Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов, на основе  Примерной программы по литературе , 5-9 классы (М.: Просвещение, 2011.),  подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения» под руководством А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова, А.М.Кондакова. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения  предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. В лицее в 5 классе программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и  ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).

                                                     Общая характеристика учебного предмета

      Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

целеполагание – постановка и осознание целей;

учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. 

      Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения  изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данная программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

В программе реализованы личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности; культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип опоры на культуру как мировоззрение; коммуникативно-деятельностный подход. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин-формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312
  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089
  4. Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. М. Просвещение 2011г.
  5. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании предмета «Литература»в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
  6. Областной закон «об образовании в Ростовской области»
  7. Концепция курса, представленного в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы/Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС» 2010г.
  8. Программа по литературе. Региональный компонент. Авторы: В.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д.Яцык. МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону», МОУ Методический центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000г.
  9. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 10.05.1998г. №1236)
  10. Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по литературе. МО Ростовской области.
  1. Содержание учебного предмета

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Русский фольклор

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Древнерусская литература

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира и русские басни

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Русская  литература XIX века (первая половина)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.   «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

Русская  литература XIX века (вторая половина)

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Русская литература XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности:  инсценирование.

Родная природа в  произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Литература народов России

Г. ТУКАЙ

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

Зарубежная литература

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

ГОМЕР

Поэма «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А.  Бунин. « Шире, грудь, распахнись...»,   «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит. ..», «Помню долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П.  Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»,  «Белогрудка» — по выбору.

4.Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при   выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

    – сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя    линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

  1. Структура курса.

№ п/п

Кол-во часов

В том числе на

УУД

Тема

Развитие речи

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1

1

Введение

Уважительное  отношение

к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников

Извлечение необходимой информации из различных источников

2

10

Русский фольклор

1

Постижение красоты и богатства, выразительности  русского слова

Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала

Создавать  устные тексты-рассуждения   художественного стиля

Определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов

3

2

Древнерусская литература

Осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства

Овладение техникой планирования учебной деятельности

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси

4.

7

Басня

Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен

Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников

5.

17

Литература XIX века (первая половина)

2

Освоение личностного смысла учения; выбор  дальнейшего образовательного маршрута

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

6.

20

Литература XIX века (вторая половина)

4

Освоение личностного смысла учения; выбор  дальнейшего образовательного маршрута

Овладение различными типами пересказа

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме

7

29

Литература XX века

2

Стремление совершенствовать  свою речь

Умение  самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста

Определение основной и второстепенной информации  и извлечение её из  текстов разных типов и стилей

8

1

Литература народов России

Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных     ценностей

Внесение необходимых   дополнений и изменений в  свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

9

18

Зарубежная

литература

1

Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных     ценностей

Внесение необходимых   дополнений и изменений в  свои действия

Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях

Осознанное  произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы

  1. Контроль за усвоением программы

6.1 Стартовая диагностика. Создание связного рассказа на заданную тему. Составление рукописного сборника «Слово о словах» (высказывания о художественном слове, чтении, книге

6.2.Перечень проверочных работ

№ п/п

Раздел программы

№ урока

Тема

Вид контроля

1.

Русский фольклор

10

Особенности волшебной сказки

Сочинение

2

13

Контрольное тестирование

3

Древнерусская литература

15

«Кий, Хек и Хорив», «Дань хазарам»

Исследовательская работа

4

Басня

21

Басни И.А.Крылова

Инсценировка басни

5

Литература 19 века (первая половина)

34-35

Подготовка и написание сочинения «Путешествие на поле славы»

Сочинение

6

Литература 19 века (2 половина)

44

Анализ эпизода рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Сочинение

7

54-55

Подготовка и написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Сочинение

8

59

Подготовка к домашнему сочинению.

Юмористический рассказ о случае из жизни

Сочинение

9

Литература 20 века

73

С.А.Есенин. лирика

Конкурс чтецов

10

84-85

Подготовка и написание сочинения «Какие поступки сверстников вызвали мое восхищение?»

Сочинение

11

Зарубежная литература

97

Письменный отзыв о герое произведения М.Твена

Сочинение

12

102

Контрольное тестирование по материалам, изученным в 5 классе

Тест

  1.  Итоговое тестирование

                                                                    1 вариант

1.  Композиция – это:

А) расположение, построение художественного произведения.

Б) столкновение, противоборство персонажей.

В) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

2.Иван Сергеевич Тургенев жил:

А) 1819-1875

Б) 1818- 1883

В) 1895- 1935

Г) 1923-1969

3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

А) «Ночь перед Рождеством»

Б) «Сорочинская ярмарка»

В) «Муму»

Г) «Вечер накануне Ивана Купала»

4.Кто  НЕ является героем  произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»:

А) Жилин

Б) Костылин

В) Дина

Г) Герасим

5. Марк Твен – это псевдоним:

А) Рея Брэдбери

Б) Х.К. Андерсена

В) Д. Лондона

Г) Сэмюэла Клеменса

6.Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:

«Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов поди тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.»

7.О ком из писателей эти строки:

Он родился в местечке  Сорочинцы Полтавской губернии , учился в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии.

8. Письменно и развернуто ответьте на вопрос:

Каким изображает детство крестьянских детей Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»? Только ли радостным и безоблачным?

                                                                                   2 вариант

1. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю П. П.Бажову:

А) сказ

Б) роман

В) повесть

Г) рассказ

2. Николай Васильевич Гоголь  жил:

А) 1819-1875

Б) 1809-1852

В) 1895- 1925

Г) 1920-1972

3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:

А) «Бесы»

Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Вечер накануне Ивана Купала»

 4.Кто  НЕ является героем  произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

А) Чуб

Б) Капитон

В) Оксана

Г)  кузнец Вакула

5. Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:

«На другой день был славный морозец, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше».

6.Сюжет- это:

А) ход событий, описанных в художественном произведении.

Б) круг событий, образующих основу художественного произведения

В) установившиеся принципы, правила.

Г) расположение, построение художественного произведения.

7. О ком из писателей эти строки:

Родился он в 1814 году в семье отставного капитана, мелкого помещика. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.

8. Письменно  развернуто ответьте на вопрос:

О чем басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» и в чем ее мораль?

  1. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение курса

1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2013 г.

 2. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2012 г.

3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

 4. Программа по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.-7-е изд. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2012 г.

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. Электронная библиотека школьника
  2. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  3. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  4. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
  5. Портреты поэтов и писателей.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Теория литературы

Планируемые

сроки

Факт

1.

Введение. «Книга – твой друг»

Вводный урок изучения нового материала, истории и теории литературы

Литература, хрестоматия Форзац, титульный лист, обложка.

Писатель, читатель, художественная и учебная литература

Мифология (2 ч.)

2.

Т.Л. Рассказ о мифе и мифологии

Урок теории литературы, изучения нового материала

Миф, легенда, античная мифология,  мифологический сюжет; мифологический герой;

3.

Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Комбинированный урок  художественного восприятия произведения

Предание, мифологический персонаж

Русский фольклор (10 ч.)

4.

Малые жанры фольклора. Загадки.

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

Загадки, пословицы и поговорки. Антитеза, антонимы, иносказание.

5.

Пословицы и поговорки

6.

Сказки.

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые).

7.

Сказка «Царевна-лягушка»

Урок изучения нового материала в процессе художественного восприятия произведения

Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочные образы.

8.

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

Урок изучения нового материала в процессе художественного восприятия произведений фольклора

Бытовая сказка Сказочный персонаж

9.

Сказки народов России. «Падчерица»

Урок изучения нового материала в процессе художественного восприятия произведений фольклора

Типы сказочных персонажей

10.

Р.р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к  домашнему сочинению

Урок развития речи

Композиция сочинения. Графическая работа

11.

Анализ письменных работ

Урок коррекции знаний, умений и навыков развития речи

12.

Вн. чт. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Урок внекласного чтения

13.

Контрольное тестирование

Урок контроля

Древнерусская литература (2 ч.)

14.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян»

Урок изучения нового материала в форме заседания учёного совета

Начальное понятие о древнерусской литературе.

Летопись

15.

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Урок исследовательского типа

Повторение понятия «летопись»

Басня (7 ч.)

16.

  Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и лисица». Лафонтен «Лисица и виноград»

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

Басня, притча, «эзопов язык», мораль

17.

В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса»

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

Басенный сюжет. Мораль. Инверсия.

18.

А.П. Сумароков «Ворона и Лиса»

Урок изучения художественных произведений

19.

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Урок изучения художественных произведений

20.

Басни И.А. Крылова

Урок изучения художественных произведений

Сравнение

21.

И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»

Урок изучения художественных произведений

Гипербола, аллегория

22.

Русская басня XX века

Урок изучения художественных произведений

Аллегория

Русская литература XIX в. (первая половина) (17 ч.)

23.

Краткие сведения об А.С. Пушкине

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

24.

А.С. Пушкин «Няне»

Урок  изучения нового материала

Риторическое обращение. Эпитет, сравнение, метафора, лирическое послание, пролог (начальные представления).

25.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок  изучения нового материала

Фольклорные элементы

26.

Четыре сходства и различия волшебной и литературной сказки

Урок применение знаний на практике

Фольклорные мотивы.

Различие народной и литературной сказки, композиция.

27.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

Урок  изучения нового материала

Рифма

28.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Урок формирования новых знаний,  изучения истории и теории литературы

Пейзажная лирика, мотив одиночества, внутренний монолог героя

29.

Поэзия XIX в. о родной природе

Урок применения знаний на практике в форме интегрированных уроков литературы,  изобразительного искусства

Пейзажная лирика, художественная идея стихотворения.

Виды пейзажей

30.

Вн. чт. Поэты Белгородской области о родной природе

Урок внеклассного чтения

31.

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

Урок  изучения нового материала,  изучения истории и теории литературы

32- 33.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве

Урок  изучения нового материала

Сравнения, эпитет, метафора, звукопись, диалог, монолог, аллитерация, ассонанс (развитие представления о тропах) прототип

34-35

Р.р. Подготовка и написание сочинения «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю. Лермонтова

Урок развития речи

Повествование

36.

Анализ сочинений

Урок коррекции знаний, умений и навыков развития речи

37.

Краткие сведения о Н.В. Гоголе

Урок  изучения нового материала.

Урок изучения истории и теории литературы

Сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

38.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула

Урок изучения художественного произведения

Мифологические и фольклорные мотивы

39.

Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Комбинированный урок  изучения художественного произведения

Фантастика, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Русская литература XIX в. (вторая половина) (20 ч.)

40.

Краткие сведения об И.С. Тургеневе

Урок  изучения нового материала. Урок изучения истории и теории литературы

41.

И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима

Урок изучения художественного произведения

Эпитет, сравнение, рассказ, тема художественного произведения.

42.

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Урок изучения художественного произведения

Литературный герой

43.

Герасим и Муму

Урок систематизации знаний.

Эпизод.

44.

Р.р. Анализ эпизода рассказа «Муму»

Урок развития речи

Эпизод, сюжет, конфликт, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

45-46

И.С. Тургенев «Воробей», «Русский язык»

Уроки изучения художественного произведения

Стихотворение в прозе, тропы

47.

Краткие сведения о Н.А. Некрасове

Урок  изучения нового материала. Урок изучения истории и теории литературы

48.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения

Урок применения знаний на практике в ходе изучения художественного произведения

Лирический герой, композиция.

49.

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

Урок применения знаний на практике в ходе изучения художественного произведения

Строфа, эпитет, оксюморон, лирический герой.

50.

Н.А. Некрасов «Тройка»

Урок изучения художественного произведения

Строфа, стих

51.

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

Урок  изучения нового материала. Урок изучения истории и теории литературы.

Сюжет в лироэпическом произведении

52.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену

Урок  изучения нового материала

Рассказ, портрет. Завязка, кульминация, развязка

53.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа

Комбинированный урок применения знаний на практике

Позиция автора.

54-55

Р.р. Подготовка и написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Урок комплексного применения знаний по развитию речи

56.

Анализ письменных работ

Урок коррекции знаний, умений  по  развитию речи

57.

Краткие сведения об А.П. Чехове

Урок  изучения нового материала.  Урок изучения истории и теории литературы

Юмор, ирония

58.

А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа

Урок  формирования новых знаний.

комическая ситуация,  антитеза, метафора, градация, роль художественной детали в создании образа.

59.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни

Урок повторения, систематизации, обобщения  знаний по развитию речи

Роль детали в создании образа. Юмористический рассказ.

Русская литература XX в. (29 ч.)

60.

Краткие сведения об И.А. Бунине

Урок формирования новых знаний Урок изучения истории и теории литературы

Стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений)

61.

И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…», «В деревне»

Урок обучения умениям и навыкам анализа лирического произведения

Стихотворение-размышление.

Образ-пейзаж

62.

И.А.Бунин «В деревне»

Урок обучения умениям и навыкам

Образ-пейзаж

63.

Краткие сведения о Л.Н. Андрееве

Урок формирования новых знаний, знакомство с историей, теоретическими сведениями

64.

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе

Урок формирования новых знаний, знакомство с историей, теоретическими сведениями

65.

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа

Урок применения знаний на практике

Финал, тема, эпизод

66.

Краткие сведения об А.И. Куприне

Урок изучения теории, исторических фактов

Рассказ  (расширение и углубление представлений);  характеристика персонажа, портрет героя.

67.

Т.Л. Тематика и проблематика литературного произведения.

Урок изучения теории

68.

А.И. Куприн «Чудесный доктор». Нравственные проблемы в рассказе

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Художественная идея, роль художественно-изобразительных средств.

69.

Краткие сведения об А.А. Блоке

Урок- экскурсия (урок обучения умениям и навыкам)

70.

А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

комбинированный урок

Антитеза, художественное пространство

71.

Краткие сведения о С.А. Есенине

Комбинированный урок изучения теории литературы, исторических фактов

72.

С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Урок применения знаний на практике

Эпитет, олицетворение, сравнение. Художественная идея.

73.

С.А. Есенин «Поет зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Урок применения знаний на практике

Эпитет, олицетворение, сравнение. Художественная идея.

74.

Краткие сведения об А.П. Платонове

Урок изучения теории литературы, исторических фактов

75.

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка

Урок обучения умениям и навыкам

Мифологическое сознание.

76.

Краткие сведения о П.П. Бажове

Урок изучения нового материала

77.

П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.П. Бажова

Урок изучения нового материала

Сказ, сказ и сказка

78.

П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа

комбинированный урок

Отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм

79-80.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя Рассказ Н.Носова «Три охотника».

Урок изучения нового материала

Юмор, система образов

81.

Краткие сведения о Е.И. Носове

Урок изучения нового материала

82- 83

Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе

Урок изучения нового материала

Юмор

84-85

Р.р. Подготовка и написание сочинения: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?

Урок развития речи

Пейзаж. Внутренний монолог.

86.

Родная природа в произведениях писателей XX в.

Урок применения знаний на практике в форме интеграции литературы, русского языка

Выразительные средства

Публицистический стиль речи.

87.

В.И. Белов «Весенняя ночь»

Урок-исследование материала в форме интеграции литературы и русского языка

Лирическая проза. Художественный стиль речи

88.

В.Г. Распутин «Век живи – век люби»

Урок совершенствования знаний и умений.

Литература народов России (1 ч.)

89.

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

Урок изучения нового материала

Зарубежная литература (16 ч.)

90-91

Краткие сведения о Д.Д. Дефо. Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо

Урок изучения нового материала,

урок обучения умениям и навыкам

Приключенческий роман, путешествие.

92-93

Краткие сведения о Х.К. Андерсене. «Снежная королева» (отрывки). Проблематика сказки

Урок изучения теории, исторических фактов,

комбинированный урок

Волшебная сказка, авторский замысел и его способ характеристики, литературные приёмы создания сказочной ситуации

94.

Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена

Урок изучения нового материала

95.

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых

Урок обучения умениям и навыкам

комбинированный урок

Прототип, юмор

96.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера

Урок обучения умениям и навыкам

комбинированный урок

97.

Р.р. Письменный отзыв о герое произведения

М. Твена

Урок развития речи

98.

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Сказание о Кише»

Урок изучения нового материала

Урок обучения умениям и навыкам

Речевая характеристика героя

99- 100

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека

Урок изучения нового материала

101.

Р. Брэдбери. Краткие сведения о писателе. «Всё лето в один день»: мечта и реальность, жизнелюбие – основа повести

Урок изучения нового материала

Урок обучения умениям и навыкам

102.

Контрольное тестирование по материалу, изученному в 5 классе

Урок контроля

103.

Анализ контрольного тестирования

Урок коррекции знаний, умений и навыков развития речи

104.

Заключительный урок. Литературная игра.

Урок контроля и проверки сформированности УУД

105.

Вн.чт. Рекомендации для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)

Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...