Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Бондарик Галина Григорьевна

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal-tem10.docx75.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Настоящая программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

         Рабочая программа по литературе для  10 класса  разработана с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта (базовый уровень);
- авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной: - 9-е издание, М. «Просвещение» 2007.
- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом КОУ «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
- Учебник для общеобразовательных учреждений  Хрестоматия в 2-х частях.    В.И.Коровин, Н.А. Вершинина,  Л.А.Каштанова.М., Просвещение 2011.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 
         Так как действующая программа рассчитана на 2-х годичный курс очного обучения. я корректирую и адаптирую её для заочной формы обучения (3-х годичный курс). в сторону увеличения следующим образом:

Класс

По программе в год

По программе в неделю

Адаптация

По учебному плану

Количество

зачётов

в год

10

102

2

          72

2

2

11

102

2

72

2

2

12

-

-

72

2

2

Итого:

204

-

216

-

-

Тематическое планирование скорректировано  следующим образом:

п/№

Наименование раздела

По программе

По учебному плану

Кол-во часов

1

Введение.Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

10 класс

102 часа

----------------------------

10 класс

72 часа

1

2

Литература первой половины XIX века

30

3

Литература второй половины XIX века

41

Литература второй половины XIX века

11 класс

72 часа

31

4

Зарубежная литература

6

5

Введение

11 класс

102 часа

-----------------------------

4

6

Литература начала XX века

15

7

Серебряный век русской поэзии

8

8

Новокрестьянская поэзия (обзор)

2

9

Литература 20-х годов XX века

6

Литература 20-х годов XX века

12 класс

70 часов

12

10

Литература 30-х годов XX века

10

11

Литература периода ВОВ (обзор)

10

12

Литература 50-90-х годов (обэор)

26

13

Из литературы народов России

2

14

Литература конца XX века – начала XXI века

2

15

Из зарубежной литературы

8

ИТОГО:

204

214

214

10 класс

п/№

Содержание материала

Кол-во

часов

Прим.

1

Введение. Русская литература 19 века. Основные темы и проблемы русской литературы.

1

2

А.С.Пушкин

13

3

М.Ю.Лермонтов

12

4

Н.В.Гоголь

5

5

Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века

1

6

И.А.Гончаров

4

7

А.Н.Островский

7

8

И.С.Тургенев

9

9

Ф.И.Тютчев

4

10

А.А.Фет

2

 

11

А.К.Толстой

2

12

Н.А.Некрасов

8

13

М.Е.Салтыков –Щедрин

4

ИТОГО:

72 часа

11 класс

п/№

Содержание материала

Кол-во

часов

Прим.

1

Л.Н.Толстой

15

2

Ф.М.Достоевский

8

3

Н.С.Лесков

3

4

А.П.Чехов

5

5

Коста Хетагуров

3

6

Из литературы народов России

3

7

Из зарубежной литературы(Ги де Мопассан,Генрик Ибсен,Артюр Рембо).

3

8

Литература начала ХХ века.

1

9

Писатели-реалисты начала ХХ века. И.И.Бунин

3

10

А.И.Куприн

4

 

11

А.М.Горький

4

12

Серебряный век русской поэзии.

4

13

А.А.Блок

4

14

Новокрестьянская поэзия.Н.А.Клюев.

2

15

С.А.Есенин

4

16

Литература ХХ годов (обзор)

1

17

В.В.Маяковский

5

ИТОГО:

72 часа

12 класс

п/№

Содержание материала

Кол-во

часов

Прим.

1

Литература ХХ годов (Обзор)

1

2

М.А.Булгаков

8

3

А.П.Платонов

2

4

А.А.Ахматова

4

5

О.Э.Мандельштам

2

6

М.И.Цветаева

2

7

М.А.Шолохов

11

8

Литература периода ВОВ (обзор)

1

9

Литература 50-90-х годов (обзор)

1

10

А.Т.Твардовский

2

 

11

Б.Л.Пастернак

2

12

А.И.Солженицын

5

13

В.Т.Шаламов

2

14

Н.М.Рубцов

1

15

В.П.Астафьев

4

16

В.Г.Распутин

4

17

И.А.Бродский

1

18

Б.Ш.Окуджава

1

19

Ю.В.Трифонов

2

20

А.В.Вампилов

2

21

Из литературы народов России. Мустай Карим

2

22

Литература конца ХХ- начала ХХ1 века

2

23

Из зарубежной литературы.Д.Б.Шоу

2

24

Т.С.Элиот

2

25

Э.М.Хеменгуэй

2

26

Э.М.Ремарк

2

ИТОГО:

70 часа

        

В результате изучения литературы ученик  10 класса должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2011

Словари и справочники:

1)     Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2)     Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3)     М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4)     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)     Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.   Коровина В.Я. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

5.drofa,ru

6.Социальная сеть работников образования.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

урока

урока в разделе

Тема  раздела, урока

Кол-во

часов

Планируемый результат

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Дата проведения

план

факт

1

1

Введение. Русская литература 19 в. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в.Входной тест.

1

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой литературой.

План-конспект статьи учебника.

Входной тест.

А.С.Пушкин

13

2

1

Жизнь и творчество. Гуманизм лирики. Слияние гражданских и философских мотивов .т.Понятие о романтизме и реализме.

1

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации)

3

2

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной  и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия  его преодоление. «Погасло древнее светило», «Демон», «Подражания Корану»

1

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике.

 

4

3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

«Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».

1

Уметь

анализировать стихотворения, определять

художественные приёмы поэта.

Анализ лирического текста с выразительным чтением.

5

4

Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынной…», «Из Пиндемонти».

1

Знать стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики.

Идейно-тематический 

анализ текстов стихотворений.

6

5

Философская лирика  А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

1

Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений, уметь их анализировать.

Выявить уровень полученных знаний по лирике поэта.

Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.

Ответы на вопросы.

7

6

«Элегия», «… Вновь я посетил…» Р/р Письменная работа по лирике Пушкина.

1

8

7

Петербугская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.

9

8

Человек и история в поэме. Тема маленького человека в поэме.

1

10

9

Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник».

1

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

11

10

Социально-философские проблемы поэмы.

1

12

11

Урок контроля по творчеству А.С.Пушкина

(лирика).

1

Выявить уровень полученных знаний по творчеству поэта

Чтение стихотворений наизусть, выразительное чтение, тест.

13-14

12-13

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

Составление плана, письмо

сочинения.

Зачёт №1 Введение.Творчество А.С.Пушкина.

Выявить уровень знаний по изученным темам.

Зачёт.

М.Ю.Лермонтов

12

15

1

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в лирике поэта.

1

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стихотворения.

Схематизация материала, составление плана-конспекта

16

2

Своеобразие худ. мира поэта. «Нет я не Байрон, я другой…»

Т. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

  Соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить стихотворения поэтов по сходной тематике.

Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.

17

3

Молитва как жанр в лирике поэта.

«Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…»

1

Знать   о роли религиозности в духовном мире человека и её влияние на жизнь и творчество.

Анализ  стихотворений, выразительное чтение.

18

4

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворение «Валерик».

1

Знать стихотворения по теме и  приемам изображения  жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.

Анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти.

19

5

Анализ стихотворение «Валерик», «Сон».

1

Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы

Анализ лирических стихотворений.  

20

6

Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова  «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта.

1

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова их жанровые, композиционные особенности, идею.  

Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании.

Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста

 

21

7

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу»

1

Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности, идею произведения.

Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа.

Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста

22

8

 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова  

1

Знать элементы анализа лирического стихотворения.

Уметь анализировать лирическое

стихотворение

Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения»

Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения

23

9

 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова  

1

24

10

  Тема родины, поэта и поэзии.

1

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать стихотворения  по теме, сравнивать произведения   в разные периоды творчества поэта.

Анализ философских лирических стихотворений.

25-26

11-12

Р/р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

Составление плана, письмо

сочинения.

Зачётная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Выявить уровень знаний по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Зачёт.

Н.В.Гоголь

5

27

1

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Романтические произведения «Вечера на хуторе …».

1

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектиро-вание материала

28

2

Сатирическое начало в сборнике «Миргород»

1

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала.

29

3

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ маленького человека в повести.

1

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение. Сравнивать художественные образы.

Анализ  и сравнение образов повести.

 

30

4

«Невский проспект». Правда и ложь, реальность  и фантастика в повести.

1

 Уметь анализировать прозаическое произведение, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен.

31

5

Образ Петербурга. т.Сатира и фартастика.

1

Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен.

32

1

Обзор литературы   II пол. XIX в. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы. Журналистика.

1

Знать основные закономерности историко-литературного процес.

Составление тезисного плана.

Зачётная работа по №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

Выявить уровень знаний по изученным темам.

Зачёт.

И.А.Гончаров

4

33

1

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-  «Обломов»- «Обрыв». Особенности композиции.                      

1

Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.

Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста

34

2

Обломов – коренной  народный «наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа и их отношение к Обломову.

1

Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера 

Сопоставитель-ная характеристика героев, анализ эпизода

2 полугодие -38часа

1

3

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.

 

2

4

«Что такое  обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

т.Типичное как слияние общего и индивидуального

1

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки «обломовщины» в жизни и в романе.

Аналитический пересказ текста,

А.Н.Островский

7

3

1

Жизнь и творчество А.Н.Островского. Традиции русской драматургии. «Отец русского театра».

1

Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе.

Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.

4

2

Драма «Гроза». История создания, система образов. Приёмы раскрытия характеров  героев.

1

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

Характеристика персонажей в системе образов

5

3

Своеобразие конфликтов. Смысл названия.

1

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

6

4

Город Калинов и его обитатели. Изображение  «жестоких нравов» тёмного царства..

1

7

5

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы. т.Драматургический конфликт

1

Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.

8-9

6-7

Р/р Сочинение по драме «Гроза».

2

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.

 

Сочинение.

И.С.Тургенев

9

10

1

Жизнь и творчество.«Записки охотника и их место в русской  литературе.

1

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

11

2

И.С.Тургенев – создатель русского романа.

1

12

3

История создания романа «Отцы и дети».

1

Знать содержание текста романа историю его создания. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации.

13

4

Базаров – герой своего времени.

1

Знать понятия  конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.

Уметь составлять сравнительную характеристику.

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

14

5

Духовный конфликт героя.

1

Знать понятие духовный конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.

Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.

15

6

Любовь в романе «Отцы и дети» т.Роман

1

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера.

16

7

Базаров и Одинцова

1

17-18

8-9

Урок-семинар по роману «Отцы и дети».

2

Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа

Уметь высказываться на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно исользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.

Сообщения учащихся, диалог.

Зачёт №3 по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы.

Ф.И.Тютчев

4

19

1

Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике.

1

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.

Анализ философских  и лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.

20

2

Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

1

21

3

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.

1

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта

Уметь анализировать лирические стихотворения.

Анализ лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.

22

4

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

т.Углубление понятия о лирике.

1

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать любовные лирические стихотворения.

Анализ любовных, лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.

 

А.А.Фет

2

23

1

Жизнь и творчество А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе.

1

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.

Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер.

Сообщение о поэте. Анализ стихотворений.

Выразительное чтение.

24

2

Любовная лирика А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье…»

т.Композиция лирического стихотворения.

1

Знать стихотворения о любви и понимать их.

Уметь анализировать стихотворения о любви.

Анализ стихотворений о любви.

Выразительное чтение.

А.К.Толстой

2

25

1

Жизнь и творчество А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.

1

Знать факты биографии писателя, его творческий путь.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути, анализировать  поэзию А.К.Толстого, находить фольклорные, романтические и исторические черты лирики.

Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.

Анализ  стихотворений

26

1

Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.  

1

Зачётная работа №3 по творчеству русских поэтов XIX века.

Знать стихотворения Ф.Тютчева,Ф.Фета,

А.Толстого,  основные теоретико-литературные понятия.

Уметь   сравнивать, находить различное и общее в лирике поэтов.

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопр.

Н.А.Некрасов

8

27

1

Жизнь и творчество.Социальная трагедия народа в городе и в деревне. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…»

1

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта.

Сообщение о поэте,

анализ стихотворенний. Презентация о поэте, писателе и журналите А.Н.Некрасове (инд.).

28

2

Героическое и жертвенное образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час»,  «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт» и др.  

1

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Выразительное чтение.

29

3

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Музе», «Поэт и гражданин» и др.

1

Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.

Уметь анализировать стихотворения.

Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов Выразительное чтение.

30

4

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова., её психологизм. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны».

1

Знать стихотворения о любви и понимать их.

Уметь анализировать стихотворения о любви.

Анализ стихотворений о любви.

Выразительное чтение.

31

5

«Кому на Руси жить хорошо»,замысел, история создания и композиция поэмыАнализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка».

 

1

Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей

32

6

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

1

Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь характеризовать героев.

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

33

7

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

т.Понятие народности в поэме.

 

1

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

34

8

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Контрольный тест по творчеству поэта.

1

Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности,контрольный тест.

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

35

1

М.Е.С.-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок С-Щедрина. Анализ одной из сказок.

1

Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.

Уметь анализировать сказки, выявляя их проблематику.

Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.

36

2

Обзор романа «История одного города».

1

Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.

Уметь характеризовать образы градоначальников.

Характеристика образов градоначальников

Контрольные вопросы по творчеству писателя.

37

3

Замысел,история создания, жанр, композиция романа. т.Гротеск, фантастика, эзопов язык.

1

38

4

Образы градоначальников.

Итоговый урок. К.работа.

1

Зачёт №4  Лирика Н.А.Некрасова. Творчество С-Щедрина.

Знать лирику Н.А.Некрасова,  основные теоретико-литературные понятия,

особенности жанра, проблематику и поэтику проиэведений С-Щедрина..

Уметь объяснять отдельные события и поступки героев.  

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы.

ИТОГО:

72

 

 

 

 

 

 

Resource id #1522

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....