Конспект урока по рассказу Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Литература 8 класс.
Тема: Пока не стало поздно. «Зарубки на сердце».
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Паустовский.
Пустельга (простор.): пустой, легкомысленный человек.
Цель: задеть сердца ребят, пробудить их чувства и желание взглянуть на себя: а ты-то не пустельга? Анализ текста.
Представляя собой образец яркой, образной русской речи, отражая жизненный опыт и мировоззрение писателя, книги Паустовского, написанные «как бы для самого дорогого человека на свете; влияют на читателя».
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
(что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)
- Давайте вместе посмотрим, как построил свой рассказ автор, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце».
(выделяем три части, озаглавливаем и подбираем эпиграфы:
Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»
Дочь. «Эх ты, сорока!»
Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!»
- О чём же этот рассказ?
(основная тема - взаимоотношения родителей и детей)
- Почему же рассказ назван «Телеграмма» , если речь идёт о взаимоотношении матери и дочери?
(возможно, название символично, оно как предостережение. Телеграмма обычно несёт что-то важное: радость или беду.)
- Давайте прочтём первые строки рассказа. Что вы чувствуете?
(фразы короткие, и от них веет холодом и безысходностью. "Голько подсолнечник выбивается из этого ритма, который всё доцветал и не мог доцвесть.)
- Почему именно подсолнечник. а не подсолнух, как обычно говорят?
(ассоциация: одинокое тёплое маленькое солнышко на сезоне осени. Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. Пейзаж -это действующее лицо рассказа.)
- Давайте вместе попробуем проследить за душевным состоянием героини. Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась...» - Какова роль пейзажа в этом эпизоде? -- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для неё прогулки?
(она убедилась в том, что она очень слабя и дни её, вероятно, сочтены. Именно после этой «встречи» с клёном она решается написать письмо дочери.)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
- А в ответ?
(она скомкала письмо, убрала в сумочку, она чувствует лишь «смутное беспокойство») - А как в отличие от дочери относятся к Катерине Петровне окружающие? (с уважением, заботятся о пей. Примеры из текста.)
- Обратимся к образу Насти. Что в её внешнем облике подчёркивает автор? ' (СОЛЬВЕИГ - «солнечный путь», но глаза-то холодные.)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву Она, по вашему мнению. бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матер и?
(просто Настя поняла, что Тимофеев талантлив и когда-нибудь он и сам пробился бы, поэтому она и стала помогать, предвидя слова благодарности. Она далека от матери. потому что не сразу поняла, о ком говорится в телеграмме: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне». И туг же слова художника Першина: ЧИТАЕМ ВСЛУХ.
- Обратимся к тексту (от слов: «Настя вздрогнула...» и до: «... и она ушла с решением вырвать...» Найдём отрывок, как Гоголь посмотрел на Настю.
Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом СОЗДАВАТЬ ПРАВДИВЫЕ ОБРАЗЫ. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре Гоголя "тончайшие его оттенки. Так звучит в рассказе ТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит. -Как же автор передал глубокую взволнованность Насти?
(с помощью внутреннего монолога)
Телеграмма, отправленная Насте лаконична. Один Тихон знает. что Настя не ответит и решает ... ,но Катерина Петровна догадалась, что...
(её образованная дочь не могла подписаться: дожидайтесь. Так пишут старые люди: остаюсь всегда любящий. Поняв, что дочь осталась глуха, мать перестаёт ждать и умирает. Смерть и похороны Катерины Петровны - РАЗВЯЗКА.
- В качестве эпиграфа урока мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке? Почему они сказаны именно Манюшке?
(это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь. НЕ БУДЬ 11УС"1'Ы М ЧЕЛОВЕКОМ.)
- Но совесть у I масти всё же проснулась. Какие факты свидетельствуют об этом? (бросив всё, она наконец-то поехала к матери....)
- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (она почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю. проводив Катерину Петровну) Дай Бог, чтобы и у вас этот рассказ оставил в ваших сердцах зарубки.
(читаю Песнь о матери )
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно! Дети, очень срочно:
Приезжайте - заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да очень жалко:
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Как же вы позволили разлуке
Так надолго между нами встать?
Мать ждала нас в дождь и в снегопады,
В тёмную бессонницу ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Нас приводят к скорым поездам?
Слушайте: пока у нас есть мамы,
Приезжайте к ним без телеграмм!
Дом. задание: вн. чт. подготовить пересказ любого рассказа Паустовского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....