План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему
Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательную презентацию, подобрали наглядность к уроку, оформили доску и выставку произведений писателей Серебрянрго века, выучили полюбившиеся стихи, записали музыкальное сопровождение к ним, сочинили под моим руководством стихи, навеянные поэзией любимых поэтов. Я также сочинила ряд стихотворений, которые стали творческой основы урока. Получился урок - поэма, где стихи поэтов Серебряного века дополнялись нашими стихотворениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_otkrytogo_uroka_po_serebryanomu_veku.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
открытого урока литературы в 11Б классе.
24 ноября 2012
Поэтическая гостиная.
Тема: «Творцы Серебряного века»
- Цели урока:
- Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся об идейно – художественных особенностях произведений писателей основных направлений Серебряного века.
- Продолжать развивать умения создавать тексты собственного сочинения в виде пародий или верлибров на стихи символистов, акмеистов и футуристов, интегрировать поэтические и прозаические тексты для устного публичного выступления
- Воспитывать высокие гражданские и патриотические чувства, которыми было проникнуто всё творчество писателей Серебряного века. Формировать художественный эстетический вкус на лучших поэтических и прозаических произведениях Серебряного века.
- Тип урока: урок сотворчества.
- Форма урока: поэтическая гостиная.
- Интерактивные методы и приёмы: групповая работа, творческая мастерская, методы медиации, «займи позицию», «кейс – метод, метод «сокровищница человеческих ценностей», метод мотивирования, критического мышления, рефлексии.
- Инновационные технологии: технологии преобразования содержания знаний в «открытый текст» Е. А. Бондаревской и учебного диалога М. М. Бахтина.
Оформление и оборудование урока:
- Выставка произведений писателей Серебряного века, портреты писателей, два плаката с высказываниями о Серебряном веке.
- Иллюстрации русских художников Врубеля, Серебряковой, Гончаровой, Маяковского, Бурлюка и других.
- Грамзапись музыки Бетховена, Брамса, Чайковского. Рахманинова.
- Видеопрезентация: «Русский ренессанс».
Сценарий урока.
Вступление. Видеопрезентация: «Русский ренессанс».
Учитель:
Сегодня у нас поэтический час.
В гости придёт к нам сам Ренессанс.
Встретятся здесь почитатели Муз
И выразят свой эстетический вкус.
Будут звучать эпиграммы, стихи,
Посланья, признанья – все от души.
Главным, конечно же, станет сонет
Лучшего жанра в поэзии нет!
Ученик № 1:
В России возродился Ренессанс,
И необычайным стал расцвет культуры.
Когда ж он обратился в Декаданс,
То все поэты подружились с синекурой!
Ученик № 2:
Открылось вдруг течений разных тьма,
И объявился полк блистательных поэтов.
Одни сияли, как полночная луна,
Другие озарялись её светом.
Ведущий: Презентация направлений:
Теперь настала очередь за вами
Представиться пред нашими гостями.
Мы ждём ваш содержательный рассказ.
Кого вы представляете сейчас?
Какие ваши лозунги, друзья,
Эмблема, декларация, звезда?
Символизм: «Мы дети ночи и луны»
Мы первыми вступили на Серебряный Парнас.
И было это не во сне, а наяву.
Всех нас доставил на Олимп Пегас,
Оставив на земле обман и суету.
Мы дети ночи и таинственной луны
Сгораем, как вечерняя заря,
При ярком свете солнца – алтаря
В своих творениях мечты.
Мы неведомое ищем
И с надеждою в сердцах,
Загораясь, мы тоскуем о непознанных мирах.
Наши гимны, наши стоны
Не для старой красоты.
Нарушаем все законы,
Преступаем все черты.
Устремляя свои очи
На алеющий восток,
Дети скорби, дети ночи
Ждём, когда придёт Пророк.
В ночь восходим по ступеням
На Серебряный Парнас.
Нас встречает уж под сенью
Лунноликий кроткий Спас!
Наши лозунги:
- «Мысль, изречённая, есть ложь»
- «Искусство – гениальное познание истины».
- «Искусство должно выражать идею»
- «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями, есть откровение, приотворенные двери в Вечность».
- «Символы выражают безграничную сторону мысли».
- «Прекрасное должно …удивлять, казаться неожиданным и редким»
Наша декларация:
У нового искусства три главных элемента:
Мистическое содержание, символы и расширение художественного впечатления.
Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить свои тёмные, тайные чувствования.
Символисты – всегда мыслители, видят в действительности свою мечту и смотрят на жизнь, как из окна.
Наша эмблема: звездное бесконечное небо.
Наша звезда: яркая, сияющая луна.
Программное стихотворение
Счастье свободы
Холодные сверкающие звёзды
И жёлтая далёкая луна
Глядят на землю с небосвода.
Как видно, полюбилась им она.
И пусть их встречи ненадолго,
И пусть объятья холодны,
Но до утра они свободны
И вечно небесам верны.
Акмеизм:
«Мы капитаны бесстрашных кораблей»
Нас шестеро. И все мы капитаны,
И штурманы бесстрашных кораблей.
Мы смело проплываем океаны,
Оставив Бога и земных людей.
.
Влекут нас издавна чудесные сказанья,
Народный шум на старых площадях,
Ряд кораблей на дремлющих морях
И блеск парчи в изгибах изваянья.
Неясные и страстные желанья,
Учитель, мудрый, весь в мечтах.
И рядом – отрок с тайною в глазах.
В тени соборов дремлют изваянья.
Глаза глядят внимательно и нежно,
Сердца же бьются смутно и мятежно
И согревают ласкою неземной,
Как мы, поэзией земной.
Наши лозунги:
- Мы любим мир таким, каков он есть.
- Мы не отказываемся и от духовных поисков.
- Нам не чужды сомненья и тревоги.
- Мы строго судим себя и людей.
Наша декларация:
Главное в поэзии – стилистическое равновесие, живописная чёткость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей, мужественный и ясный взгляд на жизнь, нежность и бесхитростность реального мира.
Высшее место должны занимать духовные ценности. Лирический герой – бесстрашный рыцарь.
Память – важнейший этический компонент нашего творчества.
Наша эмблема: яркий земной мир.
Наша звезда: солнце.
Программное стихотворение:
«Высокое косноязычье»
Ни шороха полночных далей,
Ни песен. Что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И. символ горнего величья,
Как некий благостный завет, -
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Футуризм:
«Мы первые поэты из поэтов»
Мы первые поэты из Поэтов.
Рог времени рубит идти вперёд.
Прошедшее темно и безответно.
И классиков российских уже нет.
Мы с высоты воздушных небоскрёбов
С усмешкою взираем на людей.
Не признавая канцелярских сводов,
Довольны революцией своей.
Пощёчину общественному вкусу
С размаху залепляем горячо,
Когда заметим, кто подмигивает трусу,
Плюём ему за это мы в лицо!
Мы в будущем останемся навеки,
Каким бы оно ни было, пойдём!
Примите же нас, люди – человеки
Особенными, яркими во всём!
Наши лозунги:
- Только мы – лицо нашего Времени.
- Прошлое тесно. Сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского и прочих классиков с парохода Современности.
- Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней.
- Слово – творец мифа. Мы во власти новых тем.
- Мы презираем славу. Мы новые люди новой жизни.
Наша декларация:
Мы, будетляне, не желаем междоусобицы в русской поэзии.
Мы готовы отвечать за каждое своё новое слово.
Мы идём в авангарде российского искусства, никто и ничто не помешает нам сказать своё новое слово о действительности. Новому содержанию – новую форму. Только мы способны создать новое искусство во всей Вселенной! Наше Правительство Земного шара не только изменит мир в лучшую сторону, но и создаст новый авангардный язык и новую великорусскую поэзию. Главное – «канон сдвинутой конструкции языка». Наша сила – в единении с народным творчеством.
Наша эмблема: морской маяк.
Наша звезда: планета Марс.
Программное стихотворение:
« На подмостках Конституции»
Ещё звучат этюды Скрябина,
Романсы страстные звучат,
Но вот уж музыку Рахманина
Частушки дробные теснят.
В театре тоже революция.
Балет и классику на слом!
И на подмостках Конституция
Отплясывает чарльстон.
И бутафория с мистерией
Пошли по улице гулять,
Одевшись в красные материи,
Дань новой моде отдавать.
Ведущий: Поэтические загадки:
Вот мы и познакомились друг с другом,
И прояснилось много скрытых тайн.
Узнать же, кто был настоящим другом,
По – прежнему - одна из главных тайн.
Но выясним её мы непременно,
Когда заглянем в глубину души.
И прочитаем их творенья вдохновенно,
Великолепные сонеты и стихи!
Вы по стихам самих поэтов
Узнайте, кто чей образ начертал.
Подсказкой станут те приметы,
Которые поэт в них написал.
Ведущий: Поэты друг о друге и о себе.
- Игорь Северянин. «Брюсов» (стр. 447.)
- Валерий Брюсов. «И. Северянину» (стр. 195)
- Марина Цветаева. Ахматовой.
Ведущий:
Как замечательно, друзья,
Что вы поэтов образы узнали!
Теперь же попрошу вас я,
Чтоб вы ещё одну загадку отгадали.
Из четырёх стихотворений
Разных направлений
Я выписала существительные в ряд.
А вы определите,
К какому направлению они принадлежат
(Бездна, пламень, люди, черви, дворец, паук, ночь, светило, Пегас, Парнас, крик, руки, звук, солнцеворот, любовь, небо, звёзда, смерть.)
Ведущий: Пародии на стихи поэтов своего направления
Сегодня вы поэтами все стали
Пусть ненадолго, только лишь на миг.
И вот уж место всем на пьедестале,
Освободили братья – просто шик!
Прочтите же, друзья, свои стихи,
И пусть они ещё не так легки,
Но все ж представьте нам пародии свои.
Символизм:
Пародия на стихотворение В. Брюсова
«Наказ юноше»
Акмеизм:
Пародия на стихотворение С. Парнок
«Моя фамилия не Пушкин..»
Мы не Лермонтовы и не Пушкины.
Мы всего лишь читатели русские.
Много тем уж на нашем счету,
Но они вызывают тоску.
Сочинять же самим – тяжкий труд,
Хоть стихи или драму, к примеру.
А поэмы пусть нас подождут –
Их должно быть в портфолио в меру.
А, впрочем, чтоб поэтами нам стать,
Должны мы всё же что – то накропать!
Футуризм:
Ведущий: «Серебряный сонет»
Странное время – странные песни,
Как хорошо, что пока вы все вместе.
Грянет в России 17-ый год –
Рассеет по миру российский народ!
Многие из вас друзьями были
И, несмотря на разницу, дружили.
Встречались в «Башне» Иванова,
Друг друга обличали просто здорово!
Посланья – эпиграммы сочиняли
И в письмах их друг другу присылали.
Звучит серебряный сонет,
Ему по содержанью равных нет.
По слогу также он высок.
Его благословляет Бог!
Анна Ахматова.
Сонет «Ответ»
И при луне новорожденной
вновь зажигаю шесть свечей.
Я получила письмо,
Не поверила нежным словам,
Читала, смотрела в трюмо,
Удивлялась себе и Вам.
В окна широкий свет
Всплывал, и пахло зимой…
Знаю, что Вы, поэт,
Значит, товарищ мой.
Как хорошо, что есть
В мире луна и шесть
Вами зажжённых свеч.
Думайте обо мне.
Я живу в западне
И боюсь неожиданных встреч.
1913
Игорь Северянин. Сонет «Цветаева»
Блондинка с папироскою, в зелёном,
Беспочвенных безбожников божок,
Гремит в стихах про волжский бережок,
О в персиянку в Разине влюблённом.
Пред слушателем, мощью изумлённым,
То барабана грозный говорок,
То друга дева, свой свершая срок,
Сопернице вручает умил1нной.
То вдруг поэт, храня серьёзный вид,
Таким задорным взором удивит,
Что в даме – жар, и страха дрожь – во франте…
Какие там свершенья не верши,
Мертвы стоячие часы души.
Не числящиеся в её таланте…
1926
***
И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно,
Где неизменен гордый сон снегов.
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.
Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь средь молний и громов!
Ездок отважный! Слушай вихрей рёв.
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
Ещё грозят зазубрины высот.
Расщелины, где тучи спят. Но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.
Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конём, – и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!
1912
Игорь Северянин «Брюсов»
Его воспламенял призывный клич.
Кто б ни кричал – новатор или Батый.
Немедля честолюбец суховатый.
Приемля бунт, спешил его постичь.
Взносился грозный над рутиной бич
В руке, самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По – европейски скроенный москвич.
Родясь дельцом, и став сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом.
В ненасытимой страсти всё губя!
Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам.
Не пощадил он, - прежде всех, - себя…
1926
Марина Цветаева. Ахматовой.
Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной чёрной линией.
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.
Вся Ваша жизнь – озноб.
И завершится - чем она?
Облачный тёмен лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть – безделица.
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час.
- Кажется четверть пятого.-
Я полюбила вас.
Анна Ахматова.
11 февраля 1915
Ведущий: Рефлексия:
«Салют Серебряному веку!»
Поэзия – великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась всё – таки сама.
Недолгим был Серебряный наш век.
Трагически сложился для поэтов.
Воспев России первородства грех.
Не избежал забвенья и наветов.
Так воздадим же должное ему,
За то, что был свободен Человек,
За то, что указал Творцу стезю
К сердцам народу своему!
Ученик:
Салют Серебряному веку
Мы с честью нынче воздаём.
Хвала и слава Человеку –
Певцу, Создателю, Творцу!
Ученик:
Салют Серебряному веку,
Призвавшего историю к ответу,
Воспевшего блаженный мир земной,
В твореньях вольных Музы неземной.
Коллективные ответы на вопросы:
1. Символисты:
Какую роль сыграл Серебряный век в истории России?
2. Акмеисты:
Почему таким недолгим и трагичным был Серебряный век?
3. Футуристы:
Сможет ли повториться в России Серебряный век?
Оценочный лист: группа №1 символисты (от о до 5 баллов)
Ф. И. уч – ся самооценка оценка группы оценка
(по общему согласованию) учителя
1. Смогли или нет реализовать свои знания и способности во время урока?
2. Как повлияла ваша работа в течение урока на групповую оценку?
3. Насколько полно была достигнута вашей группой цель урока?
Домашнее задание:
*написать сочинение – рассуждение по тексту Ю. М. Лотмана «Цель поэзии» части С ЕГЭ с обязательным использованием аргументов из поэзии Серебряного века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова; 2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"
План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...