Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
статья (9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Гимназия с. ИвантеевкаИвантееского района Саратовской области"
Доклад по теме:
« Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Подготовила: Беляева Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Ивантеевка-2016
Духовно-нравственное воспитание
на уроках русского языка и литературы
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но
всех выше должно стоять образование
нравственное.
В.Г.Белинский
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается ,прежде всего,в слове.
«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.
"Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродиться русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей", - отмечал главный редактор журнала " Роман газета 21 век" В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.
В последнее время всѐ чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания .Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всѐ исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.
В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неманского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Под ―духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжѐт, тому в другой раз не повезѐт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их
личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.
Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на
чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее.
На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови
ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.
Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце)
Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. Именно здесь уместно замечательное стихотворение нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны :
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: ―Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит‖.
Заключение
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
1.https://infourok.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie.html
2.infourok.ru›…duhovnonravstvennoe-vospitanie-na…i…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"
Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование выбора темы, план работы...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Тема самообразования:«Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том,как жить, делая как можно мень...
презентация по теме"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Содержит слайды с определениями по теме выступления, а также фотографии с мероприятий и творческие работы учащихся...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...