Реализация деятельностного подхода в литературно - лингвистическом развитии детей
статья (литература) по теме

Ермолова Антонина Евгеньевна

В течение многих лет мы работаем над проблемой литературно-лингвистического развития детей дошкольного возраста через освоение деятельностного подхода к развитию речи ребенка.

Развитие речи ребенка мы осуществляем на основе учеты возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста. Успешность решения задачи, поставленной перед ребенком в этом возрасте зависит от того, насколько эту задачу ребенок считает своей. Поэтому важнейшим компонентом реализации данного подхода является мотив, обеспечивающий потребность ребенка в речевом общении, речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_deyatelnostnogo_podkhoda.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА  

В  ЛИТЕРАТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ

А. Е. Ермолова

МБДОУ   детский сад

 комбинированного вида «Эврика»

В течение многих лет мы работаем над проблемой литературно-лингвистического развития детей дошкольного возраста через освоение деятельностного подхода к развитию речи ребенка.

Развитие речи ребенка мы осуществляем на основе учеты возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста. Успешность решения задачи, поставленной перед ребенком в этом возрасте зависит от того, насколько эту задачу ребенок считает своей. Поэтому важнейшим компонентом реализации данного подхода является мотив, обеспечивающий потребность ребенка в речевом общении, речевой деятельности. С этой целью каждое занятие у нас построено на основании игрового сюжета: мы отправляемся на помощь колобкам, у которых пропали песенки-звуки; идем в гости к кролику, который живет в лесу, а попасть к нему можно, пройдя волшебный путь; оживляем сказочных животных, в названии которых есть согласные звуки, дифференцируя их на твердые и мягкие, помогаем Золушке попасть на бал, выполняя интересные задания по обучению грамоте.

Эффективность педагогического взаимодействия взрослого и ребенка зависит от умения педагога увлечь ребенка, вызвать его активность, поверить в свои силы, создать ситуацию успеха.

На занятиях по обучению грамоте, развитию речи мы предоставляем детям возможность свободного выбора заданий: составить звуковую схему по выбранной ребенком игрушке из 3-4-5 звуков, выбрать в окружающей обстановке предмет, с нужным звуком, выбрать понравившуюся схему предложения и составить к ней свое новое предложение.

Для стимулирования самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста в определении речевого содержания очень важно усилить роль творческих заданий в педагогическом процессе. Развитие речевого творчества стало ведущей задачей развития связной речи детей. Мы знакомим детей со способами сочинения загадок, сказок, считалок. Очень важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение и другие.

Для развития речевого творчества детей в помещении нашей группы размещены атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры-фантазирования.

В свободной конструктивно-творческой игре с элементами печатных букв ребенок выбирает нужные элементы, составляя задуманную им картинку. При этом он сам может выбрать способы украшения предмета: закрашивать или заштриховывать знакомым способом. В процессе реализации технологии деятельностного подхода очень важно придумать ситуацию возникновения затруднения в деятельности детей, обеспечить процесс сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка. Особенно это важно, когда идет встреча с новым, когда дети делают открытие, осваивая его в процессе разрешения проблемной ситуации.

Успех возможен тогда, когда детьми уже накоплен определенный опыт по исследуемой теме, чтобы дети могли высказывать мнения, обсуждать проблему, строить диалог, объективно оценивать результат своей речевой деятельности.

С этой целью мы используем следующие практические формы работы:

  1. Речевое творчество, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности (самостоятельное составление загадок, рассказов, сказок, фантазийных историй).
  2. Развитие выразительности речи – постепенное освоение ребенком разнообразных средств эмоциональной, речевой, мимической, языковой выразительности, переход от подражательности к самостоятельной деятельности (обыгрывание сценок, диалогов, постановка живых картин, игровые ситуации: «Концерт по заявкам», «Телевизор».
  3. Использование развивающих игровых технологий (игры по предложенным сюжетам, придумывание сюжета во время игры, игровые объединения).
  4. Сюжетосложение, создание выразительных игровых образов (игровые поля: «Цветочный город», «Поле чудес», пальчиковый театр, теневой театр).

Все это способствует развитию личности каждого ребенка, его самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с рефор...

Из опыта работы. "Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся"

Опыт работы по данной проблеме был представлен на республиканский конкурс "Учитель года 2014". (Республика Крым)...

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию

В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода,  описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного о...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....