Урок-мастерская "Учимся писать стихи"
учебно-методический материал по литературе (7, 8, 9, 10 класс) на тему
Урок-мастерская "Учимся писать стихи" в простой форме, с мотивацией дает учащимся представление о стихосложении, приглашает попробовать свои силы в создании набольших стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya.ppt | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Развивать творческие способности учащихся; Совершенствовать знания, умения, навыки; Углубить понятие о стихотворных размерах; Остановиться на особенностях стиха: строфике, форме; Помочь детям поверить в свои возможности.
Можно ли научиться писать стихи? Научить писать стихи нельзя. Вся эта «поэтическая судьба» ни к чему. Я уже успешно печатался в «Аполлоне», когда мне впервые пришлось побывать на «Башне» у Вячеслава Иванова; он очень хвалил мои стихи: «Прекрасно, прекрасно. Изумительная у вас оркестровка ямбов, читайте еще. Мне хочется послушать ваши анапесты или амфибрахии». А я и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху, не задумываясь над тем, ямбы это или что другое. Осип Мандельштам
Правила творчества Фантазируй! Без фантазии нет творчества. Постарайся побывать в «шкуре» каждого, о ком пишешь. Даже если это негодяй. Попробуй в том, что хорошо известно, увидеть что-то свое. Это будет твоим открытием. Не пиши о том, что тебе не интересно самому. Не пиши, если писать не хочешь. Не пиши, если писать хочешь, но не знаешь, о чем. Пиши, если не писать не можешь.
Определим размер своего имени. Анапест — это Николай Гумилев: Никола й Гумиле в - - - / - - - Дактиль — это Анна Ахматова А нна Ахма това - - - / - - - Амфибрахий — это Георгий Иванов Гео ргий Ивано в - - - / - - - хорей — Осип Мандельштам - - / - - / - - Федор Сологуб, Игорь Северянин - - / - - / - - ямб — Валерий Брюсов - - / - - / - Владимир Соловьев - - / - - / - -
Жил был у бабушки серенький козлик Переделайте известное стихотворение «Жил был у бабушки серенький козлик» так, чтобы дактиль превратился в ямб, хорей, амфибрахий, анапест. Амфибрахий. У старенькой маленькой бабки Жил серый и вредный козел, Мечтал он о волчьей шапке И в лес потихоньку ушел Анапест Серый козлик у вредной старушки Слопал все пироги и ватрушки И отгрыз он кусочек стола, А старушка его прогнала… Ямб У бабки старой был козел, Однажды в лес козел ушел. Фортуна оказалась зла… И волки слопали козла . Хорей Жил козел у бабки старой, Бегал он за ней с гитарой, Но недолго развлекал – Серый волк его достал.
Изобретение стиха КВАДРАТ КВАДРАТОВ — Никогда ни о чем не хочу говорить... О поверь! — я устал, я совсем изнемог... Был года палачом — палачу не парить.. Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог... Ни о чем никогда говорить не хочу... Я устал... О поверь! Изнемог я совсем... Палачом был года — не парить палачу... Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм.. Не хочу говорить никогда ни о чем... Я совсем изнемог. О поверь! я устал... Палачу не парить!.. был года палачом... Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал.. Говорить не хочу ни о чем никогда!.. Изнемог я совсем, я устал, о поверь!.. Не парить палачу!.. палачом был года!.. Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!.. И. Северянин
Фигурные стихи Слово Слово — событий скрижаль, скипетр серебряный созданной славы, Случая спутник слепой, строгий свидетель сует, Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов, Сфер созерцающий сфинкс, — сферы судьбы стережет! Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью, Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, — Слово — суровая сила, старое семя сомнений! Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны, Смуты строитель, снабдивший строения скрежетом, Слово — Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней! В. Брюсов Ромб Мы – Среди тьмы. Глаз отдыхает. Сумрак ночи живой. Сердце жадно вздыхает. Шепот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой. Все забылося в блеске росистом. Поцелуем душистым! Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: «Да!» Э.Мартов
Строфические формы Триолет - восьмистишье с рифмой АВаАавАВ ( тяготеет к игровой салонной поэзии рококо). Лизетта – чудо в белом свете, -Вздохнув, я сам себе сказал . Красой подобных нет Лизетте, Лизетта – чудо в белом свете, Умом зрела в весеннем цвете, Когда же злость ее узнал, Лизетта - Чудо в белом свете, - Вздохнув, я сам себе сказал. Н. Карамзин Х окку (хайку) – классическая форма японского стихосложения, трехстишье в 5+7+5 слогов (описание природы, дающее мгновенную зарисовку), Знай! Я – ствол дуба Четырехсотлетнего. Любя не сломить. О. Черемшанова
Сонет - четырнадцатистишье, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший (Рифма: АВВА АВВА СС D ЕЕ D ) или из трех четверостиший и одного двустишия(Рифма: АВАВ С DCD EFEF GG ) Объяснение в любви, распространенное в любовной лирике. Восточные рубаи – арабо-персидская строфическая форма, четверостишье с рифмовкой ААХА (Х – нерифмующаяся строка)-философские размышления, служащие для выражения лирической темы, философски осмысленной и интерпретированной. Кто силу знания отверг, тот обделен умом,- Он счел, что сущее кругом_ обманчивый фантом. Но если этот зримый мир – воображенья плод, Как с вечной истиною быть, вне нас живущей в нем.
Буриме Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись. День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. Если муж тебя обманет, На него ты не сердись, Прогони или смирись, Все равно твой час настанет. Если он с другой живет, Не смотри на мир уныло. Если рядом он пройдет — Помаши рукою мило!
Сочинить стихотворение на рифму …………………… ..весна ………………… ..березки …………………… ..от сна ………………… ..сережки
Шуточное буриме вечер вместе нечем с песней ********************** нравится сокровище красавица чудовище однажды приехал неважно со смехом *********************** сказка указка вопрос курьез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - мастерская написания письма "Писать или не писать? Вот в чём вопрос!"
Урок - мастерская по написанию письма....
Из опыта работы, или Как можно научиться писать стихи.
Презентация рассказывает о том, как можно использовать ресурсы сети Internet при подготовке творческих заданий. Пользуясь тренажером (о котором идет речь в презентации) мои ученики быстро научились пи...
«Хорошие стихи не так легко писать».
Творческая лаборатория«Хорошие стихи не так легко писать».(Мероприятие проводится в рамках Всемирного Дня Поэзии, к 21 марта)....
«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать» Занятие факультатива 11 класс
Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...
Конспект и презентация по развитию речи (Как писать письмо. Как писать поздравление)
Для учащихся 2 класса....
Проект подготовки и создания выставки художественных и поэтических работ учащихся с элементами игры «Писать стихи – моя стихия и рисовать моя стихия».
Выставка творческих и поэтических работ учащихся с элементами игры...
Учимся писать стихи
План-конспект внеурочного занятия...