Путешествие по сказкам
план-конспект занятия по литературе по теме
Внеклассное занятие для коррекционной школы 8 вида. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazkam.docx | 150.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4
Внеклассное занятие
в рамках методической недели.
4 класс
16.12.2013г.
Фролова Л.А.
Цель: обобщить знания детей; приобщить детей к народному творчеству.
Обучающие задачи: уточнение и обогащение знания детей о сказках; учить узнавать сказку по заданию, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи: развитие речи, воображения, фантазии, мышления;
развивать умение действовать согласованно.
Воспитывающие задачи: воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи: снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз), снятия мышечного напряжений (физ. минутки), пальчиковая гимнастика.
Методы: игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка»).
Материал: игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), индивидуальные листы с лабиринтом.
Оборудование: ноутбук, лабиринт, кроссворд, разрезные картинки.
Вид занятия: занятие-игра. Ребята отправляются в сказочное путешествие с Иваном-царевичем, чтобы спасти Василису Прекрасную, которую Змей Горыныч унес в царство Кощея Бессмертного. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Ход занятия:
- Любите ли вы слушать сказки?
- А как можно сказать о сказке, какая она?
- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
- Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
Демонстрируется слайд.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы, наши гости и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
- «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван - царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.
- Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?
- А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?
- Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
«Мозговой штурм»:
- Какими словами начинается сказка?
- Какими словами она заканчивается?
- Я хочу предложить ещё одно задание.
«Зашифрованное слово». Демонстрируется слайд.
- У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.
- Получилось слово «Дружба».
- Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».
- «Долго ли, коротко ли ехал Иван – царевич на коне и выехал на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»
- Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой – ты узнаешь, если правильно ребята отгадают загадку. Ребята поможем Ивану-царевичу?
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Демонстрируется слайд.
- Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки».
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
- И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.
Демонстрируется слайд.
Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.
- Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.
Сказочные гномики тоже хотят помочь Ивану-царевичу.
Демонстрируется слайд.
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Машенька и медведь»
«Лиса и журавль»
«Зайкина избушка».
- А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной…(Лиса)
Демонстрируется слайд.
- Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.
- Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?
«О какой сказке идёт речь?»
1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3. Сяду на пенёк, съем пирожок.
4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.
5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.
6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.
- Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, и она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.
- А теперь проверим.
Демонстрируется слайд.
- Пора отправляться в путь. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.
Физкультминутка
Вот ее мы посадили
(наклониться)
И водой ее полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие
(показать «силу»).
- Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.
Демонстрируется слайд.
- Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.
Демонстрируется слайд.
- Баба – Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги?
«Дополни имя».
- У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Кощей - …, Мальчик - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …
Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна-…
«Отгадай сказку».
персонажи сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна - лягушка»).
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- А сейчас вы разделитесь.
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать.
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».
- Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
- Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.
Демонстрируется слайд.
- А вот и замок Кощея - Бессмертного
Что наделал злой Кощей
Все картинки перепутал
Сказки все он наши спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
- Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если несколько заданий Кощея отгадать. А вот и первое задание - кроссворд.
Демонстрируется слайд.
Кроссворд «Кто говорит эти слова?».
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
Демонстрируется слайд.
- Второе задание - Все буквы рассыпались. Помогите отыскать
потерявшихся героев в словах.
Демонстрируется слайд.
- Третье задание - Перед вами появятся слова. Зачеркните буквы, которые встречаются больше одного раза на строчке и вы прочтете названия животных из русских народных сказок.
Сказки – перевёртыши
Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь
Демонстрируется слайд.
– «Царевна-Индюшка»;
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Лапша из топора».
- Мы справились с Кощеевыми заданиями.
- «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.
Демонстрируется слайд.
- Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? - Верно, наша дружба и знания русских народных сказок.
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка спортивно - массового мероприятия "Путешествие в сказку"
Спортивно - массовое мероприятие "Путешествие в сказку" составлено для учащихся 1- х классов и посвящено Дню здоровья....
Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».
Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...
Урок -путешествие по сказкам К.И.Чуковского
Интегрированный урок чтение+русский языкТема урока: «Согласные и гласные буквы»Цели и задачи:1. Образовательные: – закрепить минимум понятий о гласных звуках и букв...
Брейн-ринг "Путешествие по сказкам"
Цель: Активизировать знания детей по сказкам....
Внекласное мероприятие "Путешествие в сказку"
Данное мероприятие представляет собой инсценирование сказки"The Snow White and Seven Dwarfs”( Белоснежка и семь гномов)...
ИГРОВОЙ МАРАФОН «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» (по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»)
· продолжать развивать познавательную активность и творческие способности детей; · выпо...
,,Путешествие по сказкам А.С.Пушкина ,,Что за прелесть эти сказки,,
Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина. Задачи: 1. Создавать условия для узнавания сказочных персонажей А.С.Пушкина. 2. Развивать память, воображение. 3. Прививать любовь к творчест...