календарно-тематическое планирование 6 класса по литературе , автор Г.С. Меркин
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_po_lit_v_6_kl.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
п.Восток
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Рассмотрено: Протокол ШМО_______________ №__ от «__»____________2012г | Согласовано: Протокол методсовета №____ от «___»____________2012г | Утверждено: Приказ №__ от «__»_______2012г Директор МБОУ «СОШ №31» ________________Т.Н.Курзина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
основного общего образования
по примерной программе основного общего образования
6 класс
(Базовый уровень)
Срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Учитель – составитель:
Мазур Зинаида Ивановна,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории.
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса, соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года, и Федеральному перечню учебников, рекомендованных Мин.образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011г. № 2885). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
Планирование составлено на основе программы Меркина Г.С., Меркина Б.Г.; // Литература. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.; // Литература. 6 класс.
Общая характеристика курса
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения литературе:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно евладение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;
- умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные споосбы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей,
- сравнение и сопоставление,
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
- самостоятельное выполнение различных творческих работ,
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- составление плана, тезиса, конспекта,
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В 6 классе у детей продолжается формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
Количество часов в году: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество плановых уроков: 38
По развитию речи: 12
Тест: 7
Внеклассного чтения: 7
Содержание учебного курса
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: рассказывание сказки, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: Пересказ биографии М.Ломоносова, выразительное чтение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Для домашнего чтения
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Для домашнего чтения:Н.С. Лесков. «Человек на часах».
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование рассказов А.Чехова.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Для заучивания наизусть
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Связь с другими искусствами: рисунки к стихотворениям С.Есенина.
Для заучивания наизусть: С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: выставка рисунков, конкурс рисунков, чтецов.
Урок внеклассного чтения
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
Для заучивания наизусть
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов, выставка рисунков о войне.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубежной литературы Восточные сказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Методическая литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы», под ред. В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2008.
- «Поурочные разработки по литературе», авторы: О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева, Москва, «Вако», 2007.
- «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
- «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
- «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | ||||
Плановых уроков | Уроков внеклассного чтения. | По развитию речи | Тестов | Всего по разделу | ||
1 | Введение. | 2 | - | 1 | - | 3 |
2 | Из мифологии | 3 | 1 | 4 | ||
3 | Устное народное творчество | 4 | - | 4 | ||
3 | Из древнерусской литературы | 3 | - | 1 | - | 4 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 | - | - | - | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 18 | 1 | 6 | 2 | 29 |
6 | Из русской литературы XX века | 8 | 1 | 2 | 12 | |
7 | Из зарубежной литературы | 1 | - | - | - | 1 |
8 | Итоговые уроки Резервные уроки | 4 | 1 | 5 | ||
Итого: | 42 | 3 | 10 | 3 | 68 |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
(2 часа в неделю)
2012-2013 учебный год
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
1 четверть | ||||
1,2 | Введение. О литературе и писателе. О литературе и читателе | 2 | ||
3. | Вн.чт. Моя «золотая полка» | 1 | Р.Р. | |
Из мифологии. | ||||
4 | Гомер «Одиссея» | 1 | ||
5,6 | Мифы о героях:
| 1 1 | ||
7. | Вн.чт. «Подвиги Геракла» («Яблоки Гесперид» и др.) | 1 | Вн.чт. | |
Из устного народного творчества | ||||
8 | Предания и легенды. | 1 | ||
9. | Готовимся к исследовательскому проекту | 1 | ||
10. | Из эпоса народов России. «Как Бадыкино победил одноглазого великана» | 1 | ||
11. | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле. | 1 | ||
Из древнерусской литературы. | ||||
12 | «Сказание о белгородских колодцах». Поучительный характер древнерусской литературы. | 1 | ||
13 | «Повесть о разорении Рязани Батыем»: нравственная проблематика повести. | 1 | ||
14 | Р.Р.Изложение «Подвиг Евпатия Коловрата» (устное) | 1 | Р.Р. | |
15 | Поучения Владимира Мономаха | 1 | ||
16 | Из литературы 18 в.М.В. Ломоносов. Отражение в поэзии позиций ученого и гражданина. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта. | 1 | ||
Из литературы 19 в. | ||||
В.А.Жуковский. | 2 | |||
17 | В.А.Жуковский. Слово о поэте. | 1 | ||
18. | «Светлана»: фантастическое и реальное в балладе. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | 1 | ||
2 четверть | ||||
19 | Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро» | 1 | ||
А.С.Пушкин. | ||||
20 | А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии | 1 | ||
21 | Лирика природы: «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда..» | 1 | Тест | |
22 | Р.Р.Выразительное чтение наизусть Стихотворные размеры | 1 | ||
23 | История романа А.Пушкина «Дубровский». Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (гл.1) | 1 | ||
24 | Суд и его последствия (гл. 2-4) | 1 | ||
25 | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (гл. 4-5) | 1 | ||
26 | Пожар в Кистеневке (гл. 6-7) | 1 | ||
27 | Учитель. Интрига в романе (гл. 8-10) | 1 | ||
28 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл.11-16) | 1 | ||
29 | Нравственные и социальные проблемы романа. Развязка романа | 1 | Тест | |
М.Ю.Лермонтов | ||||
30-32 | М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. «Тучи»: вольнолюбивые мотивы в лирике. Р.Р.Выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть | 3 | ||
3 четверть | ||||
33-34 | М.Лермонтов.«Парус», «Листок»: многозначность художественного образа. Р.Р.Выразительное чтение стихотворений М.Лермонтова наизусть | 2 | ||
Н.В. Гоголь | ||||
35 | Слово о Гоголе. | 1 | ||
36 | Вн.чт. Тема зимы в поэзии и живописи | 1 | ||
37 | «Тарас Бульба» - «самая историческая вещь Гоголя» | 1 | ||
38 | Родина, породившая богатырские характеры. Образ степи в повести. | 1 | Р.Р. Наизусть | |
39 | Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю | 1 | ||
40 | Подвиг и предательство в повести. Судьбы Остапа и Андрия | 1 | ||
41 | Гибель Тараса. Тарас Бульба - национальный герой. | 1 | ||
42 | Художественное мастерство Гоголя. Язык повести, своеобразие стиля. Просмотр эпизодов из фильма «Тарас Бульба» | 1 | Р.Р. С | |
И.С. Тургенев | ||||
43 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1 | ||
44 | «Бирюк»: проблематика и своеобразие. Общечеловеческое в рассказе. | 1 | ||
45-46 | Вн.чт. «Бежин луг»:
| 2 | ||
Н.А. Некрасов | ||||
47 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. | 1 | ||
48-49 | «В полном разгаре страда деревенская..» Тема народного труда и «долюшки женской» Р.Р.Чтение стихотворения Н.А.Некрасова наизусть | 1 | Р.Р. Наизусть | |
50 | В мире художественного слова Н.Некрасова. Трехсложные размеры стиха | 1 | ||
Л.Н. Толстой | ||||
51 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести) | 1 | ||
52 | «Бедные люди»: проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство». | 1 | ||
В.Г. Короленко | ||||
53 | «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | 1 | ||
А.П. Чехов | ||||
54 | Слово о писателе. «Великая доброта» произведений Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. | 1 | ||
Из литературы XX века. | ||||
И.А. Бунин | ||||
55 | «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | ||
А.И. Куприн | ||||
56 | Тема труда в рассказах «Белый пудель», «Тапер». Внутренний мир человека в рассказах. | 1 | ||
«Тапер». Основная тема и характеристика образов | 1 | |||
С.А. Есенин | ||||
57 | Краткие сведения о поэте. Необыкновенный поэтический мир его стихотворений. Р.Р. Чтение наизусть | 1 | ||
М.М. Пришвин. | ||||
58 | «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя. | 1 | ||
Н.М. Рубцов | ||||
59 | «Звезда полей». Человек и природа. Р.Р.Чтение наизусть | 1 | Р.Р. Наизусть | |
Произведения о Великой Отечественной войне. | ||||
60 | Литературно-музыкальная композиция: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...» (по стихотворениям: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» и др.) | 1 | Р.Р. Наизусть | |
61-62 | В.Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | 2 | ||
63-64 | Литературная конференция: «Зарубежные писатели для детей»: Д.Лондон, О.Генри М.Твен, Г.Х.Андерсен. | 2 | Проект Презентации | |
65 | Итоговый урок. Тест | 1 | Тест | |
66 | Литература на лето | 1 | ||
67-68 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 5 класс по литературе. УМК Г.С. Меркин
Здесь дано календарно-тематическое планирование, 5 класс, литература...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе , автор Г.С. Меркин)
Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...