Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
план-конспект урока по литературе на тему
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.
Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok5.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.
Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
Подготовила и провела :
учитель русского языка и литературы МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова» - Джамалова Асият Магомаалиевна.
Цели и задачи урока: 1. Обучающие:
- расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете.
- закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.
2. Развивающие:
- развить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
- развить умение анализировать поэтический текст, “проникать в мир поэта”;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе.
- воспитывать умение видеть и чувствовать красоту
- Оборудование урока: презентации; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; композиция П. Чайковкого « Времена года»
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся.
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование .
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И. Тютчев)
Ход урока:
Орг. момент
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать с поэтическими текстами великих русских поэтов. Давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку. Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского. Не зря я взяла сегодня эпиграфом к нашему уроку слова и з стихотворения Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и,
может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.
Класс делится на две группы.
Опережающее задание
Некоторым уч. было задано выучить наизусть стих. Тютчева и Фета, биографии поэтов.
Тихо звучит мелодия Чайковского « Времена года»
Выступление I группы( Одоманова Аминат выступает с биографией Тютчева)
Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Тютчев – поэт-философ. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гласят».
( Выразительное чтение наизусть 1 учеником, 2 ученик делает анализ стихотворения)
. Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. В стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Слиясь, на землю пролила.
Ученик . В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.
Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворится в природе, «слиться с беспредельным».
К концу жизни Тютчев осознает, человек является «лишь грезою
природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миротворной бездной»,
которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Но над ней
не властен его разум, «духа мощного господство».
Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и
творчестве Тютчева. Отношения природы и поэта все больше напоминают
«поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев определил подлинную любовь.
Учитель: Давайте теперь перейдем к изучению нового материала . Будем анализировать стих.
Учащиеся внимательно читают стих. про себя 1 раз
Федор Тютчев Слайд 2
«Еще шумел веселый день»
|
Учитель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Какие средства художественной выразительности использует автор ? Для чего он использует их?
Ответы учащихся: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».
Показ слайдов (пейзажи природы) 3-10
Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.
Выступление II группы.(Гамзатов А. выступает )Слайд 11
Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.
C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.
Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.
Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».
Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.
Совершенно по – другому воспринимал природу Фет. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Для Фета она в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы.
Учитель:В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени – между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Учитель:Природа – вечная красота, которая совсем рядом, она создана для каждого, каждому доступна, но далеко не все на нее смотрят. Фет умел не только видеть прелесть неброского русского пейзажа, он замечал малейшие детали, которые на самом деле были довольно значимыми. Поэт в своих произведениях создавал новый мир, в котором и деревья и река могли быть словно одушевленными, с ними можно поговорить и помолчать, научиться у них и т.д.
Понравилось ли вам стих. Фета? Какие краски использует автор, какие средства худ.выразительности?
Учащиеся 2 группы Пейзаж произведения «Вечер» повествует о явлении сочетания дня и ночи, переходном времени – о вечере. Вечер многими литераторами и музыкантами считался загадочным явлением, которое совмещает в себе признаки дня и ночи. О вечерах говорили многие, выражая свои эмоции, но вряд ли кто-то сможет сказать о вечере так, как это удалось Фету. Вечер изображен самостоятельным явлением, без прибавления человеческих впечатлений. Пейзаж четко, подробно описывается: «ясная река», «померкший луг». Говоря о золотой кайме облаков, поэт создает неуловимый образ заходящего солнца. Стихотворение переполняет жизнь, в нем столько звуков: «прозвучало», «прозвенело». Таким образом, поэт говорит не о статичной картинке, а о непрерывно меняющемся мире, словно о живом существе. Здесь описано лишь мгновение, короткий промежуток времени захода солнца, но в нем столько динамики, словно это описание целого дня. Поэт подмечает постоянное движение, которое происходит в природе. Она не стабильна, все проходящее, это мир движения, отражения, мимолетных соприкосновений.
Вечер всегда считался особенным временем, которое превращает день в ночь. Это период переходов, явления особенно быстро сменяют друг друга. Фет сумел мастерски запечатлеть эти мгновения. Все предметы остаются такими же, какими секунду назад их увидел автор. Стихотворение не говорит об ожидаемом наступлении темноты, здесь нет теней и мрака. Напротив, произведение завершается ярким светом зарниц. Молнии поясняют звуки, описанные в первом куплете наступлением грозы, и вместо сна продолжают динамику природы.
Физкультминутка Учитель: На уроке русского языка мы изучаем тему «Действительные и страдательные причастия»
Давайте проверим, на сколько хорошо вы поняли эту тему. Я называю действ.причастия-вы хлопаете в ладоши, называю страдат.причастия-вы топаете ножками 1 раз.
Словарная работа Слайд25
Всецело- целиком, полностью.
Невнятный- плохо слышный, неотчетливый, непонятный
Пример: Н. лепет. Невнятная речь
Мерцание - слабый, поблёскивающий свет( мерцать,меркнуть) Действие по гл.мерцать. Мерцание звезд.
Учащиеся составляют словосочетания с новыми словами.
Учитель: Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Для обоих поэтов природа— одна из центральных тем в творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души.
Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики.Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющие которой – природа, любовь и песня. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин — " самыми искренними, свежими".
Заключительное слово учителя.Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Давайте обратимся к рисункам, которые были созданы к звучащим сегодня стихотворениям. Слайды
Учитель:Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется она не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.Постарайтесь же стать такими!
V. Итог урока. Слайд 26 Ребята! Чему же вы научились сегодня на уроке? Что узнали нового из творчества великих художников? Сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир поэзии. Я надеюсь, что у вас возникло желание больше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного мира. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, они могут быть индивидуальные и коллективные. Благодарю всех за урок.
VI. Задание на дом. Открыли дневники и записали домашнее задание: . Выучить стих. Наизусть
Темы проектов: Создание презентаций по разным темам: “Пейзаж русской зимы”, т.к. зима-любимое время года Тютчева ,“Природные явления”, и т.д. Сочинения, стихи о природе.
VII. Оценки за урок.
Учитель: Самооценка.
Рефлексия.
-Мне понравился урок и я узнал много чего нового( красный флажок)
-Мне урок не понравился, ничего нового я не узнал. ( синий флажок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»
Открытое занятие по развитию речи. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» ....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е.А. БАРАТЫНСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С.В. РАХМАНИНОВА»
Цели урока: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту...
Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...