Конспект урока по рассказу Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Анализ текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1311180850_skanirovanie0094.doc34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Литература 8 класс.

Тема: Пока не стало поздно. «Зарубки на сердце».

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Паустовский.

Пустельга (простор.): пустой, легкомысленный человек.

Цель: задеть сердца ребят, пробудить их чувства и желание взглянуть на себя: а ты-то не пустельга? Анализ текста.

Представляя собой образец яркой, образной русской речи, отражая жизненный опыт и мировоззрение писателя, книги Паустовского, написанные «как бы для самого дорогого человека на свете; влияют на читателя».

- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

(что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

- Давайте вместе посмотрим, как построил свой рассказ автор, чтобы и у нас остались  «зарубки на сердце».

(выделяем три части, озаглавливаем и подбираем эпиграфы:

Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»

Дочь. «Эх ты, сорока!»

Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!»

- О чём же этот рассказ?

(основная тема - взаимоотношения родителей и детей)

- Почему же рассказ назван «Телеграмма» , если речь идёт о взаимоотношении матери и  дочери?

(возможно, название символично, оно как предостережение. Телеграмма обычно несёт что-то важное: радость или беду.)

- Давайте прочтём первые строки рассказа. Что вы чувствуете?

(фразы короткие, и от них веет холодом и безысходностью. "Голько подсолнечник выбивается из этого ритма, который всё доцветал и не мог доцвесть.)

- Почему именно подсолнечник. а не подсолнух, как обычно говорят?

(ассоциация: одинокое тёплое маленькое солнышко на сезоне осени. Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. Пейзаж -это действующее лицо рассказа.)

- Давайте вместе попробуем проследить за душевным состоянием героини. Прочитаем  эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась...» - Какова роль пейзажа в этом  эпизоде? -- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для неё прогулки?

(она убедилась в том, что она очень слабя и дни её, вероятно, сочтены. Именно после этой «встречи» с клёном она решается написать письмо дочери.)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

- А в ответ?

(она скомкала письмо, убрала в сумочку, она чувствует лишь «смутное беспокойство») - А как в отличие от дочери относятся к Катерине Петровне окружающие?  (с уважением, заботятся о пей. Примеры из текста.)

- Обратимся к образу Насти. Что в её внешнем облике подчёркивает автор?  ' (СОЛЬВЕИГ - «солнечный путь», но глаза-то холодные.)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву Она, по вашему мнению. бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матер и?

(просто Настя поняла, что Тимофеев талантлив и когда-нибудь он и сам пробился бы, поэтому она и стала помогать, предвидя слова благодарности. Она далека от матери. потому что не сразу поняла, о ком говорится в телеграмме: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне». И туг же слова художника Першина: ЧИТАЕМ ВСЛУХ.

- Обратимся к тексту (от слов: «Настя вздрогнула...» и до: «... и она ушла с решением вырвать...» Найдём отрывок, как Гоголь посмотрел на Настю.

Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом СОЗДАВАТЬ ПРАВДИВЫЕ ОБРАЗЫ. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре Гоголя "тончайшие его оттенки. Так звучит в рассказе ТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит. -Как же автор передал глубокую взволнованность Насти?

(с помощью внутреннего монолога)

Телеграмма, отправленная Насте лаконична. Один Тихон знает. что Настя не ответит и решает ... ,но Катерина Петровна догадалась, что...

(её образованная дочь не могла подписаться: дожидайтесь. Так пишут старые люди: остаюсь всегда любящий. Поняв, что дочь осталась глуха, мать перестаёт ждать и умирает. Смерть и похороны Катерины Петровны - РАЗВЯЗКА.

- В качестве эпиграфа урока мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке? Почему они сказаны именно Манюшке?

(это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь. НЕ БУДЬ 11УС"1'Ы М ЧЕЛОВЕКОМ.)

- Но совесть у I масти всё же проснулась. Какие факты свидетельствуют об этом?  (бросив всё, она наконец-то поехала к матери....)

- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (она почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю. проводив Катерину Петровну) Дай Бог, чтобы и у вас этот рассказ оставил в ваших сердцах зарубки.

(читаю Песнь о матери )

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно! Дети, очень срочно:

Приезжайте - заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко:

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь.

Как же вы позволили разлуке

Так надолго между нами встать?

Мать ждала нас в дождь и в снегопады,

В тёмную бессонницу ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Нас приводят к скорым поездам?

Слушайте: пока у нас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм!

Дом. задание: вн. чт. подготовить пересказ любого рассказа Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....