ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ..." (урок литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика Лермонтова")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Вступительное слово учителя о роли в жизни каждого поэта дам, которые вдохновляют их на создание самых прекрасных произведений (Можно привести примеры из жизни других поэтов, например, Грибоедов – Чавчавадзе, Пушкин – Гончарова).
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП
1вед. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь. Судьбою ему было отпущено всего 27 лет. Но гениальный поэтический дар могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни.
2 вед. Как настоящий, великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как человека и как поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ…….»
(урок литературы в 9 классе по теме «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»)
Цель: 1. Раскрыть обучающимся содержание лирики Лермонтова, посвященной теме любви
2. Формировать навык выразительного чтения, тренировка памяти
3. Формировать личностное отношение к лирике Лермонтова
Демонстрационный материал – изображения дам времен 19 века, портреты Лермонтова разных периодов жизни (можно использовать презентацию или портреты)
Звучит классическая музыка как фон. Традиционную расстановку парт необходимо убрать, освободив пространство для выступающих.
Используемая литература: очерк о жизни Лермонтова «Избранник»
- МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Вступительное слово учителя о роли в жизни каждого поэта дам, которые вдохновляют их на создание самых прекрасных произведений (Можно привести примеры из жизни других поэтов, например, Грибоедов – Чавчавадзе, Пушкин – Гончарова).
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП
1вед. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь. Судьбою ему было отпущено всего 27 лет. Но гениальный поэтический дар могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни.
2 вед. Как настоящий, великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как человека и как поэта.
(Обучающиеся класса читают стихотворения наизусть)
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок;
Всё, чем так гордятся люди,
Мой набег бы разрушал;
И к моей студеной груди
Я б страдальцев прижимал;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщен;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Не искал бы я забвенья
В дальном северном краю;
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!
1 вед. На всем его творчестве лежит печать грусти, печали. Но природа наделила его страстями, сильными чувствами
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
2 вед. Многие молодые женщины и юные девушки, с которыми дружил, которыми пленялся Лермонтов в свою короткую бурную жизнь, казалось, должны были утолить его духовный голод: они понимали его с полуслова, были остры на язык, хорошо начитаны. Но он искал единственную…
1 вед. Представьте, что мы в 19 веке, в Московском салоне (танец)
Мишель (так называли Лермонтова) говорит протяжно, медленно, а сам думает о другом. О чем же? Конечно, о Наталье Федоровне Ивановой, в дом которой его отвез учитель словесности.
Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран.
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная, иль стройный гибкий стан,
Или большие очи? Но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов — любить никто не мог,
Взор без огня — без запаха цветок!
О небо, я клянусь, она была
Прекрасна!.. Я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал.
Я был готов упасть к ногам ее,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и всё,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых всё блаженство — яд!
***
Мгновенно пробежав умом
Всю цепь того, что прежде было –
Я не жалею о былом:
Оно меня не усладило.
Как настоящее, оно
Страстями бурными облито,
Как снегом крест в степи забытой.
Ответа на любовь мою
Напрасно жаждал я душою
И если о любви пою –
Она была моей мечтою.
Как метеор в вечерней мгле,
Она очам моим блеснула
И бывши все мне на земле
Как все земное обманула
2 вед. Почти с первой встречи между Ташей Ивановой и Мишелем началась та вдохновенная игра, которую в юности называют любовью. Позже он пишет : «В ней слишком много жизни. Она любит все подряд, а следовательно, не может любить меня. Между нами пропасть»
Прости! — мы не встретимся боле,
Друг другу руки не пожмем;
Прости! — твое сердце на воле...
Но счастья не сыщет в другом.
Я знаю: с порывом страданья
Опять затрепещет оно,
Когда ты услышишь названье
Того, кто погиб так давно!
Есть звуки — значенье ничтожно
И презрено гордой толпой,
Но их позабыть невозможно:
Как жизнь, они слиты с душой;
Как в гробе, зарыто былое
На дне этих звуков святых;
И в мире поймут их лишь двое,
И двое лишь вздрогнут от них!
Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним;
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним.
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней
1 вед. Иванова вскоре выходит замуж, предпочтя Лермонтову старого генерала, а Лермонтов… Лермонтов страдает…
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
***
Всевышний произнес свой приговор, Его ничто не переменит; Меж нами руку мести он простер И беспристрастно все оценит. Он знает, и ему лишь можно знать, Как нежно, пламенно любил я, Как безответно все, что мог отдать. Тебе на жертву приносил я. Во зло употребила ты права, Приобретенные над мною, И мне польстив любовию сперва, Ты изменила -- бог с тобою! О нет! я б не решился проклянуть! Все для меня в тебе святое: Волшебные глаза и эта грудь, Где бьется сердце молодое. Я помню, сорвал я обманом раз Цветок, хранивший яд страданья, -- С невинных уст твоих в прощальный час Непринужденное лобзанье; Я знал: то не любовь -- и перенес; Но отгадать не мог я тоже, Что всех моих надежд, и мук, и слез Веселый миг тебе дороже! Будь счастлива несчастием моим И, услыхав, что я страдаю, Ты не томись раскаяньем пустым. Прости! -- вот все, что я желаю... Чем заслужил я, чтоб твоих очей Затмился свежий блеск слезами? Ко смеху приучать себя нужней: Ведь жизнь смеется же над нами! 1 вед. И снова тяжкие раздумья о жизни и смерти, о вечности, о добре и о зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской Земле я отдал дань земную **** Я, матерь божия, ныне с молитвою Не за свою молю душу пустынную, Окружи счастием душу достойную; Срок ли приблизится часу прощальному 2 вед. Мишель давно с соседями Лопухиными был как с родными. Старшей, Марии, он доверялся, с Алексеем Лопухиным был как брат. И вдруг… вбегая в их гостиную, увидел новое лицо: только что приехавшую из поместья младшую сестру Вареньку. Полуопущенные веки, карие глаза, слабые, мягкие ручки….. Она сочувствовала его любви и еще не догадывалась, что полюбила… Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоём! Так поток весенний отражает Свод небес далекий голубой И в волне спокойной он сияет И трепещет с бурною волной. Будь, о будь моими небесами, Будь товарищ грозных бурь моих; Пусть тогда гремят они меж нами, Я рожден, чтобы не жить без них. Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей, Но с тобой, мой луч-путеводитель, Что хвала иль гордый смех людей! Души их певца не постигали, Не могли души его любить, Не могли понять его печали, Не могли восторгов разделить.
Оставь напрасные заботы, |
1 вед. Он все еще помнит о своей несчастной любви о тех страданиях, которые пережил…
Мне любить до могилы творцом суждено!
Но по воле того же творца
Всё, что любит меня, то погибнуть должно
Иль, как я же, страдать до конца.
Моя воля надеждам противна моим,
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.
На пустынной скале незабудка весной
Одна, без подруг расцвела,
И ударила буря и дождь проливной,
И, как прежде, недвижна скала,
Но красивый цветок уж на ней не блестит,
Он ветром надломлен и градом убит.
Так точно и я под ударом судьбы,
Как утес, неподвижен стою,
Но не мысли никто перенесть сей борьбы,
Если руку пожмет он мою;
Я не чувств, но поступков своих властелин,
Я несчастлив пусть буду — несчастлив один.
2 вед. Он был так молод, целый мир заполнял его! И Мишель оставляет университет и уезжает в Петербург, в юнкерский корпус. Невесела будет его следующая встреча с Варенькой! А пока…..
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
2 вед. Это стихотворение адресовано Катишь Сушковой, старой знакомой Лермонтова по московским салонам, прозванной в обществе Черноглазкой.
(танец)
Но что за чувство влечет его к Катишь? Это была борьба двух самолюбий, игра
1 вед. «Добро же, госпожа Летучая мышь! Вы привыкли цепляться крыльями за все встречное. Ну так не угодно ли запутаться в собственных сетях» Нет, он не любил ее, но как же она ему нравилась!
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
2 вед. Лермонтов сам сделал так, чтобы его искренние чувства вскоре раскрылись, и Катишь оскорблена, его игра закончилась
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшийся мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
Итак, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою.
Прощай! — шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
5 Я встречу взор ее прекрасных глаз,
И, может быть, как знать… в последний раз!
1 вед. Среди вихря бала и шума столичной гостиной Лермонтова поразило известие – Варенька Лопухина вышла замуж. Это был удар, снова боль и страдание (музыка)
И вот мучительная встреча – на исходе декабря, по дороге в Тарханы, имение бабушки, он заехал к Лопухиным.
Мы снова встретились с тобой,
Но как мы оба изменились!..
Года унылой чередой
От нас невидимо сокрылись.
Ищу в глазах твоих огня,
Ищу в душе своей волненья.
Ах! как тебя, так и меня
Убило жизни тяготенье!..
2 вед. Варенька двигалась, улыбалась как сквозь некую пелену. Лермонтов почти беззвучно сказал :
1 вед. «Все забывается, кроме первой любви. Как утреннее солнышко, она осветила начало жизни и согреет напоследок. Разминулись мы. Но молю - вспоминайте, когда умру…»
2 вед. Там будет свидание, Мишель, я верю…
Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя;
Ты говоришь: есть жизнь другая,
И смело веришь ей... но я?..
Оставь страдальца! — будь покойна:
Где б ни был этот мир святой,
Двух жизней сердцем ты достойна!
А мне довольно и одной.
Тому ль пускаться в бесконечность,
Кого измучил краткий путь?
Меня раздавит эта вечность,
И страшно мне не отдохнуть!
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот,
Земля взяла свое земное,
Она назад не отдает!..
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..
Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы...
1 вед. Дорога проходила в тягостных снах наяву – сад после дождя, цветут липы, грустные думы о настоящей, так и не состоявшейся любви, которая уходила в туманную даль.
2 вед. Оставим Мишеля наедине со своими мыслями, чтобы сейчас вновь и вновь удивляться музыке его души, воплотившейся в стихах
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
III. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Звучит классическая музыка, выдерживается пауза. Далее можно начать обсуждение, выражение эмоций и чувств, вызванных увиденным и услышанным.
Домашнее задание на выбор учеников:
- Выучить понравившееся стихотворение
- Написать сочинение-миниатюру «Какой мне кажется лирика Лермонтова о любви»
- Создание сообщения по теме о других дамах-музах Лермонтова с подбором стихотворений, посвященных им
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс
Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...
урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.
Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики, раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. "Расул Гамзатов. Лирика дагестанского поэта"
Материал урока поможет организовать самообразование семиклассников в условиях дистанционного обучения....
Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...