Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2010 год, 6-е издание исправленное и дополненное. Авторская программа допущена Министерством образования Российской Федерации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon merkin_8_kl.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2010 год, 6-е издание исправленное и дополненное. Авторская программа допущена Министерством образования Российской Федерации.  

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учебник «Литература. 8 класс в 2-х частях. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2009г., 7-е издание,  соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

Целью преподавания литературы в восьмом классе является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 8 класса:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;
  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
  • формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • воспитание речевой культуры учащихся.

                                       Содержание обучения

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету  в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету. В программе Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева не указано распределение часов по темам учебного курса. Поэтому часы каждого раздела были распределены учителем самостоятельно.

                           Произведения для заучивания наизусть:

Г.Р.Державин «Памятник»

В.А.Жуковский «Сельское кладбище» (отрывок)

Н.М.Языков «Пловец»

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

Н.А.Некрасов «Тройка»

А.А.Фет «Учись у них: у дуба, у березы»

В.В.Маяковский – стихотворение по выбору

С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»

Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Н.А.Заболоцкий – стихотворение по выбору

А.Т.Твардовский «За далью – даль» (отрывок).

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс 8 класса

Важнейшие умения восьмиклассников:

 - умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

 - выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

 - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно

художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

 - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных

родов, к одному из жанров;

 - умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

 - умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

 - умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

 - умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

 - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

 - умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

 - умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

 - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Список рекомендованной учебно-методической литературы

  1. Программа по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Г.С.Меркин. - М.: «Русское слово», 2009.
  2. Г.С.Меркин. 8 кл.: Учебн.-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Русское слово, 2010.
  1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство               «Айрис-пресс»,2008 г.
  2.  Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2008 г.
  3.  Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва.

                                    Тематическое планирование.

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Оборудование урока

план

факт

Введение

1

Художественная литература и история.

1

Словарь литературоведческих терминов

Таблица «Жанры и роды литературы»

Из устного народного творчества

2

Исторические песни. «Разин и девка-астраханка».

1

Проигрыватель, записи музыкального фольклора

3

Песни-плачи. Средства выразительности. Нравственная проблематика

1

План анализа исторической песни Словарь литературоведческих терминов

Из древнерусской литературы

4

 «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского».

1

Иллюстрации к произведениям древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

5

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник.. «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии

1

Портреты

Г.Р. Державина,

Екатерины II.

Распечатки с текстом стихотворения

М.В. Ломоносова «Памятник»

6

Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

1

Портрет

Н.М. Карамзина, репродукция акварели

Н.Г. Чернецова «Молодая крестьянка и красавец»

7

РР Подготовка к  домашнему   сочинению по литературе 18 века.

1

Памятки по написанию сочинений, рефератов, докладов

РР. Домашнее сочинение «Своеобразие литературы 18 века».

Из литературы XIX века

8

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев.

1

Портреты, репродукции

Проигрыватель, записи песен и романсов на стихи поэтов начала 19в.

9

К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Художественное богатство произведений.

1

Проигрыватель, записи стихотворений в исполнении актёров

10

А.С. Пушкин  

Тематическое богатство поэзии.

«И. И. Пущину», «19 октября…», «Песни о Стеньке Разине».

1

Портреты, репродукции, иллюстрации.

11

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» (обзор).

1

Проигрыватель, отрывок из оперы  

П.И. Чайковского «Пиковая дама»

12

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» (обзор).

1

Мультимедийный проектор, экран, отрывки из фильма «Маленькие трагедии» реж. М. Швейцера

13

Роман А. С. Пушкина  «Капитанская дочка». Проблематика: любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие.

1

Мультимедийный проектор, экран, отрывки из фильмов «Русский бунт» реж. А.Прошкина и «Капитанская дочка» реж. В.Калпуновского

14

Система образов романа «Капитанская дочка».

1

15

Отношение писателя к событиям и героям романа «Капитанская дочка».

1

Иллюстрации к роману А.Н. Бенуа,

Н.В. Фаворского,

С.В. Герасимова

16

«Капитанская дочка» - новый тип исторической прозы

1

Географическая карта

17

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

1

Карточки с памятками, планами написания сочинений.

Эпиграфы.

18

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

19

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве.

1

Портреты, репродукции картин М.Ю. Лермонт.

20

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Основные мотивы поэмы

1

Иллюстрации к поэме

21

Художественная идея и средства ее выражения в поэме «Мцыри».

1

Проигрыватель, запись поэмы в исполнении Г.Бортникова

22

Образ-персонаж, образ-пейзаж в поэме «Мцыри».

1

Карточки с планом характеристики образа

23

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский).

1

Иллюстрации к поэме

Портрет

В.Г. Белинского

24

Р.Р. Устное сочинение по поэме «Мцыри» на тему «Характеристика романтического героя поэмы»

1

Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы.

25

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии. Пушкин и Гоголь

1

Портреты, иллюстрации

26

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Творческая и сценическая история.

1

Афиша комедии

27

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н. В. Гоголя

1

Иллюстрации

Аудиозаписи

28

 Разоблачение социальных  пороков в комедии «Ревизор».

1

Карточки с индивидуальными заданиями

29

Основный конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения

1

Видеозаписи (отрывки из фильма, спектаклей)

30

РР. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

Карточки с памятками, планами написания сочинений

31

И.С. Тургенев

Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

1

Портреты

И.С. Тургенева

32

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

повести «Ася».

1

Иллюстрации к повести «Ася» Д. Боровского, В.М. Зельдеса.

33

Образ Аси : цельность характера – основное в образе героини.

1

Отрывки из фильма «Ася» реж. И.Хейфеца

34

Н.А. Некрасов

Судьба и жизнь народная в изображении поэта

1

Портреты

Н.А. Некрасова

Романс М. Коваля «Тройка», проигрыватель

35

Человек и природа в стихотворениях Н. А. Некрасова  «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум»

1

Романс Н.П. Карцова «Внимая ужасам войны…»

36

А.А. Фет

Мир природы и духовности в поэзии: «Учись у них: у дуба, у березы»

1

Романс А. Варламова «На заре ты её не буди»

37

 А.А. Фет «Целый мир от красоты».

1

Иллюстрации картин русских художников

38

А.Н. Островский

Пьеса-сказка «Снегурочка».

1

Портреты А.Н. Островского, иллюстрации к пьесе, отрывки из оперы

Н.А.Римского-Корсакова  «Снегурочка»

39

Своеобразие сюжета пьесы «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

1

40

Образ Снегурочки в пьесе А. Н. Островского.

1

41

Народные обряды, элементы фольклора в сказке «Снегурочка». Язык персонажей.

1

42

Л.Н. Толстой

 «Отрочество» (главы из повести).

1

Портреты, репродукции, иллюстрации

43

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ Л. Толстого «После бала»

1

Иллюстрации к рассказу Е. Лансере,

И. Пчёлко

44

«После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.

1

Статья Л. Толстого «Николай Палкин» 1886г.

45

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения «После бала».

1

46

Рр сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

Карточки с опорными словами для сочинений, эпиграфы

Из литературы XX века

47

М. Горький

Рассказы «Мой спутник».

1

Портреты, иллюстрации, репродукции.

49

М. Горький

 «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

1

Отрывки из фильма «Табор уходит в небо» «

50

М. Горький Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

1

Песня о Соколе» в исполнении

А. Кочеткова

51

В. Маяковский

«Я» и «вы», поэт и толпа  в стихах Маяковского.

1

Видеоэкскурсия в музей

В.В. Маяковского в Москве

Сатира начала ХХ века

52

Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

1

Словарь литературоведческих терминов

53

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»

Поэт труда красоты, духовности.

1

Портрет поэта, песни на стихи

Н. Заболоцкого («Очарована, околдована»

М. Звездинского, «В этой роще берёзовой» В. Тихонова)

54

М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы».

1

План анализа лирического стихотворения, эпиграфы

55

В. П. Астафьев

 «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти

1

Портрет

В.П. Астафьева

56

Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1

Старые коллективные фотографии

57

Рр Составление сложного плана к рассказу В. П. Астафьева

 «Фотография, на которой меня нет».

1

Иллюстрации к рассказу

58

А. Т. Твардовский

Россия на страницах поэмы «За далью – даль»

1

Портрет

А.Т. Твардовского

59

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы «За далью – даль»

1

Учебники истории

60

Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав поэмы.

1

61

В.Г. Распутин

 «Уроки французского».  Нравственная проблематика.

1

Портрет В. Распутина

Выставка книг. Иллюстрации к рассказу.

62

В.Г. Распутин

 «Уроки французского».  Центральный мотив и основные образы.

1

Кадры, отрывки из фильма реж. Е.Ташкова

63

В.Г. Распутин

 «Уроки французского».  Мотивы милосердия.

Из зарубежной литературы

64

У. Шекспир

Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

1

Портрет У. Шекспира

65

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

1

Иллюстрации к пьесе

Проектор, экран

Отрывки из балета

С. Прокофьева

66

М. Сервантес

.  Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея.

1

Портреты, репродукции, иллюстрации, кадры, отрывки из фильма, балета.

67

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

1

68

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1

Мультимедийная презентация.

69-70 Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...