Рабочая программа по литературе 8 класс(Меркин)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Гончарова Светлана Николаевна

 

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в  неделю), в том числе: 11 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_.l8.doc90 КБ
Microsoft Office document icon lit_8_ktp.doc203 КБ
Microsoft Office document icon tp_8l.doc64 КБ
Microsoft Office document icon umsl8.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в  неделю), в том числе: 11 часов развития речи, 7 часов внеклассного чтения

           Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

           Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

        Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

        В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных  компетенций.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

по курсу «Литература» 8 класс

Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного  народного  творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы  XVIII  века

Г. Р. ДЕРЖАВИН  

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы ХIХ века

  Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники     

 В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

       

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

   

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ         

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ                          

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

 Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

 



Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план                      Литература      8 класс

Программа Г.С. Меркина

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

70

Из них

Дата проведения занятия

РР

11 ч.

Сочинение

6 ч.

Вн.чт.

7ч.

1 четверть (18ч., из них 3р/р, 1 вн. чтение)

I

Введение.

1

1.

Художественная литература и история.

1

II

Из устного народного творчества.

2

2.

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

1

3.

«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится по сыне».

 Р/р Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

1

III

Из древнерусской литературы.

3

4.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. ТЛ Житие. Агиография.

1

5.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

6.

Р/р Сочинение «Нравственный облик человека Древней Руси».

1

1

1

IV

Из литературы 18 века.

4

7.

Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник.  Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник».

1

8.

Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.  «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. ТЛ Сентиментализм.

1

9.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы.

1

10.

Вн. чт. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».

1

1

v

Из литературы 19 века.

11

Поэты круга Пушкина:

 Основные темы, мотивы  лирики В.А.Жуковского. Баллада «Лесной царь». ТЛ Романтизм.

1

12

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин».

1

А.С.Пушкин.

8

13

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта.

 « И.И. Пущину»,  « 19 октября 1825 года».

1

14

Пушкин А.С. Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. Р/р Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

1

1

17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

1

18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

1

2 четверть (14 ч., из них 3р/р ,1 вн.чтение )

19

Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

1

1

20

Вн.чт. А.С.Пушкин «История Пугачева».

1

1

М.Ю.Лермонтов.

5

21

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

22

 «Мцыри» -романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. Творческая история поэмы, её тема и идея.

1

23

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри».

1

24

«Мцыри – любимый идеал поэта» -В.Белинский. Значение поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

25

Р/р Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

1

1

Н.В.Гоголь.

5

26

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая  история комедии «Ревизор».

1

27

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

28

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

29

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина  как общественное явление.

1

30

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

1

1

И.С.Тургенев.

3

31

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

32

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

1

3 четверть (20ч., из них 2р/р,  3вн. чтение)

33

Вн.чт.  И.С.Тургенев. «Первая любовь».

1

1

34

Некрасов Н.А.  Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

35

Фет А.А.  Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1

А.Н.Островский.

3

36

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Н.А.Островский и театр.

1

37

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.  РР Связь с мифологическими  и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки.

1

1

38

Островский А.Н.  Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

1

Л.Н.Толстой.

4

39

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

40

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

41

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. ТЛ Контраст.

1

42

Вн. чт. Е.В.Мурашова «Гвардия тревоги».

1

1

43

Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».

1

VI

Из литературы 20 века.

44

Горький М.  Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

45

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник».

1

46-47

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

2

48

Тэффи Н.А. «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких» людей.

1

49

Вн. чт. Н.А.Теффи «Неживой зверь».

1

1

50

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

51

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта. Р/р Анализ лирического произведения.

1

1

52

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

4 четверть (18ч., из них 3р/р, 2 вн. чтение)

53

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению).

1

1

1

54

 Поэзия М.В.Исаковского.

1

55

Твардовский А.Т.  Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

56

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора.  Р/р Художественное своеобразие изученных глав.

1

1

57

Астафьев В.П.  Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

58

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

59

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

1

1

60

Распутин В.Г.  Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

61

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

62

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

63

Р/Р Сочинение «Мой учитель».

1

1

1

64

Вн. чт. А.Алексин «Безумная Евдокия».

1

1

65

Итоговая контрольная работа.

1

VII

Из зарубежной литературы.

4

66

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.

ТЛ Трагедия.

1

67

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1

68

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

69

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1

70

Резервный урок.

1

ИТОГО

70

11

6

7



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»       8 класс

Программа Г.С.Меркина

Всего часов – 70  Внеклассное чтение -  7 час.  Развитие речи – 11 час. Сочинения - 6

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, (70 час.)

Из них

РР

11 час.

Сочинения

5час.

Внеклассное чтение

7час.

I

Введение

1

II

Из устного народного творчества

2

Исторические песни

2

1

III

Из древнерусской литературы

3

«Житие Сергия Радонежского».

1

«Житие Александра Невского».

1

1

1

IV

Из литературы 18 века

4

Г.Р.Державин

1

Н.М.Карамзин

3

1

V

Из литературы  19 века

33

А.С.Пушкин

8

2

1

1

М.Ю.Лермонтов

5

1

1

Н.В.Гоголь

5

1

1

И.С.Тургенев

3

1

Н.А.Некрасов

1

А.А Фет

1

А.Н.Островский

3

1

Л.Н.Толстой

4

1

VI

Из литературы 20 века

22

М.Горький

2

В.В.Маяковский

2

Н.А.Теффи

2

1

М.М.Зощенко

1

Н.А.Заболоцкий

3

2

1(дом.)

М.В.Исаковский

1

А.Т.Твардовский

2

1

В.П.Астафьев

3

1

В.Г.Распутин

5

1

1

1

VIII

Из зарубежной литературы

4

У. Шекспир

2

М.Сервантес

2

Резервный урок

1

 Итого

70

11

6

7



Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение

1. Литература. 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ авт.-сост. Г.С.Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2013 г.

       2.Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.

3.Беленький Г.И. Литература. 8 класс. М.: «Просвещение», 2005 г.

      4.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г

      5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса Меркин.

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе учебника Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....