Рабочая программа по литературе 8 класс(Меркин)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе: 11 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zap_.l8.doc | 90 КБ |
lit_8_ktp.doc | 203 КБ |
tp_8l.doc | 64 КБ |
umsl8.doc | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе: 11 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения
Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
по курсу «Литература» 8 класс
Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы ХIХ века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»
В.В.МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематический план Литература 8 класс
Программа Г.С. Меркина
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов 70 | Из них | Дата проведения занятия | ||
РР 11 ч. | Сочинение 6 ч. | Вн.чт. 7ч. | ||||
1 четверть (18ч., из них 3р/р, 1 вн. чтение) | ||||||
I | Введение. | 1 | ||||
1. | Художественная литература и история. | 1 | ||||
II | Из устного народного творчества. | 2 | ||||
2. | Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. | 1 | ||||
3. | «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится по сыне». Р/р Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 1 | 1 | |||
III | Из древнерусской литературы. | 3 | ||||
4. | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. ТЛ Житие. Агиография. | 1 | ||||
5. | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 1 | ||||
6. | Р/р Сочинение «Нравственный облик человека Древней Руси». | 1 | 1 | 1 | ||
IV | Из литературы 18 века. | 4 | ||||
7. | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник». | 1 | ||||
8. | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. ТЛ Сентиментализм. | 1 | ||||
9. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы. | 1 | ||||
10. | Вн. чт. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». | 1 | 1 | |||
v | Из литературы 19 века. | |||||
11 | Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. Баллада «Лесной царь». ТЛ Романтизм. | 1 | ||||
12 | Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин». | 1 | ||||
А.С.Пушкин. | 8 | |||||
13 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». | 1 | ||||
14 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. | 1 | ||||
15 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. | 1 | ||||
16 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. Р/р Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. | 1 | 1 | |||
17 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. | 1 | ||||
18 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. | 1 | ||||
2 четверть (14 ч., из них 3р/р ,1 вн.чтение ) | ||||||
19 | Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 1 | 1 | ||
20 | Вн.чт. А.С.Пушкин «История Пугачева». | 1 | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов. | 5 | |||||
21 | Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 | ||||
22 | «Мцыри» -романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. Творческая история поэмы, её тема и идея. | 1 | ||||
23 | Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». | 1 | ||||
24 | «Мцыри – любимый идеал поэта» -В.Белинский. Значение поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | ||||
25 | Р/р Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | 1 | 1 | ||
Н.В.Гоголь. | 5 | |||||
26 | Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор». | 1 | ||||
27 | Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. | 1 | ||||
28 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. | 1 | ||||
29 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | ||||
30 | Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 | 1 | 1 | ||
И.С.Тургенев. | 3 | |||||
31 | Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». | 1 | ||||
32 | Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. | 1 | ||||
3 четверть (20ч., из них 2р/р, 3вн. чтение) | ||||||
33 | Вн.чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь». | 1 | 1 | |||
34 | Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. | 1 | ||||
35 | Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 1 | ||||
А.Н.Островский. | 3 | |||||
36 | Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Н.А.Островский и театр. | 1 | ||||
37 | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. РР Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. | 1 | 1 | |||
38 | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. | 1 | ||||
Л.Н.Толстой. | 4 | |||||
39 | Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». | 1 | ||||
40 | Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | 1 | ||||
41 | Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. ТЛ Контраст. | 1 | ||||
42 | Вн. чт. Е.В.Мурашова «Гвардия тревоги». | 1 | 1 | |||
43 | Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века». | 1 | ||||
VI | Из литературы 20 века. | |||||
44 | Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». | 1 | ||||
45 | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник». | 1 | ||||
46-47 | Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | 2 | ||||
48 | Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | ||||
49 | Вн. чт. Н.А.Теффи «Неживой зверь». | 1 | 1 | |||
50 | Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | ||||
51 | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта. Р/р Анализ лирического произведения. | 1 | 1 | |||
52 | Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 | ||||
4 четверть (18ч., из них 3р/р, 2 вн. чтение) | ||||||
53 | Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению). | 1 | 1 | 1 | ||
54 | Поэзия М.В.Исаковского. | 1 | ||||
55 | Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 | ||||
56 | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Р/р Художественное своеобразие изученных глав. | 1 | 1 | |||
57 | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | ||||
58 | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | ||||
59 | Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) | 1 | 1 | |||
60 | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина | 1 | ||||
61 | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | ||||
62 | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 | ||||
63 | Р/Р Сочинение «Мой учитель». | 1 | 1 | 1 | ||
64 | Вн. чт. А.Алексин «Безумная Евдокия». | 1 | 1 | |||
65 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
VII | Из зарубежной литературы. | 4 | ||||
66 | Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. ТЛ Трагедия. | 1 | ||||
67 | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Основной конфликт пьесы. | 1 | ||||
68 | Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. | 1 | ||||
69 | Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | ||||
70 | Резервный урок. | 1 | ||||
ИТОГО | 70 | 11 | 6 | 7 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по дисциплине «Литература» 8 класс
Программа Г.С.Меркина
Всего часов – 70 Внеклассное чтение - 7 час. Развитие речи – 11 час. Сочинения - 6
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, (70 час.) | Из них | ||
РР 11 час. | Сочинения 5час. | Внеклассное чтение 7час. | |||
I | Введение | 1 | |||
II | Из устного народного творчества | 2 | |||
Исторические песни | 2 | 1 | |||
III | Из древнерусской литературы | 3 | |||
«Житие Сергия Радонежского». | 1 | ||||
«Житие Александра Невского». | 1 | 1 | 1 | ||
IV | Из литературы 18 века | 4 | |||
Г.Р.Державин | 1 | ||||
Н.М.Карамзин | 3 | 1 | |||
V | Из литературы 19 века | 33 | |||
А.С.Пушкин | 8 | 2 | 1 | 1 | |
М.Ю.Лермонтов | 5 | 1 | 1 | ||
Н.В.Гоголь | 5 | 1 | 1 | ||
И.С.Тургенев | 3 | 1 | |||
Н.А.Некрасов | 1 | ||||
А.А Фет | 1 | ||||
А.Н.Островский | 3 | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 4 | 1 | |||
VI | Из литературы 20 века | 22 | |||
М.Горький | 2 | ||||
В.В.Маяковский | 2 | ||||
Н.А.Теффи | 2 | 1 | |||
М.М.Зощенко | 1 | ||||
Н.А.Заболоцкий | 3 | 2 | 1(дом.) | ||
М.В.Исаковский | 1 | ||||
А.Т.Твардовский | 2 | 1 | |||
В.П.Астафьев | 3 | 1 | |||
В.Г.Распутин | 5 | 1 | 1 | 1 | |
VIII | Из зарубежной литературы | 4 | |||
У. Шекспир | 2 | ||||
М.Сервантес | 2 | ||||
Резервный урок | 1 | ||||
Итого | 70 | 11 | 6 | 7 |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое обеспечение
1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ авт.-сост. Г.С.Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2013 г.
2.Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.
3.Беленький Г.И. Литература. 8 класс. М.: «Просвещение», 2005 г.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г
5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе для 8 класса Меркин.
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе учебника Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.
Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...
Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....