календарно-тематическое планирование 6 класса по литературе , автор Г.С. Меркин
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Мазур Зинаида Ивановна

Календарно-тематическое планирование 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_po_lit_v_6_kl.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

п.Восток

Красноармейского муниципального района

Приморского края

Рассмотрено:

Протокол ШМО_______________

№__    от «__»____________2012г

Согласовано:

Протокол методсовета №____

от «___»____________2012г

Утверждено:

Приказ №__   от «__»_______2012г

Директор МБОУ «СОШ №31»

________________Т.Н.Курзина

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

основного общего образования
по примерной программе основного общего образования

6 класс

(Базовый уровень)

Срок реализации 2013 – 2014 учебный год

        

                

Учитель – составитель:

Мазур Зинаида Ивановна,

учитель русского языка и литературы

второй  квалификационной категории.

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса,  соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года, и Федеральному перечню учебников, рекомендованных Мин.образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011г. № 2885). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

              Планирование составлено на основе программы  Меркина Г.С., Меркина Б.Г.; // Литература. 6  кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.; // Литература. 6 класс.

Общая характеристика курса

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

     На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно евладение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;

- умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.

  Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные споосбы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей,

- сравнение и сопоставление,

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,

- самостоятельное выполнение различных творческих работ,

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

- составление плана, тезиса, конспекта,

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В 6 классе у детей продолжается  формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

       Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

       Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков: 38

По развитию речи: 12

Тест: 7

Внеклассного чтения: 7

Содержание учебного курса

Введение

               Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

             Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: рассказывание сказки,  сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: Пересказ биографии М.Ломоносова, выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Для домашнего чтения

Н.А. Некрасов.  «Мороз, Красный нос».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

Для домашнего чтения:Н.С. Лесков. «Человек на часах».

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование рассказов А.Чехова.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть

И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

C.A. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Связь с другими искусствами: рисунки к стихотворениям С.Есенина.

Для заучивания наизусть: С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности: выставка рисунков, конкурс рисунков,  чтецов.

Урок внеклассного чтения

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности:  конкурс чтецов.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

Для заучивания наизусть

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

Возможные виды внеурочной деятельности:  конкурс чтецов, выставка рисунков о войне.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из  зарубежной  литературы Восточные  сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  9. владеть различными видами пересказа;
  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  3. ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Методическая литература:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы», под ред. В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2008.
  2. «Поурочные разработки по литературе», авторы: О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева, Москва, «Вако», 2007.
  3. «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
  4. «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD»,  2005.
  5. «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Плановых уроков

Уроков внеклассного чтения.

По развитию речи

Тестов

Всего

 по разделу

1

Введение.

2

-

1

-

3

2

Из мифологии

3

1

4

3

Устное народное творчество

4

-

4

3

Из древнерусской литературы

3

-

1

-

4

4

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

-

1

5

Из русской литературы XIX века

18

1

6

2

29

6

Из русской литературы XX века

8

1

2

12

7

Из зарубежной литературы

1

-

-

-

1

8

Итоговые уроки

Резервные уроки

4

1

5

Итого:

42

3

10

3

68

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

(2 часа в неделю)

2012-2013 учебный год

Тема уроков

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

        1 четверть

1,2

Введение. О литературе и писателе.

О литературе и читателе

2

3.

Вн.чт. Моя «золотая полка»

1

Р.Р.

Из мифологии.

4

Гомер «Одиссея»

1

5,6

Мифы о героях:

  • «Пять веков»
  • «Прометей»

1

1

7.

Вн.чт. «Подвиги Геракла» («Яблоки Гесперид» и др.)

1

Вн.чт.

Из устного народного творчества

8

Предания и легенды.

1

9.

Готовимся к исследовательскому проекту

1

10.

Из эпоса народов России. «Как Бадыкино победил одноглазого великана»

1

11.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».  Народные представления о добре и зле.

1

Из древнерусской литературы. 

12

«Сказание о белгородских колодцах». Поучительный характер древнерусской литературы.

1

13

«Повесть о разорении Рязани Батыем»: нравственная проблематика повести.

1

14

Р.Р.Изложение «Подвиг Евпатия Коловрата» (устное)

1

Р.Р.

15

Поучения Владимира Мономаха

1

16

Из литературы 18 в.М.В. Ломоносов. Отражение в поэзии позиций ученого и гражданина. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта.

1

Из литературы 19 в.

                               В.А.Жуковский.

2

17

В.А.Жуковский. Слово о поэте.

1

18.

«Светлана»: фантастическое и реальное в балладе. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

1

                                                                   2 четверть

19

Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро»

1

А.С.Пушкин.

20

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии

1

21

Лирика природы: «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда..»

1

Тест

22

Р.Р.Выразительное чтение наизусть

Стихотворные размеры

1

23

История романа А.Пушкина «Дубровский». Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (гл.1)

1

24

Суд и его последствия (гл. 2-4)

1

25

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (гл. 4-5)

1

26

Пожар в Кистеневке (гл. 6-7)

1

27

Учитель. Интрига в романе (гл. 8-10)

1

28

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл.11-16)

1

29

Нравственные и социальные проблемы романа. Развязка романа

1

Тест

М.Ю.Лермонтов

30-32

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ.

«Тучи»: вольнолюбивые мотивы в лирике.

Р.Р.Выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть

3

                                                                3 четверть

33-34

М.Лермонтов.«Парус», «Листок»: многозначность художественного образа.

Р.Р.Выразительное чтение стихотворений М.Лермонтова наизусть

2

Н.В. Гоголь

35

Слово о Гоголе.

1

36

Вн.чт. Тема зимы в поэзии и живописи

1

37

«Тарас Бульба» - «самая историческая вещь Гоголя»

1

38

Родина, породившая богатырские характеры. Образ степи в повести.

1

Р.Р.

Наизусть

39

Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю

1

40

Подвиг и предательство в повести. Судьбы Остапа и Андрия

1

41

Гибель Тараса. Тарас Бульба - национальный герой.

1

42

Художественное мастерство Гоголя. Язык повести, своеобразие стиля. Просмотр эпизодов из фильма «Тарас Бульба»

1

Р.Р. С

И.С. Тургенев

43

И.С.Тургенев. Слово о писателе.

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

44

«Бирюк»: проблематика и своеобразие. Общечеловеческое в рассказе.

1

45-46

Вн.чт. «Бежин луг»:

  • Художественное своеобразие рассказа
  • Изображение душевного богатства крестьянских детей

2

Н.А. Некрасов

47

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

1

48-49

«В полном разгаре страда деревенская..» Тема народного труда и «долюшки женской»

Р.Р.Чтение стихотворения  Н.А.Некрасова наизусть

1

Р.Р.

Наизусть

50

В мире художественного слова Н.Некрасова. Трехсложные размеры стиха

1

Л.Н. Толстой

51

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая повесть «Детство» (главы из повести)

1

52

«Бедные люди»: проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство».

1

В.Г. Короленко

53

 «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

1

А.П. Чехов

54

Слово о писателе. «Великая доброта» произведений Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.

1

Из литературы XX века.

И.А. Бунин

55

 «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

1

А.И. Куприн

56

Тема труда в рассказах «Белый пудель», «Тапер». Внутренний мир человека в рассказах.

1

«Тапер». Основная тема и характеристика образов

1

С.А. Есенин

57

Краткие сведения о поэте. Необыкновенный поэтический мир его стихотворений. Р.Р. Чтение наизусть

1

М.М. Пришвин.

58

 «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя.

1

Н.М. Рубцов

59

 «Звезда полей». Человек и природа. Р.Р.Чтение наизусть

1

Р.Р.

Наизусть

Произведения о Великой Отечественной войне.

60

Литературно-музыкальная композиция: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...» (по стихотворениям: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» и др.)

1

Р.Р.

Наизусть

61-62

В.Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

2

63-64

Литературная конференция: «Зарубежные писатели для детей»: Д.Лондон, О.Генри М.Твен, Г.Х.Андерсен.

2

Проект

Презентации

65

Итоговый урок. Тест

1

Тест

66

Литература на лето

1

67-68

Резервные уроки

2

Resource id #4220

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 5 класс по литературе. УМК Г.С. Меркин

Здесь дано календарно-тематическое планирование, 5 класс, литература...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе , автор Г.С. Меркин)

  Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...