Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.
тест по литературе (6 класс) на тему
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимир
Скачать:
Предварительный просмотр:
5класс. ФОЛЬКЛОР
1. Какое определение фольклора кажется вам наиболее полным?
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах
в) устное народное творчество
г) набор произведений на различные темы
2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого
б) латинского
в) английского
г) русского
3. Автором фольклорных произведений является
а) поэт
б) летописец
в) певец-сказатель
г) народ
4. Выберите 5 литературных жанров, относящихся к фольклору.
Баллада; загадка; песня; пословица; повесть; поэма; рассказ; сказка; легенда; поговорка.
5. Чем фольклорные жанры отличаются друг от друга?
а) поучительностью
б) смыслом
в) автором
г) объемом
д) особенностями сюжета
6. Назовите виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора.
а) архитектура
б) живопись
в) танец
г) музыка
д) литература
Ответы к тесту «ФОЛЬКЛОР»
1.а
2.в
3.г
4. загадка, песня, пословица, сказка, поговорка
5.г, д
6.все варианты ответа
Предварительный просмотр:
5класс. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
1.Какие виды искусства связаны со словом?
а) музыка
б) танец
в) кино
г) литература
д) театр
2.Какие виды деятельности человека могут быть названы искусством?
а) медицина
б) археология
в) балет
г) живопись
д) архитектура
3. Соотнесите вид искусства и форму творчества.
а) живопись 1) стихотворение
б) театр 2) сонет
в) хореография 3) соната
г) поэзия 4) картина
д) музыка 5) танец
4. Укажите 5 понятий, которые связаны с литературой.
Фильм; баллада; рифма; опера; туризм; былина; лингвистика; иероглиф; фольклор; книга.
5. Исключите лишние фамилии, объясните свой выбор.
А. Пушкин; Н. Гоголь; Л. Толстой; А. Чехов; К. Чуковский; П. Чайковский; А. Фет; В. Васнецов;
И. Айвазовский.
6. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит
средством общения между людьми
в) поэзия 3) устное народное творчество, народная мудрость
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме
д) фольклор 5) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с
фантастическим вымыслом
7. Выберите отрывок, относящийся к художественной литературе.
а) Много веселых и задорных стихов написал для детей С. Я. Маршак. Его сказки, песни, загадки, пьесы воспевают доброту, отвагу; высмеивают лентяев, трусов, жадин.
б) Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы.
в) В соответствии с этим часть кредитов предоставляется за счет аккумулятивных источников, а часть — за счет кредитной эмиссии. Эти кредиты направляются на формирование оборотных средств или основных фондов.
8*. Дайте такое определение художественной литературы, чтобы оно наиболее полно отражало ваше представление о ней как об искусстве слова. Сравните ваше определение с соответствующей статьей в «Словаре литературных терминов».
Ответы к тесту «ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА»
1. в, г, д
2. в, г, д
3. а — 4, б — 2, в — 5, г — 1, д — 3
4. баллада, рифма, былина, фольклор, книга
5. П.Чайковский — композитор, В. Васнецов и И. Айвазовский — художники
6. а — 9, б — 4, в — 1, г— 5, д-3
7. б
Предварительный просмотр:
5 класс. ЛИРИКА
1. Что такое лирика?
а) жанр литературного произведения
б) состояние человека
в) род литературы
2. Основное отличие лирического произведения от эпического состоит в
а) более полном изображении событий
б) передаче чувств и переживаний автора
в) более ярких средствах создания образа
г) средствах передачи душевного состояния героев и автора
3. Лирическое произведение, как правило, изображает
а) исторические события
б) факты биографии, изменения в жизни героев
в) переживания, чувства, состояния автора и героев
4. Наиболее часто используемая форма лирических произведений
а) стихотворная
б) прозаическая
в) диалогическая
5. Какие жанры являются лирическими, а какие — эпическими?
Стихотворение; повесть; басня; рассказ; поэма; очерк; роман; песня.
6. Есть ли различие между понятиями «лирика» и «поэзия»?
а) есть
б) нет
7. Троп — это
а) употребление слова в переносном, а не в прямом смысле
б) повторение тождественных по смыслу слов
в) противопоставление одного понятия другому
8. Соотнесите определения с соответствующими видами тропов.
а) средство художественного выраже- 1) метафора
ния, основанное на преувеличении
б) переносное значение слова, основан- 2) сравнение
ное на уподоблении одного предмета
или явления другому по сходству или по
контрасту
в) распространенная форма поэтичес- 3) гипербола
кой речи, основанная на сопоставлении
одного явления с другим
9*. Подберите как можно больше эпитетов для описания времени суток.
Утро: День: Вечер: Ночь:
10*. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою». Выделите
а) сравнения
б) метафоры
11*. Какой цвет вы бы использовали, если бы описывали
а) молодость
б) старость
в) детство
г) смерть
Ответы к тесту «ЛИРИКА»
1. в
2. в, г
3. в4. а
5. Лирические: стихотворение, басня, поэма, песня;
эпические: повесть, рассказ, очерк, роман
6. б
7. а
8. а — 3, б — 1, в —2.
Предварительный просмотр:
5 класс. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»
1. К какому роду литературы относится произведение?
а) эпос
б) лирика
в) драма
2. Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении?
а) изображение хода битвы
б) описание чувств и мыслей простых солдат
в) мысли поэта о роли простого народа в сражении
г) размышление о цене победы в сражении
3. Кто является рассказчиком в стихотворении?
а) автор
б) солдат — участник сражения
в) полковник
г) молодой воин
4. Когда было написано стихотворение?
а) в ходе сражения
б) сразу после битвы
в) через 10 лет после сражения
г) через 25 лет
5. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении?
а) повествование
б) диалог
в) монолог
г) авторское рассуждение
6. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.
а) завязка
б) кульминация
в) экспозиция
г) развязка
7. Что является главным в образе рассказчика?
а) отвага, смелость
б) патриотизм
в) простота
г) ироничность
д) чувство товарищества
8. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик
б) полковник
в) автор
г) народ
9*. Почему автор называет участников Бородинской битвы богатырями? Как соотносит М. Ю. Лермонтов формы местоимений «я» и «мы»? Какое местоимение использует чаще и почему?
10*. Что общего в строфах, описывающих Бородинское сражение? Перечитайте их. Постройте общую схему трех строф.
11*. Какие черты соединились в образе полковника? Подберите слова высокого стиля, характеризующие этого героя.
12*. Найдите отдельные слова и строки в стихотворении, в которых звучит голос автора.
13*. Проанализируйте отрывкок и определите, как изменяется темп речи. Для чего автор так строит строфу? Определите ведущие согласные и объясните смысл звукового эффекта.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Ответы к тесту
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «Бородино»
1. а
2. в
3. б
4. г
5. б
6. б
7. б
8. г
Предварительный просмотр:
5 класс. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Что такое пословица?
а) образное сочетание слов
б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека
в) законченное высказывание назидательного содержания
2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму.
а) Как вору не воровать, а петли ему ...
б) На что и клад, когда в семье ...
в) Не везде — сила, где — уменье, а где ...
г) На языке мед, а на сердце ...
3. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься,
люби и саночки возить.
б) Слово не воробей,
вылетит — не поймаешь.
в) Хоть в лесной избушке
жить, а с любимым быть.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
1.Слово — не стрела, а хуже стрелы разит.
2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3.С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
4.С милым рай и в шалаше.
4. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и поговорках?
а) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
б) Двадцать пять лет — солдатский век.
в) Как Мамай прошел.
5. Выберите пословицы и поговорки о
а) труде
б) добром и худом слове
в) богатстве и бедности
г) родине
д) учении
1.Красна птица перьем, а человек — уменьем.
2.Горька работа, да сладок хлеб.
3.Не ножа бойся, а языка.
4. Где кто родился, там и пригодился.
5. Кто словом скор, тот в делах редко спор.
6. За ученого двух неученых дают, да и то не берут.
7. Своя земля и в горсти мила.
8. Без корня и полынь не цветет.
9. Злато не говорит, да много творит.
6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) в меткости и образности высказывания
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение
в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения
7. Вставьте по смыслу пропущенные слова «пословица» и «поговорка».
... — цветочек, а ... — ягодка.
8*. Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Не все то золото, что блестит.
б) Десятая вода на киселе.
в) В Тулу со своим самоваром ездить.
г) Делить шкуру неубитого медведя.
9*. К какой жизненной ситуации применима поговорка «Цыплят по осени считают»?
Ответы к тесту «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
1. в
2. а — не миновать, б — лад, в — и терпенье, г — лёд
3. а — 2, б — 1, в — 4, г — 3
4. а — указ, отменяющий право крестьян переходить от одного помещика к другому; б — срок солдатчины в царской армии; в — татаро-монгольское нашествие
5. а — 2, 6 — 3, 5, в — 9, г — 4, 7, 8, д — 1, 6
6. в
7. Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа в 5классе
Н.В. ГОГОЛЬ. «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
учитель Лазарева В.В.
1. Исключите лишние произведения и объясните свой выбор.
«Сорочинская ярмарка»; «Вечер накануне Ивана Купалы»; «Майская ночь, или Утопленница»; «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; «Пропавшая грамота»; «Ночь перед Рождеством»; «Ревизор»; «Страшная месть»; «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»; «Заколдованное место».
2. Что можно назвать основным источником для написания повести «Ночь перед Рождеством»?
а) библейские сказания
б) произведения других писателей
в) история Украины
г) украинские народные песни и предания
д) обычаи и быт украинского народа
3. Определите жанр произведения.
а) рассказ
б) очерк
в) роман
г) легенда
д) повесть
е) сказание
4. Почему в самом начале повести Н. В. Гоголь сравнивал черта с немцем?
а) внешнее сходство
б) традиционное отношение украинского фольклора к иностранцам
в) авторская позиция
г) для создания яркого образа
5. Кем это сказано: «Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек...»?
а) чертом
б) казаком Чубом
в) Вакулой
г) пузатым Пацюком
- Выделите основные элементы композиции «Ночи перед Рождеством».
- Разделите фантастическое и реальное.
а) «…путешественница отодвинула потихоньку заслонку, поглядеть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гостей...»
б) «...чудно снова показалось кузнецу, когда он понесся в огромной карете, качаясь на рессорах, когда с обеих сторон мимо его бежали назад четырехэтажные
домы и мостовая, гремя, казалось, сама катилась под ноги лошадям...»
в) «...целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его
страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло...»
г) «Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что
он нарядился таким щеголем и запорожцем...»
д) «Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело».
8. Что это — кобиняк с видлогою; плахта; намитки; капелюхи; кожух; жупан?
а) блюда национальной украинской кухни
б) национальная украинская одежда
в) домашняя утварь
г) садовые растения
9. Кто из перечисленных героев показан Н. В. Гоголем иронически?
а) Вакула
б) Чуб
в) дьяк Осип Никифорович
г) Солоха
д) Оксана
е) Пацюк
10. Соотнесите характеристику героя с его именем.
а) задорная, веселая, кокетливая, за- 1) Вакула
носчивая, насмешливая
б) лицемерный, трусливый, сладостра- 2) казак Чуб
стный
в) самодовольный, тщеславный, ле- 3) Оксана
нивый, глупый
г) добрый, наивный, бесстрашный, 4) дьяк Осип
сильный, целеустремленный Никифорович
11. Кто это говорит и о ком?
а) «...Попробуй подойти! вишь, какой! вот большая цаца! Ты думаешь, я на тебя суда не найду? Нет, голубчик, я пойду, и пойду прямо к комиссару. Ты у меня будешь знать! ...Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть. Должно быть, больно поколотил вражий сын!..»
б) «.. .Эх, добрая баба! черт-баба!..»
в) «...Нет, этот... еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!..»
12. Почему Солоха стремилась поссорить Чуба и Вакулу?
а) из-за своего злого нрава
б) сама имела виды на богатство Чуба
в) следовала советам черта
г) старалась не допустить свадьбы Оксаны и Вакулы
13. Почему черт задумал стащить месяц?
а) хотел испортить ночь перед Рождеством
б) хотел навредить ведьме
в) хотел помешать Вакуле пойти к Оксане
г) по долгу службы
14. С какой целью Н. В. Гоголь ввел в повесть сцену разговора Екатерины с Запорожцем?
а) развития сюжета
б) описания блеска придворного быта
в) показать равнодушие высших сфер к жизни народа
г) изображения контраста жизни украинского народа и столичной знати
15. Какое из приведенных определений понятия «юмор» верно?
а) едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом
б) вид комического, в котором заключена жизнерадостность как необходимая, естественная сторона бытия
в) вид комического, в котором изображаются пороки человека или общества, подвергающиеся осмеянию автора
16. Какие юмористические приемы использованы Н. В. Гоголем в данных примерах?
а) «Это кузнец, — произнес, схватясь за капелюхи, Чуб. — Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною».
б) «—Сделай милость, человек добрый, не откажи!— наступал кузнец. — Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему [черту.—Ред."] на дорогу? — Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, — произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения».
в) «Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скроз важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция!»
17. Отметьте основные способы юмористического повествования.
Неожиданность; сравнение; гипербола; ирония; звукопись; несоответствие.
Ответы к тесту
Н. В. ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством»
1. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор» — эти произведения не входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
2. г, д
3. д
4. б, г
5. б
6. завязка, развязка, кульминация
7. фантастическое — а, в, д; реальное — б, г
8. б;
9. б, в, г, е
10. а — 4, б — 3, в — 1, г — 2
11. а — Чуб о кузнеце, б — голова о Солохе, в — Вакула о Пацюке
12. г
13. а
14. в, г
15. б
- а — гипербола, б — неожиданность, в — несоответствие;
- неожиданность, гипербола, ирония, несоответствие.
Предварительный просмотр:
5 класс. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
1. Что отличает народную сказку от мифа?
а) сюжет
б) вымысел
в) художественные приемы
2. Русская народная сказка — это
а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием
б) историческая повесть
в) жанр устного народного творчества
г) легенда
3. Кто является творцом сказок?
а) писатель-сказочник
б) летописец
в) древний певец Баян
г) народ
4. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие
б) биографические
в) волшебные
г) исторические
д) социально-бытовые
е) о животных
5. Какие художественные приемы наиболее часто используются в сказках?
а) рифма
б) постоянный эпитет
в) сравнение
г) метафора
д) гипербола
е) монолог
6. Какие волшебные предметы используются в сказках?
а) рушник
б) ковер-самолет
в) клубок
г) свеча
д) книга
е) сапоги-скороходы
ж) шапка-невидимка
з) меч-кладенец
7. Соотнесите приведенные определения с характерами наиболее часто встречающихся в сказках зверей.
а) медведь 1) глупый, прожорливый, недалекий
б) кот 2) хитрый, ловкий, пронырливый, лживый, льстивый
в) лиса 3) храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный
г) волк 4) добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый
д) козел 5) злой, глупый, жестокий, незадачливый
8. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.
Конь; заяц; Змей Горыныч; гуси-лебеди; щука; Баба Яга; лиса; Кощей Бессмертный; серый волк.
9. Какие из указанных сказок — волшебные?
а) «Лисичка-сестричка и волк»
б) «Иван-царевич и серый волк»
в) «Лиса, заяц и петух»
г) «Морозно»
д) «Василиса Премудрая»
е) «Царевна-лягушка»
10. Соотнесите виды сказок и соответствующие им
признаки.
а) волшебные
б) бытовые
в) о животных
1.цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства
2.задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами
3.цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке
11. Соотнесите виды сказок и героев.
а) волшебные 1) кот, лиса, петух, козел, волк
б) о животных
в) бытовые
2) мужик, солдат, плут, баба, барин, черт
3) добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица
- Какой элемент композиции сказки пропущен?
Зачин; развитие действия; кульминация; развязка; исход.
- Соотнесите фрагменты сказки «Царевна-лягушка» и элементы композиции.
а) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
б) «В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел лягушачью кожу и бросил ее в печь».
в) «Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Воротились они домой и жили долго и счастливо до глубокой старости».
г) «В старые годы у одного царя было три сына».
д) «Царь опять позвал сыновей:
— Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает».
1) зачин, 2) завязка, 3) развитие действия, 4) кульминация, 5) развязка
14*. Назовите героя, его помощников и вредителей из сказки «Василиса Прекрасная».
15*. Продолжите ряд устойчивых сказочных формул.
В некотором царстве, в некотором государстве; жили-были; по усам текло, а в рот не цопало...
16*. Продолжите ряд постоянных эпитетов, используемых в русских народных сказках.
Гуси-лебеди; красна девица; серый волк; сизый голубь...
Ответы к тесту «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
1. б
2. в
3. г
4. в, д, е
5. б, г, д
6. б, в, е, ж, з
7. а — 4,6 — 3, в — 2, г — 5, д — 1
8. вредители — Змей Горыныч, гуси-лебеди, Баба Яга, лиса, Кощей Бессмертный; помощники — конь, заяц, щука, серый волк
9. б, д, е
10. а — 2, б — 3, в — 1
11. а — 3, б — 1, в — 2
12. завязка
13. а — 2, б — 4, в — 5, г — 1, д — 3.
Предварительный просмотр:
5 класс. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ»
1. К какому роду литературы можно отнести произведение И. С. Тургенева «Муму»?
а) эпос
б) лирика
в) драма
2. Определите жанр произведения.
а) повесть
б) роман
в) очерк
г) рассказ
3. Какова тема рассказа Тургенева «Муму»?
а) описание любви Герасима к Муму
б) изображение жизни столичного дворянства
в) духовное перерождение человека
4. Перечитайте описание каморки Герасима. С какой целью Тургенев вводит его в рассказ?
а) углубить представление читателя о герое
б) воссоздать интерьер помещичьей усадьбы
в) выразить авторское отношение к герою
5. В чем смысл сравнений, которые использует Тургенев при создании образа Герасима?
а) подчеркнуть близость 1) Он вырос немой и могу-
Герасима к природе чий, как дерево растет на
плодородной земле...
б) углубить представле- 2) Скучал и недоумевал, как
ние о его состоянии недоумевает здоровый бык,
которого только что взяли с нивы...
в) описать внешность Ге- 3) Целые часы лежал на
расима груди неподвижно, как пойманный зверь...
6. Какой художественный прием использовал И. С. Тургенев, создавая систему образов рассказа?
а) сопоставление характеров
б) антитезу
в) принцип парности
7. К кому из героев рассказа автор относится с пренебрежительной иронией?
а) Татьяне
б) барыне
в) Муму
г) Герасиму
д) Гавриле
е) Капитону
8. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.
Завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.
9.Почему Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?
а) спас Муму
б) полюбил город
в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-
то нужен
10. Почему Герасим подчинился барыне, приказавшей уничтожить Муму?
а) не было другого выхода
б) еще не был способен на протест
в) все подчинялись, он делал, как все
11. В какой момент Герасим принял решение вернуться на родину?
а) в сцене у каморки
б) когда кормил Муму в трактире
в) когда «долго греб против течения»
г) когда бросил Муму в воду
12. Как И. С. Тургенев показывает переживания Герасима?
а) подробно описывает его чувства
б) включает в повествование внутренний монолог героя
в) использует символику
г) описывает поступки и действия героя
д) использует художественные детали
13. Какие действия Герасима передают его внутренние переживания до гибели Муму?
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо
б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку
в) долго греб против течения
г) искал лодку
14. Вспомните рассказ Степана о том, как покинул Герасим барский дом, уводя Муму, и описание возвращения главного героя на родину. Какие чувства
мог переживать Герасим в это время? Распределите их последовательно.
Негодование; боязнь; бесконечное горе; пробуждение чувства собственного достоинства; покорность; обида; внутренняя независимость; душевное потрясение; горечь; возмущение; душевная боль; тоска; «отчаянная и вместе с тем радостная решимость».
15. Какие художественные детали использует автор, чтобы передать состояние Герасима?
а) описание лодки
б) Герасим надевает праздничный кафтан
в) заранее готовит камень
16. В первой главе И. С. Тургенев сравнивал Герасима с «деревом, растущим на плодородной земле», с «быком, которого только что взяли с нивы», с «пойманным зверем». Какое сравнение использует Тургенев в седьмой главе и о чем оно говорит?
а) о близости Герасима к миру природы
б) о физической силе и отваге героя
в) об обретении чувства собственного достоинства
17. Что в рассказе «Муму» можно назвать символичным?
а) деспотизм барыни
б) угодливость и бесправие дворни
в) описание жизни барской усадьбы
г) немоту Герасима
18. Олицетворение — это
а) художественный образ
б) литературный символ
в) изображение неодушевленного предмета как одушевленного
19*. Определите в рассказе И. С. Тургенева «Муму»
а) завязку
б) кульминацию
в) развязку
20*. Прочитайте отрывок. Какой прием использует автор, чтобы передать свое сочувствие и симпатию к герою? Подчеркните слова, выражающие авторское отношение.
«Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, играл в его волосах и бороде, видел перед собой белевшую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчетные звезды».
21*. Прокомментируйте высказывание И. С. Аксакова о Герасиме: «Под дворником Герасимом разумеется олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости. Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться немым и глухим».
Ответы к тесту «И. С. ТУРГЕНЕВ»
1. а
2. г
3. в
4. а, в
5. а, б
6. б
7. д, е
8. Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог
9. в
10. б
11. г
12. г, д
13. а, б, в
14. Боязнь, покорность, душевное потрясение, душевная боль, тоска, горечь, бесконечное горе, негодование, обида, возмущение, пробуждение чувства собственного достоинства, внутренняя независимость, «отчаянная и вместе с тем радостная решимость»
15. б
16. в
17. г
18. в
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе в 6классе.
Учитель:Лазарева В.В.
1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»? 1>
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
г) тема одиночества
2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
а) одиночества, изгнанничества
б) бунтарства, стихийного порыва
в) непонятости, страдания, тоски
г) избранности
- Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю. Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» — и определяет всё его творчество.
- В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом
б) неразделенностью любви
в) непрочностью человеческих отношений
г) бунтарством, мятежным неприятием мира
7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада
б) поэма
в) сонет
г) элегия
9. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
10. Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных
б) трагическая непреодолимость одиночества
в) неразделенная любовь
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита
б) для сохранения ритма
в) для соответствия размеру
12. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
13. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
неспособность к состраданию
б) чинара 2) одинокая, бесприютная, скитальческая
жизнь, неприкаянность
в) море 3) жизнь и смерть
14*. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
Ответы к тесту «М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА»
1. г
2. а
3. один, одиноко
4. б
5. в
6. б
7. в
8. а
9. г
10. б
11. а, б;
12. б
13. а — 2, б — 1, в — 3.
Предварительный просмотр:
6 класс. Н. А. НЕКРАСОВ. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
1. С какой целью Н. А. Некрасов использует эпиграф?
а) образно, метафорически выразить основную мысль произведения
б) проверить справедливость утверждения генерала
в) выразить авторское отношение к событиям и героям
г) стремление к оригинальности
д) привлечение внимания к основной проблеме произведения
2. Почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф произведения?
а) в разговоре генерал приводит несправедливое, предвзятое утверждение, возмущающее автора
б) разговор имеет важное значение для воспитания мальчика
в) основная задача стихотворения — опровергнуть высокомерное мнение генерала
3. Эпиграф — это
а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя
б) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами
в) краткое описание развития сюжета
г) изображение действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых герои находятся до начала действия произведения
4. Н. А. Некрасов использует звукопись в строках «...Быстро лечу я по рельсам чугунным,/ Думаю думу свою...» для передачи
а) скорости движения поезда
б) звучания перестука колес
в) звука свиста ветра
г) внутреннего состояния героя
5. Какое слово в монологе заменяет определение «железная дорога», «рельсы чугунные»?
а) насыпи узкие
б) дороженька
в) коробушка
г) дебри бесплодные
6. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»?
а) напугать читателя
б) показать широкую панораму России
в) изобразить реалистичную картину строительства железной дороги
г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа
7. Сопоставьте строки. Что в них выражено?
- ...любо нам видеть свой труд...
- Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой...
а) авторское противоречие
б) жалоба труженика
в) осознание значения понесённых жертв
8. Как показан автором генерал?
а) сочувственно
б) иронически
в) сатирически
9. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?
а) в том, кто является строителем дороги
б) во взглядах на роль народа в истории развития общества
в) в понимании значения культуры для народа
10. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема стихотворения (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части.
а) показать долготерпение, забитость народа
б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинения народа эксплуататорам
в) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина
11. Почему стихотворение посвящено детям?
а) связь с будущим России
б) попытка пробудить молодое поколение к действию
в) тема детства является одной из излюбленных для писателя
12. Определите размер стихотворения.
а) четырехстопный ямб
б) трехстопный хорей
в) трехстопный амфибрахий
г) четырехстопный дактиль
13. Н. А. Некрасов основной целью создания стихотворения видел
а) изображение процесса строительства железной дороги
б) создание картины бедственного положения народа
в) выражение негодования по поводу бесправного положения народа и вера в его светлое будущее
г) стремление поделиться впечатлениями о пейзажах, которые автор наблюдал по дороге из Петербурга в Москву
14*. Выделите основные элементы композиции в стихотворении и выпишите строки, им соответствующие.
Ответы к тесту «Н. А. НЕКРАСОВ. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
1. д
2. в
3. б
4. г
5. б
6. г
7. в
8. в
9. б
10. в
11. а
12. г
13. в
Предварительный просмотр:
6 класс. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Когда начало складываться летописание на Руси?
а) IX в.
б) XII в.
в) XI в.
2. Какова цель летописания?
а) подражание византийским хроникам
б) сохранение для будущих потомков сведений о значительных событиях своего времени
в) распространение христианства на Руси
3. В каком городе Древней Руси создавалась «Повесть временных лет»?
а) Москва
б) Чернигов
в) Киев
г) Новгород
4. Кого считают автором «Повести временных лет»?
а) народ
б) Никона
в) Нестора
г) князя Владимира
5. Каковы источники, на которые опирался автор летописей?
а) исторические предания
б) устное народное творчество
в) греческие, болгарские хроники
г) былины
д) мифы
6. Изложение событий в «Повести временных лет» строится по
а) наказу князя
б) воле автора
в) принципу хронологического изложения событий
г) принципу занимательности
7. Почему исторические события Древней Руси начинают описываться с легенды о сотворении мира?
а) следование христианским канонам создания Византийской хроники
б) интерес автора к мировой истории
в) осмысление истории Руси как части мирового исторического процесса
8. Соотнесите понятия и определения.
а) хроника 1) жанр русской средневековой литературы, содержащий
описание реальных и легендарных событий
б) летопись 2) историческое повествование, основанное на
достоверном изображении важных исторических событий в их временной последовательности
9. Какой город был заложен князем Владимиром после победы Кожемяки над печенегами?
а) Ужгород
б) Переяславль
в) Ростов
10. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?
а) прославление духа и физической силы русского человека
б) изображение превосходства человека мирного труда над воином — печенежским богатырем
в) изображение величия русского человека
г) осуждение бахвальства и хвастовства печенегов
11. Какой художественный прием положен в основу создания образов Кожемяки и печенежского воина?
а) антитеза
б) гипербола
в) сравнение
г) сопоставление
12. Каков основной смысл «Повести о Белгородском киселе»?
а) изображение стойкости русских людей
б) прославление ума и находчивости русского человека
в) восхваление мудрости старца
13. Черты каких фольклорных жанров проявились в
а) «Повести о Белгородском киселе»
б) «Сказании о Кожемяке»
14*. Приведите полное название «Повести временных лет».
Ответы к тесту «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1. в
2. б
3. в
4. в
5. а
6. в
7. а
8. а — 2, б — 1
9. б
10. в, г
11. а;
12. б
13. а — народных сказаний, б — былин
14. «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Самостоятельная работа по теме «Обособление причастных оборотов» (4 варианта) для учащихся 6 класса по программе М.М.Разумовской Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Данная методическая разработка поможет учителю -практику отработать навык обособления причастных оборотов у учащихся 6 класса....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...
Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"...