Работаем по новым стандартам. Дидактика современного урока
презентация к уроку по литературе по теме
ФГОС второго поколения предполагает новые требования к уроку. Презентация поможет учителю-словеснику выстоить урок по новым стандартам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktika.pptx | 420.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок времени.
Результаты международных исследований ( PISA) Исследование оценивает читательскую компетентность, математическую и естественнонаучную грамотность выпускников основной школы (15 лет), их способность применять в личностно и социально значимых ситуациях (выходящих за пределы учебных) полученные знания и умения. Результаты данного исследования в 2000-2009 годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира . В профиле образовательных достижений российских учащихся умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).
Результаты России в исследовании PISA
Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Урок как основа реализации стандарта Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования становятся требования стандарта – требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий ( компетенций ) и достижение новых уровней развития личности обучающихся ( компетентностей ).
Результаты освоения основных образовательных программ - предметные, метапредметные и личностные. Метапредметные образовательные результаты - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории , ключевые компетентности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем; Предметные образовательные результаты (знания, умения, навыки) – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные образовательные результаты – система ценностных отношений обучающихся: готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; сформированная система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Каким образом прийти к этим результатам?
Изменения в современном уроке: ЦЕЛИ; СТРУКТУРА; ОЦЕНКА; АНАЛИЗ УРОКА.
Типы и виды уроков в соответствии с этапами усвоения материала (классическая дидактика) Урок изучения и первичного закрепления нового материала (урок-лекция, урок-беседа, урок с использованием учебного кинофильма, урок исследовательского типа) ; Урок закрепления знаний, умений, навыков (самостоятельные, лабораторные, практические работы, семинары, экскурсии); Урок комплексного применения ЗУН ; Урок обобщения и систематизации знаний ; Комбинированный урок; Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Структура уроков (классическая дидактика) Урок изучения и первичного закрепления нового материала: Подготовка учащихся к усвоению; Изучение нового материала; Первичная проверка усвоения знаний; Первичное закрепление знаний; Контроль и самопроверка знаний; Подведение итогов урока; Информация о домашнем задании.
Урок закрепления знаний, умений, навыков Логика закрепления знаний: актуализация опорных знаний; определение границ (возможностей) применения этих знаний; пробное применение знаний; упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний; упражнения с переносом знаний в новые условия
Урок комплексного применения ЗУН Логика процесса комплексного применения ЗУН : актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; усвоение образца комплексного применения ЗУН; применение обобщенных ЗУН в новых условиях; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний Логика обобщения и систематизации знаний: подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов; обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися); подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем.
Комбинированный урок Этапы : организационный; проверка домашнего задания; всесторонняя проверка знаний; подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала; усвоение новых знаний; закрепление знаний; информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Контроль, оценка и коррекция : уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях; уровень готовности к творческому применению знаний.
Сравнительная характеристика деятельности учителя в ситуации традиционного урока и в условиях введения ФГОС второго поколения См. таблицу 5
Как построить урок в соответствии идеями ФГОС ООО Пересмотреть общепринятые подходы к структуре урока , дидактическим приемам и методам, используемым на уроке, переосмыслить наполнение основных этапов урока. Новые модели уроков связаны с образовательными технологиями. Большинство технологий строится по определенному алгоритму – последовательности этапов урока, отличных от принятых в классической дидактике (педагогические мастерские, технология развития критического мышления, уроки развивающего обучения, технология деятельностного метода, технология развития информационно-интеллектуальной компетентности).
Структура современного урока Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание ; В качестве основного выступает этап , отвечающий главной обучающей цели данного урока ; Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока .
Модель урока Четкий алгоритм ( последовательность этапов); Необычное, нетрадиционное наполнение этапов; Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов ; Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.
Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология , где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом. Структура современного урока соответствует признакам образовательных технологий: Диагностичность описания цели ( цели урока должны определяться по четко выделенным критериям); Воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписания этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); Воспроизводимость педагогических результатов .
Ведущие ориентиры для построения современного урока От триединой цели урока - к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию ( цели ); От традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку - фундаменту современной организации учебного процесса ( основное содержание ); От традиционной отметки – к современной оценке ( результаты ).
Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий Развивающее обучение Коллективная система обучения (КСО) Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) Исследовательские и проектные методы Технология «дебаты» Технология развития критического мышления (ТРКМ) Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других методов обучающих игр Обучение в сотрудничестве Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Система инновационной оценки « портфолио » Технологии интерактивного и дистанционного обучения Педагогические мастерские Кейс-технологии Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Технология деятельностного метода
Технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, направлением на развитие творческого мышления или коммуникативных способностей, но цели и конечный результат технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов ; эта цель заявлена во ФГОС, характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий ( УУД: личностные ; регулятивные ( блок включает также действия саморегуляции ); познавательные ; коммуникативные ).
Педагогическая деятельность одновременно Творческая (строится на вдохновении учителя); Технологичная ( строится на определенных алгоритмах, циклах и модулях, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям).
Активное целеполагание Цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. (таб.2) Потенциал целеполагания заложен в современных образовательных технологиях. Принципы современного целеполагания : Формулировка цели и способы её фиксации; Использование приемов мотивации к изучению тематики урока; Формулировка целей на языке стандарта: через виды деятельности обучающихся + в терминах предметных и метапредметных УУД.
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания . Технология развития критического мышления. «Толстые» ( требуют развернутого, аргументированного ответа ) и «тонкие» ( требуют простого, односложного ответа ) вопросы. «Толстые» вопросы : Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если… Что, если…? «Тонкие» вопросы: Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания . Технология развития критического мышления. «Список известной информации». На стадии вызова на уроке литературы в 5 классе обучающимся предлагается в течение 3 -5 минут записать все, что они знают или им кажется, что знают, о сказках. Важно записать все, что вспомнится. Работа производится в парах. Учитель просит записать все идеи, даже разногласия. Затем организовывается групповая работа, где позиции уточняются, затем группа делится информацией с классом. Всю информацию учитель записывает на доске. Информация будет объемной и противоречивой. Дальнейшая работа, например, чтение статьи, проясняет трудные моменты.
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания . Технология развития критического мышления . Игра «Верите ли вы? » Учитель просит учащихся в группах ответить на вопросы и обосновать свое мнение. Верите ли вы, что… Л.Н.Толстой считал Наполеона величайшим полководцем в мировой истории? Л.Н.Толстой переписывал отдельные эпизоды романа «Война и мир» более 26 раз? Один из вариантов названия романа «Война и мир» – «Все хорошо, что хорошо кончается»? При работе над романом «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал научные труды только русских историков? Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку. “ Я приписываю значение совсем другим своим книгам».
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания . Педагогические мастерские. Актуализация личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию). Стимуляция учащихся к постановке как можно большего количества вопросов. Обращение к образу. Обращение к чувственной сфере личности (через использование аудио-, видео-, сенсорно-тактильных ощущений). Обращение к ассоциативному мышлению. Социализация (афиширование, вербализация, театрализация, ролевая игра, предъявление группового продукта).
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания . Педагогические мастерские. Примеры индукторов. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу. «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы. Защитите свой выбор. Вас попросили создать сборник поручений для ваших сверстников. Предложите свое поучение и объясните, почему оно должно быть воспринято читателями. Запишите ассоциации к словам «цветы» и «зло» в две колонки. Составьте все возможные словосочетания, соединяя слова из первой колонки со словами из второй. Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть среди современных читателей пьесы «Горе от ума». Перечислите вечные, с вашей точки зрения, проблемы. Нарисуйте время. Поместите себя в этот рисунок. Запишите слова , отражающие ваши чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием в созданном вами мире.
Современные приемы активного целеполагания «Задом наперед» – ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме (раз вы так много знаете по этой теме, давайте сразу напишем контрольную); «Знаю – Повторить - Хочу узнать» - рабочий лист с различными заданиями и таблица – каждый обучающийся выстраивает свой личный образовательный маршрут; «Выбор цели по маршруту» – постановка цели осуществляется обучающимися на основе маршрутной карты изучения данной темы ( обучающиеся формулируют собственную цель – что узнают нового, чему научатся и что им необходимо повторить).
Правила для учителя ( учитель обязан!!!) Цели урока принимаются и формулируются обучающимися . Систематически обучать детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Владеть технологией диалога , обучать учащихся ставить и адресовать вопросы. Эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения , учить работать по правилу и творчески. Задавать задачи и четкие критерии самоконтроля , самооценки. Добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися. Стремиться оценивать и поощрять реальные , даже минимальные успехи каждого обучающегося. Специально планировать коммуникативные задачи урока. Принимать и поощрять выражаемую учеником собственную позицию , обучать корректным формам ее выражения. Создавать на уроке атмосферу сотрудничества , сотворчества, психологического комфорта.
Практические рекомендации по построению современного урока Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии – важнейший ресурс модернизации современного образования. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения . На уроке должно быть интересно . Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Групповые формы работы Интерактивный характер урока, соответствующего ФГОС ООО, в процессе которого происходит развитие коммуникативных УУД: коммуникация обучающихся в парной и групповой работе; умение слушать других и отстаивать свою позицию; умение организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем; умение адекватно определить и назвать свои и чужие действия, эмоции, чувства и дать им оценку.
Особенности организации групповой работы на уроке: достижение общей для группы цели; совместная работа всех членов группы над одной проблемой; самостоятельная работа каждого участника группы во взаимодействии со всеми членами группы; групповая заинтересованность в том, чтобы каждый член группы усвоил необходимую учебную информацию, что инициирует взаимопомощь; успех работы всей группы как результат успешной самостоятельно работы каждого члена группы; группы не соревнуются друг с другом, так как каждая группа выполняет свое задание; оценку получает команда; индивидуальная ответственность каждого ученика, так как от каждого зависит успех всей группы; равные возможности для каждого ученика в достижении успеха.
Приёмы , стимулирующие познавательную активность: создание проблемных ситуаций ; «втягивание и отстранение» ( прием основан на втягивании обучающихся в литературную ткань произведения, например, изложить события комедии «Горе от ума» с точки зрения ее героев, при этом не только показать знание текста произведения, но и объяснить причины поступков своих героев; отстранение опирается на умение посмотреть на проблему как бы издали, развернуть ее под другим углом: «Представьте себе, что вы автор, и попробуйте объяснить, почему и для какой цели было написано это произведение; что было бы, если бы герой поступил бы по-другому; как этот поступок отразился бы на судьбах других героев?» выбор и замена заданий ; дискуссии («круглый стол», «дебаты», «судебное заседание» и т.д.)
Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. обобщеннографическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта? Только формой . Но такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате — все перед глазами учителя. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока. В начале технологической карты даётся традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. После таблицы уместно разместить дополнения — например, тест, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ФИО ПРЕДМЕТ КЛАСС ТИП УРОКА ТЕМА_______________________________________________________________ ЦЕЛЬ________________________________________________________________ ЗАДАЧИ Образовательные:________________________________ Развивающие:____________________________________ Воспитательные:________________________________ УУД ЛичностныеУУД : _______________________________ Регулятивные УУД:_______________________________ Коммуникативные УУД:__________________________ Познавательные УУД:___________________________ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: Знать ________________ Уметь_______________ Личностные:____________________________________ Метапредметные:______________ _________________ ПОНЯТИЯ___________________________________________________________ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ___________________________________________ РЕСУРСЫ____________________________________________________________ ФОРМЫ УРОКА ______________________________________________________ ТЕХНОЛОГИЯ_______________________________________________________
Технологическая карта урока (продолжение) Этапы урока ( в характеристике каждого этапа указываются): Формируемые результаты (предметные и метапредметные ); Деятельность учителя; Деятельность обучающихся; Рефлексия (включая самоанализ урока учителем); Приложения.
Оценивание на современном уроке предполагает (формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся) Осмысленность учебной деятельности и ее результатов , к которым стремятся ученик и учитель. Например, подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, формирование УУД. Самостоятельность обучающегося в формировании образовательной стратегии. Критериальное оценивание, при котором обучающийся должен знать свои слабые места, перспективы, понимать, как оценивается его уровень знаний, быть заинтересованным в дальнейшем обучении. Расширение способов и форм получения обратной связи .
Для выявления личностных результатов могут быть использованы Рефлексивные вопросы: За что я могу себя похвалить? Что я приобрел после этого урока? Что меня удивило? Что мне не удалось? Почему ? Листы взаимо - и самооценки: Проверяющий : При проверке творческой работы мне наиболее интересным показалось…; Следует отметить…+; Требуют дополнения следующие разделы…;Работа заслуживает…отметки; Автор: Я согласен (не согласен) с замечаниями…; Я готов дополнить работу следующими материалами…;Я согласен (не согласен) с оценкой моей работы. Карты рефлексии (+,-, затрудняюсь ответить): Своей работой на уроке в целом я доволен; Своей работой в группе я доволен; Для меня не было подходящего задания; Урок для меня показался коротким; За урок я устал; Мое настроение улучшилось; Материал урока мне был интересен; Материал урока мне был полезен; Сегодня на уроке мне было комфортно . На основе индивидуальных карт обобщенная карта рефлексии заполняется учителем.
Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке Следует оценивать не только предметное знание (воспроизведение), но и метапредметные результаты (умение работать в группе, строить монологическое высказывание, самостоятельность, умение анализировать, сравнивать ). Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс. Необходимо предоставлять обучающимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности. Критерии оценивания заданий разного уровня одинаковы. Критерии оценки выполнения задания должны быть известны обучающимся заранее . Например, они могут быть на основе критериев ГИА,ЕГЭ. При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка обучающихся на основе обоснованных критериев (задание, критерии оценки, балл, моя оценка, оценка учителя). Важно сделать оценку « суммативной »: обучающийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от «пятерки» баллы за сделанные ошибки.
Перевод критериальной оценки в отметку 95 % - 100% - «5» 75 % - 94% - «4» 50 % - 74 % - «3» Менее 50 % - «2»
Самоанализ урока Табл.18
Ведущие дидактические принципы современного урока Принцип фундаментальности (научности) содержания урока – урок направлен не только на формирование знаний о мире и человеке, но и на формирование умений обнаруживать, ставить и решать проблемы реальной жизни. Принцип гуманизации – ориентация содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта обучающихся, раскрытия их способностей, интересов, жизненных планов. Принцип культуросообразности – соответствие содержания урока изменяющейся культуре с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности обучающихся.
Что такое нелинейный (соответствующий ФГОС ООО) урок ? (Урок выходит за свои временные и пространственные рамки ( в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов). Выход содержания урока за рамки учебного предмета (интегрированный, полипредметный , метапредметный ). Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий. Урок – диалог .
Использованная литература Доклад экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» [ Мультимедиа ] Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская . – СПб., КАРО, 2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»). Малкова Ю.В. Деятельностный подход и УУД. [ Мультимедиа ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работаем по новым стандартам"
Статья обобщает опыт работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М." в условиях перехода на новые стандарты...
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика...
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок вре...
Дидактика современного урока иностранного языка в условиях ФГОС второго поколения на основе здоровьесберегающих образовательных технологий.
материалы для выступления на конференции...
Методология использования современных педагогических технологий. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС
Современный урок как образовательная технология. Алгоритм современных педагогических технологий. Урок как основа реализации стандарта....
Дидактика современного урока английского языка в условиях ФГОС по пятиуровневой системе Е.В.Яновицкой
Чему-то научиться — это естественный порыв человека. Ученики не воспринимают материал урока одинаково и задача учителя заключается в том, чтобы сделать информацию доступной для каждого конк...
Дидактика современного урока. Как я ее понимаю?
Попытка описать дидактику современного урока, от чего зависит успех и качество нашего урока...