Внеклассное мероприятие Его стихов божественная тайна
план-конспект занятия (литература) на тему

Внеклассное мероприятие посвящено сонету, зарубежному и сонету Серебряного века. Мероприятие предназеачено для учащихся 8-11 классов. Много стихов, музыки, обстановка при свечах, имеются инсценировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bneklasnoe_meropriiatie.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ п. Радищево Новоузенского района

Саратовской области

Внеклассное мероприятие по литературе

«Гармонии стиха божественные тайны»

                   Автор: Трошкова С.В.,

                                                                           учитель русского языка и литературы

          МОУ СОШ п.Радищево Новоузенского района

                                                    Саратовской области, стаж работы 27 лет,

                                               высшая квалификационная категория

Цели мероприятия: 1.познакомить учащихся с сонетами эпохи Средневековья и Возрождения, сонетами русских поэтов;

2. дать краткую историческую справку об этом особом виде стихотворения;

3. научить выразительному чтению сонетов.

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 8-11 классов.

Оформление вечера: портреты Данте, Петрарки, Шекспира, репродукции картин художников эпохи Возрождения — «Джоконда», «Джиневра де Бенчи» Леонардо да Винчи, «Женский портрет» Лукаса Кранаха, «Портрет молодой женщины» Доменико Венециано, «Портрет Симонетты Веспуччи», «Весна» (фрагмент), «Мадонна с гранатом», «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли (для создания романтической атмосферы во время чтения сонетов можно гасить свет и зажигать несколько свечей в красивых подсвечниках).

Мультимедийный проектор, презентация.

Действующие лица: 1-й ведущий, 2-й ведущий, чтецы, актеры.

Учитель. К нашему сегодняшнему внеклассному мероприятию близки слова старого русского драматурга Виктора Розова: « Хочется сказать вам: самое главное в жизни – не успехи, не карьера и уж тем паче не деньги, а человеческая любовь. Всё лучшее, что создано человечеством, рождено любовью… Вся сила – то ваша в том и заключена, что несмотря на зло, дурное влияние, на тёмные тучи бедствования, которые могут сгуститься над вашей головой, вы не должны этому поддаваться, а обязаны сохранить лучезарный цвет, что даётся каждому от Бога, цвет доброты, цвет сочувствия и сострадания. Но прежде всего, цвет любви». В мировой культуре немало великих сочинений, посвящённых любви. Особое место среди них занимают сонеты.

Звучит фрагмент из «Патетической сонаты» Бетховена.

Учитель. Как вы думаете, почему урок, посвященный сонету – одной из поэтических форм – мы начали с сонаты Бетховена? Есть ли что-то общее между сонатой и сонетом?

– Да, вы абсолютно правы, слова «сонет» и «соната» – однокоренные и произошли от латинского слова «СОНАРЭ», которое в переводе значит «звучать», «звенеть». В поэзии эта своеобразная стихотворная форма из 14 строк возникла в Сицилии в 13 веке. Как каноническая форма сонет достиг своего совершенства в эпоху Возрождения в творчестве Данте и особенно Петрарки. Замечательные сонеты писал также Микеланджело. Из Италии сонет пришел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в поэзии Ронсара в XII веке. Почти в это же время в Англии пишет сонеты Шекспир.

Учитель. Ребята, посмотрите на вопросы викторины. На эти вопросы вы ответите в конце вечера, ответы подавайте в письменном виде. Победителей ждет награда.

1.Где родился сонет? (Италия)
2.Назовите основоположников этого жанра? (Данте, Петрарка, Шекспир).
3.Из чего состоит сонет, его традиционная форма? (Два катрена и два терцета).
4.Что такое катрен? (Четверостишие).
5.Что такое терцет? (Трехстишие).
6.Основные темы сонета? (Любовь, творчество).
7.Назовите, кто обращался к жанру сонета в России? (Пушкин, Фет, Тютчев, Бунин, поэты – модернисты).
8.Назовите сонеты А.С.Пушкина. («Поэту», «Мадонна», «Сонет»).
9.Какие темы и традиции классического сонета использовали и развивали поэты – модернисты? (Темы любви, творчества, философичность).
10. В чём заслуга модернистов в развитии жанра сонета? (Расширение тем, изменение развития лейтмотива, ирония, использование новых выразительных средств).

Учитель. Итак, мы начинаем!

1 часть «Западноевропейские сонеты эпохи Средневековья и Возрождения»

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета…

А.С.Пушкин.

1-й ведущий: Во все времена пером стихотворцев руководило желание выразить свои чувства, поведать сокровенные тайны сердца. Кто из поэтов прошлого не писал о любви?. И у кого из них не было реальной «музы», женщины — вдохновительницы, которой они посвящали свои любовные гимны. Поэты издавна с благоговением относились к женщине. Вознося ее на пьедестал, они возлагали к его подножию стихи, в которых звучали их тайные думы и пыл возвышенной души.

Одним из самых изящных способов «сердцу высказать себя» стал сонет. Сонеты Данте, Петрарки, Шекспира известны всему миру. Сегодня у нас есть возможность войти в этот мир высоких чувств, волшебных звуков, изящных поэтических форм, попытаться понять тайну сонета.

2-й ведущий: Открываю страничку — и попадаю в таинственную страну четырнадцати строк. В чем их тайна? Может, в магическом числе? Но нет, наверное, в самом авторе. Ведь в них — все его чувства, настроение, его любовь, его душа. Сонет всегда готов раскрыть свои обьятья и унести вас на крыльях двух катренов и двух терцетов в царство вдохновения и возвышенных чувств.

Звучит «Мелодия» К.В.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»

1-й ведущий: Данте и Беатриче... Вряд ли в истории можно найти столь яркий пример пламенной и совершенной любви. Данте впервые увидел Беатриче девочкой девяти лет  от роду. Она была одета «в благороднейший кроваво — красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». В самой сокровенной глубине сердца будущего поэта родилось первое неосознанное чувство. Это чувство стало тайной его жизни. (девочку играет актриса)

1-й чтец: (часть 1 стихотворения Н. Гумилева «Беатриче»):

Музы, рыдать перестаньте,

Грусть вашу в песнях излейте,        

Спойте мне песню о Данте.

Или сыграйте на флейте.

Жил беспокойный художник

В мире лукавых обличий.

Грешник, развратник, безбожник,

Но он любил Беатриче.

Тайные думы поэта

В сердце его прихотливом

Стали потоками света,

Стали шумящим приливом.

Музы, в сонете -  брильянте

Странную тайну отметьте.

Спойте мне песню о Данте...

2-й ведущий: Прошло девять лет со дня первой встречи. И перед взором Данте, уже юноши, снова предстала Беатриче, (девочка постарше) «облаченная в одежды ослепительно белого цвета». Беатриче заметила юношу, улыбнулась и поклонилась ему. Какую бурю вызвало это в душе влюбленного. «Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении... Она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось - я вижу все грани блаженства... Когда я услышал ее сладостное приветствие... я преисполнился такой радостью, что, как опьяненный, удалился от людей», - пишет он. Начались настоящие муки любви. И тогда он обратился к поэзии.

Данте.  В ее очах Амура откровенье.

Преображает всех ее привет.

Там, где проходит, каждый смотрит вслед;

Ее поклон земным благословенье.

Рождает он в сердцах благоговенье.

Вздыхает грешник, шепчет он обет.

Гордыню, гнев ее изгонит свет;

О, дамы, ей мы воздадим хваленье.

Смиренномудрие ее словам

Присуще, и сердца она врачует.

Блажен ее предвозвестивший путь.

Когда же улыбается чуть- чуть,

Не выразить души. Душа ликует:

«Вот чудо новое явилось к вам!»

1-й ведущий: Беатриче была мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта. В заключение своей книги «Новая жизнь» он обещает еще больше прославить благороднейшую. «Если жизнь моя продлится еще несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине. И пусть душа моя по воле владыки куртуазии вознесется и увидит сияние моей дамы, прискорбно блаженной Беатриче, созерцающей в славе своей лик того, кто благословен во веки веков».

Данте: Пусть скорбь моя звучит в моем привете;

Так благородным надлежит сердцам.

Мой каждый вздох спешит навстречу к вам.

Как жить, не воздыхая, мне на свет!

Глаза мои передо мной в ответе

Я лил бы слезы чаще, знаю сам.

Оплакиваю лучшую из дам.

Чтоб душу в грустном облегчить сонете.

И призывают часто воздыханья

Ту, что в чертог небесный отошла,

В высокие небесные селенья,

Чтоб презрела мирские все дела

Моя душа в объятиях страданья,

Лишенная блаженства и спасенья.

2-й чтец: Любимой очи излучают свет

Настолько благородный, что пред ними

Предметы все становятся иными,

И описать нельзя такой предмет.

Увижу очи эти, и в ответ

Твержу, дрожа, повергнут в ужас ими:

«Отныне им не встретиться с моими!»,

Но вскоре забываю свой обет;

И вновь иду, внушая виноватым

Моим глазам уверенность, туда,

Где побежден, но их, увы, закрою

От страха там, где тает без следа

Желание, что служит им вожатым,

Решать Амуру, как же быть со мною.

2-й ведущий: Он и после смерти не вернулся

В старую Флоренцию свою.

Этот, уходя, не оглянулся,

Этому я песнь пою.

Факел, ночь, последнее обьятие,

За порогом дикий вопль судьбы.

Он из ада ей послал проклятье

И в раю не мог ее забыть.

Но босой, в рубашке покаянной,

Со свечей зажженной не прошел

По своей Флоренции желанной,

Вероломной, нежной, долгожданной...

I-й ведущий: Так писала о Данте Анна Ахматова, Личность и творчество Данте Алигъери всегда привлекали самых разных поэтов. Если сложить все написанное о нем, действительно получится торжественная песнь, в которой звучат ноты удивления, поклонения, восхищения. В 1956 году Ахматова выступила со «Словом Данте», посвященном 700-летию со дня рождения поэта: «Для моих друзей и современников величайшим, недосягаемым учителем всегда был суровый Алигъери: Гвельфы и гибеллины давно стали достоянием истории, белые и черные тоже, А явление Беатриче в 30 песне «Чистилища» - это явление навеки, и до сих пор перед всем миром она стоит под белым покрывалом, подпоясанная оливковой ветвью в платье цвета живого огня и в зеленом плаще».

2-й ведущий: Почти всегда вместе с именем Данте Алигъери мы произносим имя его младшего современника Франческо Петрарки. «Коли ты услышишь что-нибудь обо мне хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, - тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был, и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя». Так писал Петрарка в «Письме к Потомкам». Но не слабьй слух, сильный и вдохновенный голос поэта дошел до нас и донес его раздумья, чувства, имя его возлюбленной — Лаура, точную дату их первой встречи в Авиньонской церкви Святой Клары — 6 апреля 1327 года.

Разыгрывается сцена встречи Петрарки с Лаурой.

Петрарка: Был день, в который, по Творцу Вселенной

Скорбя, померкло Солнце... Луч огня

Из ваших глаз врасплох настиг меня:

О, госпожа, я стал их узник пленный!

Гадал ли я, чтоб в оный день священный

Была потребна крепкая броня

От нежных стрел? Что скорбь страстного дня

С тех пор в душе пребудет неизменной?

Был рад стрелок! Открыл чрез ясный взгляд

Я к сердцу дверь — беспечен, безоружен;

Ах! Ныне слезы лью из этих врат.

Но честь ли богу влить мне в жилы яд,

Когда, казалось, панцирь был не нужен?-

Вам - под фатой таить железо лат?

3-й чтец: Я лицезрел небесную печаль,

Грусть: ангела в единственном явленье.

То сон ли был? Но ангела мне жаль.

Иль облик чар? Но сладко умиленье.

Затмили слезы двух светил хрусталь,

Светлейший солнца. Кротких уст моленье.

Что вал сковать могло б и сдвинуть даль,-

Изнемогло, растаяло в томленье.

Все — добродетель, мудрость, нежность, боль —

В единую гармонию сомкнулось,

Какой земля не слышала дотоль.

И ближе небо, внемля ей, нагнулось.

И воздух был разнежен ею столь,

Что ни листка в ветвях не шелохнулось.

5-й чтец: Меж стройных жен, сияющих красою,

Она царит одна во всей вселенной,

И пред ее улыбкой несравненной

Бледнеют все, как звезды пред зарею.

Амур как будто шепчет надо мною:

Она живет и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет - счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмет с собой.

Как без луны и солнца свод небесный

Без ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи,

Когда она навек закроет очи.

2-й ведущий: Этот роковой момент настал ровно спустя 21 год со дня первой встречи 6 апреля. Жизнь Лауры унесла беспощадная чума. Все эти годы Петрарка пламенно любил эту женщину, хотя она и была замужем, и стала матерью 11 детей, и вообще они виделись всего несколько раз, обменявшись лишь мимолетными взглядами. Он любил духовной любовью, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты. Где бы он ни был, куда бы не заносила его судьба, всюду преследовал его лик возлюбленной:

Ты смотришь на меня из темноты

Моих ночей, придя из дальней дали,

Твои глаза еще прекрасней стали,

Не исказила смерть твои черты.

Как счастлив я, что скрашиваешъ ты

Мой долгий век, исполненный печали!

Звучит мелодия Ф.Листа «Сонет Петрарки»

1-й ведущий: А я без маяка, в скорлупе сырой

Сквозь шторм, который для меня не внове,

Плыву по жизни, правя наугад.

Да оборвется здесь на полуслове

Любовный стих! Певец устал, и лира

Настроена на самый скорбный лад.

2-й ведущий: Мне каждый день длинней тысячелетий

Без той, кого на землю не вернуть.

Но и в скорбные дни чувство к Лауре продолжало вдохновлять поэта на создание шедевров. Петрарка тщательно выбирал перо и, осторожно обмакнув его во флакон с черной, приготовленной из чернильных орешков краской, начинал писать. На желтый лист ложились ровные, круглые, с едва заметным наклоном вправо буквы. Он писал, будто произносил слова молитвы, вознося хвалу Всевышнему за то, что послал ему среди тысяч женщин одну — единственную, ставшую его вечной возлюбленной.

Благословен день, месяц, лето, час!

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

(Звучит ария Э. Вила Лобоса из Бразильской бахианы).

1-й ведущий: Вот уже на протяжении нескольких веков Шекспир остается для нас загадкой. О жизни его известно мало. Нет ничего удивительного в том, что не сохранилось точных сведений о героине его сонетов - Смуглой леди. Биографы не раз пытались выяснить, кто она, но в большинстве случаев исходили из догадок, Возможно, это Мери Фиттон - придворная дама, фрейлина Елизаветы, а может быть Эмилия Ланье - жена придворного музыканта? Дама сердца Шекспира - дама от поэтической традиции: он вероломна, безжалостна в своей красе, порочна. Посвященные ей сонеты обжигают огнем живого чувства, и нет сомнения, что они - следствие личной драмы, поэтическая исповедь о неразделенной любви.

1-й чтец: Любовь слепа и нас лишает глаз.

Не вижу я того, что вижу ясно.

Я видел красоту, но каждый раз

Понять не мог, что дурно, что прекрасно.

И если взгляды сердца завели

И якорь бросили в такие воды,

Где многие проходят корабли,-

Зачем ему ты не даешь свободы?

Как сердцу моему проезжий двор

Казаться мог усадьбою счастливой?

Но все, что видел, отрицал мой взор,

Подкрашивая правдой облик лживый.

Правдивый свет мне заменила тьма

И ложь меня объяла, как чума.

2-й чтец: Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

Но все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

2-й ведущий: Тайна сонетов Шекспира заключается в их необыкновенной наполненности человеческими чувствами. В этих 14 строчках перед нами предстает всего одна душа, переживающая радость и горе, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и измену…

В образе героини шекспировских сонетов нет ни капли лжи. Она, как и сама жизнь пусть не столь прекрасная, но желанная. В этом, вероятно, и заключена тайна сонета.

Эта женщина принесла поэту много страданий, но, несмотря на это, оставалась обожаемой, страстно любимой, пленительной. Поэт, словно завороженный, готов был поклясться, что в целом свете нет никого прекрасней. Вслушайтесь, какое благородство умение прощать звучит в его стихах.

3-й чтец: Блистательный мне был обещан день,

И без плаща я свой покинул дом

Но облаков меня догнала тень,

Настигла буря с градом и дождем.

Пускай потом, пробившись из-за туч,

Коснулся нежно моего чела,

Избитого дождем, твой кроткий луч,

Ты исцелить мне раны не могла.

Меня не радует твоя печаль,

Раскаянье твое не веселит.

Сочувствие обидчика едва ль

Залечит язвы жгучие обиды.

Но слез твоих, жемчужных слез ручьи,

Как ливень, смыли все грехи твои.

4-й чтец: Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь - над бурей поднятый маяк,

Немеркнущий во мраке и тумане,

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь — не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих-

То нет любви и нет стихов моих!

(Звучит сонет №90 «Уж если ты разлюбишь...» в исполнении Т. и С. Никитиных)).

1-й ведущий: Перенеся огромное духовное потрясение, научившись жить незаживающей раной в сердце, поэт находил в себе силы смеяться над собой:

Вода потока стала горячей.

Она лечила многие недуги.

И я ходил купаться в тот ручей

Чтоб излечиться от любви к подруге.

Любовь нагрела воду — но вода

Любви не охлаждала никогда.

2-й ведущий: Любовь и дружба, жизнь и смерть, добро и зло, истина и красота - все эти вечные темы нашли отражение в сонетах Шекспира, и в этом сам поэт видел залог бессмертия своих стихов.

5-й чтец: Не соревнуюсь я с творцами од,

Которые раскрашенным богиням

В подарок преподносят небосвод

Со всей земли и океаном синим.

Пускай они для украшенья строф

Твердят в стихах, между собою споря,

О звездах неба, о венках цветов.

О драгоценностях земли и моря.

В любви и в славе — правда мой закон,

И я пишу, что милая прекрасна,

Как все, кто смертной матерью рожден,

А не как солнце или месяц ясный.

Я не хочу хвалить любовь мою,

Я никому ее не продаю!

6-й чтец: Замшелый мрамор царственных могил

Исчезнет раньше этих веских слов,

В которых я твой образ сохранил.

К ним не пристанет пыль и грязь веков.

Пусть опрокинет статуи война,

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена,

Бегущие столетья не сотрут.

Ни смерть не увлечет тебя на дно,

Ни темного забвения вражда.

Тебе с потомством дальним суждено,

Мир износив, увидеть день суда.

Итак, до пробуждения живи

В стихах, в сердцах, исполненных любви!

1-й ведущий: Так щедро дарит поэт читателям свою душу, она живет в чудесных строчках, в наших сердцах, «исполненных любви», заставляя их биться сильнее, превращая Шекспира в «современника всех поколений».

1-й чтец (стихотворение К. Бальмонта «Шекспир»):

Средь инструментов всех волшебней лира:

В пьянящий звон схватив текучий дым,

В столетьях мы мгновенья закрепим

И зеркало даем в стихе для мира.

И лучший час в живом веселье пира —

Когда поет певец, мечтой гоним,-

И есть такой, что вот мы вечно- с ним,

Пленяясь звучным именем Шекспира.

Нагромоздив создания свои,

Как глыбы построений исполина,

Он взнес гнездо, которое орлино,

И показал все тайники змеи.

Гигант, чей дух — плавучая картина,

Ты — наш, чрез то, что здесь мы все — твои.

(Звучит романс «Её глаза» в исполнении БИ-2)

2 часть вечера «Сонет в русской поэзии»

1-й ведущий. Александра Пушкина в женщинах привлекала не только блистательная внешняя красота, которой он восхищался как поэт и художник, но и незаурядный ум, образованность, доброта души. Тридцатилетний Пушкин, умудрённый опытом, много переживший, увидел в своей будущей жене Наталье Гончаровой «чистейшей прелести, чистейший образец», сравнил её с божественной Мадонной.

Сонет «Мадонна» появился в переломный момент жизни Пушкина: в преддверии его женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой:

1-й чтец. Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

2-й ведущий. Самым виртуозным сонетистом на пороге «серебряного века» был Иннокентий Анненский, поэт высочайшей культуры, превосходный знаток западной версификации, питавший при этом особенную склонность к эксперименту.

Поэт был поглощен античностью. Трагически пронзительный, искренний голос поэта, высочайшее мастерство делают его поэзию значительным литературным явлением начала века. В стихотворениях Анненского видны ненавязчивая свобода, даже своеволие слова, одновременно зримого и точного. Изобразительны и артистичны строки его сонета «Ноябрь», в котором поэт отказывается от традиционного пятистопного ямба:

В тумане солнце, как в неволе…
Скорей бы сани, сумрак, поле,
Следить круженье облаков.

Мир сонетов Анненского всегда находится на близком расстоянии и узнается наощупь. Тоской наполнены не только души людей, но и все, что есть в мире. Уже названия показательны: «Мучительный сонет», «Второй мучительный сонет». В каждом – тоска части по Целому или мгновения по Вечности. Но в самой тоске оживает их связь или хотя бы её след.

Сонеты Анненского – одни из самых музыкальных в русской поэзии. Он схватывает чувства, настигающие человека. Эти чувства различаются не глазами, а обостренным слухом.

1-й ведущий. В последние годы жизни Анненский влюбился в жену своего пасынка Ольгу Петровну Барщевскую. Чувство было обоюдным, но любовь была странной, платонической, как говорил сам Анненский, «лучезарным сияньем»:

2-й чтец. Вихри мутного ненастья
Тайну белую хранят…
Колокольчики запястья
То умолкнут, то звенят.

Ужас краденого счастья –
Губ холодных мёд и яд
Жадно пью я, весь объят
Лихорадкой сладострастья.

Этот сон, седая мгла
Ты одна создать могла,
Снега скрип, мельканье тени,

На стекле узор курений,
И созвучье из тепла
Губ, и меха, и сиреней.

2-й ведущий. Другой ярчайший поэт «серебряного века» – Константин Бальмонт.
Известных любимых женщин у него было две. В феврале 1889 года Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, красивой барышне «боттичеллевского типа», дочери шуйского фабриканта. Ему тогда не было ещё и 22-х лет, ей – и того меньше. Но семейная жизнь молодых не удалась.
Через 7 лет Бальмонт женился на Екатерине Алексеевне Андреевой, с которой вместе переводил некоторых зарубежных авторов:

3-й чтец. О, если б кто-нибудь любил меня, как ты,
В те дни далёкие предчувствий и печали,
Когда я полон был дыханьем красоты,
И гимны ангелов заоблачных звучали.

На думы тайные мне тучки отвечали,
Луна сочувственно глядела с высоты,
Но струны лучшие в душе моей молчали,
И призрак женщины смутил мои мечты.

И призрак женщины склонялся надо мною.
Я жаждал счастия. Но призрак изменял.
И много дней прошло. Ты встретилась со мною.
Я полюбил тебя. Но точно бурный вал,
Предвестник гибели, какой-то голос грозно
Гремит насмешкою и вторит: «Поздно! Поздно!»

1-й ведущий. В поэзии М. Волошина сонет занимает важное место (автором написано 66 сонетов, что составляет примерно четверть всех его поэтических произведений).

В художественном методе Волошина заметна тяга к предельной выверенности слова, к точности не только поэтической, но и научной. В его цикле «Киммерийские сумерки» чувствуются хваткий взгляд художника и знание истории. У Волошина каждое слово обретает конкретное и поэтически объемное, живое значение:

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры,
В огне кустарники и воды, как металл.

Во многих сонетах Волошина, строгих по форме, встречаются переносы, в поэтике сонета признаваемые нежелательными. Но именно это наряду с обилием неуловимых пауз и придает неповторимое звучание его произведениям.

2-й ведущий. Поэт верил, что не случайно пришел в этот мир. Он считал, что должен исполнить особую миссию, но…

Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог…
Расплескан мед, и песни не допеты.

Философские раздумья, попытки осмыслить человеческое существование и свое предназначение с точки зрения мистики проникли и в стихотворения о природе, и в любовную лирику.

4-й чтец. Как Млечный Путь, любовь твоя
Во мне мерцает влагой звездной,
В зеркальных снах над водной бездной
Алмазность пытки затая.

Ты - слезный свет во тьме железной,
Ты - горький звездный сок. А я -
Я - помутневшие края
Зари слепой и бесполезной.

И жаль мне ночи... Оттого ль,
Что вечных звезд родная боль
Нам новой смертью сердце скрепит?

Как синий лед мой день... Смотри!
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари.

Звучит романс «По дороге»

1-й ведущий. Еще одна вершина русского сонета – произведения И. А. Бунина. Сонет обыкновенен у Бунина. Он пользуется по преимуществу основными классическими двусложными, реже трехсложными размерами, но наполняет их интонационным и словарным богатством живой «прозаической» речи. Сонеты Бунина отточены и полнокровны, в этой форме классически ясная манера и лаконичная живописность находят естественное выражение.

Восточные, библейские, мифологические мотивы его сонетов – это не просто осмысление экзотического материала любознательным путешественником, а яркие, каким-то волшебством выхваченные картины, настроения, сцены чужой жизни, увиденные с присущей Бунину трезвостью и грустью русского скитальца. Его художественный взгляд философски отмечает:

По жестким склонам каменные плиты
Стоят раскрытой Книгой Бытия.

2-й ведущий. Описать любовь с такой красотой и точностью, как делал это великий Иван Бунин, дано не каждому писателю. Это сильное, страстное и трагическое чувство было известно ему не понаслышке…

1-й ведущий. Для начинающей писательницы Галины Кузнецовой Бунин был кумиром. С первого взгляда он покорил ее блеском живого ума, глубиной переживаний. Как никто другой, Иван Алексеевич, знаток человеческих душ, понимал ее суть, женский характер. Что-то в нем завораживало и гипнотизировало Галину, барышню ведомую, нуждающуюся во властном и сильном человеке. Она писала в своем дневнике, что Бунин буквально «оглушил» ее, она безвольно подчинялась и тонула в нем.

Для Бунина Галина стала глотком свежего воздуха. Она была совершенно не испорчена зрелостью и напоминала окружающим девочку-подростка с худенькими плечами и тонкими запястьями. Она носила сандалии и короткие юбки, обожала море и солнце и словно вся была пронизана его лучами и солеными брызгами волн. Иван Алексеевич не мог налюбоваться глубиной ее серых печальных глаз. У них была огромная разница в возрасте - 30 лет. Они были уверены, что этот «солнечный удар» продлится вечно...

Звучит романс на стихи И.Бунина «Похолодели лепестки холодных губ…»

2-й ведущий. К сонетам питал особую склонность Н.Г. Гумилев. Наиболее сложная и неподатливая и в то же время наиболее типичная формула сонета как нельзя лучше отвечала экзотической романтике его вдохновения, соответствовала характеру его многоликого лирического героя. Это – то выглянувший из-за плеча Дон-Кихота «конквистадор в панцире железном» со всеми атрибутами романтического героя («рукою мертвеца» и «голубой лилией»), то один из пяти «капитанов, водителей безумных кораблей», «искателей неведомого счастья», то нищий, «священных схим озлобленный расстрига», коротающий ночью в заброшенной риге, которую его фантазия непринужденно преображает в храм, то легендарный, но такой непохожий на себя Дон-Жуан, любовной страстью пытающийся «обмануть медлительное время» и с ужасом предвидящий тщетность предпринимаемых усилий, а то и вовсе диковинный «попугай с Антильских островов», живущий «в квадратной келье мага»…

1-й ведущий. Особенно «к лицу» сонетная форма «итальянским стихотворениям» Гумилева, таким, как «Тразименское озеро», «Вилла Боргезе», «Когда вступила в спальню Дездемона…», традиционная строфическая одежда соединяет национальный колорит с историческим, переносит читателя к моменту и месту рождения сонета. В этом же ряду можно рассматривать стихотворение «Роза», в котором упомянуты канцоны знаменитого провансальского поэта Джауфре Рюделя. Тонко подчеркнув родственные связи жанров, породнившихся в Дантовой «Новой жизни», поэт изымает из истории несколько веков, чтобы продемонстрировать вечное постоянство любви:

Ее ведь смею я почтить сонетом:
Мне книга скажет, что любовь одна
В тринадцатом столетии, как в этом,
Печальней смерти и пьяней вина…

5-й чтец. Из камня серого иссеченные, вазы
И купы царственные ясени, и бук,
И от фонтанов ввысь летящие алмазы,
И тихим вечером баюкаемый луг.

В аллеях сумрачных затерянные пары
Так по-осеннему тревожны и бледны,
Как будто полночью их мучают кошмары,
Иль пеньем ангелов сжигают душу сны.

Здесь принцы, грезили о крови и железе,
А девы нежные о счастии в двоем,
Здесь бледный кардинал пронзил себя ножом…

Но дальше, призраки! Над виллою Боргезе
Сквозь тучи золотом блеснула вышина, —
То учит забывать встающая луна.

Звучит Романс «Жираф»

2-й ведущий. Более чем монолитны в жанровом отношении сонеты Игоря Северянина. Меньшую их часть составляют пикантные любовные сценки, большую – лирические портреты знаменитых художников прошлого и настоящего, не без претензии названные «медальонами». Сборник И. Северянина «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах» содержит 100 сонетов. В «Медальонах» поэт стремится глубже разъяснить себя по старому и мудрому правилу: «Скажи мне, кто твой друг, - и я скажу, кто ты».

В качестве лирических проекций души поэта сонеты делятся на те, которые отразили неповторимость человеческого «Я» Игоря Северянина, и те, где поэт является миру составной частью некоего «Мы», то есть социальной, национальной, возрастной общности.

1-й ведущий. Внутренняя цельность цикла «Медальоны» обусловлена не только общностью задачи и избранной стихотворной формой сонета. Сложилась также типологическая определённость созданного поэтом оригинального жанра «медальона», где факты чужой жизни и личности органически соединились с лирической рефлексией автора-поэта.

Коллекция портретов – «медальонов» включила в себя и автопортрет «Игорь-Северянин», который начинается с остро полемичной ноты:

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая …

Этот прием лег в основу многих сонетов, став типологической приметой созданного Северяниным жанра сонета – «медальона».

Сборник сонетов – «медальонов» стал своеобразной «анкетой-автобиографией».

2-й ведущий. Поэт, который любил в стихах и в жизни, и с легкостью своими рифмами покорял женские сердца - искал женщину своей мечты всю жизнь, и каждый раз влюблялся страстно, без остатка, восхищался многими женщинами и осыпал их дифирамбами. «Любовь! ты - жизнь, как жизнь - всегда любовь» - таким он видел смысл жизни, и женщины отвечали ему любовью.

1-й чтец. Я полюбил ее зимою
И розы сеял на снегу
Под чернолесья бахромою
На запустелом берегу.

Луна полярная, над тьмою
Всходя, гнала седую мгу,
Встречаясь с ведьмою хромою,
Поднявшей снежную пургу.


И, слушая, как стонет вьюга,
Дрожала бедная подруга,
Как беззащитная газель;

И слушал я, исполнен гнева,
Как выла злобная метель
О смерти зимнего посева.

2-й чтец. Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.

Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.

И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете

Печальный взор ее, направленный в окно.
Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.

Звучит романс «Жар свечей»

1-й ведущий. Думается, тайна магии сонета состоит и в том, что его глубокий смысл человек может почувствовать только сердцем и душой. Возможно, проникнув в мир сонета, читатель найдет ответы на многие вопросы и поймет, наконец, смысл этой суетной жизни.

Тайна сонета заключается не в умении слагать строчки, а в душе поэта. Автор страдает, горюет, радуется и восторгается, и обо всех его переживаниях нам рассказывает сонет.

Сонет это утешение для души. Когда мир окрашивается для тебя в темные краски, а в душе воцаряется печаль, тогда на помощь приходит сонет. Он играет колыбельную на струнах души, и печаль уступает место любви и свету.

Для поэта сонет — надежный друг, которому можно поведать о своих чувствах и мечтах, не боясь быть непонятым.

Сонет воспевает самое высокое человеческое чувство — любовь. Сонеты могут быть посвящены и дружбе, дружбе благородной, чистой и верной Наверное, поэтому сонеты способен понять всякий читатель — и старый, и молодой, и мудрый, и не очень. 14 строк — вот что делает сонет звонкой «песней птицы». Будь он короче, песня не получилась бы, будь длиннее — птица не поднялась бы в воздух.

Сонет — как жемчужное ожерелье, в котором каждая жемчужина имеет свое значение, это единая цепь, в которой без недостающего звена все рухнет. Каждая строчка сонета уносит нас в мир грез, мечтаний, любви, огорчений, надежд, разочарований — туда, где нет границ чувствам.

2-й ведущий: (стихотворение К. Бальмонта «Хвала сонету»):

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно — простой.

Учитель подводит итоги викторины.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )

Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...

Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Тайны жизни и творчества Вильяма Шекспира».Елфимовой Н.Ф.

(вступление – диалог),1-      Ананьев Д.2-      Васильева А.Диалог (Денис и Настя)•      Д.- Привет, что читаешь?•...

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”Цели и задачи: прививать учащимся интерес к русскому языку; развивать речь учащихся, находчивость , сообразительность....

Разработка внеклассного мероприятия «Духовных книг божественная мудрость».

это привлечение детского внимания и интереса к чтению духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей....

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”...

внеклассное мероприятие по русскому языку " Тайна имени твоего"

1)Познакомить учащихся со значением их имён, с ритуалом имянаречения на Руси. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность. 3) Воспит...