Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_merkin_7_klass.odt | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для 7 класса МБОУ Луговской СОШ. Программа составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);
- программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011;
- требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;
- объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом МБОУ Луговской СОШ;
- познавательных интересов учащихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
- Всего учебных недель – 35
- Количество часов в неделю – 2
- Количество часов за год – 70
- Количество контрольных работ — 2
- Количество сочинений — 4
Используемый учебно-методический комплект:
Для учащихся
- Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Автор-составитель Г.С.Меркин
- Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Для учителя
- Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы в 7 классе. Методическое пособие.
- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
- Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные разработки – М.: Вако, 2010.
- Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura , ModernLib.Ru, http://www.uroki.net
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, сочинение по прочитанному произведению, контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 7 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Оснащение урока | Дата проведения | ||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||
Любите читать! | 1 | Урок объяснения нового материала | Структура и содержание учебника. Установка на восприятие курса лит-ры 7 класса | Знать содержание учебника, уметь работать с ним | Анкета | Базовый учебник | ||||||||||
Устное народное творчество (2 часа) | ||||||||||||||||
Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 1 | Урок объяснения нового материала | Эпос. Поэтический мир русской былины. Былинные герои. Собиратели и сказители былин. Русские былины в искусстве. Иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович» | Усвоить понятие эпос. Иметь представление о поэтическом мире былин, собирателях и сказителях. Умет выразительно читать былины, выявлять их иносказательный смысл | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос | Базовый учебник, рабочая тетрадь | ||||||||||
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Комбинированный урок | Характерные черты Ильи Муромца. Художественная идея былины, особенность поэтики. Выразительно-художественные средства. Язык былины | Знать характерные черты былинных героев. Уметь выявлять идею произведения. Знать средства художественной изобразительности, присущие былинам. Уметь выразительно читать былину, проводить исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план произведения | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник | ||||||||||
Русские народные песни | 1 | Комбинированный урок | Виды обрядовых песен, особенности их поэтики | Знать виды обрядовых песен, иметь представление об особенностях их поэтики. Уметь выразительно читать песни, работать с учебником, иллюстрациями | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, дидактический материал | ||||||||||
Древнерусская литература ( 2 часа) | ||||||||||||||||
Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Комбинированный урок | Временные рамки и особенности древнерусской лит-ры. Историческая основа летописной записи. Параллельные сюжеты о смерти коня в мировой лит-ре. Особенности языка летописи | Иметь представление об особенностях древнерусской литературы. Знать историческую основу летописной записи. Уметь выразительно читать произведения древнерусской литературы, работать с лексикой | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник | ||||||||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Комбинированный урок | Особенности жанра древнерусской повести. Христианская символика в повести. Символическое значение образов змееборца и премудрой девы. Художественная идея произведения. Нравственные качества героев повести | Знать особенности жанра древнерусской повести. Уметь выразительно читать, пересказывать произведение, анализировать его и проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Мини-тест | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Литература 18 века (7 часов) | ||||||||||||||||
Краткие сведения о М.В. Ломоносове. Из «Оды на день восшествия на престол…» | 1 | Комбинированный урок | Факты биографии М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности. Значение научного наследия Ломоносова. Особенности жанра оды. Позиция автора | Знать факты биографии М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности. Иметь представление об особенностях жанра оды. Уметь выразительно читать оду, проводить лексическую работу, работать с иллюстрациями и таблицами | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Учение Ломоносова о «трёх штилях» | 1 | Урок усвоения нового материала | Роль теории «трёх штилей» Ломоносова в решении языковых проблем времени | Иметь представление о теории «трёх штилей» Ломоносова»; уметь работать со статьёй учебника, обобщать и выделять главное, проводить исследовательскую работу с текстом
| Проверка домашнего задания. Оценивание самост. исследоват. работы с текстом | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Краткие сведения о Г.Р.Державине. «Властителям и судиям» | 1 | Комбинированный урок | Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта. Воссоздание атмосферы эпохи. Сущность понятия «просвещённый абсолютизм». Значение деятельности Екатерины 2. Художественная идея ст-я «Властителям и судиям». | Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта. Иметь представление об эпохе Екатерины 2. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности драматического рода. Первоначальные впечатления о комедии, значение говорящих фамилий. Крепостное право как объект сатиры в комедии | Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Иметь представление об особенностях драмы как рода литературы. Уметь работать с таблицами, учебником, терминами, проводить лексическую работу, выразительно читать комедию по ролям | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей | Знать особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей. Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Конкурс на лучшее чтение эпизодов по ролям | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии | 1 | Урок применения ЗУН | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии Выявление жанровых особенностей комедии. Традиции и новаторство. | Иметь представление об общественно-политических и философских взглядах Правдина и Стародума. Знать о жанровых особенностях комедии. Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Урок развития речи | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся. | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русская литература 19 века (26 часов) | ||||||||||||||||
А.С.Пушкин после лицея. Анализ ст-я «К Чаадаеву» | 1 | Комбинированный урок | Особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода. Художественная идея ст-я «К Чаадаеву» | Иметь представление об особенностях творчества А.С.Пушкина петербургского периода. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
А.С.Пушкин. анализ ст-ий «Во глубине сибирских руд…» и «Туча» | 1 | Урок применения ЗУН | Историческая атмосфера эпохи восстания декабристов. Причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам в ст-ии «Во глубине сибирских руд…» Факты биографии Пушкина периода 1830-х гг. Аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча». Художественная идея ст-ий | Знать особенности исторической атмосферы эпохи восстания декабристов, причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам. Уяснить аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча», художественную идею ст-ий. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Комбинированный урок | Расширение представлений о жанре баллады. Художественная идея баллады. Различия между фрагментом летописи и ст-ем А.С.Пушкина | Знать особенности жанра баллады. Уметь сравнивать произведения разных жанров Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.С.Пушкин «Полтава» | 1 | Урок применения ЗУН | Смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12 | Усвоить понятие антитеза. Понять смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.Ю. .Лермонтове. Ст-е «Родина» | 1 | Комбинированный | Воспоминания о М.Ю. Лермонтове. Многогранность таланта Лермонтова, нашедшая отражение в живописном наследии поэта. Художественная идея ст-я «Родина» | Знать факты биографии М.Ю. Лермонтова. Иметь представление о многогранности таланта Лермонтова, нашедшей отражение в живописном наследии поэта. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение «Песни про…купца Калашникова» | 2 | Комбинированный | Атмосфера эпохи, нашедшая отражение в произведении. Различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Художественная идея произведения. Особенности поэтики. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…» | Иметь представление об атмосфере эпохи, нашедшей отражение в произведении. Усвоить различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий Оценка анализа эпизода | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина | 2 | Комбинированный | Факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге. Факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель». «Внешний» и «внутренний» мир человека в образе А.А.; мифологический источник образа. Смысл противопоставления А.А. и «значительного лица». Признаки житийного жанра в повести | Знать факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге, факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель». Усвоить основные черты характера главного героя, художественную идею повести и позицию автора. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка исследоват. работ | Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку | ||||||||||
Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 1 | Урок применения знаний и умений | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.С.Тургеневе. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.С.Тургенева. Общая характеристика книги «Записки охотника». Облик рассказчика. Природный ум, трудолюбие, смекалка героев рассказа «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева. | Знать факты биографии И.С.Тургенева. Иметь представление о внутреннем единстве цикла «Записки охотника», особенностях духовного образа рассказчика. Усвоить художественную идею рассказа «Хорь и Калиныч». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея рассказа «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян. | Усвоить художественную идею рассказа «Певцы». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценивание исследов. работ | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
И.С.Тургенев. Ст-я в прозе. Анализ ст-я «Нищий» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея ст-я, его своеобразие. Особенности жанра | Знать особенности жанра ст-ий в прозе. Усвоить художественную идею ст-я. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.А.Некрасове. Анализ ст-ий «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности. Художественная идея ст-ий. Народная тема в творчестве Некрасова | Знать факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности. Иметь представление об особенностях раскрытия народной темы в тв-ве Н.А.Некрасова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение отрывков из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Урок применения ЗУН | История создания произведения, исторические факты, положенные в историю создания поэмы. Художественная идея фрагментов поэмы. | Знать историю создания поэмы «Русские женщины». Выявить и усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Комментированное чтение поэмы «Железная дорога» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея поэмы, особенности интонационного рисунка поэмы. | Выявить и усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Сказка «Дикий помещик» | 1 | Комбинированный | Факты биографии писателя. Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Идея сказки «Дикий помещик». Отличие сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки | Знать факты биографии писателя. Иметь представление об особенностях сказок Салтыкова-Щедрина. Выявить и усвоить идею сказки «Дикий помещик». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок применения ЗУН | Сатира на общественное устройство современной писателю России; пародия на цивилизацию, на представление о блаженном существовании «естественных людей» - дикарей | Выявить особенности сатиры на общественное устройство современной писателю России. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Тест-презентация | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце» | 2 | Комбинированный | Атмосфера событий Крымской войны 1853-56 гг. Факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах». Особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце». Скромность, искренность, мужество, душевное величие и стойкость простого солдата в изображении Л.Толстого | Знать факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах». Иметь представление о событиях Крымской войны. Усвоить особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. Таблицы с результа- тами исследо- вания текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.С.Лескове. Анализ сказа «Левша» | 2 | Комбинированный | Факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности художественного мира Лескова. Сюжетная основа сказа «Левша». Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе. Образ Левши. Судьба талантливого человека в России | Знать факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Иметь представление о художественных особенностях Сказа «Левша». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Таблицы с результатами исследования текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.А.Фете. Анализ ст-й «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта. Особенности поэтики А.Фета. Художественная идея ст-й. Объединяющее начало с картинами русских художников, произведением П.И.Чайковского «Август» из цикла «Времена года» | Знать факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта. Иметь представление об особенностях поэтики Фета. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Анализ рассказа «Хамелеон» | 1 | Комбинированный | Особенности личности писателя, нашедшие отражение в воспоминаниях современников. Факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя. Обличение «хамелеонства» как общественного явления | Знать факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа «Смерть чиновника» | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности рассказа «Смерть чиновника». Художественная идея рассказа. Сатира и юмор в рассказах Чехова | Выявить идею рассказа «Смерть чиновника». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Произведения русских поэтов 19 в. о России | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея ст-й, их внутреннее единство | Понять художественную идею ст-й, их внутреннее единство. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русская литература 20 века ( 23 часа) | ||||||||||||||||
Сведения о М.Горьком. «Детство» - автобиографическое произведение | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя. Особенности автобиографического произведения | Знать факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя. Усвоить термин трилогия, особенности автобиографического произведения | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
М.Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 1 | Урок применения ЗУН | Особенности новаторства М.Горького. Неуклонное утверждение растущей изо дня в день «могучей силы света», которая обнаруживается в мироощущении Алексея Пешкова. | Иметь представление о новаторстве М.Горького. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Гуманисти- ческая направленность повести М.Горького «Детство» | 1 | Урок применения ЗУН | Народная Россия в изображении М.Горького. Художественная идея повести. Гуманистическая направленность произведения | Усвоить художественную идею произведения, его гуманистическую направленность. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий. | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
М.Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея «Легенды о Данко». Мифологические источники легенды, особенности её поэтики | Усвоить художественную идею произведения. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Подготовка к домашнему сочинению по повести «Детство» | 1 | Урок развития речи | Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся | Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.А.Бунине. Анализ ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Художественная идея ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» | Знать факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…» Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
И.А.Бунин. Анализ рассказа «Кукушка» | 1 | Комбинированный | Художественная идея рассказа «Кукушка». Особенности раннего творчества И.А. Бунина | Иметь представление об особенностях раннего творчества И.А. Бунина. Уяснить художественную идею рассказа «Кукушка». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Таблицы с результатами исследования текста | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.И.Куприне. Анализ рассказа «Куст сирени» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Художественная идея рассказа «Куст сирени», его сатирическая направленность | Знать факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею рассказа «Куст сирени», его сатирическую направленность. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Анализ рассказа А.И.Куприна «Allez!». | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея рассказа «Allez!». Смысл названия | Уяснить художественную идею рассказа «Allez!», смысл его названия. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о В.В.Маяковском Анализ ст-я «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Комбинированный | Факты биографии В.В.Маяковского Особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии. Проблема традиции и новаторства. | Знать факты биографии В.В.Маяковс- кого. Уяснить особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о С.А.Есенине. Анализ ст-й «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии С.А.Есенина. Особенности мировосприятия поэта. Значение образа клёна и символического голубого и золотого цветов в лирике поэта. Особенности поэтики Есенина. Тема и идея ст-й | Знать факты биографии С.А.Есенина, особенности мировосприятия поэта. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об И.С.Шмелёве. Анализ рассказа «Русская песня» | 1 | Комбинированный | Факты биографии И.С.Шмелёва. Художественная идея рассказа «Русская песня». Лексическая работа. | Знать факты биографии И.С.Шмелёва. Выявить и усвоить художественную идею рассказа «Русская песня». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о М.М. Пришвине. Анализ рассказа «Москва-река» | 1 | Комбинированный | Факты биографии М.М.Пришвина. Особенности личности писателя. Атмосфера Дунина, места действия рассказа «Москва-река». Художественная идея рассказа «Москва-река» | Знать факты биографии М.М.Пришвина. Выявить и усвоить художественную идею рассказа «Москва-река». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о К.Г. Паустовском. «Мещерская сторона». Анализ частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» | 1 | Комбинированный | Факты биографии К.Г. Паустовского. Художественная идея частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» | Знать факты биографии К.Г. Паустовского. Выявить и усвоить художественную идею частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
К.Г. Паустовский. Анализ частей «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 1 | Урок применения ЗУН | Художественная идея повести «Мещёрская сторона». Общность и различие художественного мира Пришвина и Паустовского. | Выявить и усвоить художественную идею повести «Мещёрская сторона». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Н.А.Заболоцком Анализ ст-я «Не позволяй душе лениться!..» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии. Художественная идея ст-я. Лексическое значение слова душа | Знать факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А.Т. Твардовском. Анализ ст-й «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии А.Т. Твардовского. Объединяющее начало ст-й, их художественная идея | Знать факты биографии А. Твардовского. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
А.Т.Т Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин» | 1 | Урок применения ЗУН | Конкретно-исторический подход к изображению войны. Качества характера главного героя. Антивоенная направленность произведения. | Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Лирика поэтов – участников ВОВ | 1 | Комбинированный | Факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества. | Знать факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Б..Л.Васильеве. Анализ рассказа «Экспонат №…» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Б.Л.Васильева. Тема и художественная идея рассказа «Экспонат №…» Приёмы создания образов и характеров. Психологический портрет Анны Федотовны. Образ времени в рассказе. Раскрытие внутреннего мира персонажа. Смысл финала рассказа. | Знать факты биографии Б.Л. Васильева. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о В.М.Шукшине. Анализ рассказа «Микроскоп» | 1 | Комбинированный | Факты биографии В.М.Шукшина. Тема и художественная идея рассказа «Микроскоп». Художественное своеобразие рассказа. Средства выразительности. | Знать факты биографии В.М.Шукшина. Выявить тему и художественную идею рассказа «Микроскоп». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом. | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Русские поэты о России | 1 | Урок применения ЗУН | Факты биографии поэтов. Объединяющее начало ст-й о России. | Знать факты биографии поэтов. Выявить объединяющее начало ст-й о России. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Контрольная работа по русской литературе за курс 7 класса | 1 | Урок проверки знаний | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные на уроках литературы в 7 классе | Проверка контрольных работ | Базовый учебник, рабочие тетради | |||||||||||
Зарубежная литература (8 часов) | ||||||||||||||||
Сведения об У.Шекспире. Сонеты | 1 | Комбинированный | Факты биографии У.Шекспира. Особенности сонета. Худож. своеобразие сонетов Шекспира. Особенности перевода С.Я.Маршака | Знать факты биографии У.Шекспира. Иметь представление о сонете как лирическом жанре. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Мацуо Басё. Хоку. | 1 | Урок усвоения нового материала | Факты биографии Мацуо Басё. Японские легенды и обычаи. Особенности структуры хокку. Смысловая нагрузка строк хокку. Эстетические принципы сложения хокку. Особенности эволюции жанра | Знать факты биографии Мацуо Басё. Усвоить особенности хокку как жанра японской поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Роберте Бёрнсе. Анализ ст-й «Возвращение солдата» и «Джон Ячменное Зерно» | 1 | Комбинированный | Факты биографии Р.Бёрнса. Истоки его поэзии. Сходство ст-ий с лиро-эпическими песнями | Знать факты биографии Р.Бёрнса. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос Оценка индивид. заданий | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения о Р.Стивенсоне. Анализ глав из романа «Остров сокровищ» | 2 | Комбинированный | Факты биографии Р.Стивенсона. История создания романа «Остров сокровищ», прототипы героев. Художественная идея произведения | Знать факты биографии Р.Стивенсона. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об А. де Сент-Экзюпери. Анализ главы «Линия» из романа «Планета людей» | 1 | Комбинированный | Факты биографии писателя. Художественная идея произведения. | Знать факты биографии Экзюпери. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Сведения об Янке Купале. Анализ ст-й. | 1 | Комбинированный | Факты биографии белорусского поэта. Художественная идея ст-й. ключевые идеи творчества. | Знать факты биографии Янки Купалы. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение | Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос | Базовый учебник, рабочие тетради | ||||||||||
Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)
Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...