Уроки литературы по творчеству Распутина
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Серия уроков по творчеству Распутина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rasputin.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6 села Архангельского Буденновского района» Ставропольского края

Уроки литературы

по творчеству В.Г. Распутина

6 класс

учителя русского языка и литературы

Клюшниковой Ольги Дмитриевны.

Урок № 1 по литературе в 6 классе

Тема:  В.Г.Распутин.  Жизнь и творчество писателя. История создания рассказа «Уроки французского».

Цели урока:

Обучающая - познакомить учащихся с личностью писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.

Развивающая – создать условия для развития умений анализировать познавательный объект, способствовать нравственному развитию учащихся.

Воспитательная – воспитание культуры общения, интереса и любви к предмету через содержание учебного материала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: сочетание разных видов работы.

Оборудование урока: портрет В.Г.Распутина, выставка книг, записи высказываний Распутина и о нём на доске, эпиграф урока.

Методические приёмы: погружение в мир творчества писателя, рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, комментированное чтение.

                                             Ход урока

  1. Инициация.

Посмотрите, ребята, какое сегодня чудесное утро! Закройте глаза и прослушайте поэтические строчки. Что нарисовало вам ваше воображение?

                     Это утро, радость эта,

                     Это мощь и дня и света…..

Урок сегодня я начала с чтения отрывка из стихотворения прекрасного поэта А.А.Фета. Как вы думаете, почему?    (Нам на уроке нужны прекрасные слова, хочется, чтобы настроение было у всех хорошее) 

  1. Вступительное слово учителя. Подготовка к основному этапу занятия, постановка цели, мотивация на работу.

Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным писателем и человеком, который продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. С именем этого писателя мы знакомимся сегодня впервые – это В.Г. Распутин. Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет? (ответы учащихся…)

  1. Сообщения учащимися биографии писателя.
  2. Учитель добавляет, корректирует сведения учащихся, подводит итог: бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
  3. Обратить внимание на выставку книг, среди которых есть книги Распутина. Перечислить его произведения. Это наша «золотая полка» сегодня, почему, мы узнаем с вами позже.
  4. Обратим внимание на эпиграф к статье о Распутине: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Л.Н.Толстой) – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.
  5. Чтение статьи Распутина об истории рассказа.

      .                            Беседа по вопросам:

  1. Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя?
  2. Как вы думаете, к кому обращён рассказ В. Распутина?

(Рассказ был написан специально для детей, но обращён и к детям, и к взрослым.) 

  1. Что заставило В.Распутина написать рассказ «Уроки французского?»
  1. Первичная проверка понимания материала. Разберёмся в прочитанном: (чтение и обсуждение рассказа).
  1. О каком времени пишет писатель? Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? Почему так рано, в 11 лет, началась его самостоятельная жизнь писателя?

 (Ребята отвечают, что это были первые послевоенные, голодные годы. Людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился. В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

 - Как вы понимаете значение слова «башковитый»?

  1. С какими же трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?

(Ребята отвечают, что тяжело переносить голод, тоска по дому, одиночество. Зачитываем и обсуждаем прочитанное).

    -    3.Что означает признание главного героя: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

               4. Какими же чертами характера обладал мальчик, переносивший эти испытания? (Был мужественный, настойчивый, терпеливый. Он чувствовал ответственность перед семьёй и бережно относился к матери).

               5. -Найдите в тексте и зачитайте описание внешности мальчика.

Физминутка.

                6. А теперь мы с вами вспомним, что такое пейзаж?

Пейзаж – это франц. слово paysage, от pays – страна, местность – картина природы в художественном произведении. Какое значение имеет пейзажная зарисовка? И как этот пейзаж связан с настроением героя?

а) «Федька повёл меня за огороды…»

б) «Путь к ней зарос крапивой, уже чёрной, спутанной…» (Это тревожные предсказания неприятностей, которые последуют вскоре).

в) «За мной кинулся было Птаха…» - предсказания сбылись, горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня..»

-          7. Почему мальчик стал играть в «чику?» (Мне нужен был только рубль). Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

                8. Почему Вадик и Птаха избили героя? (Игра на деньги не может быть честной, честных она не принимает) - Найдите в тексте размышления мальчика по этому поводу.

                 9. Как ведёт себя мальчик в драке и после неё? Найдите слова, передающие его состояние в тот момент, когда ребята избивали его.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ? Можно ли осуждать мальчика за то, что он играл на деньги?

А теперь мы снова вернемся с вами к нашей выставке.

И сегодня мне бы хотелось закончить наш урок словами Ю.Олеши: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Так вот я и хочу, чтобы на вашей полке появилась эта книга, она может стать вашей любимой книгой, ведь посвящена она именно вам – детям. Так давайте же поставим эту интереснейшую книгу на нашу «золотую полку».

И в завершении мне бы хотелось поблагодарить тех учащихся, которые приняли активное участие на уроке.

Домашнее задание: дочитать рассказ, пересказ эпизода (по выбору), ответить на вопросы учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Презентация к уроку литературы В.Г.Распутин "Уроки французского"

познакомить с жизнью и творчеством писателя и его рассказом "Уроки французского"...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Серия уроков литературы по творчеству В.Г. Распутина

На уроках предполагается изучение произведений и стремление понять, как автор относится к своим героям, что его восхищает и что возмущает в человеке, почему судьба одного героя трагична, а жизнь друго...