Развитие творческой деятельности студентов на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»
статья по литературе (10 класс) по теме

Баранова Наталья Евгеньевна

Одна из серьёзных и трудных задач - это учить студентов размышлять, развивать умение мыслить творчески, самостоятельно. Всё - творчески! Иначе - зачем?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой деятельности студентов  на занятиях по дисциплинам    «Русский язык»   и         «Литература»

Всё - творчески! Иначе - зачем?

Одна из самых серьезных и трудных задач - это учить студентов  размышлять,  развивать умение мыслить творчески, самостоятельно. Уверена, что в первую очередь  именно  этим и занимаемся мы,  преподаватели – словесники на своих занятиях.  

         «Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами.  Древние истины мудры…  Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы вместе с ними.

Как привлечь неустойчивое внимание нашего студента к занятию?  Для того чтобы студенты сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на занятии, так и за его пределами.

   Для развития творчества необходимо создать ряд условий:

  • организация занятия таким образом, чтобы студенты  могли преодолевать ряд трудностей
  • организация занятий, при которых студентам приходится использовать свои жизненные наблюдения
  • самостоятельная работа студентов
  • обеспечение преемственности и перспективности в работе

Какие средства, методы,  приёмы содействуют формированию творческой активности студентов?

  • завязка занятия как проблемный аспект и реализация творческого потенциала студентов

А если попытаться «зацепить» студента в самом начале занятия? Как удивить, привлечь внимание, заставить проснуться мысль и настроить на творчество? Надо поставить студента в положение человека, к которому обращаются с неожиданным обязательно интересным для него вопросом/заданием.

Такая завязка-вопрос должны быть:

  • посильными
  • неожиданными по содержанию
  • интересными по сути
  • базирующимися на предшествующих знаниях
  • настраивающими на тему занятия
  • способствующими развитию

Например, сразу начать разговор, как только студенты сели на свои места с вопроса «Почему своей любимой героине, женскому идеалу – Наташе Ростовой автор позволил изменить достойнейшему благородному Андрею Болконскому?» или «Отчего в романе-эпопее Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого?» или «Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?»

  • способы формирования творческого пространства занятия

Это способы динамичного и действенного включения в творческое чтение на занятии

  • конкретизация – перечитывание фрагмента текста для решения небольшой, но яркой задачи (загадки, странности, закономерности) существующей в тексте; основная идея этого метода - привлечь внимание к слову, озадачить студента его смыслом, вызвать желание творить
  • линейное обобщение – возможность увидеть по-новому и собрать воедино впечатления от литературных произведений, изученных в разные годы

Например, Как меняется портрет в литературе на протяжении 100 лет, продолжи ряд, сочини портрет современника

  • догадка студента, с опорой на его опыт, представления, интеллект

Использование «текста о тексте», сначала подобранного преподавателем, в дальнейшем сочинённого  студентом.

  • критические этюды

Логическая работа мысли на занятиях сопрежена с творческим воплощением полученных представлений. Например, после изучения ряда критических статей о пьесе Островского «Гроза» проводится итоговая творческая работа: домысливание сюжета пьесы в стилистике и в рамках проблематики А.Н.Островского из материалов нашего времени

  • метод творческого чтения

Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы.

Хочется отметить следующее: все творческие работы должны быть обязательно проверены, творчество всегда ждёт вашей оценки, а иначе для чего оно?! Созидайте вместе со студентами, дерзайте, выдумывайте, экспериментируйте, сотворите.

   "Почти все мы принимаем границы своего собственного видения за границы мира. Лишь немногие поступают иначе" (А. Шопенгауэр)

       Старайтесь быть в числе немногих...

            В целом ратую за эмоциональность преподавания, подчёркиваю значение живого слова учителя. Именно своим примером,  словом мы подталкиваем своих учеников к созиданию, сотворчеству.

Есть надписи, которым я не верю,

Пускай они застыли, как завет:

“Входя, повсюду закрывайте двери,

Повсюду, уходя, гасите свет”.

А я иной завет оставлю в мире,

Как ни были бы надписи строги:

“Когда ты входишь, дверь открой пошире,

Уходишь – пламя за собой зажги”.

Мендель Лифшиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЛИТЕРАТУРЫ...

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...