Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Календарно-тематичско планирование уроков литературы в 8 классе (64 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litra_8_gotovaya.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Вид учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты освоения темы | Дом. задание | Дата проведения | |
план | факт. | |||||||
1. | Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства | усвоение новых знаний | беседа | устный ответ по теме урока | О Получить более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о её месте в жизни общества и отдельного человека. | Составить конспект, ответы на вопросы. | ||
2. | Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, выразительное чтение | составление плана | Раскрыть своеобразие исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край | Прочит. статью учебника. | ||
3 | Лирические песни. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, сообщения учащихся | выразительное чтение по ролям | Раскрыть своеобразие лирических песен; дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях | Подготов. выр. чтение | ||
4 | Люди Древней Руси | усвоение новых знаний | выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя | ответы на вопросы | Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. | Ответы на вопросы учебника | ||
5 | Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергея Радонежского | усвоение новых знаний | рассказ учителя, словарная работа, творческие задания | устный ответ по теме урока | Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Житие Сергия Радонежского»; работа над особенностями «Жития». | Пересказ | ||
6-7 | Житие Аввакума, им самим написанное. | усвоение новых знаний | выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста | устный ответ по теме урока | В доступной форме познакомить с личностью протопопа Аввакума: понять причины написания жития самим Аввакумом. | Ответы на вопросы | ||
8 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». | Пересказ | ||
9 | Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав. | усвоение новых знаний | беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев | Составление плана | ||
10 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор III – V глав. | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение | развернутый ответ на вопрос | Проследить по тексту путь духовного становления Гринева. | Пересказ главы на выбор | ||
11-12 | Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VIII-XII глав | усвоение новых знаний | беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | Выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает. Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет проверить характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести. | Коммент. чтение | ||
13 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | ответы на вопросы | Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева; в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым. | Состав. план-характе ристику героя | ||
14 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | усвоение новых знаний | блиц-опрос | развернутый ответ на вопрос | Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести | Цитатный план | ||
15 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | беседа по теме | Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева | Пересказ отрывка | ||
16 | Развитие речи. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | развитие речи | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | Развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | Сочине ние | ||
17 | Контрольная работа по повести «Капитанская дочка». | урок контроля знаний | практикум | развернутый ответ на вопрос | Контроль знаний учащихся. | Повторить изученный материал | ||
18 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | усвоение новых знаний | беседа, рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа | беседа по теме и идее произведения | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта, проанализировать стихотворение поэта «Кавказ». | учить наизусть | ||
19 | Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед». | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам | беседа по теме и идее стихотворений | Знать тематику лирики Лермонтова. Уметь анализировать стихотворный текст. Анализируя стихотворения, дать представление о лирическом герое, о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта. | Состав. устное сообще ние | ||
20 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам | ответы на вопросы | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. | Выр. чтение | ||
21-22 | Своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма». Образ Мцыри в поэме | усвоение новых знаний | объяснение учителя, чтение и анализ текста | беседа по теме и идее произведения | Сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри как романтического произведения. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Составить план | ||
23 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | урок развития речи | беседа по вопросам | ответы на вопросы | Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри». | Сочинение | ||
24 | Н.В.Гоголь-писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | усвоение новых знаний | беседа по вопросам, чтение и анализ текста | ответы на вопросы | Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии. | Подготовить устное сообщение | ||
25 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа | беседа по теме и идее произведения | Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. | Чтение по ролям | ||
26 | Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина. | усвоение новых знаний | слово учителя, беседа | ответ на вопросы учителя | Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое Хлестаковщина. | Ответы на вопросы учебника | ||
27-28 | «Ревизор» Н.В.Гоголя. «Немая сцена». Конфликт и сюжет пьесы. | усвоение новых знаний, | беседа по вопросам | беседа по теме и идее произведения | Систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, показать его идейно-композиционное значение; определить смысл эпиграфа комедии. | Состав. план | ||
29 | Практическая работа по комедии «Ревизор». | практикум | выполнение теста | развернутый ответ на вопрос | Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение. | Ответы на вопросы учебника | ||
31 | И.С.Тургенев «Ася». Автобиографический характер повести. | усвоение новых знаний | рассказ учителя | развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение | Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомить их с фактами биографии и творчества писателя. | Ответы на вопросы | ||
32 | Господин NN в повести «Ася». | усвоение новых знаний | слово учителя, выразительное чтение, беседа. | развернутый ответ на вопрос, анализ эпизодов | Раскрыть образ героя-повествователя. | Цитатный план | ||
33 | «Что за хамелеон эта девушка?» Ася в повести. «Тургеневская» девушка. | усвоение новых знаний | лекция, сообщения учащихся | Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; дать понятие «тургеневская» девушка; провести синтез и углубление знаний об образе главной героини. | Мини-сочинение | |||
34 | «А счастье было так возможно…» Психологизм и лиризм писателя. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста | ответы на вопросы | Решить проблему истинных и ложных ценностей, способности брать на себя ответственность, распознавать истинное счастье и дорожить им. | Анализ отрывка на выбор | ||
35 | Исследовательская работа «Роль пейзажа в повести И.С.Тургенева» | урок практикум | анализ текста | ответы на вопросы | Обучение стилистическому анализу текста | Исследо вательская работа | ||
36 | Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа. | ответы на вопросы | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала»; помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел | Ответить на вопросы | ||
37 | Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. | усвоение новых знаний, практикум | сообщение ученика, выразительное чтение, беседа | беседа по прочитанным главам | Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни; контроль знаний учащихся | Ответить на вопросы, составить план | ||
38 | Сочинение по высказываниям Л.Н.Толстого. | урок развития речи | рассказ учителя, беседа по вопросам | ответы на вопросы | Развитие связной речи учащихся, уметь подбирать материал по теме и связно излагать мысли. | Сочинение | ||
39 | Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс». | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста | ответы на вопросы | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя. | Устное сообщение | ||
40-41 | Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс». «Парадокс» и «Огоньки» В.Г.Короленко | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста | ответы на вопросы | Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации. Выработка навыков анализа художественного текста. Подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения. | Пересказ | ||
42 | Личность Горького. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении. | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста | ответы на вопросы | Дополнить представления учащихся о Горьком как писателе и человеке, познакомить с содержанием «Песни о Соколе»; определить роль печального пейзажа. | Ответить на вопросы | ||
43-44 | В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе». | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста | ответы на вопросы | Определить, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявить авторскую позицию и способы её выражения. | Чтение отрывка наизусть | ||
45 | Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению. | развернутый ответ на вопрос | Дать учащимся представление о Н.А.Заболоцком как о человеке и поэте; сформировать навык сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов (А. Ахматовой «Памяти друга», Б.Пастернака «Март» и Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»). | Выразительное чтение | ||
46 | А.Т.Твардовский-поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению. | развернутый ответ на вопрос | Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Тёркина». | Выразительное чтение | ||
47 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, | развернутый ответ на вопрос | Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. Выявить жизнестойкость и оптимизм как черты русского человека. | Прочи тать, ответить на вопросы учебника. | ||
48 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение | ответ на вопрос | Проследить, как в народно-поэтической поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Тёркина | Чтение отрывка наизусть (на выбор) | ||
49 | Исследовательская работа «Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»». | усвоение новых знаний, практикум. | рассказ и пояснения учителя, беседа | ответы на вопросы | Обобщить полученные учащимися знания о Василии Тёркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. | Исследовательская работа | ||
50 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | развернутые ответы на вопросы | Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова. | Подгото вить сообще ние о писателе | ||
51 | «Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского. | Пересказ | ||
52 | Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа. Подготовка к сочинению «Поступок, за который я себя осуждаю». | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя | ответы на вопросы учителя | Выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях. | Сочинение | ||
53 | В.М.Шукшин. Личность писателя. Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина. | усвоение новых знаний | беседа по вопросам | развернутые ответы на вопросы | Познакомить учащихся с многогранной личностью В.Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию | Ответить на вопросы | ||
54 | Урок внеклассного чтения по рассказам В.М.Шукшина. Своеобразие рассказов В.М.Шукшина. | урок внеклассного чтения | сообщение ученика, беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя. | Пересказ | ||
55 | Своеобразие поэзии Николая Рубцова | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя | ответы на вопросы учителя | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта | Чтение стихотворения наизусть | ||
56 | У. Шекспир. Писатель и его время | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | развернутые ответы на вопросы | Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе | Выразительное чтение | ||
57-58 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды. | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность | Чтение по ролям | ||
59-60 | «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери. | Выписать афоризмы из текста | ||
61-62 | Развитие речи. Отзыв о прочитанном произведении | урок развития речи | беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Повторение и осмысление на уровне личностного восприятия изученных в классе произведений или прочитанных самостоятельно. | Отзыв о прочитанном произведении «След в памяти моей оставлен этой книгой…» | ||
63-64 | Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год. | практикум | беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя, тест | Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении. | Повторить изученное | ||
65-66 | Литературная игра. Практическая работа | урок контроля знаний | беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | Подвести итог изученного курса литературы в 8 классе. | |||
67-68 | Резервные уроки |
График контрольных работ по литературе в 8 классе
№ | дата | Вид работы | Тема |
Обучающее сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | «Образ Пугачева», «Смысл заглавия повести», «Образ Маши Мироновой» | ||
Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | тестовые задания | ||
Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | « Мцыри -романтическая поэма», «Характеристика Мцыри» | ||
Обучающее сочинение по высказываниям Л. Н. Толстого | тема свободная |
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: "Литература 5-9, 10-11 классы " / автор программы Г.И.Беленький: Москва «Мнемозина» 2009г.
Количество часов 68 час. , в неделю 2 часа
Учебно-методический комплекс:
1. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И.Беленького, Москва «Мнемозина» 2008 г.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество. Народные песни. | 2 | |
Русская старина | 4 | |
Литература 19 века | 30 | 5 |
Литература конца 19-начала 20 века | 7 | 1 |
Литература 20 века | 11 | 1 |
Из зарубежной литературы | 5 | |
Итоговые уроки | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов
В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Календарно-тематическое планирование по литературе по программе под редакцией Г.И.Беленького .7 класс
Планирование составлено к учебнику 2013 года из расчета 3 часа в неделю.содержит региональный компонент....
Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г. Беленького
Календарно-тематическое планирование по программе Г. Беленького 6, 7 класс (64 часа)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...