Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 а и б классы
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089, Примерной программы Основного общего образования по литературе для 5-9 классов и на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы В.Я. Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008 г.).
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю). В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочас программа по литературе 7 класс | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муслюмовская гимназия»
Муслюмовского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от Руководитель ШМО ________Ч.А.Хайруллина «27» августа 2013 г. | Согласовано заместитель директора по УР ___________Р.М.Марданшина «27» августа 2013 г. | Утверждена приказом |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
7 а и б классы
Разработала Галиева Ирина Тимерхановна
учитель русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089, Примерной программы Основного общего образования по литературе для 5-9 классов и на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы В.Я. Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008 г.).
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю). В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Цели обучения:
- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- понимать авторские позиции;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
-формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
-обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся;
-развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
-расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
«Предания старины глубокой» (О создании Казани)
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(3 часа)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления), летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Природа и её роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ (1 час)
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 часов)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Наша республика в годину суровых испытаний. Чистопольские страницы лирики М. Исаковского и А. Сурикова. Муса Джалиль - поэт-герой
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Образ лошади в произведениях татарских писателей Н. Ахмадиева «Лошади, жеребята», Л.Лерона «На-на-бахбай», Г.Сабитова «Айбаш»
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими и татарскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ МИРА (1 час)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
Дж. Олдридж «Отец и сын»
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Развитие речи (в т.ч. сочинения) | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | ||
Устное народное творчество | 7 | 1 | 3 |
Древнерусская литература | 3 | 1 | |
Произведения русских писателей XVIII века | 2 | ||
Произведения русских писателей XIX века | 30 | 3 | 5 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов | 1 | ||
Произведения русских писателей XX века | 19 | 3 | 3 |
Литература народов России | 1 | ||
Произведения зарубежных писателей | 6 | 1 | |
Итого | 70 | 9 | 11 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать, понимать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);
роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);
- литературный герой (развитие понятия);
- понятие о теме и идее произведения (начальные представления);
- герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции;
- понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которого лежат знания по данному предмету.
Учащиеся должны уметь:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
• написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения круга своего чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Дата | Количество часов | Форма урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | |
По плану факт | |||||||
ВВЕДЕНИЕ (1час) | |||||||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 7а-4.09 7б-4.09 | 1 | Вводный урок Урок-беседа. | Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства; понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений. | Беседа, работа с учебником- хрестоматией | |
Устное народное творчество (7 часов) | |||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник» | 7а-6.09 7б-7.09 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: определение понятия «предание»; понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания | Беседа, работа с книгой, индивидуальная работа | |
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | 7а-11.09 7б-11.09 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | Выборочное оценивание, составление характеристики героя | |
4 | Вн.чт. Удивительные страницы «Садко» | 7а-13.09 7б-14.09 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: поэтичность и своеобразие былины о Садко, уметь: выразительно читать былины; выполнять разные виды пересказа; составлять словесный портрет героя; характеризовать сюжет, композицию и изобразительные средства народного языка | Рассказ о главном герое былины, выразительное чтение былины | |
5 | Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 7а-18.09 7б-18.09 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря; уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | Анализ-исследование, рисование устного портрета героя с использованием текста былины, выразительное чтение эпизода поединка Ильи Муромца с Соловьём-разбойником | |
6 | Вн. чт. Карело-финский эпос «Калевала» | 7а-20.09 7б-21.09 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: содержание и художественное своеобразие карело-финского мифологического эпоса «Калевала». Уметь: выполнять художественный пере-сказ прочитанного; выражать своё отношение к прочитанному; давать характеристику героев; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному поэтическому творчеству | Рассказ о героях «Калевалы» | |
7 | Вн. чт. «Предания старины глубокой» (О создании Казани) | 7а-25.09 7б-25.09 | 1 | Урок-исследование | Знать: сведения о собирателях вариантов преданий, тексты вариантов преданий, причины вариантности; уметь: пересказывать текст | Сообщения учащихся о Казани | |
8 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. | 7а-27.09 7б-28.09 | 1 | Урок развития речи | Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира; тематическое многообразие и художественные особенности пословиц и поговорок; сборники пословиц; сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему; понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок; уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь | Выразительное чтение | |
9 | Р.Р. Устное сочинение по картине В.Васнецова «Три богатыря» | 7а-2.10 7б-2.10 | 1 | Урок развития речи | Знать картины художников, посвященных историческому прошлому, уметь «читать» увиденное, описывать картину | Составление связного рассказа | |
Древнерусская литература (3 часа) | |||||||
10 | «Старайтесь творить добрые дела». «Поучение» Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | 7а-4.10 7б-5.10 | 1 | Урок чтения и изучения произведения Урок с элементами диспута | Знать: особенности поучения как жанра литературы; понимать: смысл поучения Владимира Мономаха; уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе | Работа с текстом, ответы на вопросы. Творческая работа «Поучение младшему брату». | |
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности | 7а-9.10 7б-9.10 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | Проблемные задания, художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа | |
12 | Р.р. Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» | 7а-11.10 7б-12.10 | 1 | Урок развития речи | Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений. | Сочинение | |
Произведения русских писателей XVIII века(2 часа) | |||||||
13 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). | 7а-16.10 7б-16.10 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведений Урок-исследование | Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы,«теорию трех штилей», определение понятия оды; понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов) | Практикум анализа стихотворения, выразительное чтение стихотворения | |
14 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | 7а-18.10 7б-19.10 | 1 | Урок-объяснение нового материала | Знать: факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь: определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля») | Выразительное чтение наизусть | |
Произведения русских писателей XIX века (30 часов) | |||||||
15 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе | 7а-23.10 7б-23.10 | 1 | Урок чтения и изучения произведения Урок-беседа. | Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому | Лекция, эвристическая беседа, лексическая работа, составление плана баллады | |
16 | Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…») | 7а-25.10 7б-26.10 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: отрывок из поэмы, особенности композиции, уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, находить средства художественной выразительности, оценивать отношение автора к изображаемому | Рассказ учителя, эвристическая беседа | |
17 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | 7а-30.10 7б-30.10 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: причины обращения поэта к смутному времени, содержание отрывка из поэмы, особенности сюжета, уметь: анализировать поэтическое произведение, выражать своё отношение к прочитанному, оценивать отношение автора к изображаемому | Составление плана характеристики | |
18 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Художественное совершенство и человечность повести А.С. Пушкина. | 7а-1.11 7б-2.11 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе; понимать: ее идейный замысел (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе), тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина; уметь: объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.), выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести | Работа с текстом, выборочное оценивание | |
19 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | 7а-13.11 7б-13.11 | 1 | Урок-лекция | Понимать: образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа; уметь: анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст | Анализ стихотворения | |
20 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | 7а-8.11 7б-9.11 | 1 | Интегрированный урок - литература-история | Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать: содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе; уметь: отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы, составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | Комментированное чтение, лексическая работа | |
21 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...». | 7а-15.11 7б-16.11 | 1 | Урок развития речи | Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Сочинение | |
22 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | 7а-20.11 7б-20.11 | 1 | Урок-лекция | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; понимать: роль исторического фона в повествовании; уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | Выборочное оценивание | |
23. | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | 7а-22.11 7б-23.11 | 1 | Урок-диспут | Знать: основное содержание глав 3-9; понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям; уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки | Проблемные задания, художественный пересказ | |
24. | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю | 7а-27.11 7б-27.11 | 1 | Урок-практикум | Знать: идейную направленность повести в целом; уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения) | Работа с текстом, анализ, художественный пересказ | |
25 | Тарас Бульба и его сыновья | 7а-29.11 7б30.11 | 1 | Урок-практикум | Знать: определение понятия «художественная деталь»; понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа; уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | Выборочное оценивание, художественный пересказ | |
26 | Трагедия Тараса Бульбы | 7а-4.12 7б-4.12 | 1 | Урок-беседа | Уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики главного героя, оценивать его поступки, делать выводы | Индивидуальный опрос | |
27 | Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 7а-6.12 7б-7.12 | 1 | Урок развития речи | Знать: содержание прочитанного произведения; понимать: нравственную проблематику повести; уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер). | Сочинение | |
28 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Природа и её роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | 7а-11.12 7б-11.12 | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя; содержание произведения; уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей | Рассказ об одном из героев по плану, комментированное чтение | |
29 | Вн.чт. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 7а-13.12 7б-14.12 | 1 | Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново | Знать: историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей | Чтение по ролям, эвристическая беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета | |
30 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | 7а-18.12 7б-18.12 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе; уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль. | Чтение наизусть эвристическая беседа, сообщение ученика | |
31 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | 7а-20.12 7б-21.12 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы; уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини | Сообщения, исследования, эвристическая беседа, составление характеристики героев | |
32 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 7а-25.12 7б-25.12 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы. | Анализ-исследование, эвристическая беседа, составление плана | |
33 | Вн.чт. А.К. Толстой. Исторические Баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 7а-15.01 7б-15.01 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать/понимать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения. | Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение баллад | |
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » | 7а-17.01 7б-18.01 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание сказки понимать: идейно-тематическое содержание сказки; уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | Комментированное чтение, пересказ эпизодов | |
35 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | 22.01 22.01 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание сказки «Дикий помещик»; понимать: идейно-тематическое содержание сказки; уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке | Комментированное чтение, пересказ эпизодов | |
36 | Вн.чт. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | 24.01 25.01 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического); уметь: находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках | Комментированное чтение | |
37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 29.01 29.01 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна; уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье | Сообщения, работа с текстом | |
38 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 31.01 1.02 | 1 | Урок закрепления знаний | Знать: нравственную проблематику повести; уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении). | Анализ, проблемные вопросы | |
39 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | 5.02 5.02 | 1 | Урок-практикум | Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев | Чтение по ролям инсценирование | |
40 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 7.02 8.02 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл; понимать: идейно-тематическую направленность произведения; уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | Чтение по ролям инсценирование | |
41 | Вн.чт. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова. | 12.02 12.02 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать/понимать: содержание рассказов, позицию автора; уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова. | Чтение по ролям выборочное оценивание | |
42 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 14.02 15.02 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать/понимать: сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами | Анализ, сообщение учащихся | |
43 | Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 19.02 19.02 | 1 | Урок-семинар по нравственным вопросам. | Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы -средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя. | Выразительное чтение, работа в парах, самостоятельная работа | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 час) | |||||||
44 | «Край ты мой, родимый край» Стихи русских поэтов о родной природе. | 21.02 22.02 | 1 | Урок-концерт | Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь: анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка. | Чтение наизусть | |
Произведения русских писателей XX века (19 часов) | |||||||
45 | М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 26.02 26.02 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать/понимать: автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев; уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий. | Выборочное оценивание, круглый стол | |
46 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | 28.02 1.03 | 1 | Урок-практикум | Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу; уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом | Анализ-исследование,. анализ эпизодов, создание портрета героя. | |
47 | Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» | 5.03 5.03 | 1 | Урок-практикум | Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении | Беседа, работа в группах, самостоятельная работа | |
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 7.03 8.03 | 1 | Урок-исследование. Изучение и закрепление теоретических понятий | Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою | Комментированное чтение | |
49 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. | 12.03 12.03 | 1 | Урок-практикум | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта | Сообщения, анализ выразительное чтение | |
50 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 14.03 15.03 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: понятие о лирическом герое; понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения. | Анализ, эвристическая беседа. | |
51 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. | 19.03 19.03 | 1 | Урок-конференция. Защита проектов. | Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения; уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | Проблемные задания | |
52 | А. Платонов «Юшка». «Неизвестный цветок». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 21.03 22.03 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | Работа с текстом, анализ, проблемные задания | |
53 | Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 2.04 2.04 | 1 | Урок развития речи | Знать: содержание прочитанных произведений; уметь: определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения. | Сочинение | |
54 | Вн.чт. Уроки мужества. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского и др. | 4.04 5.04 | 1 | Урок-концерт | Знать: особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне; уметь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности. | Индивидуальные сообщения, чтение наизусть | |
55 | Р.Р. Наша республика в годину суровых испытаний. Чистопольские страницы лирики М. Исаковского и А. Сурикова. Муса Джалиль - поэт-герой | 9.04 9.04 | 1 | Интегрированный урок-практикум | Знать: литературные произведения о войне, созданные в родном крае, уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст | Индивидуальные сообщения, ответы на вопросы, чтение наизусть | |
56 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 11.04 12.04 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции; уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. | Анализ, проблемные задания, выборочное оценивание | |
57 | Вн.чт. Образ лошади в произведениях татарских писателей Н. Ахмадиева «Лошади, жеребята», Л.Лерона «На-на-бахбай», Г.Сабитова «Айбаш» | 7а-16.04 7б-16.04 | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание произведений татарских писателей о лошадях; уметь: строить связную монологическую речь | Анализ, проблемные задания, выборочное оценивание | |
58 | Е.И. Носов «Кукла». «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказов | 7а-18.04 7б-19.04 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя | Комментированное чтение | |
59 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | 7а-23.04 7б-23.04 | 1 | Урок-практикум. Чтение и анализ произведения | Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать: нравственную проблематику рассказа; уметь: давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев. | Выборочное оценивание | |
60 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | 7а-25.04 7б-26.04 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения Урок-практикум. | Знать: биографические сведения об авторе, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление); уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному | Выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос | |
61 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе | 7а-30.04 7б-30.04 | 1 | Урок-практикум. | Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении. | Выразительное чтение, определение средств выразительности | |
62 | Вн.чт. Родная природа в стихотворениях татарских поэтов | 7а-2.05 7б-3.05 | 1 | Урок-практикум. | Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы татарскими поэтами; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений, определение средств выразительности | |
63 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | 7а-7.05 7б-7.05 | 1 | Урок-практикум. | Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое; уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения | Сообщения учащихся, слово учителя, беседа, работа в группах | |
Литература народов мира (1 час) | |||||||
64 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта | 7а-9.05 7б-10.05 | 1 | Урок чтения и обсуждения произведений | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения; понимать: особенности художественной образности дагестанского поэта; уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | |
Произведения зарубежных писателей (6 часов) | |||||||
65 | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности | 7а-14.05 7б-14.05 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть; уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена. | Выразительное чтение, беседа, художественный пересказ | |
66 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | 7а-16.05 7б-17.05 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать/понимать: автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона; уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Выразительное чтение и анализ стихотворений | |
67 | Японские трехстишия (хокку) | 7а-21.05 7б-21.05 | 1 | Лекция учителя, сообщения | Знать: особенности жанра хокку, уметь: выразительно читать японские хокку | Выборочное оценивание самостоятельная работа | |
68 | Дж. Олдридж «Отец и сын» | 7а-23.05 7б-24.05 | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения; уметь: высказывать мнение о прочитанном | Характеристика героя | |
69 | 0. Генри «Дары волхвов». Л.Пиранделло «Черепаха». Преданность и жертвенность во имя любви. | 7а-28.05 7б-28.05 | 1 | Урок чтения и изучения произведения Семинар | Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения; уметь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. | Анализ, беседа Анализ эпизода. | |
70 | Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Тестирование по произведениям русских писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе | 7а-30.05 7б-31.05 | 1 | Урок-конференция | Знать/понимать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств; содержание произведений русских писателей и поэтов, изученных в 7 классе, уметь: обобщать прочитанное и изученное. уметь правильно отвечать на вопросы | Групповая работа, индивидуальная работа (тестирование) |
Учебно-методические средства обучения
Печатные издания
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
3. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
4. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические матери-алы: 7 кл. – М.: Просвещение, 2008
Мультимедийные пособия
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 7 кл.» (формат МР3). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
- Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Диски «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...