Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kal-tem10.docx | 75.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Настоящая программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта (базовый уровень);
- авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной: - 9-е издание, М. «Просвещение» 2007.
- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом КОУ «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
- Учебник для общеобразовательных учреждений Хрестоматия в 2-х частях. В.И.Коровин, Н.А. Вершинина, Л.А.Каштанова.М., Просвещение 2011.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Так как действующая программа рассчитана на 2-х годичный курс очного обучения. я корректирую и адаптирую её для заочной формы обучения (3-х годичный курс). в сторону увеличения следующим образом:
Класс | По программе в год | По программе в неделю | Адаптация | По учебному плану | Количество зачётов в год |
10 | 102 | 2 | 72 | 2 | 2 |
11 | 102 | 2 | 72 | 2 | 2 |
12 | - | - | 72 | 2 | 2 |
Итого: | 204 | - | 216 | - | - |
Тематическое планирование скорректировано следующим образом:
п/№ | Наименование раздела | По программе | По учебному плану | Кол-во часов |
1 | Введение.Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 10 класс 102 часа ---------------------------- | 10 класс 72 часа | 1 |
2 | Литература первой половины XIX века | 30 | ||
3 | Литература второй половины XIX века | 41 | ||
Литература второй половины XIX века | 11 класс 72 часа | 31 | ||
4 | Зарубежная литература | 6 | ||
5 | Введение | 11 класс 102 часа ----------------------------- | 4 | |
6 | Литература начала XX века | 15 | ||
7 | Серебряный век русской поэзии | 8 | ||
8 | Новокрестьянская поэзия (обзор) | 2 | ||
9 | Литература 20-х годов XX века | 6 | ||
Литература 20-х годов XX века | 12 класс 70 часов | 12 | ||
10 | Литература 30-х годов XX века | 10 | ||
11 | Литература периода ВОВ (обзор) | 10 | ||
12 | Литература 50-90-х годов (обэор) | 26 | ||
13 | Из литературы народов России | 2 | ||
14 | Литература конца XX века – начала XXI века | 2 | ||
15 | Из зарубежной литературы | 8 | ||
ИТОГО: | 204 | 214 | 214 |
10 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. |
1 | Введение. Русская литература 19 века. Основные темы и проблемы русской литературы. | 1 | |
2 | А.С.Пушкин | 13 | |
3 | М.Ю.Лермонтов | 12 | |
4 | Н.В.Гоголь | 5 | |
5 | Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века | 1 | |
6 | И.А.Гончаров | 4 | |
7 | А.Н.Островский | 7 | |
8 | И.С.Тургенев | 9 | |
9 | Ф.И.Тютчев | 4 | |
10 | А.А.Фет | 2 |
|
11 | А.К.Толстой | 2 | |
12 | Н.А.Некрасов | 8 | |
13 | М.Е.Салтыков –Щедрин | 4 | |
ИТОГО: | 72 часа |
11 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. |
1 | Л.Н.Толстой | 15 | |
2 | Ф.М.Достоевский | 8 | |
3 | Н.С.Лесков | 3 | |
4 | А.П.Чехов | 5 | |
5 | Коста Хетагуров | 3 | |
6 | Из литературы народов России | 3 | |
7 | Из зарубежной литературы(Ги де Мопассан,Генрик Ибсен,Артюр Рембо). | 3 | |
8 | Литература начала ХХ века. | 1 | |
9 | Писатели-реалисты начала ХХ века. И.И.Бунин | 3 | |
10 | А.И.Куприн | 4 |
|
11 | А.М.Горький | 4 | |
12 | Серебряный век русской поэзии. | 4 | |
13 | А.А.Блок | 4 | |
14 | Новокрестьянская поэзия.Н.А.Клюев. | 2 | |
15 | С.А.Есенин | 4 | |
16 | Литература ХХ годов (обзор) | 1 | |
17 | В.В.Маяковский | 5 | |
ИТОГО: | 72 часа |
12 класс
п/№ | Содержание материала | Кол-во часов | Прим. |
1 | Литература ХХ годов (Обзор) | 1 | |
2 | М.А.Булгаков | 8 | |
3 | А.П.Платонов | 2 | |
4 | А.А.Ахматова | 4 | |
5 | О.Э.Мандельштам | 2 | |
6 | М.И.Цветаева | 2 | |
7 | М.А.Шолохов | 11 | |
8 | Литература периода ВОВ (обзор) | 1 | |
9 | Литература 50-90-х годов (обзор) | 1 | |
10 | А.Т.Твардовский | 2 |
|
11 | Б.Л.Пастернак | 2 | |
12 | А.И.Солженицын | 5 | |
13 | В.Т.Шаламов | 2 | |
14 | Н.М.Рубцов | 1 | |
15 | В.П.Астафьев | 4 | |
16 | В.Г.Распутин | 4 | |
17 | И.А.Бродский | 1 | |
18 | Б.Ш.Окуджава | 1 | |
19 | Ю.В.Трифонов | 2 | |
20 | А.В.Вампилов | 2 | |
21 | Из литературы народов России. Мустай Карим | 2 | |
22 | Литература конца ХХ- начала ХХ1 века | 2 | |
23 | Из зарубежной литературы.Д.Б.Шоу | 2 | |
24 | Т.С.Элиот | 2 | |
25 | Э.М.Хеменгуэй | 2 | |
26 | Э.М.Ремарк | 2 | |
ИТОГО: | 70 часа |
В результате изучения литературы ученик 10 класса должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2011
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Коровина В.Я. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
5.drofa,ru
6.Социальная сеть работников образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
№ урока | № урока в разделе | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемый результат | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | 1 | Введение. Русская литература 19 в. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в.Входной тест. | 1 | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой литературой. | План-конспект статьи учебника. Входной тест. | ||
А.С.Пушкин | 13 | ||||||
2 | 1 | Жизнь и творчество. Гуманизм лирики. Слияние гражданских и философских мотивов .т.Понятие о романтизме и реализме. | 1 | Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. | Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации) | ||
3 | 2 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия его преодоление. «Погасло древнее светило», «Демон», «Подражания Корану» | 1 | Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику. Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. | Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике.
| ||
4 | 3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». | 1 | Уметь анализировать стихотворения, определять художественные приёмы поэта. | Анализ лирического текста с выразительным чтением. | ||
5 | 4 | Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынной…», «Из Пиндемонти». | 1 | Знать стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики. | Идейно-тематический анализ текстов стихотворений. | ||
6 | 5 | Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» | 1 | Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений, уметь их анализировать. Выявить уровень полученных знаний по лирике поэта. | Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. Ответы на вопросы. | ||
7 | 6 | «Элегия», «… Вновь я посетил…» Р/р Письменная работа по лирике Пушкина. | 1 | ||||
8 | 7 | Петербугская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». | 1 | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | ||
9 | 8 | Человек и история в поэме. Тема маленького человека в поэме. | 1 | ||||
10 | 9 | Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ||
11 | 10 | Социально-философские проблемы поэмы. | 1 | ||||
12 | 11 | Урок контроля по творчеству А.С.Пушкина (лирика). | 1 | Выявить уровень полученных знаний по творчеству поэта | Чтение стихотворений наизусть, выразительное чтение, тест. | ||
13-14 | 12-13 | Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | 2 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | Составление плана, письмо сочинения. | ||
Зачёт №1 Введение.Творчество А.С.Пушкина. | Выявить уровень знаний по изученным темам. | Зачёт. | |||||
М.Ю.Лермонтов | 12 | ||||||
15 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в лирике поэта. | 1 | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать романтические стихотворения. | Схематизация материала, составление плана-конспекта | ||
16 | 2 | Своеобразие худ. мира поэта. «Нет я не Байрон, я другой…» Т. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | Соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина. Уметь анализировать и соотносить стихотворения поэтов по сходной тематике. | Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии. | ||
17 | 3 | Молитва как жанр в лирике поэта. «Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…» | 1 | Знать о роли религиозности в духовном мире человека и её влияние на жизнь и творчество. | Анализ стихотворений, выразительное чтение. | ||
18 | 4 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворение «Валерик». | 1 | Знать стихотворения по теме и приемам изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы. | Анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти. | ||
19 | 5 | Анализ стихотворение «Валерик», «Сон». | 1 | Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы | Анализ лирических стихотворений. | ||
20 | 6 | Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. | 1 | Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова их жанровые, композиционные особенности, идею. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании. | Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста |
| |
21 | 7 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу» | 1 | Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности, идею произведения. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. | Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста | ||
22 | 8 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова | 1 | Знать элементы анализа лирического стихотворения. Уметь анализировать лирическое стихотворение | Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения» Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения | ||
23 | 9 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова | 1 | ||||
24 | 10 | Тема родины, поэта и поэзии. | 1 | Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл. Уметь анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения в разные периоды творчества поэта. | Анализ философских лирических стихотворений. | ||
25-26 | 11-12 | Р/р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 2 | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. | Составление плана, письмо сочинения. | ||
Зачётная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова | Выявить уровень знаний по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. | Зачёт. | |||||
Н.В.Гоголь | 5 | ||||||
27 | 1 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Романтические произведения «Вечера на хуторе …». | 1 | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектиро-вание материала | ||
28 | 2 | Сатирическое начало в сборнике «Миргород» | 1 | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы. | Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала. | ||
29 | 3 | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ маленького человека в повести. | 1 | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение. Сравнивать художественные образы. | Анализ и сравнение образов повести.
| ||
30 | 4 | «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. | 1 | Уметь анализировать прозаическое произведение, объяснять его связь с проблематикой произведения. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен. | ||
31 | 5 | Образ Петербурга. т.Сатира и фартастика. | 1 | Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ сцен. | ||
32 | 1 | Обзор литературы II пол. XIX в. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы. Журналистика. | 1 | Знать основные закономерности историко-литературного процес. | Составление тезисного плана. | ||
Зачётная работа по №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. | Выявить уровень знаний по изученным темам. | Зачёт. | |||||
И.А.Гончаров | 4 | ||||||
33 | 1 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»- «Обломов»- «Обрыв». Особенности композиции. | 1 | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | ||
34 | 2 | Обломов – коренной народный «наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»; Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера | Сопоставитель-ная характеристика героев, анализ эпизода | ||
2 полугодие -38часа | |||||||
1 | 3 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 1 | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.
| ||
2 | 4 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. т.Типичное как слияние общего и индивидуального | 1 | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки «обломовщины» в жизни и в романе. | Аналитический пересказ текста, | ||
А.Н.Островский | 7 | ||||||
3 | 1 | Жизнь и творчество А.Н.Островского. Традиции русской драматургии. «Отец русского театра». | 1 | Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | ||
4 | 2 | Драма «Гроза». История создания, система образов. Приёмы раскрытия характеров героев. | 1 | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. | Характеристика персонажей в системе образов | ||
5 | 3 | Своеобразие конфликтов. Смысл названия. | 1 | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | ||
6 | 4 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» тёмного царства.. | 1 | ||||
7 | 5 | Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы. т.Драматургический конфликт | 1 | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. Знать словесную символику драмы, литературную критику. | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе. | ||
8-9 | 6-7 | Р/р Сочинение по драме «Гроза». | 2 | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. |
Сочинение. | ||
И.С.Тургенев | 9 | ||||||
10 | 1 | Жизнь и творчество.«Записки охотника и их место в русской литературе. | 1 | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ||
11 | 2 | И.С.Тургенев – создатель русского романа. | 1 | ||||
12 | 3 | История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Знать содержание текста романа историю его создания. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | ||
13 | 4 | Базаров – герой своего времени. | 1 | Знать понятия конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. Уметь составлять сравнительную характеристику. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | ||
14 | 5 | Духовный конфликт героя. | 1 | Знать понятие духовный конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | ||
15 | 6 | Любовь в романе «Отцы и дети» т.Роман | 1 | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | ||
16 | 7 | Базаров и Одинцова | 1 | ||||
17-18 | 8-9 | Урок-семинар по роману «Отцы и дети». | 2 | Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь высказываться на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно исользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. | Сообщения учащихся, диалог. | ||
Зачёт №3 по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева | Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. | Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы. | |||||
Ф.И.Тютчев | 4 | ||||||
19 | 1 | Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. | 1 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. | Анализ философских и лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение. | ||
20 | 2 | Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | 1 | ||||
21 | 3 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. | 1 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта Уметь анализировать лирические стихотворения. | Анализ лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение. | ||
22 | 4 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». т.Углубление понятия о лирике. | 1 | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения. | Анализ любовных, лирических стихотворений поэта. Выразительное чтение.
| ||
А.А.Фет | 2 | ||||||
23 | 1 | Жизнь и творчество А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе. | 1 | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер. | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений. Выразительное чтение. | ||
24 | 2 | Любовная лирика А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье…» т.Композиция лирического стихотворения. | 1 | Знать стихотворения о любви и понимать их. Уметь анализировать стихотворения о любви. | Анализ стихотворений о любви. Выразительное чтение. | ||
А.К.Толстой | 2 | ||||||
25 | 1 | Жизнь и творчество А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. | 1 | Знать факты биографии писателя, его творческий путь. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути, анализировать поэзию А.К.Толстого, находить фольклорные, романтические и исторические черты лирики. | Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ стихотворений | ||
26 | 1 | Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. | 1 | ||||
Зачётная работа №3 по творчеству русских поэтов XIX века. | Знать стихотворения Ф.Тютчева,Ф.Фета, А.Толстого, основные теоретико-литературные понятия. Уметь сравнивать, находить различное и общее в лирике поэтов. | Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопр. | |||||
Н.А.Некрасов | 8 | ||||||
27 | 1 | Жизнь и творчество.Социальная трагедия народа в городе и в деревне. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» | 1 | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта. | Сообщение о поэте, анализ стихотворенний. Презентация о поэте, писателе и журналите А.Н.Некрасове (инд.). | ||
28 | 2 | Героическое и жертвенное образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт» и др. | 1 | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Выразительное чтение. | ||
29 | 3 | Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Музе», «Поэт и гражданин» и др. | 1 | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь анализировать стихотворения. | Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов Выразительное чтение. | ||
30 | 4 | Тема любви в лирике Н.А.Некрасова., её психологизм. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны». | 1 | Знать стихотворения о любви и понимать их. Уметь анализировать стихотворения о любви. | Анализ стихотворений о любви. Выразительное чтение. | ||
31 | 5 | «Кому на Руси жить хорошо»,замысел, история создания и композиция поэмыАнализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка».
| 1 | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей | ||
32 | 6 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 1 | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев. | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | ||
33 | 7 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» т.Понятие народности в поэме.
| 1 | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | ||
34 | 8 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Контрольный тест по творчеству поэта. | 1 | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. | Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности,контрольный тест. | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 4 | ||||||
35 | 1 | М.Е.С.-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок С-Щедрина. Анализ одной из сказок. | 1 | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя их проблематику. | Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. | ||
36 | 2 | Обзор романа «История одного города». | 1 | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Уметь характеризовать образы градоначальников. | Характеристика образов градоначальников Контрольные вопросы по творчеству писателя. | ||
37 | 3 | Замысел,история создания, жанр, композиция романа. т.Гротеск, фантастика, эзопов язык. | 1 | ||||
38 | 4 | Образы градоначальников. Итоговый урок. К.работа. | 1 | ||||
Зачёт №4 Лирика Н.А.Некрасова. Творчество С-Щедрина. | Знать лирику Н.А.Некрасова, основные теоретико-литературные понятия, особенности жанра, проблематику и поэтику проиэведений С-Щедрина.. Уметь объяснять отдельные события и поступки героев. | Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы. | |||||
ИТОГО: | 72 |
Resource id #1522
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....