планирование литература 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР средней школы № 6 Директор средней школы № 6
_______________________ С.В.Жердева _____________________ С.В.Муравьёва
«_________» _________________ 2013г. приказ от __________ №__________
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
(средняя школа №6)
Рабочая программа
по предмету литература в 5 классе
Учитель: Базыкина А.И.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол от «____» _____________ 2013 г. №_________
2013/2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята программа по литературе для 5 – 11 классов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухина 2009 г., которая соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 г.
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
- Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
- Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.
Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и
эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется
эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
В соответствии с требованиями государственного стандарта на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе.
Образовательные технологии, используемые учителем: развивающее обучение, дифференциальное обучение, игровое обучение, разноуровневое обучение, интерактивное (диалоговое) обучение, информационно – коммуникативное обучение, проектное обучение.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | |
Федеральный компонент | Региональный компонент и компонент ОУ | ||||
5 | Программа по литературе (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), Москва, «Просвещение», 2009; федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе | УЧЕБНИКИ: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература 5 кл.» изд. «Просвещение», Москва 2010 г .(в комплекте приложение - фонохрестоматия) | Н.В.Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе для 5 класса», изд. «ВАКО», Москва, 2009г. |
Основные умения и навыки:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Календарно-тематическое планирование по литературе
№ урока п/п | Дата проведения урока |
Тема урока. Основное содержание. | Всего часов | Из них | ||
Лабора торных (практи ческих) работ | Формы контроля | Примечание | ||||
I. | Введение. Литература как искусство слова | 2ч. | ||||
1.1. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | Урок - лекция | ||||
1.2. | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение богатства и многообразия духовного мира человека. | |||||
II. | Устное народное творчество | 10ч. | ||||
2.1. | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Т.Л. Устное народное творчество. | |||||
2.2. | Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. | |||||
2.3. | Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. | |||||
III. | Русские народные сказки | |||||
3.1. | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Собиратели сказок. Т.Л. Сказка. Виды сказок. | Работа с иллюстрациями к сказке | ||||
3.2. | «Царевна - лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Т.Л. Постоянные эпитеты. | Творческая работа: составление диафильма по сказке | ||||
3.3. | Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. | |||||
3.4. 3.5. | Сказки «Бой на Калиновом мосту»; «Два Ивана - солдатских сына»; «Каша из топора». Народная мораль в характере и поступках героев. | |||||
3.6. | «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Т.Л. Гипербола. | Словарная работа: героическая сказка; составление плана сказки | ||||
3.7. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Т.Л. Сказочные формулы. | |||||
IV. | Из древнерусской литературы | 1ч. | ||||
4.1. | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Т.Л. Летопись (начальные представления). | Оборудование: иллюстрации в учебнике; словарная работа: летопись, устаревшие слова | ||||
V. | Из литературы XVIII века | 1ч. | ||||
5.1. | М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случилось вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Т.Л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | Оборудование: портрет Ломоносова, репродукции мозаик, книги поэта; словарная работа: ритор, механик, минералы и др. | ||||
VI. | Из литературы XIX века | 15ч. | 2 | |||
6.1. | И.А.Крылов. Жизнь и творчество писателя. Басни: «Квартет», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных и их роль в басне. Т.Л. Басня. | Оборудование: портрет И.А.Крылова; словарная работа; творческая работа | ||||
6.2. | Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Языковое своеобразие басен Крылова. | Словарная работа | ||||
6.3. | Мораль басен и способы ее выражения. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А.Крылова. Т.Л. Аллегория. Понятие об эзоповом языке. | Работа с терминами, запись в тетради | ||||
6.4. | Языковое своеобразие басен Крылова. | Работа по плану анализа | ||||
6.5. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество писателя. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Р.К. В.А.Жуковский и Тула. | Сравни тельный анализ | Оборудование: портрет Жуковского; словарная работа: устаревшая лексика из текста баллад | |||
6.6. | Развитие речи. Обучение выразительному чтению литературной сказки в стихотворной форме. | |||||
6.7. | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.Л. Баллада. | |||||
6.8. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество писателя. Ст-ия «Няне», «Зимнее утро». Лирика как род литературы. лирический герой, его чувства, мысли, настроения. Р.К. А.С.Пушкин и Тула. | Оборудование: альбом «А.С.Пушкин»; репродукция картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья» | ||||
6.9. | Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. | Оборудование: репродукция к стихотворению; словарная работа | ||||
6.10. | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинских произведений. | Словарная работа: поэма, лирические отступления | ||||
6.11. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. | Сопоставление сказок А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна» | ||||
6.12. | Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | |||||
6.13. 6.14. | Развитие речи. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | Классное сочинение | ||||
6.15. | Проверка техники чтения. | |||||
VII. | Русская литературная сказка | 28ч. | 2 | |||
7.1. 7.2. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Т.л. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. | |||||
7.3. | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Ритм, рифма, способы рифмовки. | |||||
7.4. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Бородино», «Листок» История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Р.К. М.Ю.Лермонтов и Тульский край. | Оборудование: репродукция картин; словарная работа: редут, картечь, бивак, кивер, улан и др. | ||||
7.5. | Образ простого солдата – защитника Родины. Познание внутреннего мира героя через природные образы. Т.Л. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, аллитерация. | Анализ сцены Бородинского боя | ||||
7.6. | Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. | |||||
7.7. 7.8. | Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. | Классное сочинение | ||||
7.9. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. | Оборудование: портрет писателя; иллюстрации к произведению; словарная работа | ||||
7.10. 7.11. | Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора. | |||||
7.12. | «Заколдованное место». Живописность языка гоголевской прозы. | |||||
7.13. | А.В.Кольцов. Жизнь и творчество писателя. Ст-ие «Песня пахаря». Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. | Оборудование: портрет поэта; индивид. сообщение | ||||
7.14. | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | Оборудование: портрет поэта; репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге» | ||||
7.15. | «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. Т.Л. Эпитет (развитие представлений). | Словарная работа: эпитет, виды рифмовок; оценочная лексика | ||||
7.16. | Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. | Оборудование: иллюстрации в учебнике | ||||
7.17. | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя. «Муму. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Т.Л. Портрет, пейзаж. Р.К. И.С.Тургенев и Тульский край. | Оборудование: портреты писателя разных лет | ||||
7.18. | Нравственное преображение Герасима. Т.Л. Литературный герой. | Словарная работа: нравственное превосходство, независимость, человеческое достоинство и др. | ||||
7.19. | Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. | Работа по опорной схеме | ||||
7.20. 7.21. | Развитие речи. Сочинение по повести И.С.Тургенева «Муму». | Классное сочинение | ||||
7.22. | А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта. Ст-ия: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них-у дуба, у березы…». Лирический герой ст-ия Фета. Средства передачи настроения. Р.К. А.А.Фет и Тульский край. | Оборудование: портрет поэта; индивид. сообщения | ||||
7.23. | Человек и природа в лирике Фета. Т.Л. Понятие о параллелизме. | Первоначальное представление об анализе лирического произведения | ||||
7.24. | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т.Л. Сюжет. Р.К. Л.Н.Толстой и Ясная Поляна. | Оборудование: портреты писателя разных лет; словарная работа: идея, сюжет, рассказ | ||||
7.25. | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Т.Л. Сравнение. | Развитие навыков сопоставительной характеристики героев | ||||
7.26. | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | Словарная работа: авторская позиция, идея и др. | ||||
7.27. | А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Т.Л. Юмор. | Оборудование: портрет писателя; | ||||
7.28. | Рассказы Антоши Чехонте. Р.К. А.П.Чехов и Тульский край. | Словарная работа: подтекст, художественная деталь | ||||
VIII. | Поэты XIX века о Родине и родной природе | 3ч. | 1 | |||
8.1. 8.2. | Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Есть в осени первоначальной…».; А.Н.Плещеев «Весна»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков «Ласточки» и др. Выразительное чтение наизусть ст-ий. Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Оборудование: портреты поэтов; биографические справки; Словарная работа: олицетворение, эпитет | ||||
8.3. | Обучение анализу лирического произведения | Оборудование: карточки с планом ответа; оформление тетрадей | ||||
IX. | Из литературы XX века | 20ч. | 2 | |||
9.1. | И.А.Бунин. Жизнь и творчество писателя. «Косцы». Восприятие прекрасного. Судьбы и характеры людей из народа в произведениях Бунина. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: рассказ, рассказчик | ||||
9.2. | Особенности бунинского рассказа (живопись словом, лиризм, лаконизм повествования). Р.Р. Обучение выразительному чтению отрывка. | Работа с терминами | ||||
9.3. | В.Г.Короленко. Жизнь и творчество писателя. «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Т.Л. Портрет. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: повесть | ||||
9.4. | Образ серого, сонного города. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. Т.Л. Композиция литературного произведения. | Оборудование: учебник-хрестоматия; словарная работа: деталь, контраст, авторское отношение, символ | ||||
9.5. | «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. | Работа над планом ответа на вопрос: «Какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?» | ||||
9.6. | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Ст-ие «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В.Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл ст-ия. | Оборудование: портрет поэта | ||||
9.7. | С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта. Ст-ия «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»- поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | Оборудование: портрет поэта | ||||
9.8. | П.П.Бажов. Жизнь и творчество писателя. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Т.Л. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: сказка, сказ | ||||
9.9. 9.10. | К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество писателя. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | Оборудование: портрет писателя; | ||||
9.11. 9.12. | С.Я.Маршак. Жизнь и творчество писателя. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Т.Л. Пьеса-сказка. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: пьеса, ремарка, диалог | ||||
9.13. | А.П.Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Никита». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. | Оборудование: портрет писателя; | ||||
9.14. | Развитие речи. Обучение комментированному чтению. | Составление плана ответа и самого ответа | ||||
9.15. | В.П.Астафьев. Жизнь и творчество писателя. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Т.Л. Автобиографичность литературного произведения. | Оборудование: портрет писателя; учебник-хрестоматия; словарная работа: автобиографическая проза | ||||
9.16. | Художественная зоркость писателя в изображении красоты родного края. | Работа с текстом; игра по группам | ||||
9.17. | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. | Обучение составлению аналитического комментария | ||||
9.18. | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | Комментированное чтение эпизодов; словарная работа: пейзаж | ||||
9.19. 9.20. | Развитие речи. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | Классное сочинение | ||||
X. | «Ради жизни на Земле…» | 2ч. | ||||
10.1. | Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы ВОВ. | |||||
10.2. | К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о ВОВ. | Оборудование: портреты поэтов; словарная работа: баллада | ||||
XI. | Произведения о Родине и родной природе | 2ч. | ||||
11.1. | И.А.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Ст-ые лирические произведения о Родине как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысления собственного мироощущения, настроения. | Оборудование: портреты поэтов; учебник-хрестоматия | ||||
11.2. | Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических ст-ях. | Словарная работа: эпитет, инверсия, метафора; работа по опорной схеме | ||||
XII. | Писатели улыбаются | 3ч. | ||||
11.1. 11.2. | Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Т.Л. Юмор. | Индивид. сообщения; словарная работа: интерьер | ||||
11.3. | Проверка техники чтения. | |||||
XIII. | Из зарубежной литературы | 13ч. | ||||
13.1. | Роберт Льюис Стивенсон. Жизнь и творчество писателя. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: баллада | ||||
13.2. 13.3. | Даниель Дефо. Жизнь и творчество писателя. «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя. | Оборудование: выставка иллюстраций; словарная работа: робинзон, робинзонада | ||||
13.4. | Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь и творчество писателя. «Снежная королева». Борьба добра и зла в сказках Андерсена. | Оборудование: портрет писателя; выставка книг; словарная работа: подтекст | ||||
13.5. | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. | Оборудование: видеофильм | ||||
13.6. 13.7. | Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Письменный ответ на вопрос: «Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен?» | ||||
13.8. | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | |||||
13.9. | Марк Твен. Жизнь и творчество писателя. «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. | Оборудование: портрет писателя; выставка книг | ||||
13.10. | Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | Работа с таблицей | ||||
13.11. | Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. Внутренний мир героев М.Твена. | |||||
13.12. | Джек Лондон. Жизнь и творчество писателя. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка. | Оборудование: портрет писателя; словарная работа: теиа, идея, сказание | ||||
13.13 | Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | |||||
XIV. | Подведение итогов года | 2ч. | ||||
14.1. | Итоговый урок по русской литературе | |||||
14.2. | Рекомендации для летнего чтения | |||||
Итого | 102ч. | 7 | 4 |
Список литературы
- Справочник по русской литературе. М.А. Аристова и др. 2010
- Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, 2008
- Открытые уроки литературы 5-9 классы. Н. С. Королева и др. 2010
- В.А. Скрипкина – «Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы»
- Р.И. Альбеткова – «Активные формы преподавания литературы»
- И.С Збарский, В.П. Полухина – «Внеклассное чтение по литературе (4-8 классы)»
- Т.А. Калганова - Программно-методические материалы Литература 5-11 классы
- Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунова, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгин, Г.П. Лазаренко, А.В. Леденёв, Е.Ю. Липина, И.М. Михайлова, Т.М. Рудакова, В.А. Скрипкина, Т.Г. Трепина – Большой справочник Литература для школьников и поступающих в вузы
- Т.С. Зепалова, Н.Я Мещерова – Метадическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 5 класса
- Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных ,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Литература. 9 класс
Учебник Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010. Программа В.Я Коровиной...
Календарно-тематическое планирование. Литература 5 класс.Автор: Коровина В.Я.
Тематическое планированиепо литературев 5 классеВсего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – 1ч. ; Внеклассное чтение – 3 ч. ...
Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.
Тематическое планированиепо литературев 7 классеВсего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – 8ч. ; Внеклассное чтение – 6 ч. ...
Календарно-тематическое планирование. Литература 8 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.
Тематическое планированиепо литературев 8 классеВсего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР –7 ч. ; Внеклассное чтение – 7 ч. ...
Календарно-тематическое планирование. Литература 6 класс. Автор: В.Я. Коровина
Тематическое планированиепо литературев 6 классе Всего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – ч. ; Внеклассное чтение – ч....
тематическое планирование литература 10 класс . Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях / (О.М. Михайлов, И.О.Шайтанов и др.) под редакцией В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Тематическое планирование литература 10 класс для работы в электронном журнале....
Тематическое планирование литература 11 класс 1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях / (О.М. Михайлов, И.О.Шайтанов и др.) под редакцией В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Тематическое планирование литература 11 класс для работы в электронном журнале...