Обобщающий урок по теме «Лексика»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Обобщающий урок по теме «Лексика» 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_leksika.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Лексика» (2 часа)
Цели: Общеобразовательные цели:
- значительно пополнить словарный запас пятиклассников;
- показать взаимосвязь синонимов и антонимов;
- расширить представление о синонимах посредством фразеологических оборотов;
- учить нестандартно мыслить при выделении тематических рядов в цепочке слов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
- На доске
худой | Полный | Синонимы |
Толстый | ||
Хороший | ||
Целый |
Каждый из этих синонимов может быть антонимом, и слово «худой» войдет в 4 ряда синонимов.
Берем первый из синонимов «полный», подбираем к нему ряд синонимов
Полный | Худей | Строение тела, организма |
Поджарый | ||
Сухой | ||
Сухощавый | ||
Сухопарый | ||
Костлявый |
Толстый | Худой | Болезненное состояние |
Тощий | ||
Худосочный | ||
Исхудалый | ||
Худущий | ||
Истощенный |
Хороший | Плохой | Характер человека |
Дурной | ||
Скверный | ||
Дрянной | ||
Поганый | ||
Паршивый | ||
Никудышный |
Целый | Дырявый | Об одежде или обуви |
Рваный | ||
Худой | ||
Порванный | ||
Изорванный | ||
Оборванный | ||
Драный | ||
Продранный | ||
Ободранный |
Вывод: таким образом, к каждому слову синонимического ряда к антониму «худой» мы подобрали четыре ряда синонимов, характеризующие строение тела человека, его характер, подобрали целый ряд оценочных синонимов, характеризующих одежду и обувь, а также определили болезненное состояние человека.
- Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и фразеологизмы. Хотя тема «Фразеологические обороты» - тема 6-го класса, но мы берем некоторые фразеологические обороты со словом «вода»
Как в воду опущенный – грустный.
Концы в воду – скрыть улики преступления.
Как в воду кануть – исчезнуть.
Как с гуся вода – все нипочем.
Как две капли воды – очень похожи.
Как рыба в воде – чувствовать себя уютно.
Много воды утекло – прошло много времени.
Много воды (в докладе или выступлении) - нет сути.
Прошел сквозь огонь и воду – бывалый.
Воду мутить – возмущаться не по делу.
В мутной воде рыбку ловить – получить незаслуженное преимущество.
Воды не замутит – очень спокойный.
Как в воды глядел – предвидел исход дела.
Вилами на воде писано – неизвестно, как все произойдет.
Набрать в рот воды – молчать.
Вывести на чистую воду – предъявить доказательства.
Выйти сухим из воды – избежать последствий от неприятной ситуации.
Седьмая вода на киселе – дальнее родство.
Носить воду решетом – заниматься бесполезным делом.
Учитель: Посмотрите, какое богатство, а ведь мы взяли только одно слово «вода». Есть фразеологизмы о труде, о жизни, о быте и т.д.
- Продолжаем работу с синонимами.
а) – являются ли синонимами слова:
хихикать
смеяться
хохотать
покатываться (со смеху)
прыскать
заливаться
засмеяться
насмехаться
- найдите доминирующие слова (смеяться).
Ответ: два последних не являются синонимами:
Насмехаться – язвительно к кому-либо обращаться;
Засмеяться – слово указывает на начало действия.
б) – найдите в группе доминирующее слово и определите сферу употребления ряда синонимов:
Растратить | Доминирующее слово |
Растранжирить | Сфера применения – разговорный стиль, в словаре могут быть с пометкой «перен.», «разг.» |
Просадить | |
Промотать | |
Просвистать | |
Профинтить | |
Профукать |
в) дана группа слов:
- все ли из них являются синонимами и можно ли доминирующее слово определить посредством других слов – синонимов
Дымка
Марево
Туман – доминирующее слово
Мгла
Муть
Ответ: все слова, кроме слова «муть» можно использовать для описания слова туман – непрозрачная завеса и мельчайших капелек влаги.
- Новые знания (то, что не изучали).
Слова, которые мы не замечаем как синонимы
Начинаться | Восстание | Вспыхнуло |
Ветер | Поднялся | |
Ситуация | Сложилась | |
Война | Разразилась | |
Беседа | Завязалась |
- Домашние заготовки.
а) Даны слова, к ним добавить другие, чтобы получилось словосочетания, но при этом степень этих словосочетаний должна быть превосходной
Отказ | Очень | Категорический |
Вооружен | До зубов | |
Спать | Без задних ног | |
Соблюдать | Неукоснительно |
б) показать множество соответствующим словом
Птицы | Много | Стая |
Рыбы | Косяк | |
Пчелы | Рой | |
Редиска | Пучок | |
Деревья | Купа |
в) дать толкование слов:
Изба | Толкование дают дети |
Хата | |
Мазанка | |
Юрта | |
Чум | |
Яранга | |
Иглу | |
Вигвам | |
Сакля |
- Перейдем к антонимам.
- Являются ли данные слова антонимами?
Стоять – сидеть | Нет |
Глупый – неглупый | Нет |
Подниматься – спускаться | Да |
Брат – сестра | Нет |
Ругать – хвалить | Да |
Красивый – урод | Нет |
Стена – пол | Нет |
(Дети дают объяснение, почему те или иные антонимы таковыми не являются)
- Тематические ряды.
а) Даны слова:
Река | Входит ли в этот ряд слово «водопровод» |
Озеро | |
Ручей | |
Водопад |
Ответ: все будет зависеть от того, какой признак положили в основу.
В этот ряд оно входить не будет, т.к. это природные источники. «Водопровод» - это движение воды по искусственному сооружению (трубам). В этот ряд могут войти: водопровод, канал, ярык.
б) Какие тематические ряды можно выделить из слов: чай, кофе, вода, крюшон, лимонад, керосин, молоко, нарзан, кока-кола, нефть, сок, компот, соус, бензин, стерт, йогурт, пепси, кетчуп, физраствор, масло, сироп, фанта, кефир.
Ответ: 1) съедобные продукты;
2) жидкости;
3) напитки;
4) нефть и нефтепродукты;
5) медпрепараты;
6) сладкие;
7) горючие;
8) прозрачные;
9) приготовляемые в домашних условиях;
10) молочные;
11) тягучие;
12) иностранные напитки.
Учитель: при этом, одни и те же слова могут входить в разные тематические ряды.
- Домашние заготовки.
Определить тематические ряды слов: ларец, шкатулка, сундучок, пенал, несессер, сумочка, ящичек,, коробочка, портфель, папка, футляр, ранец, рюкзак.
Толкование: предмет, в который что-либо складывают.
Тематические ряды:
- деревянные;
- кожаные;
- маленького размера;
- походные;
- школьные;
- предмет, имеющий ручку для переноса;
- заплечные.
- Домашнее задание.
- В какие тематические ряды может входить слово «паркет»:
1) паркет, линолеум, ламинат – покрытие пола;
2) паркет, лед, стекло – гладкий;
3) паркет, шкаф, дверь – деревянный;
4) паркет, стол, шкаф – лакированный;
5) паркет, мозайка, виртаж – набранный из частей;
6) паркет, асфальт, тротуар – то, по чему ходят.
- Паронимы.
Представить | - | Предоставить |
_ | _ | |
Предъявить Показать | Дать пользоваться чем-то |
Брезгливый | - | Брюзгливый |
_ | _ | |
Всюду видит нечистоплотность | Ворчливый |
Абонемент | - | Абонент |
_ | _ | |
Билет на многократное посещение какого-либо мероприятия | Тот, кто имеет абонемент |
Обаяние | - | Обоняние |
_ | _ | |
Восхищение кем-либо | Улавливать запахи |
ВЫВОД ПО УРОКУ:
Богатство лексики русского языка позволяет не только обогащать свою речь новыми словами, но еще и увидеть, как эти слова взаимодействуют в различных речевых ситуациях и употребляются в художественном и разговорном стилях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Лексика"
Урок русского языка в 6 классе учит анализу словообразовательной модели слова для установки его ЛЗ....
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...
Презентация к обобщающему уроку по теме "Лексика" в 5 классе.
Презентация поможет сделать урок ярче. Содержит задания по определению синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Задания предложены в форме путешествия к загадочной планете. Минимум подготов...
Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе
Тип урока: обобщающий урок-путешествиеФорма: нетрадиционнаяКласс: 5...
Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе
Тип урока: обобщающий урок в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщающий урок по теме: «Лексика».
Обобщающий урок по теме: «Лексика».Цели: 1) Проверить сформированность у учащихся умения работать со словарём, определять лексическое значение слов, подбирать синонимы и антонимы2) обогатить сло...
Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Аннотация к уроку: Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...