Тема: «Рифма и ритм стихотворения».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме:
«Рифма и ритм стихотворения». 5 класс.
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 674.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 510
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
по теме:
«Рифма и ритм стихотворения».
5 класс.
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Санкт-Петербург
2012год
Тема: рифма и ритм стихотворения.
Цель: изучить понятия «ритм», «рифма» .
Задачи:
- изучить понятия «ритм» и «рифма»
- изучить виды рифмовок
- определить значение ритма стихотворения.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Беседа
- Объяснение нового материала
- Тренировочные упражнения
- Объяснение домашнего задания
- Подведение итогов урока
- Организационный момент
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Беседа
Что такое поэзия? (слайд 1)
Прочитайте отрывки на слайде 2, определите, где стихотворение, где проза.
Как вы это определили?
Назовите известных поэтов (слайд 3-6).
Объяснение нового материала
Итак, что же такое стихотворение?
Запись в тетрадь (слайд 7)
Читаем и записываем определение слова «рифма».(слайды 8-9). Приведите примеры рифм.
Существуют разные способы рифмовки(слайды 10-12).
Задание на размышление (слайд 13).
Читаем и записываем определение слова «ритм» (слайд 14). Как вы думаете, для чего нужен ритм?
Проверьте себя (слайд 15 ).
Как вы помните, Незнайка тоже сочинял стихи (слайд 16). В чем их недостаток?
Чтение статьи в учебнике стр. 110-112
Тренировочные упражнения
Попробуйте сформировать пары рифмующихся слов.(слайд 17)
Ваше домашнее задание будет написать стихотворение по готовым рифмам. Такая игра называется «буриме» (слайд 18)
Объяснение домашнего задания (слайд 19).
Подведение итогов урока (слайд 20).
Организационный момент.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .
Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .
Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух... Там Русью п ахнет !
Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...
Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .
Домашнее задание Творческое задание: дано буриме: океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяны, людей. сочинить стихотворение по данным рифмам.
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Рифма и ритм стихотворения"
Методическая разработка урока по теме: «Рифма и ритм стихотворения». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Занятие творческой группы по теме: «Рифма. Виды рифмовки»
Это одно из занятий кружка "Основы стихосложения". В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы. С авторскими пр...
Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый де...
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» ....

Открытый урок "Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе"
Технологическая карта Открытого урокаТема: «Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе в 5 классе»Артамонова Галина НиколаевнаУчитель русского языка и лите...

Самостоятельная работа по литературе по теме "Рифма" 5 класс
Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного. Работа помогает проверить знания учащихся по данной теме...

Самостоятельная работа по теме "Рифма и двусложные размеры стиха". 5 класс
Определение вида рифмы и двусложных размеров стиха. Предназначен для учащихся 5 класса...