Обобщающий урок по теме «Лексика»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Обобщающий урок по теме «Лексика»  2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_leksika.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лексика» (2 часа)

Цели:  Общеобразовательные цели:

- значительно пополнить словарный запас пятиклассников;

- показать взаимосвязь синонимов и антонимов;

- расширить представление о синонимах посредством фразеологических оборотов;

- учить нестандартно мыслить  при выделении тематических рядов в цепочке слов.  

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. На доске

худой

Полный

Синонимы

Толстый

Хороший

Целый

Каждый из этих синонимов может быть антонимом, и слово «худой» войдет в 4 ряда синонимов.

Берем первый из синонимов «полный», подбираем к нему ряд синонимов

Полный

Худей

Строение тела, организма

Поджарый

Сухой

Сухощавый

Сухопарый

Костлявый

Толстый

Худой

Болезненное состояние

Тощий

Худосочный

Исхудалый

Худущий

Истощенный

Хороший

Плохой

Характер человека

Дурной

Скверный

Дрянной

Поганый

Паршивый

Никудышный

Целый

Дырявый

Об одежде или обуви

Рваный

Худой

Порванный

Изорванный

Оборванный

Драный

Продранный

Ободранный

Вывод: таким образом, к каждому слову синонимического ряда к антониму «худой» мы подобрали четыре ряда синонимов, характеризующие строение тела человека, его характер, подобрали целый ряд оценочных синонимов, характеризующих одежду и обувь, а также определили  болезненное состояние человека.

  1. Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и фразеологизмы. Хотя тема «Фразеологические обороты» - тема 6-го класса, но мы берем некоторые фразеологические обороты со словом «вода»

Как в воду опущенный – грустный.

Концы в воду – скрыть улики преступления.

Как в воду кануть – исчезнуть.

Как с гуся вода – все нипочем.

Как две капли воды – очень похожи.

Как рыба в воде – чувствовать себя уютно.

Много воды утекло – прошло много времени.

Много воды (в докладе или выступлении) - нет сути.

Прошел сквозь огонь и воду – бывалый.

Воду мутить – возмущаться не по делу.

В мутной воде рыбку ловить – получить незаслуженное преимущество.

Воды не замутит – очень спокойный.

Как в воды глядел – предвидел исход дела.

Вилами на воде писано – неизвестно, как все произойдет.

Набрать в рот воды – молчать.

Вывести на чистую воду – предъявить доказательства.

Выйти сухим из воды – избежать последствий от неприятной ситуации.

Седьмая вода на киселе – дальнее родство.

Носить воду решетом – заниматься бесполезным делом.

Учитель: Посмотрите, какое богатство, а ведь мы взяли только одно слово «вода». Есть фразеологизмы о труде, о жизни, о быте и т.д.

  1. Продолжаем работу с синонимами.

а) – являются ли синонимами слова:

    хихикать

    смеяться

    хохотать

    покатываться (со смеху)

    прыскать

    заливаться

    засмеяться  

    насмехаться

  - найдите доминирующие слова (смеяться).

Ответ: два последних не являются синонимами:

Насмехаться – язвительно к кому-либо обращаться;

Засмеяться – слово указывает на начало действия.

б) – найдите в группе доминирующее слово и определите сферу употребления ряда  синонимов:

Растратить

Доминирующее слово

Растранжирить  

Сфера применения – разговорный стиль, в словаре могут быть с пометкой «перен.», «разг.»

Просадить

Промотать

Просвистать

Профинтить

Профукать

 в) дана группа слов:

- все ли из них являются синонимами и можно ли доминирующее слово определить посредством других слов – синонимов

Дымка

Марево

Туман – доминирующее слово

Мгла

Муть

Ответ: все слова, кроме слова «муть» можно использовать для описания слова туман – непрозрачная завеса и мельчайших капелек влаги.

  1.  Новые знания (то, что не изучали).

Слова, которые мы не замечаем как синонимы

Начинаться

Восстание

Вспыхнуло

Ветер

Поднялся

Ситуация

Сложилась

Война

Разразилась

Беседа

Завязалась

  1. Домашние заготовки.

а) Даны слова, к ним добавить другие, чтобы получилось словосочетания, но при этом степень этих словосочетаний должна быть превосходной

Отказ

Очень

Категорический

Вооружен

До зубов

Спать

Без задних ног

Соблюдать

Неукоснительно

  б) показать множество соответствующим словом

Птицы

Много

Стая

Рыбы

Косяк

Пчелы

Рой

Редиска

Пучок

Деревья

Купа

в) дать толкование слов:

Изба

Толкование дают дети

Хата

Мазанка

Юрта

Чум

Яранга

Иглу

Вигвам

Сакля

  1. Перейдем к антонимам.

- Являются ли данные слова антонимами?

Стоять – сидеть

Нет

Глупый – неглупый

Нет

Подниматься – спускаться

Да

Брат – сестра

Нет

Ругать – хвалить

Да

Красивый – урод

Нет

Стена – пол

Нет

 (Дети дают объяснение, почему те или иные антонимы  таковыми не являются)

  1.  Тематические ряды.

а) Даны слова:

Река

Входит ли в этот ряд слово «водопровод»

Озеро

Ручей

Водопад

Ответ: все будет  зависеть от того,  какой признак положили в основу.

В этот ряд оно входить не будет, т.к. это природные источники. «Водопровод» - это движение  воды по искусственному сооружению (трубам). В этот ряд могут войти: водопровод, канал, ярык. 

б) Какие  тематические ряды можно выделить из слов: чай, кофе, вода, крюшон, лимонад, керосин, молоко,  нарзан, кока-кола, нефть, сок, компот, соус, бензин, стерт, йогурт, пепси, кетчуп, физраствор, масло, сироп, фанта, кефир.

Ответ: 1) съедобные продукты;

             2) жидкости;

             3) напитки;

             4) нефть и нефтепродукты;

             5) медпрепараты;

             6) сладкие;

             7) горючие;

             8) прозрачные;

             9)  приготовляемые в домашних условиях;

             10) молочные;

             11) тягучие;

             12) иностранные напитки.

Учитель:  при этом, одни и те же слова могут входить в разные тематические ряды.  

  1. Домашние заготовки.

Определить тематические ряды слов: ларец, шкатулка, сундучок, пенал, несессер, сумочка, ящичек,, коробочка, портфель, папка, футляр, ранец, рюкзак.

Толкование:  предмет, в который что-либо складывают.

Тематические ряды:

  1. деревянные;
  2. кожаные;
  3. маленького размера;
  4. походные;
  5. школьные;
  6. предмет, имеющий ручку для переноса;
  7. заплечные.

   

  1. Домашнее задание.

- В какие тематические ряды может входить слово «паркет»:

1) паркет, линолеум, ламинат – покрытие пола;

2) паркет, лед, стекло – гладкий;

3) паркет, шкаф, дверь – деревянный;

4) паркет, стол, шкаф – лакированный;

5) паркет, мозайка, виртаж – набранный из частей;

6) паркет, асфальт, тротуар – то, по чему ходят.

  1.  Паронимы.

Представить

-

Предоставить

   _

_

Предъявить

Показать

Дать пользоваться чем-то

Брезгливый

-

Брюзгливый

   _

_

Всюду видит нечистоплотность

Ворчливый

Абонемент

-

Абонент

   _

_

Билет на многократное  посещение  какого-либо мероприятия

Тот, кто имеет абонемент

Обаяние

-

Обоняние

   _

_

Восхищение кем-либо  

Улавливать запахи

           ВЫВОД ПО УРОКУ:

 Богатство  лексики русского языка  позволяет не только обогащать свою речь новыми словами, но еще и увидеть, как эти слова взаимодействуют в различных речевых ситуациях и употребляются в художественном и разговорном стилях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Лексика"

Урок русского языка в 6 классе учит анализу словообразовательной модели слова для установки его ЛЗ....

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

Обобщающий урок по теме  «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности  (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...

Презентация к обобщающему уроку по теме "Лексика" в 5 классе.

Презентация поможет сделать урок ярче. Содержит задания по определению синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Задания предложены в форме путешествия к загадочной планете. Минимум подготов...

Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе

Тип урока: обобщающий урок-путешествиеФорма: нетрадиционнаяКласс: 5...

Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе

Тип урока: обобщающий урок  в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщающий урок по теме: «Лексика».

Обобщающий урок по теме: «Лексика».Цели: 1) Проверить сформированность у учащихся умения работать со словарём, определять  лексическое значение слов, подбирать синонимы и антонимы2) обогатить сло...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...