Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Тип урока: обобщающий урок-путешествие Форма: нетрадиционная Класс: 5 Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме. Задачи: Образовательные: - формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова
- совершенствовать умение работы со словарями разных типов
Развивающие: - развивать творческое мышление, активность учащихся
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
Воспитательные: привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку воспитывать бережное отношение к родному языку Оборудование: - выставка «В мире словарей»
- карта островов в океане Лексики
- проектор, компьютер, экран
- компьютерная презентация
Ход урока: Перемена. 2 матроса в тельняшках убирают «палубу». Звонок. Входит капитан. (Слайд№1) Капитан: Матросы, доложите обстановку! Матросы: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова! Всё чисто! Капитан: Молодцы, матрос Швабрин, матрос Тряпкин! Отдать швартовы! Приготовиться к отплытию! ( Слайд№2)
1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания. Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров – ваших родителей. Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: Число. Классная работа. - Для начала вспомним: Что такое Лексика? Как называется раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав языка?( Слайд№3) - Задание( Слайд№4) - Укажите лексическое значение слова острый в данных словосочетаниях: - Острое копье (отточенное, хорошо режущее). - Острый нос (суживающийся к концу). - Острая шутка (отличающаяся остроумием). - Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние). - Острая боль (сильно, ярко выраженная). - Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий). СЛАЙД№5 Задание второе. Угадайте слова по их лексическим значениям. 1. Говорить тихо, неразборчиво. 2. Пронзительно, резко кричать. 3. Перевертываться через голову. 4. Идти, делая частые, мелкие шажки. 5. Вырывать вместе с корнями пни, деревья. 6. Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю. | 1. Бормотать. 2. Визжать. 3. Кувыркаться. 4. Семенить. 5. Корчевать. 6. Сочувствовать. |
- Что такое лексикон?
-Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто. 2 ученика читают стихотворение по ролям. Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла!
Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!
СЛАЙД №6 (карта). Познакомимся с картой путешествия.
СЛАЙД№7- Посмотрите на экран, что изображено?(панда)
- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.
СЛАЙД 8. Каждый словарь – почетный житель острова. - Посмотрите внимательно, с какими из лингвистических словарей вы уже знакомы? Какие сведения мы можем узнать из словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!
СЛАЙД№9- Как сказал Анатоль Франс, «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
СЛАЙД 10 - Расскажите о жителях этого острова!
Жители острова Однозначных и Многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.
СЛАЙД№11 -Давайте им докажем, что слова МЕСЯЦ и ЗЕМЛЯ – многозначные слова. Задание. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? Это месяц (календарный) и месяц (небесное тело). Слово многозначное. Многозначность - свойство слов употребляться в разных значениях. СЛАЙД№12 1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория) 2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва) 3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша) 4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета) 5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
СЛАЙД№13(рисунки)
СЛАЙД№14 - А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения. –Что такое прямое и переносное значение? (ответы)
СЛАЙД№15- Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа? Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).
СЛАЙД №16 -Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено: - скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). А среди почетных пассажиров есть бабушка? Как вы понимаете выражение «золотая бабушка»? СЛАЙД№17 Задание. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении. - потерять терпение - горький перец - горячий спор - легкий характер - ласточкино гнездо - хлебнуть горя - потерять терпение - горячий спор - легкий характер - хлебнуть горя
Продолжаем наше путешествие.
СЛАЙД №18.Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.
- Первое требование пиратов.
СЛАЙД№19 Задание. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке? | Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. | СЛАЙД№20 Задание. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня, петрушка – петрушка». | Барыня – русская пляска. Барыня – помещица. Петрушка – корнеплод. Петрушка – кукла. |
- Что такое омонимы? Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю овсянку! – добавил Сашка – И я люблю! – сказал Матвей. – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка. – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали. Итак, мы спасли омонимы.
СЛАЙД №21. - Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению. - Это животное можно назвать двумя словами «крокодил - аллигатор». Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. СЛАЙД№22
Задание. Подберите как можно больше синонимов к словам «умный, быстро». | Умный - мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый. Быстро - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом. |
СЛАЙД№23 - Подберите синонимы. Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, - враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный - злой).
- Молодцы. Мы спасли Синонимы. СЛАЙД№24 – Задание. Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам горький, начинать, буря, сложный, трудолюбивый, короткий, забывать, и в вертикальном выделенном столбце вы -прочитаете общее название таких слов.
СЛАЙД№25 Задание. Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары? СЛАЙД№26 | Антонимы - слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением. |
СЛАЙД№27 Верно. А сейчас вы увидите следующее требование пиратов. Подберите антонимы к следующим словам: рано, бледный, утро, рассвет, далекий, широкий. | Поздно, румяный, вечер, закат, близкий, узкий. |
Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.
СЛАЙД№28- ДАВАЙТЕ ПОШУТИМ!!!!! СЛАЙД№29-Лексическая загадка. - Какие слова помогают автору показать непостоянство ветра?
СЛАЙД№30 На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать. - А что такое фразеологизмы? -Это устойчивые словосочетания.
СЛАЙД №31. Прочитайте выразительно стихотворения.
1. За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? 2. За столом, Петрусь, - Говорят, - Прикуси язык, - Говорят! Он язык прикусил… И сильней заголосил.
2. Назовите фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).
3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).
Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы. СЛАЙД 32,33,34,35
- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика»(СЛАЙД№36) - Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
Итог урока. - Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной) Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! СЛАЙД№37
Зеленый и таинственный Средь моря остров спит. И надо нам единственный Путь выбрать, что лежит Через моря Познания На горы Мастерства, Минуя очень топкие Опасные места. В стране далекой Лексике Ищите те пути, Которые вас к знаниям Помогут привести. Домашнее задание: 1. Подготовиться к контрольному диктанту 2. Написать сочинение –миниатюру «Путешествие по океану Лексики».
|