Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе "Образ родины в стихах Кедрина, Прокофьева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-мастерская с применением презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_v_5_klasse.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе по теме: «Образ Родины в стихах о природе .»(А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин)
Цели урока:
1.Образовательные: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
2.Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
3.Воспитательные: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.
Оборудование: презентация Power Point,аудиозапись Ф.Листа «Утешение» ,А.Прокофьев «Аленушка»,пение утренних птиц.,газета «Моя тихая родина», карандаши, листы альбомные, природный материал. Аппликация, клей.
Аннотация к уроку: Интегрированный урок в форме педагогической мастерской, предполагает работу в 5 классе с использованием ИКТ , МР3, природных материалов и дополнительных заданий к уроку . Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, индивидуальное сообщение, фронтальный опрос.
Ход урока.
Учитель 1.Оргмомент. -Здравствуйте,ребята. Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело-плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит-трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности. Тихая,скромная,светлая, нежная, Даль твоих тонких березок безбрежная. Незаменимая, сердцем любимая- Ты и могучая,ты и ранимая! -Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается? -Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым. 2.« Индуктор»(учитель музыки) -Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную райскую симфонию звуков. Работа с материалом. -Какие ассоциации вызывают y вас звуки? Какие образы представляете перед глазами? -Где вы можете услышать эти звуки? (А природа и есть наша родина, родной край) -В каких жанрах литературы можно еще«услышать» природу?(учит.лит) -Следовательно, музыка вместе с литературой помогают создать образы природы.(учит. музыки) Социализация Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы. Какие образы повторяются в предложенном мною варианте слов. -Выберите самые важные слова. Голоса птиц Природа Образ Родина Шелест листьев Стихотворение Покой -Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока. 3.Изучение темы А)-Открыли тетради и запишите тему урока . Б)-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? -О чем будем говорить на уроке? -Результатыработы на уроке мы будем помещать в классной газете «Тихая моя родина» 5.Разрыв -Для начала попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске Родина-1 ряд, природа-2 ряд образ-3 ряд-запись слов в 1-ый столбик тетради. Работа с материалом -Запишите во 2 столбик тетради ассоциации, возникшие с данным словом. Социализация -Подведем итоги. Допишите в тетрадь тот ответ, который вам понравился. Учитель музыки(словарная работа) -Самым сложным в понимании оказалось слово «образ» .Художественный образ-это образ от искусства, который создается автором художественного произведения, а в музыке образ определяется природной материей музыки и его качеством звучания. 6.Разрыв -Но чтобы раскрыть тему урока этого нам недостаточно. Как эта тема звучит в изобразительном искусстве? УчительИЗО -Тема Родины и природы широко раскрыта в изобразительном искусстве. Посмотрите на полотна великих мастеров(Шишкин, Васнецов, …) : каждый художник представляет свой образ родины(лес, ручеек,цветок…). Но у всех он связан с природой родного края. -Мы знаем, что Виталий Иванович известный художник в нашем районе. А каким вы представляете образ родины в своих картинах? (анализ 2-3 картин) Название-образ В рисунках учеников свое творческое начало и видение родины.(2-3 рисунка: образ родины) Работа с материалом. -А каким вы представляете образ родины ? Задания в группах: 1.Нарисуйте на листках бумаги образ родины. 2.Соберите аппликацию-образ из предложенного материала. 3.Придумайте образ родины из природного материала. Социализация -Охарактеризуйте свои образы.Закрепите результат работы на газете.(рубрика «Моя родина») 7.Разрыв. -А теперь обратимся к поэзии. Именно в лирике поэты создают различные образы и представления.В стихотворении А.Прокофьева «Аленушка»свое видение природы.(запись в тетрадь) Послушаем аудиозапись стихотворения. Работа с материалом. -Какое впечатление сложилось о прочитанном? Что вы почувствовали? -Какие строки стихотворения совпадают с изображением на картине Васнецова? -Как вы думаете, сколько образов автор создает, чтобы передать настроение стихотворения? Из истории картины)-учитель ИЗО -Оказывается, Васнецов писал эту картину в усадьбе Абрамцево. Он изобразил девушку с распушенными волосами. Раньше на Руси не полагалось распускать косы. Таких девушек называли «распустехами», и с ними не общались. Но есть и другая задумка: девушки распускали косы перед гаданием, при колдовстве. У героини полураскрыт рот, как будто она произносит магическое заклинание. -Какую роль играет природа в раскрытии образа Аленушки? А какие средства помогают передать душевное состояние героя? Задание по группам: 1.найти олицетворения 2.найти постоянные эпитеты 3.найти сравнение Социализация. -Запишите свои ответы маркером в газете(рубрика «Выразительные средства» и в тетрадях. 8.Разрыв. -А теперь давайте обратимся к стихотворению Д.Кедрина «Аленушка»-запись в тетрадь.(выразительное чтение учеником) Работа с материалом. -Какой образ создает автор в стихотворении? -Какие слова автор выбирает для характеристики образа и почему? Что он хочет передать? - Объясните значение выражений «стойбище тумана», «»вотчина соловья», «лихая сила» Задание: Напишите 1 предложением понимание слова «Родное». -Прочитайте, что у вас получилось. .Закрепите ваши рассуждения на газете.(2-3 соч) 9.Закрепление темы. -В заключении урока я хотела бы вам дочитать своё стихотворение , которым я начинала урок. Тихая,скромная,светлая, нежная, Даль твоих тонких березок безбрежная. Незаменимая, сердцем любимая- Ты и могучая,ты и ранимая! Вижу просторы твои бесконечные. Речку,заросшую сплошь ивняком. И ручейки твои тянутся млечные, Где я любила бродить босиком. Каждую тропку, травиночку каждую Знаю и в сердце своем берегу. Тихая, скромная, светлая,нежная, Как я тебя бесконечно люблю! -Я надеюсь,что вы тоже сохраните образ любимой родины в сердце. 10.Домашнее задание. _Сочинить стихотворение о родном крае или выучить наизусть стихи оренбургских поэтов о родине.(обращение к выставке) -О чем говорили на уроке? Что повторили? -Как бы вы оценили свою работу сегодня на уроке? -С какими трудностями вы сегодня столкнулись? -С чем с удовольствием поделитесь с друзьями? Оценивание. | Ученики. родина Слайд №1-2 (природа) Звучат звуки природы (ручей,утро,сосновый бор… (на природе, на свежем воздухе (в стихах.…) Слайд №3(слова-образы) (варианты уч-ся) Слайд №4(тема)
(Оформлять газету, анализировать выразительные средства в стихах, раскрывать образ природы в стихах) Слайд №5(цели) Слайд №6(родина, природа,образ) (родина-дом,береза,уголок природы; вдохновение-желание, рисунок,стих-ие; образ-мама,силуэт, фигура) (записи в тет) Слайд №7 Выставка картин \и рисунков о природе родного края. Слайд№8 (задания) Музыка:Лист «Утешение» (рисунки и маппликацию закрепить в газете ,поделку -на столе) Слайд №9-10 (картина Васнецова «Аленушка»)
(грусть, таинственность ,печаль) (описание Аленушки, Настроение героини) (2 образа- «милой Аленушки», развернутый- образ природы)
Слайд №11 (задания по рядам) Олицетворения-1+3трава не хочет знать, Солнцекладет, тростник шумит Эпитеты-пруд заглохший, золотыеобручи, мертва вода Сравнение-совсем как в сказке Слайд №12- 15(природа) (образ родины) Несмеяна,родина неяркая моя,нетленную красу;автор не ставит цель украсить родину,а передать свою любовь и боль) Слайд 16(Родное-это…)
Слайд17-23 Слайд №24 |
Богданова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - мастерская"Стихи о войне".
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Стихи Б.Окуджавы" Песенка о Лёньке Королёве"....
Урок-мастерская" Алтай... Прекрасная моя родина"
Можно проводить как урок и как внеклассное мероприятие. Материал может помочь при подготовке урока о любом регионе нашей страны....
Урок литературы "Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края" с презентациями
Конспект урока, технологическая карта урока, слайд-шоу, презентации о поэтах...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
Урок-мастерская "Учимся писать стихи"
Урок-мастерская "Учимся писать стихи" в простой форме, с мотивацией дает учащимся представление о стихосложении, приглашает попробовать свои силы в создании набольших стихотворений....
Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»
Цель урока: · Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»....
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....