Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной
рабочая программа (литература, 7 класс) на тему

Малыгина Ольга Николаевна

Рабочая программа соответствует новым ФГОСам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I.  Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006г. с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.

С учётом актуальных положений ФГОС нового поколения нами внесены следующие изменения:

- последовательность тем;

- распределение часов;

-содержание обучения (добавлены темы, формы уроков, формы контроля)

 Реализация учебного процесса планируется с использованием УМК автора  Коровиной В.Я.

Приоритетными формами работы данной рабочей программы являются:

- традиционный урок;

- проектная деятельность;

 - формы текущего и итогового контроля (тесты, диктанты, защита проектов, презентаций, контрольные срезы и пр.)

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование; содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

 Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

Данная программа обладает концептуальной цельностью.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование следующих компетенций:

  • учебно-познавательный  (включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, учащегося к самостоятельной познавательной деятельности.Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
  • общекультурной (осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);
  • коммуникативной (навыки работы в парах, группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию).

Рабочая программа  предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровнеознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных учителем  целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- анализ и интерпретация произведений;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Формы обучения: заучивание материала наизусть в классе, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-консультация, урок-конференция однородных групп, урок-мастерская, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок-дискуссия, диспут, урок развития речи, тест с обратной связью, тест творческий, тест с закрытыми ответами.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю ( 68 ч.)

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты обучения

1. Общие учебные умения

В результате изучения литературы ученик седьмого классадолжен:

знать-понимать:

- образную природу словесного искусства;

  • - содержание изученных литературных произведений;
  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  • Особенности композиции изученного произведения.

- изученные теоретико-литературные понятия;

- отличия прозаической и стихотворной речи;

- типы персонажей в литературном произведении;

  • - типы характеров: героический, комический, романтический, трагический.

2. Специальные предметные умения

Учащийся должен  уметь:

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

- цитировать художественное произведение;

- определять принадлежность произведения к литературному роду;

- определять эпические жанры (новелла, роман, очерк, рождественская сказка), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать поэму как лиро-эпический жанр;

- определять основной конфликт произведения и особенности композиции произведения;

- определять особенности сказовой формы повествования;

- определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;

- называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

- характеризовать персонаж литературного произведения;

- выражать своё отношение к прочитанному;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- написания изложений с элементами комментария, анализа эпизода художественного произведения, написания отзыва о прочитанной книге;

- выбора произведения для внеклассного чтения.

Учебно–тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

23

Зарубежная литература.

4

Содержание курса .Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

 (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы.Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.  «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.      «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой,  родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова  русских поэтов XXвекаС. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов РоссииРасул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.   «Ты кончил жизни путь,  герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

       Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Методическая литература

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2007
  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2008
  3. Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура \ словарик школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.


Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания стандарта

Планируемые

результаты освоения темы

Домашнее задание

Дата провед

1

Введение. Знакомство с учебником.

Устное народное творчество. Предания. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического вкуса.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

З н а т ь:  основную тему курса на год, структуру и содержание учебника образную природу словесного искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Стр.7-11

2

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

1

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Выражение в былинах исторического сознания русского народа.

З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Стр.12-17

3

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович».Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

1

Былинный сюжет. Герои былин, образы богатырей.

З н а т ь: своеобразие жанра былины,  иметь представление об эпическом герое, знать отличие былины от сказки.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былины.

Стр.23

,вопр.3

4

Новгородский цикл былин. «Садко».

1

Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины.  Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели былины.

Знать:  о былинах и их худож. особенностях; своеобразие и  поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстр. к былинам известных художников.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику эпоса.

Стр.24-34, вопр.5

5

Р. р.Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин»    

1

Тематика былин. Своеобразие былин их ритмико-мелодическая организация.

Знать : жанровые особенности былины

Уметь: работать над планом сочинения

6

Р. р. Сочинение «Художественные особенности русских былин»    

1

Тематика былин. Своеобразие былин их ритмико-мелодическая организация.

Знать: жанровые особенности былины.

Уметь: работать над планом сочинения

7

Пословицы и поговорки.

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

1

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Знать : жанровые особенности пословиц и поговорок, навыки устной речи.

У м е т ь: воспринимать и анализировать пословицы и поговорки.

Стр.36-48, вопр.1-3, компл. анализ пословицы

8

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха. Отрывок.

1

Религиозный характер древнерусской литературы.Теория литературы. Поучение (начальные представления). Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении» .

Знать:  о древнерусской литературе, её специфике, особенностях  традиций, жанры древнерусской литературы;

навыки по составлению конспекта

У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Стр.50-54

9

«Поучение» Владимира Мономаха (

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

1

Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главная тема «Поучения» Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

З н а т ь: основы христианской морали, особенности  жанра древнерусской повести.

У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Стр.52, творческая работа: о пользе чтения

10

«Повесть о Петре и ФевронииМуромских».

1

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.  Внимание к личности, гимн любви и верности. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Знать : взгляды, идеалы народа, отражённые в повести, нравственная красота и сила героев.

У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Стр.54-62

11

Стихотворения М.В.Ломоносова.

Краткий рассказ об ученом и поэте.«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Знать: о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы; знать основные признаки оды, проблематику стихотворений.

У м е ть: видеть и анализировать основные   образы стихотворений.

Наиз. отрыв. Стр.67

12

Стихотворения Г.Р.Державина

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».

1

Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать: жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности,  навыки анализа поэтического текста, проблематику стихотворений.

У м е ть: видеть и анализировать основные   образы стихотворений.

Стр.68-71

13

История в произведениях

А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок)Краткий рассказ о писателе.«Полтава»   («Полтавский бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн.)

1

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

Знать : историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст; писать сочинение-миниатюру.

Стр.72-80, наиз отрыв. По выбору

14

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

З н а т ь: историческую основу стихотворения, летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Стр.80-86, наиз.отр.

15

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена вчудовом монастыре.

1

Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

З н а т ь: своеобразие драматического произведения, представление о драматических жанрах.

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст драматического произведения. выразительно читать.

Стр.87-97

16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

1

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Образ повествователя.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести.

Уметь: определять роль детали в худож. тексте.

Стр.97-112, вопр.3

17

М.Ю.ЛермонтовКраткий рассказ о поэте.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

З н а т ь: основные вехи творческой биографии поэта, содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы;

У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.114-135, вопр.6

18

Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

1

Проблема гармонии человека и природы. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы.Фольклоризм литературы(развитие представлений).

Знать: текст лирических произведений.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Стр.136-140

19

Р. р.Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

1

Владеть: навыками письменной монологической речи

20

Р. р. Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

1

Владеть :навыками письменной монологической речи

21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

1

Эпоха и герои. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба»..

Знать: о биографии и тв-веН.В.Гоголя; историческую основу  повести;  различия между историч. истиной и худож. задачами писателя,  содержание понятия «героико-патриотический пафос»

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды

Стр.141-162

22

Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев

Стр.162-203, вопр. 3

23

Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).Литературный герой (развитие понятия).

Знать: понятие о литературном герое, особенности изображения человека и природы в повести, своеобразие конфликта в повести, навыки анализа текста

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев

.

Стр.203-210, вопр.4

24

Р. р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

25

И.С.Тургенев

Краткий рассказ о писателе.«Записки охотника»

1

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»  и их гуманистический пафос.

З н а т ь:

основные вехи творческой биографии И.С.Тургенева

У м е т ь:

составлять рассказ о писателе.

Стр.212-223

26

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

З н а т ь: содержание понятия «быт», «бытописание»

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, составлять характеристику героев

Владеть : навыками  анализа текста.

Стр.214-223, вопр.6

27

Вн.чт.  И.С.Тургенев «Бежин луг»

1

Отражение существенных черт русского национального характера. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

З н а т ь: содержание понятия «образ детей» в литературном произведении

У м е т ь: анализировать образную систему произведения.

28

И.С.Тургенев«Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

1

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико – философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Знать :особенности жанра стихотворения в прозе, философский смысл стихотворений, навыки выразительного чтения.

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.

Стр.224-226, наиз. ст. «Русский язык»

29

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».Краткий рассказ о писателе

1

Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы.

З н а т ь: основные вехи биографии Н.А.Некрасова; историческую основу поэмы,  навыки работы со стихотворным текстом

идейное своеобразие стихотворений.

У м е т ь: давать анализ  ключевым образам стихотворений;

Стр.227-229

30

Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины.(«Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

1

Величие духа русской женщины. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

З н а т ь: историю создания поэмы «Русские женщины», историческую основу произведения, особенности жанра, композиции поэмы.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст

Стр.229-224

31

Стихотворения  Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».

1

Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

З н а т ь: идейное своеобразие стихотворений, их пафос, особенности лирического героя

У м е т ь: давать анализ  ключевым образам стихотворений;

Стр.245-250, наиз. отр.

32

История в произведениях А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» Слово о поэте.

1

Исторические балладыВоспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

З н а т ь: понятие жанра «историческая баллада», связь истории с литературой, идею стихотворений, их пафос, особенности лирического героя.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст

Стр.251-260,вопр.8,9

33

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Краткий рассказ о писателе.Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

З н а т ь: содержание сказок, значение сказочных образов, особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и  слабых сторонах народного характера.

Стр.261-273, вопр.3 (стр.263)

34

Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести»

Знать: навыки характеристики героев, роль и значение худ. приёмов, иносказательный  смысл пр-ния, его идею.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и  слабых сторонах народного характера.

Вопр.5-6

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»...».Для самостоятельного чтения.

1

Смысл названия сказки. Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления).

Знать: навыки характеристики героев, роль и значение худ.приёмов, иносказательный  смысл пр-ния, его идею.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и  слабых сторонах народного характера.

Стр.274-276

36

Л.Н.Толстой. «Детство».

1

Взаимоотношения детей и взрослых .Краткий рассказ о писателе.«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и преживаний.

З н а т ь: биографию писателя, содержание повести; нравственную проблематику повести;

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.276-279

37

Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

З н а т ь:содержание повести, нравственный смысл поступков героев Толстого; нравственную проблематику повести;

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.280-296, вопр.5 (стр.294)

38

А.П.Чехов. «Хамелеон».

1

Картина нравов в рассказе. Краткий рассказ о писателе.Живая картина нравов. Сатирический пафос произведения. Осмеяние трусости и угодничества.

З н а т ь: о личной и творческой биографии Чехова,  навыки характеристики героев, роль и значение худ.приёмов, сюжет и образную систему рассказа.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

Стр.297-305

39

А.П.Чехов. «Хамелеон».  Средства юмористической характеристики.

1

Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Знать: о комическом в литературе; сюжетно-композиционные особенности рассказа.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

Стр.301-305, вопр.3

40

Вн. чт . Рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

Знать: жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, способы создания комического.

У м е т ь: давать оценку действиям героев.

Стр.305-311

41

Р. р «Край ты мой, родимый край»  Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

1

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать: навыки анализа стихотворения.

Уметь: владеть навыками анализа стихотворений.

Стр.313-317, наиз.ст. по выбору

42

И.А.Бунин «Цифры».

1

Краткий рассказ о писателе.      «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

З н а т ь: особенности судьбы и творчества писателя, психологическую ситуацию рассказа, содержание понятия “деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

Ч.2, стр.3-18, вопр.1

43

Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти».

1

Стихотворения И.А.Бунина

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл произведения. Выразительность и  точность художественной детали в прозе Бунина.

Знать: поэтическое наследие Бунина.

Уметь: составлять  план рассказа, анализировать текст.

44

М.Горький. «Детство»

1

Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

З н а т ь: понятие о художественной автобиографии, содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

У м е т ь: анализировать образы произведения, давать  их в сравнении

Стр.19-83

45

Р.Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького

1

Знать и уметь: обобщать впечатления от произведений, посвящённых теме детства,  стремление к самоанализу, развитие творческих способностей

46

М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.

1

Романтизм раннего творчества  М. Горького.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

З н а т ь: понятия «романтизм», «романтический герой», навыки анализа текста, работы с иллюстрациями,

У м е т ь: анализировать образы произведения, давать  их в сравнении.

Стр.84-89, отрывок наизусть

47

Л.Н.Андреев «Кусака».

1

Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

  З н а т ь: сюжет и образную систему

произведения, своеобразие личности Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

Стр.89-100

48

В.В. Маяковский  Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским  летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям».

1

Слово о Маяковском. Краткий рассказ о писателе.Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Реальное и фантастическое в сюжете произведений.

З н а т ь: содержание понятия сатира оригинальность, значение личности поэта и его произведений; предварительное понятие о футуризме.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

Стр.100-112, наиз. отрыв.

49

Вн.чт. Михаил Булгаков «Стальное горло»

1

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и творчество. (обзор ) Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Философская проблематика.

Знать: своеобразие личности М.Булгакова, значимость поставленных им проблем.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

50

А.П.Платонов. «Юшка»

1

Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

З н а т ь: своеобразие личности писателя, особенности языка,

содержание рассказа,  нравственную проблематику рассказа,.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.113-122

51

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка».«В прекрасном и яростном мире».

1

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Знать: необходимость сострадания, доброго отношения к людям.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.123-138

52

Р. р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»

1

Владеть: навыками письменной монологической речи.

53

В творческой лаборатории Б.Л.ПастернакаСлово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».

1

Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

З н а т ь: своеобразие личности писателя, особенности языка лирики Пастернака.

У м е т ь: анализировать стихотворения,

находить метафору.

Стр.140-143

54

Стихотворения .Т.Твардовского

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».

1

Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

З н а т  ь:  биографию и творчество Твардовского, поэтический  текст произведений Твардовского, представление о поэзии, посвящённой Вов, и её значении; пафос поэзии военных лет.

Уметь: владеть навыками анализа лирического стихотворения.

Стр.144-149, наиз.по выбору

55

Вн.чт Стихотворения о Великой Отечественной войне. На дорогах войныИнтервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.

1

Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

 З н а т ь: содержание рассказа нравственную проблематику рассказа, Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.150-158

56

Ф.Абрамов.. «О чем плачут лошади».

1

Краткий рассказ о писателе .Теория  литературы. Литературные традиции.

З н а т ь: содержание рассказа и отражение в рассказе исторической правды , нравственную проблематику рассказа.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.159-167, вопр.3

57

Этические и нравственные проблемы рассказа. Ф.Абрамова «О чём плачут лошади»

1

Этические и нравственные проблемы рассказа.

Знать: важность и актуальность проблемы, поставленной автором.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.160-166,

58

Е.И.Носов..«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

1

Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Знать: содержание рассказа нравственную проблематику рассказа, важность и актуальность нравственных  проблем, поставленных автором.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.168-176,вопр.2

59

Е.И.Носов. «Живое пламя».

1

Взаимосвязь природы и человека

Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

З н а т ь: содержание рассказа нравственную проблематику рассказа,

взаимосвязь человека и природы, важность и актуальность проблем, поставленных автором.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Стр.176-179, вопр.3-4

60

Ю.П.Казаков. «Тихое утро»  

1

Образы детей в рассказе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

З н а т ь: содержание рассказа нравственную проблематику рассказа,

взаимосвязь человека и природы, важность и актуальность проблем, поставленных автором.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.180-195, вопр.2

61

Д.С.Лихачёв. «Земля родная»

(главы из книги).

1

Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

З н а т ь : значение публицистики Лихачёва, особенности жанра публицистики, составления сравнительных характеристик героев;  

Уметь: определять авторскую позицию в публицистическом произведении, уметь производить анализ сложных жизненных ситуаций, владеть навыками монологической речи, анализа текста.

Стр.197-204

62

М. Зощенко.Рассказ «Беда».

1

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Образ повествователя и авторская позиция.

Знать: своеобразие личности, значимость поставленных им проблем.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Стр.205211

63

Стихотворения о родной природе. «Тихая моя Родина»

1

Лирические размышления о природде

З н а т  ь:  поэтический  текст произведений поэтов XX века

У м е т ь: выразительно читать наизусть, анализировать образы природы в стихотворениях,  воспринимать и интерпретировать поэтические произведения.

Стр.212 -219, наиз. по выбору

64

Песни на стихи русских поэтов ХХ века…»Песни на слова  русских поэтов XX века С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».

1

Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

З н а т  ь:  поэтический  текст произведений поэтов XX века

У м е т ь: выразительно читать наизусть, анализировать образы природы в стихотворениях,  воспринимать и интерпретировать поэтические произведения.

Стр.220-227

65

Р.Бёрнс. Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность».Джордж Гордон Байрон.   «Ты кончил жизни путь,  герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

1

Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Знать: особенности творчества  Р.Бёрнс.

Уметь: воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, анализировать текст.

Стр.228-232

66

Японские трёхстишия (хокку). Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихам.Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

1

Знать: образцы японской лирической поэзии, её особенности и своеобразие.

Уметь: анализировать.

Стр.234-241

67

О.Генри. «Дары волхвов» »..

1

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Знать: о творчестве О.Генри. Уметь:  владеть навыком вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навыком художественного пересказа.

Стр.242-248

68

Вн. чт. Р.Д. Брэдбери.. «Каникулы», «Зеленое утро».

1

Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра.

Знать: о творчестве Р.Д. Брэдбери Уметь:  владеть навыком вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навыком художественного пересказа.

Стр.249-262

69

Итоговое тестирование за курс литературы 7 класса

1

З н а т ь: содержание произведений, нравственную проблематику .

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Стр.263-272

70

Обобщение и систематизация, рекомендация  произведений для чтения  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)...