Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) в соответствии с программой «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)» под редакцией В.Я Коровиной, (Москва, «Просвещение»,2010г.)
Уровень программы – базовый, составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Вид урока | Тема урока | Содержание урока | Основные компетенции | Произведения для заучивания наизусть | |
П | Ф | ||||||
1 | Беседа. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
| Знать о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности. Уметь конспектировать статью из учебника, высказываться на научную тему. | |||
2 | Лекция. Беседа. | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» |
древнерусской литературы.
литературы Древней Руси.
- величайший памятник древнерусской литературы. 4. История открытия памятника. 5. Русская история в «Слове…» | Знать характеристику древнерусской литературы, историческую основу «Слова», историю открытия памятника. Уметь определять жанр, составлять связный ответ на вопрос. | НАИЗУСТЬ: «Вступление» или «Плач Ярославны» | ||
3 | Практикум | Художественные особенности «Слова о полку игореве». |
«Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
| Знать художественные особенности памятника, авторское отношение к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств Уметь находить нужную информацию об отношении автора к происходящему в произведении, создавать связный устный текст. | |||
4 | Лекция | Общая характеристика русской литературы 18 века. |
| Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь определять принадлежность произведения к классицизму. | |||
5 | Лекция. практикум | М.В. Ломоносов: слово о поэте и учёном |
русского языка и системы стихосложения.
Божием величестве при случае великого северного сияния»:особенности содержания и формы произведения. | Знать о роли Ломоносова в развитии русской литературе и языкознании; новаторство М. Ломоносова как поэта. | НАИЗУСТЬ: отрывок из «Вечернего размышления…» (по выбору) | ||
6 | Беседа | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
поэзии.
науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. | Знать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения. | |||
7 | Урок внеклассного чтения | Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. |
Державина.
гуманизма в лирике Державина.
стихотворении «Властителям и судиям».
интонации стихотворения. | Знать биографию писателя, основные темы лирики и поэтическое новаторство Державина. Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения | НАИЗУСТЬ: «Властителям и судиям» или «Памятник» | ||
8 | Практикум | Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. |
Державина.
стихотворении собственного поэтического новаторства
творчестве Державина. | Знать основные темы лирики и поэтическое новаторство Державина. Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения | |||
9 | Рассказ учителя. Беседа | А.Н. Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» |
писателе.
Москву».(главы).
действительности.
произведения. | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,. | |||
10 | Практикум | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» |
своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву .
| Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,. | |||
11 | Лекция | Н.М. Карамзин Слово о писателе и историке | 1. Слово о писателе и историке. 2. Понятие о сентиментализме. 3. «Осень» как произведение сентиментализма. 4. «Бедная Лиза»: внимание писателя к внутренней жизни человека. 5. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Знать о языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | |||
12 | Практикум | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | 1. «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. 2. Новые черты русской литературы | Знать содержание повести. Уметь находить черты сентиментализма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | |||
13 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» | |||||
14 | Лекция | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. |
и мировой литературы 19 века.
реализме.
19 века.
публицистика, мемуарная литература. | Знать определения понятия «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе. основные черты романтизма и реализма как литературного направления. Уметь делать записи конспекта в тетрадь, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания. | |||
15 | Лекция. Практикум | Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море» | 1. Романтическая лирика начала 19 века. 2. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). 3. «Море»: романтический образ моря. 4. «Невыразимое»: границы выразимого в слове и чувстве. 4. Возможности поэтического языка. 5. Отношение романтика к слову. 6. Обучение анализу лирического стихотворения | Знать родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады. Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | |||
16 | Беседа. практикум | В.А. Жуковский. «Светлана» | 1. Особенности жанра баллады. 2.Жанр баллады в творчестве Жуковского: 3. Нравственный мир героини баллады как средоточие народного духа и христианской веры. 4. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не поддавшейся губительным чарам. 5. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика образы-символы | Знать родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады. Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | |||
17 | Лекция | А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. | .1. Личность и судьба драматурга. 2. Знакомство с личностью писателя и его временем. | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова. Уметь записывать лекцию. | |||
18 | Беседа | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Обзор содержания | 1.Обзор содержания. 2. Картина нравов. 3. Особенности композиции комедии. | Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь составлять речевую характеристику героев. | |||
19 | Беседа | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Фамусовская Москва в комедии |
сатира. | Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии. Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему | |||
20 | Беседа | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Фамусовская Москва в комедии |
сатира. | Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии. Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему | |||
21 | Беседа | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Чацкий в системе образов |
| Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии. Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую | НАИЗУСТЬ: один из монологов Чацкого | ||
22 | Беседа | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Чацкий в системе образов |
образов персонажей. | Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии. Уметь выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?». | |||
23 | Урок развития речи | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Язык комедии |
классицизма в комедии.
драматического произведения. | Знать содержание комедии, знать мнения А. С. Пушкина о Чацком Уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, определить идейно-композиционную роль бала в комедии; работать с критической статьёй. | |||
24 | Урок развития речи | А.С. Грибоедов «Горе от ума» Критика о комедии: И.А.- Гончаров «Мильон терзаний» Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | |||||
25 | Лекция. Беседа | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество | 1. Жизнь и творчество. 2. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. 3. Лицейская лирика. 4. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
| Знать взгляды А. С. Пушкина и основные этапы его жизни и творчества, тематику и жанровое своеобразие творчества. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | НАИЗУСТЬ: «К Чаадаеву», «Анчар», «Пророк», «Мадонна», «Я Вас любил» ( 2 по выбору) | ||
26 | Беседа | А.С. Пушкин. Лирика петербургского периода | 1. Лирика петербургского периода. 2. «К Чаадаеву»: проблема свободы, служения Родине. 4. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». | Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | . | ||
27 | Семинар | А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике | 1. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. 2. Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях: «На холмах Грузии…», « Я Вас любил…» 4. Адресаты любовной лирики поэта. | Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | |||
28 | Практикум | А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии | 1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. 2 . Раздумья о смысле жизни, о поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Бесы». 3. Обучение анализу одного стихотворения. | Знать взгляды А.С. Пушкина на тему творчества. Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | |||
29 | Урок контроля | А.С. Пушкин. Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века | |||||
30 | Урок внеклассного чтения | А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма | 1. «Цыганы» как романтическая поэма. 2. Герои поэмы. 3. Противоречие двух миров: цивилизованного, европейского и естественного. 4. Индивидуалистический характер Алеко. 5. Романтический колорит поэмы. | Знать сущность философских взглядов поэта, Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения., особые формы метафоризации стихотворений Пушкина. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | |||
31 | Лекция | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» История создания, замысел и композиция | 1. История создания. 2. Замысел и композиция романа. 3. Сюжет. 4. Жанр романа в стихах. 5. Система образов. 6. Онегинская строфа. | Знать теоретико-литературные определения, жанровые и композиционные особенности стихотворного романа., историю создания романа, замысел и особенности композиции романа. Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания | |||
32 | Беседа | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского | 1. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. 2. Трагические итоги жизненного пути | Знать индивидуальные и типические черты образа Онегина. Уметь составлять цитатную характеристику персонажа, давать характеристику героя. | |||
33 | Беседа | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина | 1. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. 2. Татьяна и Ольга | Знать индивидуальные и типические черты образа Татьяны Лариной, содержание произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа составлять вопросы по теме урока | |||
34 | Практикум | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | 1. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. 2. Анализ двух писем.
| Знать основное содержание романа Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать | НАИЗУСТЬ: одно из писем по выбору | ||
35 | Беседа | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | Знать основное содержание романа Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений, составлять вопросы по теме урока | |||
36 | Семинар | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2. Пушкинская эпоха в романе. 3. Реализм романа. | Знать теоретико-литературные определения, жанровые и композиционные особенности стихотворного романа., историю создания романа, замысел и особенности композиции романа. Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выразительно читать поэтические тексты. | |||
37 | Урок развития речи | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский. Подготовка к сочинению по роману. | |||||
38 | Урок внеклассного чтения | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
|
«гения и злодейства».
персонажей трагедии.
в сфере творчества. | Знать основное содержание произведения: нравственные позиции героев, два типа мировосприятия персонажей трагедии Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выразительно читать поэтические тексты | |||
39 | Лекция. Беседа | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество | 1. Жизнь и творчество поэта. 2. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Молитва» «Парус» «И скучно и грустно…» | Знать основные этапы жизни и творчества Лермонтова, жанры и тематику его творчества, основные мотивы лирики. Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы), интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова. | НАИЗУСТЬ: «Смерть поэта», «И скучно и грустно…», «Родина», «Пророк», «Молитва» (2 по выбору) | ||
40 | Практикум | М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова |
«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу, хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | Знать особенности лирики Лермонтова и идеи тематики его произведений. Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи. | |||
41 | Практикум | М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним |
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Знать особенности любовной и дружеской лирики Лермонтова, содержание произведений. Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы), интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова. | |||
42 | Семинар | М.Ю. Лермонтов. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова |
| Знать образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа. Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания | |||
43 | Лекция | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе |
| Знать этапы духовных исканий главного героя; содержание произведения, его проблематику и конфликт. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования), пересказывать и анализировать эпизоды | |||
44 | Беседа | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин как представитель «портрета поколения» |
| Знать этапы духовных исканий главного героя; содержание произведения, его проблематику и конфликт. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования), пересказывать и анализировать эпизоды | |||
45 | Беседа | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» «Журнал Печорина» как средство раскрытия его характера «Тамань», «Фаталист» |
| Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. | |||
46 | Беседа | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» «Журнал Печорина» как средство раскрытия его характера «Княжна Мери» | 1. «Журнал Печорина» как средство раскрытия его характера «Княжна Мери» 2. Споры о романтизме и реализме романа | Знать этапы духовных исканий главного героя; содержание произведения, его проблематику и конфликт. Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения, уметь анализировать часть текста | |||
47 | Практикум | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин в системе мужских образов романа | 1. Печорин в системе мужских образов романа 2. Дружба в жизни Печорина 3. Печорин и Максим Максимыч. 4. Печорин и доктор Вернер. 5. Печорин и Грушницкий | Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт.. Уметь обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически излагая подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения. | |||
48 | Практикум | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин в системе женских образов романа |
4. Печорин и Мери. 5. Печорин и «ундина» | Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт.. Уметь обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически излагая подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения. | |||
49 | Урок развития речи | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Творчество Лермонтова в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению | |||||
50 | Урок контроля | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени» | |||||
51 | Лекция | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества | 1. Первые творческие шаги Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». 2. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. 3. «Мёртвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия поэмы. | Знать о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | |||
52 | Беседа Практикум | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Система образов в поэме | 1. . Понятие об особенностях жанра, композиции. 2. Роль авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей 3.Система образов в поэме 4. Обучение анализу эпизода. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие, иметь представление о хронотопе художественного текста Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи | |||
53 | Беседа Практикум | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Система образов в поэме | 1. Система образов в поэме 2.Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.
| Знать представителей помещичьей Руси, роль определённого расположения персонажей, приёмы создания образов. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России | |||
54 | Беседа | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Образ города в поэме. | 1. Образ города в поэме 2. Город N и его чиновники | Знать представителей помещичьей Руси, роль определённого расположения персонажей, приёмы создания образов. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России | |||
55 | Беседа | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. 2. Эволюция образа Чичикова в замысле поэмы. 3. Сатирическое изображение нового «героя» эпохи. 4. Способы характеристики персонажа | Знать роль главного героя в системе образов, способы характеристики персонажа. Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, пересказывать и анализировать эпизоды. | |||
56 | Семинар | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» - поэма о величии России | 1. «Мёртвые души» - поэма о величии России. 2. Мёртвые и живые души. 3. Эволюция образа автора. 4.Соединение комического и лирического начал в поэме. | Знать содержание произведения, тему. Проблематику и конфликт. Уметь обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить письменные высказывания, логически излагая подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения. | |||
57 | Урок развития речи | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению | |||||
58 | Лекция Беседа | А.Н. Островский Слово о писателе «Бедность не порок» | 1. Слово о писателе 2. особенности сюжета пьесы «Бедность не порок». 3. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Знать значение драматургии Островского; тематику и идейно-художественное своеобразие его произведений Уметь производить анализ драматических произведений. | |||
59 | Беседа | А.Н. Островский «Бедность не порок» |
| Знать определение конфликта в драме; тематику и идейно-художественное своеобразие произведений Уметь производить анализ драматических произведений. | |||
60 | Лекция Беседа | Ф.М. Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи» |
| Знать жизненный путь писателя; краткий обзор романов Достоевского Уметь строить монологические высказывания. | |||
61 | Лекция Беседа | Ф.М. Достоевский «Белые ночи» |
| Знать содержание повести, особенности образа главного героя. Уметь производить аналитическое чтение произведений. | |||
62 | Беседа | Ф.М. Достоевский «Белые ночи» |
| Знать содержание повести, особенности образа главного героя. Уметь производить аналитическое чтение произведений. | |||
63 | Урок внеклассного чтения | Л.Н. Толстой Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. «Юность» | 1. Слово о писателе. 2. Обзор содержания автобиографической трилогии 3. «Юность»: формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. 4. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать жизненный путь писателя; замысел автобиографической трилогии и его способы воплощения. Уметь строить монологические высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения | |||
64 | Лекция | А.П. Чехов Слово о писателе «Смерть чиновника» | 1. Слово о писателе 2. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. 3. Рассказ «Смерть чиновника»: боль и негодование автора | Знать жизненный путь писателя; способы выражения авторской позиции Уметь строить монологические высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения | |||
65 | Беседа | А.П. Чехов «Тоска» Тема одиночества в творчестве Чехова | 1. Тема одиночества человека в мире в творчестве Чехова. 2. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. 3. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности Уметь строить устные и письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям | |||
66 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности внутреннего мира героев русской литературы 19 века ?» (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | |||||
67 | Урок внеклассного чтения | Стихи Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | 1. Стихотворения разных жанров Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. 2. Эмоциональное богатство русской поэзии. 3. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэтов, их программные произведения Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею | |||
68 | Лекция | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. |
| Знать содержание теоретико-литературных терминов Уметь выделять главное и значимое в учебном материале; конспектировать лекцию | |||
69 | Лекция. Беседа | И.А. Бунин Слово о писателе. «Тёмные аллеи» |
| Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности Уметь строить устные и письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям | |||
70 | Практикум | И.А. Бунин «Тёмные аллеи» | 1. Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». 2. Лиризм повествования. | Знать содержание произведения , историю его создания, художественные особенности Уметь строить устные и письменные высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям | |||
71 | Лекция Беседа | М.А. Булгаков Слово о писателе «Собачье сердце» | 1. Слово о писателе 2. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. 3. История создания и судьба повести. 4. Система образов повести . 5. Сатира на общество шариковых и швондеров | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя; историю создания повести «Собачье сердце» Уметь работать со статьёй учебника, производить аналитический пересказ, конспектировать статью | |||
72 | Практикум | М.А. Булгаков Поэтика повести «Собачье сердце» | 1. Поэтика повести «Собачье сердце» 2. Гуманистическая позиция автора. 3. Смысл названия. 4. Художественная условность, фантастика. сатира, гротеск и их художественная роль в повести | Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, суть шариковщины как явления, истоки шариковщины. Уметь строить письменые высказывания, работать с художественным текстом, производить анализ эпического произведения, давать характеристику главным героям | |||
73 | Беседа | М.А. Шолохов Слово о писателе «Судьба человека» | 1. Слово о писателе. 2. Смысл названия рассказа «Судьба человека». 3. Судьба человека и судьба Родины. 4. Образ главного героя. | Знать основные этапы жизни и творчества писателя; содержание произведения, смысл названия, основную тему, идею. Уметь владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания | |||
74 | Практикум | М.А. Шолохов Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» | 1. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». 2. Композиция рассказа. 3. Автор и рассказчик. 4. Сказовая манера повествования. 5. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. 6. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека», характеристику главного героя и автора-рассказчика. Уметь характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте | |||
75 | Беседа | А.И. Солженицын Слово о писателе «Матрёнин двор» | 1. Слово о писателе. 2. «Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни. 3. Образ рассказчика. 4. Тема праведничества в рассказе. | Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания | |||
76 | Беседа | А.И. Солженицын Нравственный смысл рассказа-притчи «Матрёнин двор» |
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания | |||
77 | Урок контроля | Контрольная работа по произведениям второй половины 19 начала 20 веков | |||||
78 | Лекция Урок развития речи | Русская поэзия Серебряного века |
| Знать определение литературоведческих терминов: «Серебряный век», символизм, акмеизм, футуризм; традиции и новаторство литературы данной эпохи. Уметь записывать лекцию, конспектировать статью | |||
79 | Беседа Практикум | А.А. Блок Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | 1. Слово о поэте. 2. Высокие идеалы и предчувствие перемен, своеобразие лирических интонаций в стихах: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». 3. Образы и ритмы поэта. | Знать основные этапы жизни и творчества Блока; суть понятия «символизм»; своеобразие стихов Блока Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи. | НАИЗУСТЬ: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». «Ветер принёс издалёка…» ( по выбору) | ||
80 | Беседа | С.А. Есенин Слово о поэте Тема Родины в лирике поэта | 1. Слово о поэте 2. Тема Родины в лирике поэта: «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Знать основные этапы жизни и творчества поэта и особенности раскрытия образа Родины в его творчестве Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии., выразительно читать стихи | НАИЗУСТЬ: «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»,», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…».(по выбору) | ||
81 | Практикум | С.А. Есенин Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике. | 1. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.: «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». 2. Народно-песенная основа лирики Есенина. | Знать тематику философской лирики Есенина и особенности раскрытия темы любви в лирике Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции | |||
82 | Беседа Практикум | В.В. Маяковский Слово о поэте Новаторство поэзии Маяковского | 1 Слово о поэте. 2. Новаторство поэзии Маяковского: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». | Знать основные этапы жизни и творчества Маяковского; особенности его произведений Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи | НАИЗУСТЬ: «Люблю». (отрывок» | ||
83 | Беседа Практикум | В.В. Маяковский Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. 2. Словотворчество. 3. Маяковский о труде поэта. | Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского. Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать | |||
84 | Лекция Беседа | М.И. Цветаева Слово о поэте Особенности поэтики |
похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», « Откуда такая нежность?», | Знать основные этапы жизни и творчества Цветаевой; основные темы творчества поэтессы Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи | НАИЗУСТЬ: «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Стихи о Москве», «Родина». ( по выбору) | ||
85 | Практикум | М.И. Цветаева Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1. Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве», «Родина». 2. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Знать своеобразие лирики Цветаевой Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи | |||
86 | Беседа | Н.А. Заболоцкий Слово о поэте Философский характер лирики Заболоцкого |
| Знать основные этапы жизни и творчества поэта, основные темы творчества Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи | НАИЗУСТЬ: «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание. (по выбору) | ||
87 | Беседа | А.А. Ахматова Слово о поэте Трагические интонации любовной лирики |
«Сероглазый король», «Что ты бродишь неприкаянный»., | Знать основные этапы жизни и творчества поэта, основные темы творчества Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль эпитетов, выразительно читать с | Слова, обозначающие оценочные качества личности | ||
88 | Практикум | А.А. Ахматова Особенности поэтики | 1. Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. 2. Особенности поэтики. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва», «Муза», «И упало каменное сердце» | Знать особенности лирики Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать | НАИЗУСТЬ: «Сероглазый король», «Что ты бродишь неприкаянный»., «Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва», «Муза», «И упало каменное сердце» | ||
89 | Беседа Практикум | Б.Л. Пастернак Слово о поэте Философская глубина лирики поэта |
| Знать особенности лирики поэта Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль инверсии, выразительно читать стихи | |||
90 | Беседа Практикум | А.Т. Твардовский Слово о поэте Раздумья о Родине и о природе в лирике |
| Знать основные этапы жизни и творчества писателя; личную и гражданско - общественную позицию Твардовского. Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композици, выразительно читать стихи | НАИЗУСТЬ: «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…» (отрывок) | ||
91 | Беседа | А.Т. Твардовский Проблемы и интонации стихов о войне |
| Знать идейно-художественные и композиционные особенности поэмы «Василий Тёркин», особенности раскрытия военной темы Уметь анализировать поэтическое произведение, характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать стихи | |||
92 | Урок внеклассного чтения | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека:
| Знать содержание произведения, тему. проблематику и конфликт. Уметь обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить устные и письменные высказывания. | |||
93 | Урок внеклассного чтения | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека:
| Знать содержание произведения, тему. проблематику и конфликт. Уметь обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сравнивать героев, строить устные и письменные высказывания. | |||
94 | Урок контроля | Контрольная работа по русской лирике 20 века | |||||
95 | Урок внеклассного чтения | Античная лирика. Творчество поэтов Гая Валерия Катулла и Горация |
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания. | |||
96 | Лекция | Данте Алигьери Слово о поэте «Божественная комедия» |
комедия» и её универсально-философский характер | Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания. | |||
97 | Лекция | У. Шекспир Слово о поэте «Гамлет» |
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания. | |||
98 | Урок внеклассного чтения | У. Шекспир «Гамлет» |
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды и сцены | |||
99 | Лекция | И.-В. Гёте Слово о поэте. «Фауст» |
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев; выражать своё отношение к прочитанному,строить устные высказывания. | |||
100 | Урок внеклассного чтения. | И.-В Гёте «Фауст» Фауст как вечный образ мировой литературы |
| Знать содержание произведения, тему, проблематику и конфликт, идейно-художественное своеобразие Уметь пересказывать текст, обобщать изученное по характерам героев;сопоставлять эпизоды и сцены , сравнивать героев, строить устные высказывания. | |||
101 | Беседа. тестирование | Выявление уровня литературного развития учащихся. | |||||
102 | Беседа. | Итоги года и задания для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194799-1359876441.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...