Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”
методическая разработка (русский язык) по теме

Бадлуева Елена Михайловна

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizm.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Конкурс 1. Приветствие команд.

Демонстрация командами домашнего задания в виде исследовательских проектов "Тайны фразеологии” с применением информационных технологий.

Как и любое приветствие, этот конкурс предполагает обращение команд друг к другу, к болельщикам, к жюри. Все это, разумеется, должно проходить весело, в шутливой форме. Поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы, они сближаются на этом основании с фразеологизмами. Поэтому вполне правомерно, на мой взгляд, взять в качестве названия конкурса одну из пословиц. Команды должны показать, какой смысл можно вложить в эту пословицу. Тема конкурса – "Тайны фразеологии”, и поэтому в своем выступлении командам необходимо каким-либо образом обыграть используемые фразеологизмы, однако это не значит, что абсолютно все шутки должны строиться на их основе. При оценке выступления команд необходимо учитывать как количество использованных слайдов, так и уместность их, связать с общим ходом выступления. Нельзя просто выйти на сцену, представить проект и начать сыпать фразеологизмами. Все должно звучать в действии.

Конкурс 2. Разминка "Что делать?”

Подготовка к этому конкурсу может проходить по-разному. Либо команды готовят слайд-вопросы друг другу, либо ведущие готовят вопросы для команд.

Конкурс предполагает умение команд быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Одна из команд (или ведущие) задает или демонстрирует команде-сопернице вопрос: "Что делать, если…(фразеологизм)?” Например, что делать, если:

    Вам пустили пыль в глаза.

    Вас ноги не держат.

    Вам дали сто очков вперед.

    В вас мечут громы и молнии.

    Вас прибрали к рукам.

    Вы проглотили аршин.

    Вам прописали ижицу.

    На ваших глазах делают из мухи слона.

    Вам подложили свинью.

    У вас свет померк в глазах.

    Перед вами ломают комедию.

    Вы вылетели в трубу.

    Негде иголку воткнуть.

    Вы попали пальцем в небо.

    Вы дали прикурить.

    Вы съели собаку.

    В ваш огород пустили козла.

    Вас держат в ежовых рукавицах.

Время ответа на вопрос-30 секунд. В том случае, если команды готовят слайд-вопросы друг другу, желательно, чтобы команда, задавшая вопрос, тоже на него ответила. Это поможет лучше сравнить ответы команд, и тогда можно будет эффективнее оценивать конкурс.

Конкурс 3. Конкурс капитанов

Капитанам предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся два конверта с заданиями, и капитаны сами выбирают себе конверт. Примеры в конвертах разные.

Задание 1.Исправьте предложения.

1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамен. 2. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 3. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала. 4. Не везде еще местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры. 5. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только одному ему присущую изюминку.

Ответы (можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри): 1. …без пяти минут повар. 2. …идет в ногу со временем. 3. …где не ступала нога человека. 4. …повернулась лицом. 5. …подметить в каждом питомце изюминку.

Задание 2.Исправьте предложения.

1. Необходимо уделить самое серьезное значение делу повышения производительности труда на заводе. 2. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни. 3. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 4. Как говориться, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как маленький пузырь.

Ответы (можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри): 1 …уделить внимание. 2. …производит эффект. 3. …давайте говорить о наболевшем. 4. …чем дальше в лес, тем больше дров. 5. …лопнула, как мыльный пузырь (вариант: рассыпалась, как карточный домик).

Время подготовки капитанов – 10 мин. При исправлении ошибок капитаны должны сначала прочитать неправильные варианты, а затем – исправленные. Для зрителей и жюри идет демонстрация ответов на слайдах.

Пока готовятся капитаны, проводится игра с болельщиками. Для этой игры можно выбрать одно из приведенных ниже заданий, если вы проводите внеклассное мероприятие и не ограничены временем – оба.

Вспомнить фразеологизмы со словами:

взять – в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, за душу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, сбою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силу, слово, с места, сторону, много на себя не взять, капли в рот, ни дать ни взять.

играть – в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.

Победителем считается тот, кто назовет последний фразеологизм.

Альтернативная игра с болельщиками.

Может ли горе быть в жидком состоянии? ( Хлебнуть горя, испить горя.)

Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности смерти.)

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка.)

Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног.)

(Можно подготовить слайд-ответы для зрителей и жюри)

Конкурс 4. Разгадай значение.

В основу этого конкурса, так же как и в основу приветствия, нужно положить пословицу. Можно предложить командам одну и ту же пословицу, можно дать им различные – разницы нет. Оцениваться будет артистизм, юмор, умение "сыграть” тему и, конечно же, использование (уместное или неуместное) речевых оборотов.

Примеры слайдов с пословицами:

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Чем дальше в лес, тем больше дров.

    Ученье – свет, а не ученье – тьма.

    Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.

    Гром не грянет – мужик не перекрестится.

    Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет.

    Без счастья и в лес по грибы не ходи.

По определениям угадайте фразеологизм.

    Очень худой, изможденный. (Кожа да кости.)

    Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. (Не солоно хлебавши.)

    Быть всегда готовым к защите, обороне. (Держать порох сухим.)

    Днем на виду у всех. (Среди бела дня.)

    Неохотно, принудив себя к чему-либо. (Скрепя сердце.)

Конкурс 5. "Черный ящик”.

Если вы установите, что связывает эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике. (Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.)

Ответ. Все эти предметы связывает слово вода. (Седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы.)

Конкурс 6. Конкурс художников. Живые картинки.

Используя приемы пантомимы (т.е. с помощью жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:

    Куры денег не клюют

    Вставлять палки в колеса

    Делать из мухи слона

    Галопом по Европе

    Язык чешется

    Делить шкуру неубитого медведя

Заключительный этап – Объявление оценок за последний конкурс, объявление итоговых оценок, вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”Цели и задачи: прививать учащимся интерес к русскому языку; развивать речь учащихся, находчивость , сообразительность....

внеклассное мероприятие по русскому языку " Тайна имени твоего"

1)Познакомить учащихся со значением их имён, с ритуалом имянаречения на Руси. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность. 3) Воспит...

Викторина "Своя игра". Внеклассное мероприятие по русскому языку. Разделы: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.

Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.Участие принимают две команды. Викторина проводится в два тура. Команды получают игровые поля (презентация проводится по ссылкам) с темам...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...