого итальянского художника, скульптора, инженера Леонардо да Винчи. Оно позволяет определить смысловой центр в произведении искусства.
- Задание: если вы правильно сложите из обрывков фразу, то получите основную идею эпизода – то, что будет его «золотым сечением».
Пушкин
ви я был и лой тязь уда !
Жаков
ви Ти из я ских ман тязь гор .
- Проверьте себя:
Пушкин
И я был витязь удалой!
Жаков
Витязь я из гор Тиманских.
- Найдите ключевое слово каждой фразы.
- Каково значение этого слова? Подберите синонимы.
- Интересна этимология этого слова.
На уже упоминавшемся нами реликтовом языке с учётом значения
археоформ получим славянское:
ВИ + Т(И) + А + СИ
вить, оплетать, краем режет
накручивать, краем режущий
обвязывать СИ = «меч» (индоевр.)
Древнее «в и т и а си» и более позднее слово «витязь»
имеют полное смысловое соответствие современной фразе:
«препоясанный мечом». Речь идёт о человеке, достойном носить
меч; это воин уважаемый, почитаемый, защитник.
- Сравните с определением из «Толкового словаря живого
великорусского языка» В.И.Даля: витязь – храбрый удатливый
воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.
- Как же так: в обоих эпизодах речь идёт об отрубленной (пусть
и ожившей!) голове, а смысловым центром становятся витязи,
богатыри, защитники, подобные русскому Илье Муромцу или
герою ирландской саги Кухулину и коми богатырю Пере?
Давайте опять обратимся к тексту и сравним эпизоды из
произведений Пушкина и Жакова.
- Диалог текстов.
- Ответы на вопросы (фронтальная работа):
- Куда направляются герои? Какова цель их поездки?
- Что и как изображают авторы перед встречей героев с головой?
- Где лежит каждая голова? В чём смысл такого их месторасположения?
- Как каждая голова встречает путников? Почему?
- В чём сходство и в чём различие истории жизни каждой головы?
История какой головы вызывает большее сочувствие?
- Сравните поведение героев при встрече с головой. Чем обусловлено поведение Руслана и Яур-князя?
- Каков характер каждой головы? Почему? Чем можно объяснить различие характеров?
- Каков результат общения героев с головой?
- Чем заканчивается каждый эпизод? Почему?
- Заполнение сравнительной таблицы с помощью аппликации
(работа в группах):
Критерии сравнения | Эпизод из текста А.С.Пушкина | Эпизод из текста К.Ф.Жакова |
Цель героев | Освобождение невесты | Поездка за невестой |
Начало эпизода | Пейзаж (описание заката) | Пейзаж (описание реки) |
Назначение головы | Преграда на пути героя. | Преграда на пути героя. |
Место расположения головы | Посреди поля | В речном проливе |
Встреча путников | Злобно, яростно, пытается прогнать | Недружелюбно, отказывается пропустить |
Поведение героев | Герой оскорбляет голову | Герой говорит голове добрые слова |
Виновник участи витязя | Родной брат | Иноземцы, захватчики |
Результат общения с головой | После битвы пропускает с условием – отомстить обидчику | Пропускает путников с миром |
Конец эпизода | Обещание головы забыть оскорбление | Пейзаж (описание реки) |
- Проверка правильности заполнения таблицы.
- - Попробуем определить ключевое понятие каждого эпизода.
Для этого надо разгадать кроссворд «Знаете ли вы текст
произведения?» (работа в группах с элементами
соревнования «Кто быстрее»).
- Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово эпизода.
Группа № 1 - кроссворд по тексту А.Пушкина.
Группа № 2 – кроссворд по тексту К.Жакова.
Группа № 3 - кроссворд по своему выбору.
Кроссворд по тексту А. Пушкина
«Бой Руслана с головой»
1. К нязь
2. эх О
3. В итязь
4. р А ссудок
5. ссо Р а
6. я С треб
7. ос Т ов
8. В ихорь
9. г О лова
1) «Смотрит храбрый …… - чудо видит пред собою»
2) «Чихнуло ……»
3) «Ай, …… , ай, герой! Куда ты?»
4) «…… в мире жить велит»
5) «Меж нами …… закипела»
6) «Как …… , богатырь летит»
7) «Мой …… оброс»
8) «Как …… , свистнул острый меч»
9) «Уж …… слетела с плеч»
- Получилось ключевое понятие эпизода – коварство.
Кроссворд по тексту К. Жакова
«Голова Ягморта»
- З олото
2. п Л енитель
3. О шпи
4. К уль
5. г О лова
6. Верморт
7. уст А
8. Яу Р
9. м Н огодумно
10. Ягм О рт
- « …… , меха собольи в красных лодках увозили»
- «Посмотрел Верморт, ……»
- «Сильный …… Лыадорса»
- «Может быть, ты - …… наш древний?»
- « …… лежит в проливе»
- «Лыадорса и …… , игрок великий»
- «Голова …… открыла»
- «Слово доброе промолвил …… , князь рыжебородый»
- «Тут Двина уж протекала …… , величаво»
10) «Великан …… из Джеджим»
- Получилось ключевое слово текста– злоковарно.
- Создание образа КОВАРСТВА (индивидуальная работа – одно задание по выбору учащихся).
Задания (для выбора):
А) Создайте образ – символ КОВАРСТВА, используя заготовки:
- фигура (треугольник, круг, квадрат …….)
- цвет (белый, чёрный, красный ……)
- запах (приятный, плохой, мерзкий ……)
Б) Нарисуйте цветными карандашами своё восприятие этого слова
В) Сочините синквейн. Напоминаю структуру синквейна:
1 строка. Тема (1 существительное).
2 строка. Характеристика темы (2 прилагательных).
3 строка. Развитие темы (3 глагола).
4 строка. Основная мысль (Фраза из 4 слов).
5 строка. Уточнение темы (1 существительное).
* Примеры синквейнов, составленных учащимися:
Коварство.
Злое, подлое.
Разрушает, губит, убивает.
Коварный человек опаснее врага.
Вероломство.
Коварство.
Вероломное, предательское.
Бьёт, уничтожает, губит.
Коварство – страшная разрушительная сила.
Предательство.
8. Обобщающая беседа:
- Какая голова добрее (если так можно выразиться)? Почему?
(Голова Ягморта. Ведь обезглавили великана из светлой
тундры иноземцы, враги, с которыми он боролся. Кроме
того, в коми культуре не принято утверждаться за счёт
других, нет духа агрессии, принято избегать конфликтов).
- Как утверждают учёные, например, Николай Бердяев, в русской
культуре наблюдаются "деспотизм, анархизм, вольность;
жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность,
мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и
наглость; рабство и бунт". Значит ли это, что русский народ хуже?
Нет, он просто другой. В русском человеке сплелись полярные
черты характера. Вспомните описание конца боя Руслана с
головой:
Уже Руслан готов разить,
Уже взмахнул мечом широким –
Вдруг, изумлённый, внемлет он
Главы молящей жалкий стон…
И тихо меч он опускает,
В нём гнев свирепый умирает…
- Так, может быть, не случайно в текстах ключевое понятие
(коварство) и «золотое сечение» (витязь) не совпадают?
- Есть ли какая – то внутренняя связь между ними? Попробуйте
отыскать эту связь и подобрать такое слово, которым можно будет
закончить название нашего урока:
КОВАРСТВО и ???
(В случае затруднения можно предложить
возможные варианты – верность, преданность,
рыцарство, любовь)
9. Информация о домашнем задании (на выбор):
- «Коварство и … ?» (сочинение - размышление) или
- Сравнительный анализ эпизодов («Бой Руслана с головой» и «Голова Ягморта»)
- Рефлексия.
- Сочините диаманту по названию нашего урока. Напоминаю структуру диаманты:
Диаманта
1 строка. Тема (1 существительное).
2 строка. Определение (2 прилагательных).
3 строка. Действие (3 причастия).
4 строка. Ассоциации (4 существительных).
5 строка. Действие (2 – 3 причастия).
6 строка. Определение (2 прилагательных).
7 строка. Тема (1 существительное – антоним 1 строке).
* Примеры диаманты, составленной учащимися:
Витязь.
Смелый, великодушный.
Сражающийся, защищающий, побеждающий.
Воин, рыцарь, богатырь, герой.
Обманутый, коварно уничтоженный.
Ужасный, безымянный.
Чудище.
Дружба.
Братская, крепкая.
Поддерживающая, подкрепляющая, помогающая.
Доверие, простота, хитрость, обман.
Завидующее, предающее, убивающее.
Злобное, враждебное.
Коварство.
Предварительный просмотр:
Дидактическое обоснование
урока литературы в 7 классе
Программа – под ред. А.Г.Кутузова.
Класс – 7класс.
Время - 2 часа: один урок – по программе, второй – за счёт урока развития речи, который есть в планировании после изучения раздела «Герои эпоса».
Место урока в тематическом планировании – урок проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-регионального компонента литературного образования школьников.
Тема урока – Коми литературный эпос К.Ф.Жакова «Биармия» (глава VIII «Голова Ягморта»). Программа рекомендует для изучения отрывки из эпоса К.Жакова. Поскольку в 6 классе после обзора карело-финского эпоса «Калевала» учащиеся знакомились с сюжетом, смыслом названия «Биармии», то данная информация на уроке не приводится и работа ведётся с текстом одной главы.
Имя урока - «Коварство и …?»
Тип урока – комбинированный.
Технология – «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). Цель - формирование диалогического мышления; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных культур. Диалог культур разворачивается вокруг основных точек зрения, обучение строится на сквозном диалоге: учитель – ученик, ученик - ученик, ученик – группа, ученик – текст, внутренний диалог, диалог героев, диалог текстов. Для диалога текстов использованы тексты разных культур: русской (Пушкин) и коми (Жаков, народная легенда коми-зырян о Ягморте). Кроме того, что произведения схожи героями, сюжетом, текст Жакова интересен ещё и тем, что это одно из немногих оригинальных произведений коми литературы, написанных на русском языке (остальные являются переводами), что немаловажно в обучении русскоговорящих детей. Точка удивления – загадка слова (многоаспектный анализ слова коварство). Игровые средоточия: словесные игры, художественный образ, элементы ручного труда, музыка, театр.
Форма урока – урок – диалог. Создание ситуации диалога предполагает:
- поиск, волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться собственный смысл изучаемого материала; переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки;
- переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач, постоянное воспроизведение ситуации незнания, сгущение своего видения проблемы, своего вопроса, парадокса;
- многоаспектный анализ слова;
- слово в контексте художественных произведений разных культур;
- выход в контекст вечных человеческих проблем;
- проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
- выявление зон импровизации, при которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Приёмы мотивации познавательной деятельности – создание проблемной ситуации, показ недостаточности имеющихся знаний, использование произведений смежных искусств (живопись, музыка), постоянные экскурсы в этимологию слов, использование сравнений, игровых ситуаций, привлечение занимательных примеров, парадоксов, возможность выбора заданий.
Учёт психологических особенностей школьников - на этапе представления образа коварства учтены возможности детей с разными каналами восприятия, а при формировании групп – возможности правополушарных учащихся, для которых характерно представление информации в виде образов, понимание метафоры, иносказания, развиты художественные способности, воображение, эмоции (группа №3 – «актёры - исполнители»).
Продуктивные методы обучения – проблемные, частично – поисковые, диалог, самостоятельная творческая работа.
Экспозиция урока – дети рассажены по трём группам.
Средства обучения – мультимедийная презентация урока, музыкальная запись отрывка из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», рисунки, картины, тексты произведений, дополнительные источники информации.
До урока учащиеся должны прочитать:
- главу VIII из «Биармии» К.Ф.Жакова («Голова Ягморта»)
- отрывок из Песни III поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7 классе. Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы.
Разработка урока....
Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")
Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов коми писателя П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик" с использ...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...