«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_kapitanskaya_dochka.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цели: Проследить истоки формирования личности Петра Гринёва
Задачи урока:
Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
Развивающая: развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
Воспитательная: воспитание нравственных качеств.
Методы обучения: проблемный метод, диалогический.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии: , технология развития критического мышления, проблемно-диалогическая технология
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению
Метапредметные
регулятивные
- умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
познавательные
- умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.
коммуникативные
- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Предметные
- умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
Структура урока с использованием технологии критического мышления
Этапы деятельности | Задачи этапа | Формирование УУД | Методические приемы | Формы работы |
I. Самоопределение к деятельности. Вызов | Включение в деловой ритм, психологический и эмоциональный настрой | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
3.Рассказ предположение по эпиграфу к главе повести. 4. Постановка индивидуальных целей | Индивидуальная Парная Фронтальная |
II. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока. Осмысление содержания | 1.Организация активного восприятия текста.
| Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности и одноклассников. Познавательные: развивать операции мышления, память. Коммуникативные: инициативные сотрудничество в поиске и выборе информации. | 1.Двуйчастный дневник 2.Вопросы по тексту. Анализ отрывков с использованием вопросов разного вида: уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих | Индивидуальная
Фронтальная |
III. Первичное совместное усвоение новых знаний Стадия «Рефлексия» | 1.Обобщение изученного материала
| Регулятивные: планирование, прогнозирование, выстраивание алгоритма действий. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | 1. Обобщение темы по кластеру 2. Синквейн 3.Анализ поставленных задач. 4.Домашнее задание. | Фронтальная Индивидуальная |
Технологическая карта урока
Стадии и этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Хроно-мет- раж урока |
Стадия «Вызов»
| Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»? - Вы можете сказать, какой у вас характер? - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер. Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже. - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе. - Как вы думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения. | Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер Выражают свое мнение, обосновывают его. Формирование характера главного героя Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения. (об отце главного героя, о службе, о характере героя) | 7 мин. |
Осмысле-ние содержания | - Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками». - Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. 1-ая остановка. - От чьего имени ведется повествование? - Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку. - Кто такой Андрей Петрович Гринев? - Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?
|
От лица рассказчика Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. | 5 мин. |
| 2 остановка. - Как вы можете охарактеризовать рассказчика? - В каких условиях воспитывался Петруша? -Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? - Что мы узнаем о семействе Гриневых? |
Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить). Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре. Это прямодушный человек, любящий своего воспитанника-барина. Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге. | 6 мин. |
3 остановка. -Каковы представления Петра на военную службу? - Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? - Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал Петр? -Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете?
|
Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге. Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». | 6 мин. | |
Физкульт минутка | Предлагаю вам посмотреть в окно, а теперь друг на друга. Встаньте и за спиной сомкните руки в замок. Сядьте и проделайте это упражнение сидя. Спасибо. |
| 1 мин. |
| 4 остановка - Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?
-Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина? |
Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. Высказывают предположения | 6 мин. |
5 остановка -Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события? -Попробуйте передать чувства героя через определения. - Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь? |
Глубокое раскаяние, стыд, неловкость Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем. | 6 мин. | |
Рефлексия | Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале. Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас? - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. - В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить? ОЦЕНКИ |
Личный опыт, выводы из личного опыта. Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека. Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре.
| 5 мин. |
Домашнее задание | 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. 2.чит.2-4 главы повести. |
| 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Сформировать понятия чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".
В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...
презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...