Литературная игра. Прекрасное должно быть величаво.
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

Бондарькова Татьяна Викторовна

Литературная игра, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Включает задания от самых простых (сказочная разминка) до более сложных ( какой след оставил Пушкин в жизни и творчестве других известных людей; А.С.Пушкин в музыке, живописи, архитектуре). Участвуют две команды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_po_pushkinu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

             ЛИТЕРАТУРНАЯ  ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ  СЛУЧАЙ»

                        « Прекрасное должно быть величаво»

                         ( А.С.Пушкин в  музыке, живописи)

1-й гейм  - СКАЗОЧНАЯ  РАЗМИНКА ( время – 1 минута)

                              1-я команда

1. Учёный житель Лукоморья. (Кот)

2. Профессия старика, поймавшего золотую рыбку. (Рыбак)

3. Какая часть лица пострадала после укуса шмеля? (Нос)

4. Кого спас царевич, убив стрелой чародея? (Лебедь)

5. Стал работник «верёвку крутить да конец её в море мочить». Кто вышел после этого из моря?   (Бес)

6. Что бросила царевне в руки нищая чернавка?  (Яблоко)

7. Волшебная жидкость, бывает живая и мертвая.  (Вода)

8. Все в том городе богаты, изб нет, одни …. (Палаты)

9. Какой предмет доставил на пустынный остров царицу с сыном? (Бочка)

10.Кто просил себе в награду шамаханскую царицу?  (Мудрец)                

                                  2-я команда

1. Мимо какого острова проплывали торговые люди?  (Буян)

2. Ткачиха, повариха, сватья баба …    (Бавариха)

3. Сколько братьев богатырей сваталось к красавице-царевне?  (Семь)

4. Самое скромное желание старухи, жившей у самого синего моря? (Корыто)

5. Кому приказано «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую, под сосной оставить там на съедение волкам»?   (Чернавке)

6. Что хранила говорящая голова?  (Меч)

7. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились?  (Пёс)

8. Птица-чародей, убитая стрелой царевича.  (Коршун)

9. В тот же день стал княжить он

    И нарёкся: князь … (Гвидон)

10.Какое дерево украсила златая цепь?     (Дуб)

 2-й гейм   -  «СЧАСТЛИВЫЙ  СЛУЧАЙ»

(10 вопросов – бочонков команды достают по очереди.  Один должен иметь обозначение подковы, т.е. «счастливый случай» - выносится приз)

Этот гейм сложный. Вопросы будут касаться не только творчества и жизни поэта. Мы поговорим и о том, какой след оставил А.С.Пушкин в жизни и творчестве других известных людей.

1.Двенадцатилетнего Александра Пушкина везли в Петербург для определения в Царскосельский Лицей. Проезжали через Торжок, раскинувшийся на холмистых берегах Тверцы. И тут одна из вывесок бросилась в глаза и, видимо, надолго запомнилась будущему поэту. «…. – булочных и кондитерских дел мастер» - прочёл Пушкин, отметив про себя романтически красивое имя торжковского пекаря. Через несколько лет это имя он присвоил своему главному герою. Какое?  /Е.Онегин/

2. В 1871 году в России произошло важное событие. Разрешили поставить памятник А.С.Пушкину. Когда он погиб, его друг, поэт Жуковский просил у царя Николая 1 позволения на установку памятника в с. Михайловском, где он тайно был захоронен. Но согласия не получил. И вот спустя более 30 лет объявили конкурс. Но правительство денег на это не выделило. И буквально по всей России был объявлен сбор. Скульпторы готовились к конкурсу. Прошел 1-й тур. 15 работ были представлены, отобраны – 2. Автором этих работ оказался один и тот же молодой скульптор, никому не известный. Прошёл еще один год, ещё один конкурс. Представлено 19 работ, отобрано 4. И что же? Автор этих четырёх один и тот же скульптор, который победил в прежнем конкурсе. И вот 3-й решающий тур. И безоговорочно был отобран памятник, который сейчас известен всему миру. /Показать/.

Поэт стоит, слегка наклонив голову. Правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. Кажется, шёл он по Тверскому бульвару, и остановился, обдумывая новое творение. Кто же автор?

/Александр Михайлович Опекушин/

3. Многие художники создавали портреты Пушкина. Один творец создавал его задумчивым, мечтательным, другой – серьёзным, спокойным, а то весело вышагивающим по улице, да он и сам часто рисовал свой профиль на черновиках. «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»,- так писал Пушкин об одном портрете, который ему особенно понравился. Портрет висел в его петербургской квартире на Мойке, а сейчас находится в Третьяковской галерее. Автор портрета?

/Орест Адамович Кипренский/

4.                        Сидят три витязя младые:

                           Безмолвны за ковшом пустым.

                           Забыты кубки круговые,

                           И брашна неприятны им;

                           Не слышат вещего Баяна;

                           Потупили смущённый взгляд;

                           То три соперника Руслана;

                           В душе несчастные таят

                           Любви и ненависти яд.

Вы, конечно, догадались, что отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Но, может, вы припомните имена соперников Руслана?

/Рогдай, Ратмир, Фарлаф/

5. Пушкин увидел свою будущую жену зимой 1829 года. «Я полюбил её, голова моя закружилась, я сделал предложение». Осень 1930 года сулила многие перемены в его судьбе: предстояла женитьба на 17-летней Наталье Николаевне Гончаровой. Но для него ещё не совсем ясно. Мать невесты – женщина своенравная, спесивая потребовала, чтобы Пушкин сделал её дочери приданое. Он покидает Москву с надеждой, грустью, лёгкой тоской и едет в имение, чтобы получить свою часть. И эта осень стала знаменитой. Цикл произведений, рождённых в это время, получил название по этому имению. Он испытал высокий взлёт вдохновения, «писал, как давно не писал». 5 повестей, 30 стихотворений, 2 главы «Евгения Онегина», драмы, сказки, статьи. Какое название получил этот период творчества?

/Болдинская осень/

6. Многие слова, употреблявшиеся во времена Пушкина, утратили своё прежнее значение или вовсе исчезли из нашей речи. Вам необходимо «перевести» на современный русский язык слова, встречающиеся в произведениях поэта.

а)                            Онегин жил анахоретом …

/Анахорет – человек, живущий  в уединении, замкнуто; роман «Евгений Онегин»/

б)                          На кляче тощей и косматой

                             Сидит форейтор бородатый.

/Форейтор- кучер;  роман «Евгений Онегин»/

в)                           Для призраков закрыл я вежды,

                              Но отдалённые надежды

                              Волнуют сердце иногда…

                                                    (Вежды – веки; роман «Евгений Онегин»)

г)                           Летит, летит, взглянуть назад

                              Не смеет; мигом обежала

                              Куртины, мостик и лужок,

                              Аллею к озеру, лесок…

                                                    (Куртина – клумба; «Евгений Онегин»)

д)                          Придёт ли час моей свободы?

                             Пора, пора! – взываю к ней;

                             Брожу над морем, жду погоды,

                             Маню ветрила кораблей.

                                                    (Ветрило – парус; «Евгений Онегин»)

е)                          Но он беспечно под грозою

                             И в вёдро ясное дремал.

                                                     (Вёдро – теплая и ясная погода; «Цыгане»)

ж)                         Он часто в сечах роковых

                             Подъемлет саблю…

                                              (Сеча – бой, битва; «Бахчисарайский фонтан»)

7. Десять романсов этого композитора на стихи А.С.Пушкина – это поистине десять драгоценных жемчужин. Самый совершенный – «Я помню чудное мгновенье». Кто интересуется жизнью и творчеством Пушкина, тот знает, что своё стихотворение он посвятил Анне Керн. Когда он был совсем молодым, встретил её, и она поразила его своей красотой. Впрочем, не только его. Прошло после этого несколько лет. Пушкин известен и любим. Живёт в ссылке. К соседям приезжает прекрасная дама … - Анна Керн. Её облик вновь поражает сердце поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.

Проходит 15 лет. И опять встреча. Но уже не Пушкина, а этого композитора и не с Анной Керн, а с её дочерью. В ней не было красоты матери, но живой, ясный облик пробудил любовь в сердце композитора. Слова и музыка двух великих людей слились воедино, и появилось музыкальное чудо. Кто этот композитор?          /Михаил Иванович Глинка/

8. Пушкин давно мечтал о собственном журнале. И мечту свою он смог осуществить. В 1836 году он получает разрешение на издание. Первыми сотрудниками журнала стали Жуковский, Вяземский, Одоевский, Давыдов, Гоголь. На его страницах впервые опубликовали свои стихи Тютчев и Кольцов. Первый номер Александр Сергеевич открыл стихотворением «Пир Петра 1». В день дуэли 27 января 1837 г. он отбирал материал для очередного номера. Вам остаётся только назвать данный журнал. / «Современник»/

 

9. Опера Мусоргского на драму Пушкина потрясла зрителей. Кажется, всю душу вложил композитор в это произведение. 6 лет писал он эту оперу. Друзьям порой казалось, что не сможет Мусоргский выдержать такой  творческий накал. Успех превзошёл ожидания. Когда на премьере закрылся занавес, в зале не было ни звука. Публика потрясена услышанным. Многие плакали. Потом началось небывалое. Композитора вызывали на сцену около 30 раз. Высокомерно отмалчивался лишь один человек – родственник царя, великий князь. Он и сыну запретил аплодировать. «Я должен сказать, что это позор на всю Россию, а не опера,» - не владея собой крикнул он актрисе Платоновой в её артистической. Как же . Ведь в опере подчеркнута мысль о вине русских царей в нищете, убогости, невежестве народа. Показана тупость, злобность вельмож. Музыка обращена к совести людей.

На какое произведение А.С.Пушкина написал оперу Мусоргский?

/  «Борис Годунов»/

10.                                Но панталоны, фрак, жилет,

                                     Всех этих слов на русском нет;

                                     А вижу я, винюсь пред вами,

                                     Что уж и так мой бедный слог

                                      Пестреть гораздо б меньше мог

                                      Иноплеменными словами,

                                      Хоть и заглядывал я встарь

                                      В Академический словарь.

Многие привычные для нас слова пришли к нам из других языков. Найдите в отрывках произведений Пушкина заимствованные слова.

а) «Улица была заставлена экипажами. Из карет поминутно вытягивались то гремучая ботфорта, то дипломатический башмак».

/ «Пиковая дама», гл.2.  Экипаж, ботфорт, дипломатический /

б) «В спальне за ширмами увидите две маленькие двери: справа в кабинет, куда графиня никогда не ходит, слева в коридор».

/ «Пиковая дама», гл.3. Ширма, кабинет, графиня, коридор /

Можно взять другое задание. Зависит от подготовленности обучающихся.

Этому композитору пророчили совсем иной путь. В их роду были потомственные моряки, и он сам мечтал о море. Но обучаясь в Морском кадетском корпусе, он понял, что не сможет командовать, отдавать приказы.

Его неутомимо тянула музыка. Но всё же получает образование, а перед получением диплома совершает кругосветное путешествие. Оно было обязательным. Возвратившись домой, он приступает к работе в Морском ведомстве. Но природное дарование было слишком велико. Он пишет музыку. И среди его сочинений есть оперы-сказки. Две из них написаны по сказкам Пушкина. Добрая, лукавая «Сказка о царе Салтане». Её звонкие, частушечные напевы, её ритмы до сих пор пленяют зрителя. Как злую сатиру на самодержавие написал оперу «Сказка о золотом петушке». Любил потомственный моряк этот жанр – сказку. И славу ему принесла музыка.

Кто он?  /Николай Андреевич Римский-Корсаков /

3 гейм         ТЫ – МНЕ,  Я  - ТЕБЕ

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.

4 гейм         «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ …»

1 команда

1. Где родился А.С.Пушкин?   /Москва/

2. Чьей внучкой была Надежда Осиповна – мать поэта?  /Ганнибала/

3. «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Что такое боливар?      

     / Шляпа/

4. Какие карты назвала старая графиня проигравшему Герману?

    /Тройка, семёрка, туз /

5.Автор музыки к опере «Руслан и Людмила»?   /Глинка /

6. Сколько раз забрасывал старик невод в синее море?  / Три /

7.Сторож у царя Дадона.   / Петушок /

8. Какое приданое было у мачехи царевны?… Оно всю правду говорило?

    /Зеркало/

9. Где состоялась дуэль А.С.Пушкина?  / На Чёрной речке / 

10.Последний адрес Пушкина? /Набережная Мойки, 12 /

2 команда

1. Как звали няню А.С.Пушкина? /Арина Родионовна Матвеева /

2. Первая поэма Пушкина?           /  «Руслан и Людмила» /

3. О каком трагическом событии (природном явлении) поведала поэма «Медный всадник»?   /Наводнение /

4. Сколько детей было у Пушкина?    /Четверо /

5. «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - автор опер?  /Чайковский /

6.Сын царя Салтана?   /Царь Гвидон /

7. Какую песенку пела Белочка, грызя орешки? /  «Во саду ли, в огороде…»/

8. Как звали начальника 33-х богатырей?  /Дядька Черномор /

9. С кем была дуэль у Пушкина?   / Дантес /

10.В каком городе закончился жизненный путь великого поэта? /Петербург/

5 гейм – «КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»…»

Вопросы командам задаются поочерёдно.

1.                     Острижен по последней моде,

                        Как денди лондонский одет                            /Онегин  /

2.                     Дика, печальна, молчалива,

                        Как лань лесная боязлива                               / Татьяна /

3.                     Всегда скромна, всегда послушна,

                        Всегда, как утро, весела                                   / Ольга /

4.                     Но в книгах не видал вреда;

                        Он, не читая никогда,

                        Их почитал пустой игрушкой.

                        И не заботился о том,

                        Какой у дочки тайный том…                   /Дмитрий Ларин, отец/

5.                     Звала Полиною Прасковью.

                        И говорила нараспев,

                        Корсет носила очень узкий,

                        И русский Н как   французский

                        Произносить умела в нос…                / Помещица Ларина, мать/

6.                     Красавец, в полном цвете лет,

                        Поклонник Канта и поэт…                        /Владимир Ленский/

7.                     ….        некогда буян,

                        Картёжной шайки атаман,

                        Глава повес, трибун трактирный,

                        Теперь же добрый и простой

                       Отец семейства холостой,

                       Надёжный друг, помещик мирный…      /Зарецкий/

8.                    Лет сорок с ключницей бранился,

                       В окно смотрел и мух давил…                  /Дядя Онегина/

 

                               Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

«В человеке должно быть все прекрасно…»...

В человеке все должно быть прекрасно...

Классный час предназначен для 7 класса...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....

Сценарий мероприятия "Прекрасное должно быть величаво"

Литературно-музыкальная гостиная посвящена теме "Красота в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни"...

Статья"Прекрасное должно быть величаво"

Статья-отчёт о мероприятии, проведённом в рамках школьного фестиваля...